Хозяйствующие субъекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 17:40, реферат

Краткое описание

Цель работы - проанализировать процесс кредитования юридических лиц в коммерческом банке. При достижении этой цели, были решены следующие задачи:

- изучение сущности кредитования;

- изучение организации кредитования юридических лиц в коммерческом банке;

- анализ современного состояния кредитования юридических лиц в России;

- ознакомление с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими кредитование юридических лиц в России;

- составлена общая характеристика объекта исследования - изучены основные условия и параметры кредитования в банке ХХХ

- подробно рассмотрен процесс кредитования юридических лиц в банке

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

1.1. Нормативно-правовые основы деятельности хозяйствующего субъекта

1.2. Организация кредитования предприятий (организаций)

Файлы: 1 файл

дяплом2003.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

      1.2 Факт регистрации  в установленном порядке или  легитимация иным образом

   Предприниматели и предприятия должны легитимироваться с помощью регистрации. Не нуждается в какой-либо легитимации в качестве субъекта предпринимательского права государство, то есть Российская Федерация в целом и входящие в нее субъекты РФ. В соответствии с Конституцией РФ, конституциями входящих в РФ республик они имеют соответствующую имущественную базу и компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности и руководства ею.

      1.3 Руководство хозяйственной  деятельностью

   Субъекты предпринимательского права осуществляют руководство хозяйственной деятельностью или властное государственное воздействие на такую деятельность. Соответственно объем и соотношение этих двух сфер проявления хозяйствования у разных субъектов отличается.

   Так, например, у предпринимателей - физических лиц компонент руководства вообще отсутствует. У предприятий руководство проявляется в работе своих подразделений, то есть в непосредственном ведении хозяйства. Государство, в компетенции которого преобладает хозяйственно-организаторская деятельность в отношении субъектов, действующих на основе предоставленного государством или регионом как собственниками имущества, и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении защиты публичных интересов в сфере экономики. С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, установление требований по соблюдению порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение.

   Хозяйственно-организаторская деятельность государства и регионов как собственников является предпосылкой создания предприятий, определяет содержание их деятельности и условия их прекращения. Эти отношения тесно связаны с предпринимательской деятельностью, в них государство и регионы выступают в качестве субъектов предпринимательского права, так же, как и в случаях реализации ими властных функций с целью защиты публичных интересов.

      1.4 Наличие хозяйственной  компетенции

   Необходимым элементом правосубъектности  является хозяйственная компетенция.  Она означает, что субъект имеет возможность приобретать права и обязанности с момента создания и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта наличными правами (на имущество, фирму, выбор сферы хозяйствования и др.).

      1.5 Самостоятельная  имущественная ответственность

   Самостоятельная имущественная ответственность понимается, как необходимость субъекта отвечать самому своим имуществом перед контрагентами и государством.

     Субъекты  предпринимательского права могут  быть классифицированы по различным  признакам:

     1. В зависимости от формы собственности выделяют государственные, муниципальные, частные, коллективные предприятия.

     2. В зависимости от характера хозяйственной компетенции субъектов можно выделить государство, регионы, предприятия, их подразделения.

     3. Также предприятия различают по их организационно-правовой форме.

     Таким образом, можно выделить субъекты, в  компетенции которых преобладает  ведение предпринимательской деятельности:

  1. Предприниматели – физические лица;
  2. Предприятия – юридические лица;
  3. Подразделения предприятий.

      Правовое положение  предпринимателей – физических лиц

     Правовой  статус гражданина-предпринимателя  в настоящий период закреплен  в Гражданском кодексе РФ.

     Имущественной базой физических лиц - предпринимателей по общему правилу является собственность. Однако эта база может быть также представлена арендованным имуществом.

     Необходимо  различать правосубъектность гражданина - предпринимателя от его гражданской  правосубъектности. В сфере гражданского права он обладает общей правосубъектностью в качестве лица, удовлетворяющего свои потребности в имущественных отношениях. Эти отношения регулируются гражданским законодательством. В хозяйственном обороте гражданин - предприниматель обладает специальной хозяйственной компетенцией, то есть осуществляет предпринимательскую деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

     Приобретение  статуса предпринимателя связано  для гражданина с необходимостью регистрации физического лица в  этом качестве.

      Правовое положение  предпринимателей – юридических  лиц

     Субъектом предпринимательских правоотношений также является юридическое лицо. Понятие юридического лица закреплено в статье 48 ГК РФ: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам эти имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

     Юридические лица могут быть образованы в форме  коммерческих и некоммерческих организаций. Перечень организационно-правовых форм этих организаций определен нормами  главы 4 ГК РФ.

     Некоммерческой  является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

     Правовое  положение некоммерческих организаций  определяется Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30.12.2006 г.), ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 г.).

     Некоммерческие  организации могут создаваться  для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных материальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

     Некоммерческие  организации могут создаваться  в форме общественных и религиозных  организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

     Прибыль от такой деятельности не распределяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.

     Участвуя  в хозяйственном обороте, юридические  лица приобретают право на наименование. Согласно статье 54 ГК РФ юридическое  лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно содержаться в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

     Фирменное наименование служит средством индивидуализации организации в хозяйственном  обороте. Оно подлежит регистрации. Кроме указания на организационно-правовую форму, фирменное наименование может быть представлено именем или фамилией, либо характеризовать предмет деятельности, либо быть произвольным.

     Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного из нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество» (ст. 69 ГК РФ).

     Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «товарищество на вере» (ст. 82 ГК РФ).

     В большинстве случаев учредители организации вправе выбрать для  нее любое наименование. Однако для  ряда случаев законом установлены  ограничения. Так, согласно статье 7 ФЗ «О банках и банковской деятельности»  от 02.12.1990 г. № 395-1 (в ред. от 29.12.2006 г.) ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

     Также в соответствии со статьей 5 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»  от 20.02.1992 г. № 2383-1 (в ред. от 15.04.2006 г.) организации, не отвечающие требованиям данного Закона, а также их филиалы и другие обособленные подразделения не имеют права использовать в своем наименовании слова «биржа» или «товарная биржа».

     На  основании статьи 52 ГК РФ в учредительных  документах коммерческой организации  должно определяться место его нахождения. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ)

     Следует также сказать о некоторых  имеющихся особенностях в правовом положении государственных и  муниципальных предприятий как субъектов предпринимательского права.

     Государственные предприятия выделяются по их имущественной  базе. Их имущество полностью или  в преобладающем объеме принадлежит  государству. Это государственная  собственность федерального уровня или уровня субъектов РФ.

     Обособление предприятий в обороте на базе права хозяйственного ведения имуществом государства означает автономию  их деятельности в пределах, установленных  учредительными документами.

     Государственные предприятия в основном используют унитарную форму организации. Предприятия возглавляются назначенным соответствующим государственным органом руководителем, который от имени государства реализует деятельность предприятия в соответствии с контрактом или приказом о назначении.

     Муниципальные предприятия основаны на муниципальной форме собственности. Они во многом по своему статусу напоминают государственные предприятия. Обособление их имущественной базы в форме права хозяйственного ведения имуществом региона также означает относительную хозяйственную автономию и исключает директивное воздействие со стороны местных органов власти, за исключением случаев, предусмотренных законом.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1.3. Организация кредитования предприятий (организаций)

     1) Этапы кредитования юридических лиц

     Непосредственно кредитный процесс начинается со дня первой выдачи ссуды. Однако до этого момента и вслед за ним проходит целая полоса значительной работы, выполняемой как банком-кредитором, так и клиентом-заемщиком. Современная отечественная практика, когда кредиты нужны всем, начиная от предпринимателя т заканчивая правительством, не говоря уже о предприятиях и организациях, испытывающих острый кризис платежеспособности  и нуждающихся в кредитной поддержке. Искать клиента, которому надо дать кредит, российскому коммерческому банку  не приходится, клиент ищет банк, в котором можно было бы получить ссуду.

     Таковы  реальности современной экономики  России, испытывающей острый кризис производства и финансов. Коммерческие банки не освобождаются в дальнейшем от другого  более сложного этапа – этапа рассмотрения конкретного проекта. Неустойчивость экономической ситуации, инфляции требуют от российских банков особой осторожности и опыта оценки кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантий. Аналитическая часть этого этапа представляет собой чрезвычайно ответственную задачу.

     В российских коммерческих банках решение  этой задачи, как правило, возлагается  на кредитный отдел (управление). В  отдельных банках выделяются специальные аналитические подразделения, функцией которых является всесторонняя оценка кредитуемого мероприятия. Заключение о возможности кредитования дается работнику, курирующему обслуживание данного клиента. В этом случае вся подготовительная работа возлагается на экономиста банка – он ведет предварительные переговоры, рассматривает представленную в банк документацию, готовит письменное заключение о возможности и условиях кредитования данного проекта, выписывает специальное распоряжение о выдаче кредита, собирает необходимые разрешительные подписи на кредитных документах и т.д. – в общем выполняет всю аналитическую, техническую и организационную работу по соответствующему кредитному проекту. В небольших банках вся эта работа, как правило, концентрируется в одном отделе.

Информация о работе Хозяйствующие субъекты