Хозяйственное право: понятие, принципы, значение, предмет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:37, контрольная работа

Краткое описание

Прежде чем говорить о систематизации предпринимательского законодательства, необходимо сформулировать и само понятие предпринимательского законодательства и определить его состав. Пока что приходиться констатировать отсутствие какой-либо ясности в этом вопросе.
Предпринимательское законодательство – сравнительно новая категория. Она вошла в научный оборот и фактически вытеснила понятие «хозяйственное законодательство» благодаря, прежде всего появлению нового Гражданского кодекса. Именно ГК РФ сформулировал определение предпринимательской дея¬тельности, а также установил правовой режим предпринимательства. Это дало основание некоторым цивилистам говорить о том, что предпринимательское законодательство представляет собой разновидность гражданского законодательства.

Оглавление

1. Кодификация предпринимательского законодательства, проблемы и тенденции…………………………………………..………………………….3
2. Основные досудебные процедуры разрешения хозяйственных споров……………………………………………….…………………..……12
3. Список используемой литературы………………...……….…………...….21

Файлы: 1 файл

контрольная по хоз. праву.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

      На  уровне Торгово-промышленной палаты РФ надо продолжить исследования в этом направлении. Однако было бы целесообразно преобразовать рабочую группу в экспертный совет профильного комитета ТПП РФ (например, комитета по развитию частного предпринимательства).

      Среди научных учреждений надо выбрать  одно и возложить на него обязанности  по координации научно-исследовательских  работ в сфере систематизации предпринимательского законодательства. Без необходимой научной проработки проблем систематизации не обойтись.

      Теперь  коротко об основных направлениях совершенствования  предпринимательского законодательства. Такое совершенствование должно идти по пути издания кодификационных актов, содержащих предписания комплексного характера. Причем такие акты надо разрабатывать на уровне подотраслей права и правовых институтов. В качестве примера можно привести Банковский кодекс, Страховой кодекс, Кодекс о банкротстве, Инвестиционный кодекс, издание которых предполагается в обозримом будущем. В отличие от традиционных кодексов они охватывают не отрасли права, а подотрасли (правовые институты), регулирующие какую-либо сферу предпринимательской деятельности.

      Правда, здесь таится опасность «утонуть» в кодификации, размыть привычные грани слова «кодекс». Поэтому от разработчиков, а в конечном итоге и законодателя, требуется скрупулезная (даже филигранная) нормотворческая работа. В противном случае можно действительно прийти к необходимости издания банно-прачечного кодекса (или трамвайно-троллейбусного кодекса, трубопроводного кодекса). 

      Имеется и другая проблема: разграничение  кодификации и консолидации предпринимательского законодательства. В литературе практически  нет упоминаний о консолидации законодательства. Вместе с тем она (консолидация) встречается на страницах иностранной литературы.

      В-третьих  – развитие законодательства о государственном  регулировании отдельных видов  предпринимательской деятельности. Прежде всего, надо принять закон «Об основах управления экономикой России» либо закон «О государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности», которые (при отсутствии Предпринимательского кодекса РФ) должны стать базисными нормативными актами, комплексно регулирующими отношения в сфере хозяйствования и предпринимательства. На их основе следует формировать и развивать законодательство, посвященное государственному регулированию отношений в сфере предпринимательской деятельности. 

      В частности, нужен закон об управлении федеральной государственной собственностью. Аналогичные законы нужны и на региональном уровне. В целях дальнейшего совершенствования законодательства надо подготовить и принять общий консолидирующий закон о ценах и ценообразовании. (Пример: в 1974 и 1975 г. был принят английский закон о ценах – Prices Acts. В законе необходимо предусмотреть пределы государственного (публичного) вмешательства в частные отношения ценообразования. Важно также оговорить специфику реально складывающихся взаимоотношений между РФ и ее субъектами. 

      В-четвертых  – совершенствование законодательства об отдельных видах предпринимательских  договоров. Прежде всего, надо отметить, что в ГК РФ нет определения  понятия предпринимательского договора, хотя некоторые критерии используются в действующем Кодексе. Законодатель оговаривает необходимость участия коммерческих организаций во всех публичных договорах (ст. 426), а также в договорах финансирования под уступку денежного требования (ст. 825), доверительного управления имуществом (ст. 1015) и коммерческой концессии (ст. 1027). В договорах поставки (ст. 506), поставки товаров для государственных нужд (ст. 525), контрактации (ст. 535), хранения на товарном складе (ст. 907) в качестве стороны обязательства называются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Здесь законодатель очерчивает более широкий круг потенциальных контрагентов.  

      Необходимо  продолжить совершенствование законодательства об отдельных видах предпринимательских  договоров по схеме: кодифицированный акт – специальный закон. В качестве примера можно сослаться на федеральные законы «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О лизинге» и др.

  Однако следует отметить, что имеется и другая сторона этого вопроса о том, что предложения о создании Предпринимательского кодекса, базирующиеся на идее самостоятельного "предпринимательского" (а ранее - "хозяйственного") права нельзя признать обоснованными. Такой закон не может иметь отраслевого характера (о чем говорит бесплодность попыток создания для него сколько-нибудь развитой и непротиворечивой Общей части), а сфера его предполагаемого применения, как и сфера "предпринимательского права", оказывается безбрежной и неопределенной, ибо касается большинства правовых отраслей (не говоря уже об отсутствии исторических прецедентов принятия такого рода законов).

      Невозможно  поэтому и решение им задачи систематизации всего этого огромного массива  разнородных законодательных актов. Реализация идеи создания такого необычного документа, как особый Предпринимательский кодекс, внесла бы лишь путаницу и недоразумения в систему законодательства о предпринимательстве, повсеместно так или иначе основанную на разделении частных и публичных начал.

      Следовательно, законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, может подвергаться систематизации в формах инкорпорации или консолидации, но не кодификации. Последняя, как правило, носит отраслевой характер (межотраслевая, комплексная кодификация применяется в отдельных, узких сферах хозяйственной деятельности, например в транспортной). Вместе с тем, представляя собой массив комплексных нормативных актов, такое законодательство может содержать и гражданско-правовые нормы и в этом смысле является одним из источников гражданского права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Основные досудебные  процедуры разрешения  хозяйственных споров

      В настоящее время одной из самых  распространенных категорий дел  являются хозяйственные споры. Причины  их возникновения могут быть самыми разными, и, к сожалению, рассмотрение хозяйственных споров в суде не уменьшается. Самая распространенная причина – неисполнение своих обязательств по оплате одной из сторон. Но разрешение хозяйственных споров не ограничивается только материальными интересами, к этой категории относятся также и разногласия, касающиеся ненадлежащего исполнения одной из сторон своих обязательств, предусмотренных условием договора. В частности, поводом для обращения в суд может стать несоответствие качества товара желаемому.

      В той ситуации, когда выяснить кто  прав, кто виноват - затруднительно, порядок разрешения хозяйственных споров предусматривает, что дело будет направлено на рассмотрение хозяйственных споров арбитражными судами. Даже если процесс обещает быть непростым и требует привлечения экспертов или проведения независимой экспертизы, у клиента специализированной юридической компании шансов выиграть дело и добиться желаемого намного больше, чем у компаний, которые пускают дело на самотек или рассчитывают на силы собственных юристов.

      Случается и так, что досудебное урегулирование хозяйственных споров, помогает сторонам достигнуть соглашения и понимания, не доводя дело до судебного разбирательства. Во всех остальных случаях, когда хозяйственно-правовые споры требуют рассмотрения дел в судебном органе, от специалистов требуется провести целый комплекс мероприятий, направленных на рассмотрение и решение хозяйственных споров в суде.

      Главной особенностью хозяйственных споров является то, что его участниками  выступают предприниматели и  организации коммерческой сферы  деятельности. Несмотря на то, что этот вид споров является достаточно распространенной категорией дел, включающей разные ситуации, способы разрешения хозяйственных споров существуют приблизительно одни и те же.

      Сначала специалисты изучат материалы, предоставленные клиентом, на основании которых будет разрабатываться модель дальнейшей тактики ведения дела. Особенности каждого вопроса, требующего решения, заставят специалистов поступать по-разному. В некоторых случаях работа будет начинаться с шагов, предусматривающих выполнение претензионной работы. Иногда этого бывает достаточно, чтобы исключить разрешение хозяйственных споров арбитражным судом. Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров, нередко, приносит свои положительные плоды, позволяя клиенту избегать долгих судебных разбирательств. Чтобы не доводить хозяйственные споры до суда, юристу необходимо убедить противоположную сторону в необходимости добровольно исполнить свои обязательства, а сделать это бывает нетрудно, если договор был составлен квалифицированными юристами.

      В противном случае решение хозяйственных  споров придется проводить в судебном порядке. Судебный порядок урегулирования хозяйственных споров предусматривает, что дела могут рассматриваться  в арбитражном суде, или в качестве альтернативы - рассмотрение хозяйственных споров третейскими судами.

      Мировой опыт наглядно демонстрирует, что большинство  предпринимателей в экономически развитых странах вбирают именно этот путь решения споров. Третейские суды являются коммерческой структурой и их работа направлена на то, чтобы стороны в кратчайшие сроки достигали взаимовыгодного соглашения. Как правило, и обстановка в таких судах является более непринужденной, помогая сторонам сохранить нормальные отношения. К тому же, ни для кого не секрет, что хозяйственные споры в арбитражном суде занимают достаточно много времени и являются малоприятными, в отличие от рассмотрения споров третейскими судами. Поэтому досудебное разрешение несложных вопросов возложено на третейство, что одновременно сокращает время и материальные затраты, обеспечивая соблюдение интересов клиента и позволяя эффективно решить хозяйственные споры. Адвокат, имеющий опыт в ведении подобных дел, по возможности непременно посоветует обратиться за рассмотрением дела в такой суд, чтобы как можно скорее решить спор.

      Рассмотрим  подробнее две наиболее часто применяемые досудебные процедуры решение хозяйственных споров – переговоры и медиацию.

      Переговоры - это процесс, посредством которого стороны, вовлеченные в проблему, обсуждают ее друг с другом, стараясь достичь взаимоприемлемого соглашения. Переговоры - это не только формальные встречи между президентами, руководителями фирм, представителями воюющих держав, но и неформальные попытки решить проблемы между адвокатами и клиентами, детьми и родителями, друзьями и недругами, учителями и учениками, продавцами и покупателями и многие другие.

      Во  взаимоотношениях между людьми существует большое разнообразие видов переговоров, которые могут вестись с различных позиций - силы, права, интересов. Они могут происходить непосредственно между участниками, вовлеченными в проблему, или между представляющими их интересы юристами.

      Одно  из различий в стилях ведения переговоров  представляется особенно важным. Переговоры могут происходить на уровне позиций (позиционный торг) или на уровне принципиальных интересов (интегративные переговоры). В первом случае стороны «торгуются», т.е. каждая из сторон видит ситуацию как «выигрыш—проигрыш», т.е., чтобы ей выиграть, другая сторона должна проиграть. Даже если они приходят к идеальному компромиссу, где каждая из сторон уступила поровну, ни одна из них не удовлетворяет свои интересы полностью.

      Однако  возможна и другая стратегия, когда  стороны отстаивают не свои позиции, а обращаются к тем принципиальным, более глубоким интересам, средством удовлетворения которых и должны служить эти позиции. При таком подходе оказывается возможным найти большое количество других способов удовлетворения тех же интересов, помимо отстаивания позиций. Среди этих способов нередко обнаруживаются те, которые устраивают обе стороны. Это можно назвать стратегией «выигрыш—выигрыш».

      В различных исследованиях специфики  протекания процесса переговоров между участниками разных культур (например, международных коммерческих переговоров) были выявлены некоторые особенности поведения российских представителей.

      Так, например, и немцы, и американцы отмечают следующие характерные черты  российских переговорщиков, затрудняющие взаимопонимание между сторонами:

·       слабо ориентируются в целях: характерно либо очень абстрактное видение проблемы, либо чрезмерная детализация (иногда и то, и другое вместе);

Информация о работе Хозяйственное право: понятие, принципы, значение, предмет