Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:37, контрольная работа
Прежде чем говорить о систематизации предпринимательского законодательства, необходимо сформулировать и само понятие предпринимательского законодательства и определить его состав. Пока что приходиться констатировать отсутствие какой-либо ясности в этом вопросе.
Предпринимательское законодательство – сравнительно новая категория. Она вошла в научный оборот и фактически вытеснила понятие «хозяйственное законодательство» благодаря, прежде всего появлению нового Гражданского кодекса. Именно ГК РФ сформулировал определение предпринимательской дея¬тельности, а также установил правовой режим предпринимательства. Это дало основание некоторым цивилистам говорить о том, что предпринимательское законодательство представляет собой разновидность гражданского законодательства.
1. Кодификация предпринимательского законодательства, проблемы и тенденции…………………………………………..………………………….3
2. Основные досудебные процедуры разрешения хозяйственных споров……………………………………………….…………………..……12
3. Список используемой литературы………………...……….…………...….21
Федеральное агентство по образованию
Нижнекамский
химико-технологический
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Казанский
национальный исследовательский
Кафедра:
Э и У
Контрольная работа
по дисциплине:
«Хозяйственное право»
Вариант
2
факультета проф. переподготовки
Нижнекамск,
2011
Содержание
1
Кодификация
Прежде чем говорить о систематизации предпринимательского законодательства, необходимо сформулировать и само понятие предпринимательского законодательства и определить его состав. Пока что приходиться констатировать отсутствие какой-либо ясности в этом вопросе.
Предпринимательское законодательство – сравнительно новая категория. Она вошла в научный оборот и фактически вытеснила понятие «хозяйственное законодательство» благодаря, прежде всего появлению нового Гражданского кодекса. Именно ГК РФ сформулировал определение предпринимательской деятельности, а также установил правовой режим предпринимательства. Это дало основание некоторым цивилистам говорить о том, что предпринимательское законодательство представляет собой разновидность гражданского законодательства.
Представители концепции хозяйственного права (Анохин В.С., Быков А. Г., Лаптев В.В., Мамутов В.К., Мартемьянов В.В. и др.) рассматривают предпринимательское законодательство в качестве самостоятельной отрасли российского законодательства. По их мнению, предпринимательское законодательство обладает предметным единством – это общественные отношения в сфере предпринимательства. Они предлагают издать предпринимательский (хозяйственный) кодекс.
Другая точка зрения базирует на том, что предпринимательское законодательство по своей сути есть комплексная отрасль законодательства, гармонично сочетающая публично-правовые и частноправовые начала. Комплексный характер носит и большинство нормативных правовых актов, входящих в ее состав. Причем отмечается, что предпринимательское законодательство, будучи комплексной отраслью законодательства, обладает и таким свойством, как относительная самостоятельность.
Таким образом, несмотря на принципиальное различие, в научных подходах к определению юридической природы предпринимательского законодательства можно обнаружить и ряд общих черт (элементов). Так, в правовой действительности комплексный элемент присутствует в любой отрасли законодательства, в том числе гражданского. Более того, с принятием и введением в действие четвертой части ГК РФ, посвященной регулированию объектов интеллектуальной собственности, объем публично-правовых начал в Кодексе существенно увеличивается.
Судя по общей тенденции законодателя, Гражданский кодекс РФ (легким движением руки) может превратиться в прообраз Кодекса предпринимательского.
В основу формирования предпринимательского законодательства должен быть положен такой критерий, как сфера предпринимательской деятельности. В данной сфере возникают особого рода общественные отношения. Первая группа – отношения между субъектами предпринимательской деятельности. Такие предпринимательские отношения принято именовать в литературе отношениями по горизонтали. Вторую группу представляют отношения между субъектами предпринимательской деятельности и органами государственного и местного управления. Эти связи можно назвать отношениями по вертикали. Их удельный вес в предпринимательском законодательстве значительно меньше, чем отношений по горизонтали. И в последнюю группу входят внутрифирменные (корпоративные) отношения, складывающиеся между подразделениями предприятий (организаций). Добавим, – не только .
Критерий
«сфера предпринимательской
Нет раздела (подраздела) о предпринимательском законодательстве в Классификаторе правовых актов, утвержденном указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511. Новый Классификатор (хотя не использует словосочетание «отрасль законодательства») относит гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство к числу отраслей законодательства, сгруппированных именно по этому критерию. Вместе с тем Классификатор содержит перечень правовых актов, входящих в состав отраслей законодательства, которые формируются по другим критериям. Например, классификация отраслей законодательства осуществляется с учетом такого критерия, как отрасль экономики (например, законодательство о промышленности, законодательство о строительстве и т. д.).
Поэтому
нормативные правовые акты с разной
юридической «пропиской»
Отсутствуют разделы о предпринимательском законодательстве и в справочных правовых системах. Так, СПС «Консультант Плюс» включает раздел «Хозяйственная деятельность». Даже при беглом его обзоре видна пестрая картина нормативных актов: от ГК РФ, законов «Об отходах производства и потребления», «О милиции», «О?прокуратуре Российской Федерации» до правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки. Чем руководствовались составители популярной СПС? Непонятно. Возможно, остаточным принципом.
Второй тезис: в состав предпринимательского законодательства входят акты, содержащие нормы публичного и частного права. На первый взгляд, данный тезис звучит более чем привлекательно. Однако в практическом плане невозможно установить реальные границы предпринимательского законодательства. Резонно возникает вопрос: нормы каких отраслей права подлежат включению в состав законодательства?
Предпринимательское право представляет собой комплексное образование (лучше, чем комплексная отрасль), в котором гармонично сочетаются (переплетаются) нормы публичного и частного права. Но еще раз повторим, «каждая из этих норм имеет главную «прописку» в той или иной основной отрасли…». Применительно к предпринимательскому праву такими (основными) отраслями являются гражданское и административное право. Именно на стыке этих (самостоятельных) отраслей права, по меткому выражению О. А. Красавчикова, «сфабриковано» предпринимательское право в качестве вторичного образования.
Поскольку
система права является объективной
основой для системы
Системность законодательства во многом обеспечивается путем издания кодифицированных актов в различных сферах. Каждая самостоятельная отрасль права стремится иметь свой кодифицированный акт. Существуют разные виды кодифицированных актов (основы, кодексы, уставы, положения). Роль подобного акта выполняет, в частности, Гражданский кодекс. Правда, не всегда наличие кодифицированного акта – показатель самостоятельности той или иной отрасли права (например, Градостроительный кодекс не свидетельствует о существовании градостроительного права). Не бесспорно утверждение о самостоятельности налогового права, бюджетного права в свете кодифицированных актов.
Что
касается кодификации
Идея разработки и принятия Предпринимательского (хозяйственного) кодекса не утратила своей актуальности и в современной России.
Будучи
представителями умеренной
Тем не менее, в обозримом будущем допускается издание Предпринимательского кодекса (или Кодекса Предпринимательства), который призван комплексно регулировать отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности. Указанные отношения неоднородны и состоят из административных, гражданских, финансовых и других общественных связей. В Предпринимательском кодексе должны получить закрепление публично и частноправовые начала регулирования общественных отношений в области предпринимательства. Причем Предпринимательский кодекс не должен повторять модель торговых кодексов Запада. Последние представляют собой кодифицированные акты торгового права как составной части права гражданского.
Но прежде чем говорить о целесообразности или нецелесообразности разработки и принятия Предпринимательского кодекса РФ, надо скрупулезно разобраться в том огромном нормативном массиве, который именуется «предпринимательским законодательством». Иными словами, необходимо провести инвентаризацию законодательства в сфере предпринимательской деятельности, в ходе которой следует, с одной стороны, систематизировать нормативные акты, с другой – выявить слабые звенья (например, дублирование, противоречия, отсутствие регуляторов). По масштабам – это очень большая и трудная работа. Она не под силу одному или нескольким разрозненным научным коллективам.
Эта работа должна получить государственный статус в форме указа Президента РФ либо постановления Правительства РФ. Следовало бы образовать, например, в Минюсте РФ специальное подразделение по систематизации предпринимательского законодательства.
Информация о работе Хозяйственное право: понятие, принципы, значение, предмет