Хозяйственное право: понятие, принципы, значение, предмет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:37, контрольная работа

Краткое описание

Прежде чем говорить о систематизации предпринимательского законодательства, необходимо сформулировать и само понятие предпринимательского законодательства и определить его состав. Пока что приходиться констатировать отсутствие какой-либо ясности в этом вопросе.
Предпринимательское законодательство – сравнительно новая категория. Она вошла в научный оборот и фактически вытеснила понятие «хозяйственное законодательство» благодаря, прежде всего появлению нового Гражданского кодекса. Именно ГК РФ сформулировал определение предпринимательской дея¬тельности, а также установил правовой режим предпринимательства. Это дало основание некоторым цивилистам говорить о том, что предпринимательское законодательство представляет собой разновидность гражданского законодательства.

Оглавление

1. Кодификация предпринимательского законодательства, проблемы и тенденции…………………………………………..………………………….3
2. Основные досудебные процедуры разрешения хозяйственных споров……………………………………………….…………………..……12
3. Список используемой литературы………………...……….…………...….21

Файлы: 1 файл

контрольная по хоз. праву.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Нижнекамский  химико-технологический институт (филиал)

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Казанский  национальный исследовательский технологический  университет»

   
 

Кафедра:  Э и У 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Хозяйственное право» 

Вариант 2 
 

                                                                         Выполнила: студентка  группы 5924, 

                      факультета проф. переподготовки

                                                                         Богомолова Т. В.

                                                                         Проверила: Галиахметова Р.Н. 
             
             
             
             

Нижнекамск,

2011

Содержание 

  1. Кодификация предпринимательского законодательства, проблемы и тенденции…………………………………………..………………………….3
  2. Основные досудебные процедуры разрешения хозяйственных споров……………………………………………….…………………..……12
  3. Список используемой литературы………………...……….…………...….21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Кодификация предпринимательского  законодательства, проблемы  и тенденции 

      Прежде  чем говорить о систематизации предпринимательского законодательства, необходимо сформулировать и само понятие предпринимательского законодательства и определить его состав. Пока что приходиться констатировать отсутствие какой-либо ясности в этом вопросе.

      Предпринимательское законодательство – сравнительно новая  категория. Она вошла в научный  оборот и фактически вытеснила понятие  «хозяйственное законодательство» благодаря, прежде всего появлению нового Гражданского кодекса. Именно ГК РФ сформулировал определение предпринимательской деятельности, а также установил правовой режим предпринимательства. Это дало основание некоторым цивилистам говорить о том, что предпринимательское законодательство представляет собой разновидность гражданского законодательства.

      Представители концепции хозяйственного права (Анохин В.С., Быков А. Г., Лаптев В.В., Мамутов В.К., Мартемьянов В.В. и др.) рассматривают предпринимательское законодательство в качестве самостоятельной отрасли российского законодательства. По их мнению, предпринимательское законодательство обладает предметным единством – это общественные отношения в сфере предпринимательства. Они предлагают издать предпринимательский (хозяйственный) кодекс. 

      Другая точка зрения базирует на том, что предпринимательское законодательство по своей сути есть комплексная отрасль законодательства, гармонично сочетающая публично-правовые и частноправовые начала. Комплексный характер носит и большинство нормативных правовых актов, входящих в ее состав. Причем отмечается, что предпринимательское законодательство, будучи комплексной отраслью законодательства, обладает и таким свойством, как относительная самостоятельность. 

      Таким образом, несмотря на принципиальное различие, в научных подходах к определению юридической природы предпринимательского законодательства можно обнаружить и ряд общих черт (элементов). Так, в правовой действительности комплексный элемент присутствует в любой отрасли законодательства, в том числе гражданского. Более того, с принятием и введением в действие четвертой части ГК РФ, посвященной регулированию объектов интеллектуальной собственности, объем публично-правовых начал в Кодексе существенно увеличивается.  

      Судя  по общей тенденции законодателя, Гражданский кодекс РФ (легким движением  руки) может превратиться в прообраз Кодекса предпринимательского.

      В основу формирования предпринимательского законодательства должен быть положен  такой критерий, как сфера предпринимательской деятельности. В данной сфере возникают особого рода общественные отношения. Первая группа – отношения между субъектами предпринимательской деятельности. Такие предпринимательские отношения принято именовать в литературе отношениями по горизонтали. Вторую группу представляют отношения между субъектами предпринимательской деятельности и органами государственного и местного управления. Эти связи можно назвать отношениями по вертикали. Их удельный вес в предпринимательском законодательстве значительно меньше, чем отношений по горизонтали. И в последнюю группу входят внутрифирменные (корпоративные) отношения, складывающиеся между подразделениями предприятий (организаций). Добавим, – не только

      Критерий  «сфера предпринимательской деятельности» позволяет провести разграничение между предпринимательским и хозяйственным законодательством; объект последнего – отношения в области хозяйствования. В юридической литературе нередко ставится знак равенства между рассматриваемыми понятиями. Соответственно объявляются синонимами такие базовые понятия науки, как «хозяйственное право», «предпринимательское право» и даже «коммерческое право».

      Нет раздела (подраздела) о предпринимательском  законодательстве в Классификаторе правовых актов, утвержденном указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511. Новый Классификатор (хотя не использует словосочетание «отрасль законодательства») относит гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство к числу отраслей законодательства, сгруппированных именно по этому критерию. Вместе с тем Классификатор содержит перечень правовых актов, входящих в состав отраслей законодательства, которые формируются по другим критериям. Например, классификация отраслей законодательства осуществляется с учетом такого критерия, как отрасль экономики (например, законодательство о промышленности, законодательство о строительстве и т. д.).

      Поэтому нормативные правовые акты с разной юридической «пропиской» оказались  разбросанными по всему Классификатору. Такая ситуация объяснима двумя причинами. Во-первых, названный Классификатор разработан и издан в целях унификации банка данных о правовых актах, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между органами власти федерального, регионального и местного уровней. При его разработке не преследовалась цель формирования состава отраслей российского законодательства. Напротив, разработчики продемонстрировали прикладной характер Классификатора 6 . Во-вторых, c учетом публично-правовых начал многие вопросы предпринимательства оказались в других разделах Классификатора.  

      Отсутствуют разделы о предпринимательском  законодательстве и в справочных правовых системах. Так, СПС «Консультант Плюс» включает раздел «Хозяйственная деятельность». Даже при беглом его обзоре видна пестрая картина нормативных актов: от ГК РФ, законов «Об отходах производства и потребления», «О милиции», «О?прокуратуре Российской Федерации» до правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки. Чем руководствовались составители популярной СПС? Непонятно. Возможно, остаточным принципом.

      Второй  тезис: в состав предпринимательского законодательства входят акты, содержащие нормы публичного и частного права. На первый взгляд, данный тезис звучит более чем привлекательно. Однако в практическом плане невозможно установить реальные границы предпринимательского законодательства. Резонно возникает вопрос: нормы каких отраслей права подлежат включению в состав законодательства?

      Предпринимательское право представляет собой комплексное образование (лучше, чем комплексная отрасль), в котором гармонично сочетаются (переплетаются) нормы публичного и частного права. Но еще раз повторим, «каждая из этих норм имеет главную «прописку» в той или иной основной отрасли…». Применительно к предпринимательскому праву такими (основными) отраслями являются гражданское и административное право. Именно на стыке этих (самостоятельных) отраслей права, по меткому выражению О. А. Красавчикова, «сфабриковано» предпринимательское право в качестве вторичного образования.  

      Поскольку система права является объективной  основой для системы законодательства, постольку предпринимательское  законодательство базируется, образно  говоря, «тяготеет» к предпринимательскому праву. Последнее (право) определяет не только некоторые существенные черты предпринимательского законодательства, но характер работы по систематизации нормативного массива. Хотя при этом система законодательства не является слепком с системы права, не копирует ее. 

      Системность законодательства во многом обеспечивается путем издания кодифицированных актов в различных сферах. Каждая самостоятельная отрасль права  стремится иметь свой кодифицированный акт. Существуют разные виды кодифицированных актов (основы, кодексы, уставы, положения). Роль подобного акта выполняет, в частности, Гражданский кодекс. Правда, не всегда наличие кодифицированного акта – показатель самостоятельности той или иной отрасли права (например, Градостроительный кодекс не свидетельствует о существовании градостроительного права). Не бесспорно утверждение о самостоятельности налогового права, бюджетного права в свете кодифицированных актов. 

      Что касается кодификации предпринимательского (раньше – хозяйственно) законодательства, то эта работа не принесла ощутимых результатов как в советское, так и в постсоветское время. Разработанные проекты Основ хозяйственного законодательства, Хозяйственного кодекса СССР не нашли поддержки у законодателя, а потому сохранились в качестве своеобразных памятников хозяйственно-правовой мысли.

      Идея  разработки и принятия Предпринимательского (хозяйственного) кодекса не утратила своей актуальности и в современной  России. 

      Будучи  представителями умеренной научной  позиции теории предпринимательского (хозяйственного) права, мы считаем, что издание предпринимательского (равно коммерческого, торгового или хозяйственного) кодекса в России пока нецелесообразно. Дуализм правового регулирования экономики приведет к серьезной проблеме разграничения сферы действия гражданского и торгового (предпринимательского и др.) права. К такому же выводу можно прийти, анализируя нормы (правила) проектов Хозяйственного (Предпринимательского) кодексов, Основ хозяйственного законодательства, разработанных в свое время учеными – представителями концепции хозяйственного права России, а также при анализе действующего Хозяйственного кодекса Украины, поскольку  с его принятием проблем правового регулирования предпринимательства стало меньше. И главная причина этого – разграничение сферы действия ГК и Хозяйственного кодекса Украины.

      Тем не менее, в обозримом будущем  допускается издание Предпринимательского кодекса (или Кодекса Предпринимательства), который призван комплексно регулировать отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности. Указанные отношения неоднородны и состоят из административных, гражданских, финансовых и других общественных связей. В Предпринимательском кодексе должны получить закрепление публично и частноправовые начала регулирования общественных отношений в области предпринимательства. Причем Предпринимательский кодекс не должен повторять модель торговых кодексов Запада. Последние представляют собой кодифицированные акты торгового права как составной части права гражданского. 

      Но  прежде чем говорить о целесообразности или нецелесообразности разработки и принятия Предпринимательского кодекса РФ, надо скрупулезно разобраться в том огромном нормативном массиве, который именуется «предпринимательским законодательством». Иными словами, необходимо провести инвентаризацию законодательства в сфере предпринимательской деятельности, в ходе которой следует, с одной стороны, систематизировать нормативные акты, с другой – выявить слабые звенья (например, дублирование, противоречия, отсутствие регуляторов). По масштабам – это очень большая и трудная работа. Она не под силу одному или нескольким разрозненным научным коллективам. 

      Эта работа должна получить государственный статус в форме указа Президента РФ либо постановления Правительства РФ. Следовало бы образовать, например, в Минюсте РФ специальное подразделение по систематизации предпринимательского законодательства.

Информация о работе Хозяйственное право: понятие, принципы, значение, предмет