Гражданские правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Становление эффективной экономики в настоящее время неразрывно связано с процессами формирования различных сфер и видов хозяйственной деятельности. Процесс трансформации собственности за последнее время определил основные сектора экономической жизни и фундамент для дальнейшего экономического развития. Сегодня появилось множество хозяйствующих субъектов частной формы собственности. Многие граждане стали осуществлять предпринимательскую деятельность в различных ее видах и формах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3 стр.

Раздел 1. Современное состояние хозяйственного права в Республике Беларусь…………………………………………

Глава 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство

Глава 2. Состав и структура хозяйственного законодательства ....

Глава 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности

Глава 4. Граждане как субъекты хозяйственной деятельности

Глава 5. Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования.


Раздел 2. Перспективы развития хозяйственного права в Республике Беларусь …………………………………………………............18 стр.

Глава 1. Формирование хозяйственного законодательства….

Глава 2. Основы развития и совершенствования хозяйственного законодательства

Глава 3. Основы необходимые для дальнейшего совершенствования хозяйственного законодательства

Глава 4 Проблемы систематизации хозяйственного законодательства

Глава 5 Тенденции современного хозяйственного права


Заключение…………………………………………………...28 стр.

Список литературы………………………………………….29 стр

Файлы: 1 файл

Курсовая ХП!!!.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Основы развития и совершенствования хозяйственного законодательства  

     Процесс   развития  и  совершенствования   законодательства

Республики  Беларусь определяют:

  • тенденции  развития  общественных  отношений  и  их  влияние на нормотворчество;
  • принципы права;
  • принципы формирования законодательства;
  • адекватный  научно-практический  анализ позитивных и негативных тенденций развития законодательства;
  • оптимальное    сочетание    индивидуальных,    общественных   и государственных интересов;
  • критерии  включения  норм  международного  права в национальное законодательство;
  • перспективное и текущее планирование нормотворчества.

     Процесс  развития  и  совершенствования  законодательства во

многом  зависит  от  создания  внутренне  согласованной,  научно   и

логически обоснованной системы законодательства. Для ее формирования

необходимо:

  • детально  установить условия и порядок принятия различных видов нормативных правовых актов;
  • четко    обозначить    компетенцию   нормотворческого   органа, регламентация  которой  связана  с  принятием (изданием) нормативных правовых актов;
  • разрешить  проблемы  иерархического  соподчинения   нормативных правовых актов, в первую очередь законодательных;
  • законодательно    закрепить  место  общепризнанных   принципов международного права и норм международных договоров в системе права, установить порядок их применения.

     Основными   задачами  нормотворческого  процесса   являются

определение  степени  востребованности обществом того или иного акта

законодательства,    оценка    социальной    базы    будущего   акта

законодательства    и    степени   охвата  правовым   регулированием

общественных    отношений,  а  также  поиск  оптимальных   вариантов

регулирования возникших общественных отношений.

       В  процессе правового регулирования  в первую очередь необходимо

решить  следующие задачи:

  • дать    характеристику    общественных  отношений,   подлежащих правовому регулированию;
  • определить    правовой  режим  в  конкретной  сфере   правового регулирования;
  • установить  средства,  способы  и приемы обозначения требуемого правового режима.

      Необходимым   условием  формирования  оптимальной   системы

законодательства  является  четкая  иерархия  нормативных   правовых

актов. Каждый вид актов  должен занимать строго установленное место  в системе законодательства, соответствующее его юридической силе.

      
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Основы необходимые для дальнейшего совершенствования хозяйственного законодательства 

     В целях правового урегулирования преобразований, проводимых

в экономической сфере, следует:

  • создать  эффективную  систему  государственной  поддержки

предпринимательства    в    сочетании    с    оптимальной   системой

государственного  регулирования,  обеспечить  наиболее благоприятные

  • организационно-правовые условия для развития предпринимательства; принять    в  развитие  положений  Гражданского   кодекса Республики    Беларусь    законодательные   акты,  направленные   на упорядочение  и  упрощение  процедуры лицензирования отдельных видов деятельности,  государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • развить  нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь в

части    более    полной    регламентации    договора    комплексной

предпринимательской лицензии (договора франчайзинга);

  • создать    условия    для    дальнейшего     формирования

законодательства,   регулирующего  отношения  в  сферах   страховой,

аудиторской,    рекламной,  оценочной,  концессионной,   лизинговой,

ипотечной    и   биржевой  деятельности,  обращения  ценных   бумаг,

ценообразования, а также государственной антимонопольной  политики;

  • обеспечить    наиболее  полное  регулирование   отношений

собственности, приватизации, строительства. 

     В сфере международного частного права необходимо:

  • разработать и принять комплексный закон, регламентирующий

порядок    государственного    регулирования     внешнеэкономической

деятельности, заключения и совершения внешнеэкономических  сделок;

  • обеспечить  создание  на внутреннем рынке равных прав для

субъектов предпринимательской деятельности, условий для справедливой

конкуренции  с  участием  иностранных  инвесторов  путем  приведения

законодательства  Республики  Беларусь в соответствие с требованиями

международных  соглашений,  заключенных  в рамках Всемирной торговой

организации  (ВТО),  посредством отказа от использования  нетарифного

регулирования    в  качестве  инструмента  поддержки   отечественных

товаропроизводителей;

  • разработать    новые    нормативные    правовые     акты,

регламентирующие    концессионные   отношения,  правовое   положение

иностранных    юридических  лиц,  режим  имущества,   принадлежащего

иностранным лицам.

     В  целях совершенствования  правового регулирования  аграрных

отношений следует:

  • установить    правовой    статус     сельскохозяйственных

производственных  и сельскохозяйственных потребительских  кооперативов

(перерабатывающих,      сбытовых    (торговых),       обслуживающих,

снабженческих,   садоводческих,  огороднических,   животноводческих,

кредитных  и  иных),  а  также  определить  правовой режим имущества

крестьянского  (фермерского)  хозяйства  как  организационно-правовой

формы юридического лица;

  • подготовить  и  принять  законодательные  акты  в области

государственного    регулирования  агропромышленного   производства,

сохранения  и повышения плодородия почв, защиты растений;

  • определить  правила  заключения  и  выполнения  договоров

поставки  сельскохозяйственной  продукции  для государственных нужд,

контрактации,   финансовой  аренды  (лизинга)   сельскохозяйственной

техники;

  • урегулировать  отношения  в области страхования имущества

сельскохозяйственных  организаций;

      Данные  основы помогут повысить эффективность правового  регулирования общественных отношений в области хозяйственного права и создать наиболее благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности, которой должно способствовать законодательство Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Проблемы систематизации хозяйственного законодательства 

     Многообразие  нормативных актов, издаваемых в  области хозяйственных отношений, большое число органов, имеющих  право издавать нормативные акты в этой области, создают огромный массив несистематизированных и  неупорядоченных актов. В основе этого массива нет системообразующего акта.

     Системообразующий акт необходим, чтобы:

  • сделать законодательство этой сферы обозримым и удобным для практического применения;
  • создать стройную и взаимоувязанную иерархию актов, в которой можно было бы, исходя из основных решений, получить точные данные об окончательном, детальном решении вопроса в подзаконном нормировании;
  • в иерархии нормативного регулирования выдерживать требования последовательного соответствия актов нижестоящего ранга актам вышестоящих органов;
  • за счет создания общей части хозяйственного законодательства обеспечить не только единство правового регулирования в его особенных ответвлениях, но сэкономить нормотворческий материал, в котором принципиальные положения не нуждались бы в повторении в каждом подразделении особенных частей хозяйственного законодательства.

     Такие проблемы, естественно, могут быть решены только на основе кодификации хозяйственного законодательства, создания Хозяйственного кодекса РБ.

     Сегодня, на мой взгляд нет причин, которые давали бы основания настаивать на дуализме регулирования. Необходим единый подход к хозяйствованию и в горизонтальных, и в вертикальных отношениях воздействия государства на рынок. Поэтому нужно преодолеть наследие прошлого в этой области и сосредоточить усилия не на расщепленном варианте регулирования, а на создании единого системообразующего акта - Кодекса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 5. Тенденции современного хозяйственного законодательства  

     Многие  предписания законодательства не порождают  ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде ставят задачи и описывают желаемое положение дел. Сами по себе правильные слова ничего в экономике страны изменить не могут. Для их реализации необходимо создание конкретных юридически закрепленных правил поведения и контроль со стороны исполнительной власти за их осуществлением.

     В законодательстве существует часто  употребляющийся термин "ответственность". Можно назвать три значения этого термина: а) как синоним обязанности; б) сознание долга перед обществом, государством, людьми, побуждающее выполнить возложенные на хозяйственный орган или должностное лицо обязанности; в) юридическую ответственность, основанием возникновения которой является правонарушение. Однако разработчики проектов законодательных и других нормативных актов не заинтересованы в установлении за уклонение от предписанных правовыми нормами правил юридической ответственности. Как правило, фигурирует декларация о "персональной ответственности".

     Значительное  число актов хозяйственного законодательства, хотя и содержит слова "право" и "обязанность", но создает лишь видимость правового регулирования. Если акт не обеспечен механизмом его реализации, то на практике его применить затруднительно.

     Если  при подготовке законопроектов ведомственные  интересы сказываются на качестве разрабатываемых  документов, то ведомственное засилье  в подготовке решений Правительства РБ проявляется и в других формах. Например, просматривается тенденция к неоправданному сокращению нормативно-правового регулирования важнейших отношений в сфере народного хозяйства на уровне Правительства РБ с одновременной передачей юридической регламентации этих отношений на ведомственный уровень, причем именно тем органам, учреждения и организации которых являются сторонами этих отношений, что создает возможность для реализации ведомственных интересов в ущерб общегосударственным.

Информация о работе Гражданские правоотношения