Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 22:52, курсовая работа
Становление эффективной экономики в настоящее время неразрывно связано с процессами формирования различных сфер и видов хозяйственной деятельности. Процесс трансформации собственности за последнее время определил основные сектора экономической жизни и фундамент для дальнейшего экономического развития. Сегодня появилось множество хозяйствующих субъектов частной формы собственности. Многие граждане стали осуществлять предпринимательскую деятельность в различных ее видах и формах.
Введение……………………………………………………………….3 стр.
Раздел 1. Современное состояние хозяйственного права в Республике Беларусь…………………………………………
Глава 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство
Глава 2. Состав и структура хозяйственного законодательства ....
Глава 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности
Глава 4. Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
Глава 5. Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования.
Раздел 2. Перспективы развития хозяйственного права в Республике Беларусь …………………………………………………............18 стр.
Глава 1. Формирование хозяйственного законодательства….
Глава 2. Основы развития и совершенствования хозяйственного законодательства
Глава 3. Основы необходимые для дальнейшего совершенствования хозяйственного законодательства
Глава 4 Проблемы систематизации хозяйственного законодательства
Глава 5 Тенденции современного хозяйственного права
Заключение…………………………………………………...28 стр.
Список литературы………………………………………….29 стр
Учреждение
образования Федерации
Международный
институт трудовых и социальных отношений
Курсовая
работа
По дисциплине: «Гражданское право»
На тему: «Гражданские
правоотношения
Минск,
2010
Содержание
Введение……………………………………………
Раздел 1. Современное состояние хозяйственного права в Республике Беларусь…………………………………………
Глава 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство
Глава 2. Состав и структура хозяйственного законодательства ....
Глава 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности
Глава 4. Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
Глава
5. Понятие и виды имущества субъектов
хозяйствования.
Раздел
2. Перспективы развития хозяйственного
права в Республике Беларусь …………………………………………………...........
Глава 1. Формирование хозяйственного законодательства….
Глава 2. Основы развития и совершенствования хозяйственного законодательства
Глава 3. Основы необходимые для дальнейшего совершенствования хозяйственного законодательства
Глава 4 Проблемы систематизации хозяйственного законодательства
Глава
5 Тенденции
современного хозяйственного права
Заключение……………………………………
Список
литературы………………………………………….29
стр
ВВЕДЕНИЕ
Становление эффективной экономики в настоящее время неразрывно связано с процессами формирования различных сфер и видов хозяйственной деятельности. Процесс трансформации собственности за последнее время определил основные сектора экономической жизни и фундамент для дальнейшего экономического развития. Сегодня появилось множество хозяйствующих субъектов частной формы собственности. Многие граждане стали осуществлять предпринимательскую деятельность в различных ее видах и формах.
Вместе с тем, развитие предпринимательской деятельности на протяжении истории обеспечило ряду стран экономическое могущество и силу, и напротив, «отказавшись» от частной собственности, экономическое развитие стран бывшего СССР приобрело иную направленность и, в конечном счете, реформы, произошедшие в конце 80-х годов «взяли курс» на развитие рыночной среды, разнообразие форм собственности, признав административно-командную систему неэффективной. Поэтому становление и поддержка предпринимательства является одной из важнейших задач в современной Беларуси.
Мировая экономическая мысль на протяжении продолжительного периода времени активно занималась теорией и практикой предпринимательства.
Сегодня остро стоит проблема теоретического осмысления сущности, организационных форм и дальнейших ориентиров развития предпринимательства, появляется необходимость их исследования. Развитие мировой экономики показало, что предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования и развития экономики с рыночным механизмом хозяйствования.
Для
широкомасштабного становления
сегодня срочно надо создать соответствующие
правовые и другие условия. Беларуси не
выйти из такого количества экономических
проблем и не встать на путь устойчивого
хозяйственного прогресса, не войти в
мировую экономику в качестве равного
субъекта международных отношений без
развитого предпринимательства.
Раздел 1. Современное состояние хозяйственного права
Глава 1 .Хозяйственное право и хозяйственное законодательство
Хозяйственное право в теории хозяйственного права рассматривается в нескольких аспектах:
– как самостоятельная отрасль права, имеющая свой самостоятельный предмет и метод правового регулирования;
– как система законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность;
– как учебная дисциплина.
Особенности хозяйственного права: по субъектному составу, так как в качестве субъектов выступают юридические лица, осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность; по сфере правового регулирования, так как распространяется только на область производства товаров, продукции, работ, услуг, а также коммерческого оборота и регулируется особым видом хозяйственного законодательства. Отсюда вытекают и свои специфические вопросы прав и обязанностей.
Для хозяйственного права, в отличие от гражданского права, характерен императивно-диспозитивный метод правового регулирования. Хозяйственное законодательство включает законы, постановления и другие нормативные акты, являющиеся источником хозяйственного права. Хозяйственное законодательство, таким образом, представляет собой совокупность нормативных актов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения с участием юридических и физических лиц.
Особенностью хозяйственного законодательства является не только особая сфера его применения, но и то, что оно включает в себя достаточно много правовых актов, принятых на уровне министерств и ведомств. Обязательными в хозяйственной деятельности являются Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, что вызвано динамикой развития хозяйственных отношений.
Наиболее часто применяемые на практике нормы хозяйственного права закреплены в следующих актах законодательства:
– Гражданском кодексе Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. ;
– Инвестиционном кодексе Республики Беларусь от 22 июня 2001 г.;
– Законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998 г.;
– Законе Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 25 октября 2004 г.;
–
Законе Республики Беларусь «Об экономической
несостоятельности (банкротстве)» от 18
июля 2000 г.
Глава
2
Состав и структура хозяйственного законодательства
Хозяйственное законодательство включает законы и другие нормативные акты, являющиеся источниками хозяйственного права.
Если
хозяйственное право
Конечно, нормы одной отрасли права могут включаться в нормативные акты другой отрасли законодательства. Так, с одной стороны, нормы хозяйственного права содержатся в гражданском законодательстве. С другой стороны, в нормативных актах хозяйственного законодательства содержатся нормы гражданского права, примером чего являются транспортные уставы и кодексы. Преимущественно это акты хозяйственного законодательства, но в части регулирования перевозки пассажиров и багажа они содержат нормы гражданского права.
Выражая содержание хозяйственного права как отрасли права, хозяйственное законодательство является его внешней формой и характеризуется теми же признаками, что и хозяйственное право.
Под источником права понимаются определенные формы выражения государственной воли, складывающиеся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права.
Источниками хозяйственного права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 85 Конституции РБ приравнивает к конституционным законам декреты Президента.
Переход
к законодательству, а не подзаконному
регулированию экономики, несомненно,
следует отнести к
Основным видом источников хозяйственного законодательства являются законы Республики Беларусь. Главным источником безусловно является Конституция Республики Беларусь. Для хозяйственного права центральное значение имеют нормы ст. 13, определяющие равенство форм собственности. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость использовать в экономике конкурентное взаимодействие всех форм собственности: государственной, частной и иных форм собственности.
Будучи Основным законом нашей страны, Конституция РБ содержит в себе нормы различных отраслей права.
Особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде кодексов. Отраслевые кодифицированные нормативные акты являются прежде всего базой для развития всего текущего отраслевого законодательства на территории Республики Беларусь.
В принятом в 1999 г. Гражданском кодексе РБ предмет хозяйственного права вошел в предмет гражданского права. Авторы Гражданского кодекса часть хозяйственных отношений по горизонтали отнесли к сфере гражданского законодательства, а хозяйственные отношения по вертикали, не вошедшие в эту сферу и не регулируемые комплексно административным правом, оставили не урегулированными. Учитывая сложность и многоуровневость хозяйственно-правовых отношений, а также объективно оценивая социально-экономическую обстановку в Республике Беларусь в настоящее время и необходимость скорейшего создания основ нормативно-правовой базы рыночной экономики, позиция авторов Кодекса вполне объяснима.
Представляется, что высказываемые предложения о проведении кодификации хозяйственного законодательства путем издания единого закона типа Хозяйственного кодекса РБ, который установит общие правила и основные положения регулирования хозяйственных отношений во всех отраслях экономики и по всем видам хозяйственной деятельности, приведет хозяйственное законодательство в единую систему.
Среди подзаконных, регулирующих хозяйственные отношения нормативных актов большой массив составляют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РБ. В соответствии со ст. 85 Конституции РБ Указы Президента не могут противоречить Конституции РБ. В случае их противоречия действует норма Конституции. Указы и Декреты Президента как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при пробельности в решении законом тех или иных вопросов или при необходимости оперативного принятия законодательных решений.
Постановления Правительства РБ, изданные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками хозяйственного права. Постановления Правительства РБ не должны противоречить Конституции РБ, республиканским законам и Указам (Декретам) Президента РБ. В противном случае постановление Правительства РБ может быть отменено Президентом в соответствии с п. 25 ст. 84 Конституции РБ. Акты правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и исполнение законов.