Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:14, реферат
Цель данной работы определить значение христианства в формировании правовой культуры Киевской Руси.
Для достижения цели в ходе работы решается ряд задач:
рассматриваются предпосылки крещения Руси;
рассматривается крещение князя Владимира;
рассматривается взаимодействие культуры и религии;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Возникновение Древне-Русского государства……………………………....5
1.1. Социальные предпосылки крещения Руси…………………………………5
1.2. Крещение князя Владимира…………………………………………………8
2. Взаимодействие христианства и русской культуры..………………………11
2.1. Русское искусство и православная вера…………………………………..11
2.2. Международное значение Древне-Русского государства………………..13
Заключение………………………………………………………………………15
Библиографический список литературы………………………………………16
Христианизация повсеместно встречала сопротивление населения. Князю Владимиру, его дружинникам, родовой знати пришлось приложить немало усилий, а иногда и применять прямую силу для того, чтобы утвердить христианские обряды, верования, образ жизни.
Вместе с христианской верой из Византии и Болгарии на Русь пришли искусство каменной архитектуры и иконописи; книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета (прежде всего Евангелия и Псалтырь); «Палеи» (книги, толковавшие текст Священного Писания); «Торжественники» (толкования текста Писания, приуроченные к христианским праздникам); богослужебная литература – многочисленные «Часословы», «Требники», «Служебники», «Тропари», сборники христианских проповедей – «Златоусты», «Златоструи»; жития святых и т.п.
Русское искусство и православная вера на протяжении многих веков шли рука об руку. Почти семь столетий искусство развивалось в рамках, устанавливаемых религией. Тесно связаны с религиозным каноном были первые светские романы и повести, возникшие в XVII в., первые драмы («Комедия притчи о Блудном Сыне» С. Полоцкого) и стихотворения (его же «Вертоград Многоцветный») и первые портретные изображения царей («парсуны»).
С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские ораторы-проповедники в своих речах утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных мира сего. Церковное проповедничество – устное и письменное – было школой приобщения народа к высоким ценностям культуры, способствовало формированию национального самосознания.
Но из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, – «Слово о Законе и Благодати», созданное митрополитом Иларионом.
Любимейшим чтением русских людей были жития святых. Вначале на Руси, были лишь переводные жизнеописания. Потом их стали создавать и на собственном материале. Так появились жития первых русских святых Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, Мстислава и Ольги, Александра Невского. Автором первых русских житийных произведений – о Борисе и Глебе, о Феодосии Печерском – был монах Нестор, один из составителей «Повести Временных лет». Позднее жития включались в различные книги – «Прологи», «Патерики» (сборники, в которых описывались отдельные эпизоды жизни и деяния подвижников – монахов, отшельников – какой-либо одной местности).
Жития святых любили читать многие русские писатели XIX в. – Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой.
Нельзя переоценить вклад преподобного Сергия Радонежского. Деятельность Сергия по духовному собиранию и нравственному воспитанию русского народа оказала огромное воздействие на сознание русских людей. Он реформировал некоторые церковные обряды. Сергий был крупнейшим строителем и организатором русской культуры. В основанном им монастыре была собрана обширная библиотека. Начало ей положил сам Сергий, который пришел на место будущего монастыря, в дремучий лес, имея при себе две книги: Псалтырь и Евангелие. Позднее монастырь стал крупнейшим культурным центром, местом производства рукописных икон и книг
С именем Сергия связано и еще одно крупнейшее событие русской культуры. Именно по заказу Сергия Андрей Рублев сотворил свою гениальную икону «Троица», выразив в ней духовный идеал древнерусского человека – красоту гармоничной, «соборной» жизни.
2.2. Международное значение Древне-Русского государства
Древнерусская держава по своему географическому положению занимала важное место в системе европейских и азиатских стран и была одной из сильнейших в Европе.
Постоянная борьба с кочевниками защищала от разорения более высокую земледельческую культуру, способствовала обеспечению безопасности торговли. Торговля Западной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока, с Византийской империей во многом зависела от военных успехов русских дружин.
О международном значении Руси свидетельствуют брачные связи киевских князей. Владимир Святой был женат на сестре византийских императоров Анне. Ярослав Мудрый, его сыновья и дочери породнились с королями Норвегии, Франции, Венгрии, Польши, византийскими императорами. Дочь Анна была женой французского короля Генриха I, сын Всеволод женат на дочери византийского императора, а его внук Владимир — сын византийской царевны — женился на дочери последнего англосаксонского короля Гаральда[¹].
Заключение
В течение ряда столетий могущественнейшей страной христианского мира и распространительницей православной культуры была Византия.
Ни одно государство Европы и Азии не оказало на Русь столь глубокого и сильного влияния, как православная Византия. Воспринимая все полезное от Византии, Русь развивала свою православную культуру.
Но, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия. И проявилось это в двоеверии – причудливом сплаве, который образовало греческое православие и славянское язычество. Примером того служит и многоглавие первых русских соборов, и эпос, не говоря о самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения.
Коренные, так сказать, традиции христианства, питавшие зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать перенимаемые достижения, дополнять их, закладывая тем самым основу будущего развития. Вследствие этого, получили своё развитие православная литература, иконопись, храмовое строительство, церковное пение и музыка.
Православие стало формой, вобравшей в себя все движение духовной культуры – философии, политической мысли, этические нормативы, подчинило своему авторитету поиск художественных образов и приемов их отображения.
Библиографический список литературы
1. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие для учащихся среднего возраста. – М., 2002.
2. Златоструй. Древняя Русь. Х – Х1П вв. / Сост., автор. текст, коммент. А.Г. Кузьмина, А.Ю. Карпова. – М., 2004.
3. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 2002.
4. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. – М., 2003.
5. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. – М., 2007;
6. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Избр. работы: В 3 т. – Л., 2005. Т. 1.
7. Титов Ю.П. История государства и права России.- М., 2002
8. Федотов Г.П. Святые Древней Руси / Предисл. Д.С. Лихачева и А.В. Меня. – М., 2006.
9. Чистяков О.И. История отечественного государства и права Ч. 1. -М., 2002.
[¹] Исаев И.А. История государства и права России. М., 2002. С.12.
[²] Повести Древней Руси. Л., 1983. С. 31
[¹] История отечественного государства и права Ч. 1. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 2002.С.27.
[¹] Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. Под ред. А.С.Орлова, А.Ю. Ползунова, Т.Л. Шестова, Ю.А. Щетинова. 2-е изд., доп. - М.: Простор, 2005 С. 16.
Информация о работе Значение христианства в формировании правовой культуры Киевской Руси