Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:14, реферат
Цель данной работы определить значение христианства в формировании правовой культуры Киевской Руси.
Для достижения цели в ходе работы решается ряд задач:
рассматриваются предпосылки крещения Руси;
рассматривается крещение князя Владимира;
рассматривается взаимодействие культуры и религии;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Возникновение Древне-Русского государства……………………………....5
1.1. Социальные предпосылки крещения Руси…………………………………5
1.2. Крещение князя Владимира…………………………………………………8
2. Взаимодействие христианства и русской культуры..………………………11
2.1. Русское искусство и православная вера…………………………………..11
2.2. Международное значение Древне-Русского государства………………..13
Заключение………………………………………………………………………15
Библиографический список литературы………………………………………16
3
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Возникновение Древне-Русского государства……………………………....5
1.1. Социальные предпосылки крещения Руси…………………………………5
1.2. Крещение князя Владимира…………………………………………………8
2. Взаимодействие христианства и русской культуры..………………………11
2.1. Русское искусство и православная вера…………………………………..11
2.2. Международное значение Древне-Русского государства………………..13
Заключение……………………………………………………
Библиографический список литературы………………………………………16
Введение
Приобщение к христианству – это событие, определившее пути развития русской культуры. Крещение Руси стало поворотным пунктом в истории и культуры Руси. Вместе с новой религией Русь восприняла от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. Именно эти аспекты православия более всего привлекали новокрещенную Русь и развивались с наибольшей активностью и самостоятельностью.
Христианство пришло на смену древнерусскому язычеству, где преобладал страх перед могуществом природы, сознание бессилия человека перед стихийными силами. Христианство в своей концепции мира ставило человека в центр природы, а природу считали помощником человека.
Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определен путь развития России на много столетий вперед.
Принятие христианства с его многообразными последствиями представляет собой в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI и XII вв.
Христианство, развивавшееся в одном из самых культурных государств средневекового мира – Византии, вобрало в себя огромный потенциал, унаследовав достижения многих цивилизаций.
Актуальность данной темы в том, что религия неотделима от истории государства и права, от истории общества. И, зная историю христианства, мы в полной мере пополним наши знания об истории России.
Цель данной работы определить значение христианства в формировании правовой культуры Киевской Руси.
Для достижения цели в ходе работы решается ряд задач:
рассматриваются предпосылки крещения Руси;
рассматривается крещение князя Владимира;
рассматривается взаимодействие культуры и религии;
рассматривается значение Древне-Русского государства в мировом сообществе.
Структура работы соответствует ее цели и задачам.
1. Возникновение Древнерусского государства
1.1. Социальные предпосылки крещения Руси
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.
Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось это государство. И здесь имеет место так называемая норманнская теория[¹].
В нашем распоряжении находится источник, который, казалось бы, в какой-то мере отвечает на вопрос о происхождении Древнерусского государства. Это древнейший летописный свод "Повесть временных лет". Летопись дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами" [²]. Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере.
Для принятия на Руси христианства как государственной религии был ряд причин. Так, возникновение в VIII – IX вв. классового раннефеодального строя явилось результатом связанных друг с другом процессов. Это было преобразование родовой и племенной знати поздних этапов первобытнообщинного строя в местных князей, союзов племен – в государственные организации, социального неравенства внутри традиционных коллективов (общин, миров), имевшего различное происхождение, как функциональное (должностное), так и имущественное, – в неравенство классовое.
Формирование местных княжений, а также создание на их основе в IX в. Древнерусского государства с центром в Киеве, требовало изменений в идеологической области, в религии. Древнерусское государство было основано на раннефеодальной эксплуатации в форме централизованной ренты – даней, полюдья.
До принятия христианства Киевская Русь была языческой. Но языческая религия предполагала старый образ жизни и уместна она была для патриархального строя, но серьезно тормозила формирование новых производственных отношений зарождавшегося феодализма. Нужны были новое право, новые обычаи, новое общественное сознание, новые оценки событий. Язычество этого дать не могло. А «это» лежало, по существу, готовым в Византии.
К тому же Киевская Русь не могла стать в один ряд с передовыми странами Европы и Востока, не заимствовав у них ремесел, строительной техники, науки, культуры и многого другого. Все это тоже можно было взять в Византии.
В IX в. у славянских племен, намечается конец первобытнообщинной формации и одновременно начало феодальной. Наступил ранний феодализм, продолжавшийся до конца XI столетия. Ранний феодализм вместе с поздней первобытностью составляет единый период − переходный. Как и всякое переходное социальное состояние, этот период характеризовался остротой противоречий, неустойчивостью, разнонаправленными тенденциями общественной жизни. Феодальный способ производства формировался еще в первобытнообщинной формации − в течение VI−VIII вв. С IX в. ведущая роль в экономике, а следовательно, и в системе производственных отношений перешла к нему. Но во времена раннего феодализма он не был единственным способом производства. Наряду с ним существовали и активно функционировали также первобытнообщинный и рабовладельческий, возникший, как и феодальный, в недрах первобытного общества. Борьба между различными укладами не прекращалась, и успех, которого добился феодальный уклад, не был пока что ни полным, ни окончательным.
Классическим вариантом формационной смены был именно рабовладельческий путь развития. Это стало возможным лишь потому, что на социальной арене имелась уже феодальная формация. К IX−X вв. феодальный мир охватывал огромную зону в Европе, Азии, Северной Африке.
Таким образом, общие тенденции истории направляли развитие восточного славянства на путь нерабовладельческого развития. Это был путь, минующий рабовладельческую формацию: первобытнообщинная формация сменялась непосредственно феодальной.
Утверждение в Восточной Европе феодальной формации было ознаменовано сдвигами как экономического, так и политического порядка. Складывавшиеся у восточных славян элементы государственности привели к образованию государства − Киевской Руси (начало IX в.)[¹]. Ко второй половине X в. феодальная формация на Руси имела два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики. Но отсутствовал третий существенный компонент формации − феодальная идеология. Взгляды, соответствующие феодальным структурам, существовали на уровне социальной психологии. Они не были оформлены идеологически, не представляли системы. Надобность в ней была велика, что остро ощущалось в верхах общества.
1.2. Крещение князя Владимира
О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того как взял этот город у греков. Лет сто спустя после крещения Руси летописец занес в свою летопись такие предания об этом событии:
Пришли, говорит летописец, к Владимиру (968 г.) сначала волжские болгары, восхваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. Все они хотели привлечь Владимира к своей вере. Он же выслушал их и всех отослал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть: «кто как служит Богу?». Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников: «Где крещение примем?». А они согласно ответили: «Где тебе любо». И вот в следующем, 988 году Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за «поганого», то есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирившись с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.
Таково сказание летописи. В нем соединились в одну повесть разные предания: во-первых, предание о том, что Владимиру предлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие в нем; во-вторых, предание о том, что Владимир, не только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физической слепотой, чудесно во время крещения прозрел сразу и духовными и телесными очами, и, в-третьих, предание о том, что для принятия греческой веры Владимир счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобы вместе с ним как бы завоевать и греческую веру, приняв ее рукою победителя.
Последнее предание было основано на действительном походе Владимира на Корсунь.
В то время в Византийской империи произошло восстание войска под предводительством полководца Варды Фоки. Император Византии Василий II в 987 г. вынужден был обратиться к Владимиру за помощью в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки. Союз был заключен (987 г.): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии и принять крещение в обмен на согласие Василия II выдать за него замуж свою сестру Анну. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда Фока погиб (988 г.). Однако после победы Василий II не спешил с исполнением взятого на себя обязательства; тогда Владимир с войском вторгся в византийские владения в Крыму и захватил Корсунь (Херсонес) и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и получил в супружество царевну (989). Где именно был он крещен, и когда именно состоялось крещение – точно неизвестно. Наряду с традиционной датой 988 г. исследователи обосновывают и более ранние, и более поздние даты, в частности 990 г. В настоящее время принято считать официальной датой крещения Руси 988 г.
Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.
2. Взаимодействие христианства и русской культуры
2.1. Русское искусство и православная вера
Славянские истоки доминируют в древнерусской религии. Религиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято называть Язычеством. Языческие религии представляют собой многобожие. Как и у других народов, формирование религиозных представлений древнерусского народа, прошло определенную эволюцию. На первом этапе обожествлялись силы природы. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы русалок, водяных, морян и т.д. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов и духов. Особо важные культовые действия совершались в честь бога Солнца – Даждь-бога и бога Ветра – Стрибога.
В ходе эволюции языческой религии Древней Руси формируется иерархия богов и создается их пантеон. Главным богом этого пантеона признавался громовержец Перун. Все другие боги включаются в этот пантеон, частично расширяя и изменяя свои функции.
Наследницей Древней Руси и следующим этапом в становлении Российского государства и является Киевская Русь, завершение формирования которой в качестве политического и культурного центра происходит при Владимире I Святославовиче (980-1015). Важнейшей вехой на пути становления Российского государства является принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Крещение Руси явилось поворотным событием в истории нашего народа. Русь приняла христианство от Византии, стоявшей на рубеже тысячелетий на вершине христианской цивилизации. Тем самым Русь включилась в орбиту влияния центра мировой культуры, который в ту пору находился на Босфоре. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией.
Информация о работе Значение христианства в формировании правовой культуры Киевской Руси