Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа
Цель данного исследования: рассмотрение и анализ подвига жен декабристов.
Задачи исследования:
1. рассмотреть преграды на пути жен декабристов;
2. изучить путь в Сибирь жен декабристов;
3. проанализировать тяготы и лишения жизни в Сибири жен декабристов.
Введение
Декабристы – это первые русские революционеры, главной целью борьбы которых являлось уничтожение крепостничества и свержение царского самодержавия. Из экономического и политического развития России первой четверти XIX века вытекала необходимость замены феодально-крепостнического строя, ставшего тормозом дальнейшего развития страны, новым буржуазным строем.
14 декабря 1825 года «Россия впервые видела революционное движение против царизма» . Смелый вызов самодержавию был сделан в столице Российской империи – в Петербурге, на одной из её центральных площадей. 30 декабристов – военных и штатских – вывели на Сенатскую площадь 3 тысячи солдат столичной гвардии и матросов Гвардейского морского экипажа.
Восстание 14 декабря 1825 года – отправная дата начала революционно-освободительной борьбы в России. До декабристов в России происходили стихийные восстания крестьян, либо выступления одиночек-революционеров, наиболее выдающимся из которых был А.Н. Радищев. Декабристы впервые в истории России создали революционные организации, разработали политические программы, подготовили и осуществили вооруженное выступление. Оно явилось кульминационным событием и вместе с тем итогом движения декабристов. Вся предшествующая деятельность декабристов, начиная с их первой тайной организации Союза спасения, была подчинена идейной и организационной подготовке революционного выступления против самодержавно-крепостнического строя в России. Восстание 14 декабря явилось серьезным экзаменом для декабристов, экзаменом их революционным возможностям. В нем, как в фокусе, отразились все сильные и слабые стороны их дворянской революционности: отвага, смелость, самопожертвование декабристов, но вместе с тем свойственные дворянскому революционеру колебания, отсутствие решительности и последовательности в действиях, умения владеть «искусством восстания» , но главное – отсутствие связи с народными массами, даже боязнь революционной инициативы масс.
Жены одиннадцати осужденных декабристов разделили их сибирское изгнание. Гражданский подвиг этих женщин - одна из славных страниц нашей истории.
Их было одиннадцать - женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них - незнатные, как Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова. Но большая часть - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая. Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева. Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская - принадлежали к знати.
Актуальность данной работы предопределена большим интересом к истории России, к восстаниям и движению декабристов и подвигу их жен.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды, результаты исследований видных отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных развитию декабристского движения в России, справочная литература, другие актуальные источники информации. Особый интерес у нас вызвали труды Белоголового Н.А., Йосифова Б., Гончарова Н.Н., Сергеева М.Д., Серебрякова А.Ф., Завалишина Д.И., Сарнова Б.М., Павлюченко Э.А., Покровского В. И., Пущина И.И.
Объектом исследования является история жизни жен декабристов.
Предметом исследования выступает подвиг жен декабристов.
Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с 1825 по 1856 гг.
Цель данного исследования: рассмотрение и анализ подвига жен декабристов.
Задачи исследования:
1. рассмотреть преграды на пути жен декабристов;
2. изучить путь в Сибирь жен декабристов;
3. проанализировать тяготы и лишения жизни в Сибири жен декабристов.
Введение 3
Глава 1. На пути в Сибирь 6
1.1. Преграды на пути жен декабристов 6
1.2. Путь Е.И. Трубецкой в Сибирь 11
Глава 2. Тяготы и лишения жизни в Сибири 20
2.1. Отъезды жен декабристов 20
2.2. Петровская тюрьма 24
Заключение 29
Список используемой литературы 32
Приложение 1 34
Приложение 2 37
2
Жены декабристов
Содержание
Введение 3
Глава 1. На пути в Сибирь 6
1.1. Преграды на пути жен декабристов 6
1.2. Путь Е.И. Трубецкой в Сибирь 11
Глава 2. Тяготы и лишения жизни в Сибири 20
2.1. Отъезды жен декабристов 20
2.2. Петровская тюрьма 24
Заключение 29
Список используемой литературы 32
Приложение 1 34
Приложение 2 37
Декабристы – это первые русские революционеры, главной целью борьбы которых являлось уничтожение крепостничества и свержение царского самодержавия. Из экономического и политического развития России первой четверти XIX века вытекала необходимость замены феодально-крепостнического строя, ставшего тормозом дальнейшего развития страны, новым буржуазным строем.[1]
14 декабря 1825 года «Россия впервые видела революционное движение против царизма»[2]. Смелый вызов самодержавию был сделан в столице Российской империи – в Петербурге, на одной из её центральных площадей. 30 декабристов – военных и штатских – вывели на Сенатскую площадь 3 тысячи солдат столичной гвардии и матросов Гвардейского морского экипажа.[3]
Восстание 14 декабря 1825 года – отправная дата начала революционно-освободительной борьбы в России. До декабристов в России происходили стихийные восстания крестьян, либо выступления одиночек-революционеров, наиболее выдающимся из которых был А.Н. Радищев. Декабристы впервые в истории России создали революционные организации, разработали политические программы, подготовили и осуществили вооруженное выступление. Оно явилось кульминационным событием и вместе с тем итогом движения декабристов. Вся предшествующая деятельность декабристов, начиная с их первой тайной организации Союза спасения, была подчинена идейной и организационной подготовке революционного выступления против самодержавно-крепостнического строя в России. Восстание 14 декабря явилось серьезным экзаменом для декабристов, экзаменом их революционным возможностям. В нем, как в фокусе, отразились все сильные и слабые стороны их дворянской революционности: отвага, смелость, самопожертвование декабристов, но вместе с тем свойственные дворянскому революционеру колебания, отсутствие решительности и последовательности в действиях, умения владеть «искусством восстания»[4], но главное – отсутствие связи с народными массами, даже боязнь революционной инициативы масс.[5]
Жены одиннадцати осужденных декабристов разделили их сибирское изгнание. Гражданский подвиг этих женщин - одна из славных страниц нашей истории.
Их было одиннадцать - женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них - незнатные, как Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова. Но большая часть - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая. Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева. Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская - принадлежали к знати.
Актуальность данной работы предопределена большим интересом к истории России, к восстаниям и движению декабристов и подвигу их жен.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды, результаты исследований видных отечественных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных развитию декабристского движения в России, справочная литература, другие актуальные источники информации. Особый интерес у нас вызвали труды Белоголового Н.А., Йосифова Б., Гончарова Н.Н., Сергеева М.Д., Серебрякова А.Ф., Завалишина Д.И., Сарнова Б.М., Павлюченко Э.А., Покровского В. И., Пущина И.И.
Объектом исследования является история жизни жен декабристов.
Предметом исследования выступает подвиг жен декабристов.
Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с 1825 по 1856 гг.
Цель данного исследования: рассмотрение и анализ подвига жен декабристов.
Задачи исследования:
1. рассмотреть преграды на пути жен декабристов;
2. изучить путь в Сибирь жен декабристов;
3. проанализировать тяготы и лишения жизни в Сибири жен декабристов.
Глава 1. На пути в Сибирь
1.1. Преграды на пути жен декабристов
В Сибирь по приговору о «деле 14 декабря 1825 г.»[6] было отправлено 124 участника тайных организаций, 96 из них – в каторжную работу, остальные – на бессрочное поселение (Приложение 1). Политическая смерть «государственных преступников»[7] означала юридическую потерю всех гражданских прав. Изгнанники могли получать известия и помощь из дома, если родные выражали желание, но далеко не все родственники повели себя достойно и благородно. Жены осужденных, которые по приговору Верховного уголовного суда и по разрешению церкви получали свободу от брачных отношений, должны были решать свою дальнейшую судьбу: они могли выйти замуж, могли сохранить свой брак, могли добиваться разрешения последовать за своими мужьями в Сибирь. "Родственникам, детям благородного звания и другим лицам"[8] по специальному постановлению отправляться в Сибирь к сосланным не дозволялось.
До восстания женаты были только 24 декабриста. Большинство участников тайных обществ - молодые люди, в основном, офицеры, которые обычно связывали свою женитьбу с выходом в отставку. Да и средний брачный возраст в XIX веке для мужчин составлял тридцать лет, для женщин - от шестнадцати до двадцати. В 1826 г. две декабристки стали вдовами: 13 июля был повешен К.Ф.Рылеев; 5 сентября умер И.Ю.Поливанов, через три года 24 мая 1829 г. овдовела Наталья Дмитриевна Шаховская.
Прасковья Михайловна Муравьева - жена Александра Николаевича, сосланного в Сибирь без лишения чинов, выехала вслед за мужем в 1826 г. с четырехлетней дочкой. Ее сопровождали сестры Шаховские - Екатерина и Варвара. Более десяти лет Варвара считалась невестой декабриста П.А.Муханова. Несмотря на многочисленные просьбы, в 1833 г. Николай I окончательно запретил этот брак под предлогом дальнего родства (сестра Муханова была замужем за братом Шаховской), через три года Варвара умерла.
Жены А.К.Берстеля, Ф.М.Башмакова, А.Ф.Бригена, В.К.Тизенгаузена, В.И.Штейнгейля, А.З.Муравьева по разным причинам не смогли приехать в Сибирь, но постоянно поддерживали связь со своими мужьями и оказывали им всяческую поддержку.
Страстно стремилась разделить судьбу супруга А.В. Якушкина (урожденная Шереметева), но ей не разрешил сделать этого муж, считавший, что лучше матери никто не даст детям "должного воспитания"[9]. Через четыре года Иван Дмитриевич сдался на горячие мольбы жены, но император приказал отклонить просьбу Анастасии Васильевны "под благовидным предлогом"[10]. Сыновья Якушкина выросли умными, замечательными людьми, они с глубоким почтением и любовью относились к отцу и его товарищам, много сделали для сохранения памяти о декабристах.
В.Н.Лихарев и И.В.Поджио были женаты на сестрах - дочерях генерал-лейтенанта, сенатора А.М.Бороздина. Отец, влиятельный сановник, решительно воспротивился соединению супругов. По его просьбе И.В.Поджио, осужденного на 8 лет каторги, за которого Мария вышла замуж против воли отца, заключили в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости. Жена, несмотря на неустанные попытки, ничего не смогла узнать о его судьбе. Только через восемь лет, когда женщина смирилась со своей судьбой и вышла замуж, декабрист был отправлен на поселение в село Усть-Куда под Иркутском.
Екатерина Лихарева также пыталась сначала как-то помочь мужу, но в 1836 г. вышла замуж. Е.В.Фаленберг (дальняя родственница генерала Н.Н.Раевского) вышла замуж за несколько месяцев до восстания, и сразу тяжело заболела. Опасаясь за ее жизнь, ей не сообщали об аресте мужа. Но в Читинском остроге П.И.Фаленберг узнал, что его жена, выздоровев, единственная из всех жен декабристов воспользовалась политической смертью супруга, чтобы вторично выйти замуж.
"Его величество не одобрял следования молодых жен за мужьями, - писала княгиня М.Н.Волконская в своих "Записках", - этим возбуждалось слишком много участия к бедным сосланным. Так как последним было запрещено писать родственникам, то надеялись, что этих несчастных скоро забудут в России, между тем как нам, женам, невозможно было запретить писать и тем самым поддерживать родственные отношения"[11]. И все же отказать дамам в их благородном стремлении царь-рыцарь, которым хотел выглядеть император, затруднялся, поэтому "высочайшее позволение"[12] было получено.
Однако полученная милость могла превратиться лишь в обещание. Встревоженный слухами о приезде жен, генерал-губернатор Восточной Сибири А.С.Лавинский шлет запрос в Петербург, об "образе обхождения: с сими женами, т.е. считать ли их в прежнем быту или женами ссыльных? Продолжая супружескую с ними связь, они: делаются причастными к их судьбе и теряют прежнее звание, а прижитые в Сибири дети поступают уже в казенные крестьяне. Не должно ли быть им внушено: об ожидающей их там участи: может быть, исчезнет и охота к выполнению необдуманного намерения".[13]
Вслед за выехавшей в Сибирь княгиней Е.И.Трубецкой в Иркутск было отправлено особое указание иркутскому губернатору И.Б.Цейдлеру. Ему поручалось "употребить всевозможные внушения и убеждения: к обратному отъезду в Россию"[14]. Был выработан целый список запретов и условий для жен "государственных преступников". Соглашаясь с ним, женщины добровольно принимали жестокое наказание за совершаемый ими гражданский акт любви, милосердия и мужества (Приложение 2).
Впервые русские женщины оказались вовлечены в общественно-политическую жизнь страны. И они оказались способны на то, на что мужчины, смелые мужчины - герои войны, были неспособны.
После разгрома восстания не казнь и ссылка оказались самыми страшными, моральное разрушение человека произошло в русском обществе. Сосланные в Сибирь оказались в ужасных условиях, но им не надо было бояться: самое страшное уже свершилось, они еще найдут свое "настоящее житейское поприще". А оставшиеся в Петербурге, вчера мечтавшие о свободе, были испуганы, они теперь знали, что только случайность защищает их от кандалов и каторги. И в последующее мрачное десятилетие, именно женщины сохраняют нравственную атмосферу русского общества, идеалы чести, дружбы и любви.
П.А.Вяземский отметил: "Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории". "Нет такой жертвы, - писала княгиня М.Н.Волконская родным из Нерчинских рудников, - которой я не принесла бы, чтобы: разделять участь моего мужа, и потеря титулов и богатства - для меня, конечно, вовсе не потеря: на что была бы мне жизнь вдали от него?: Мой долг был поделить мою жизнь между Сергеем и моим сыном, но надо обладать большею силою духа, нежели какой я обладаю, чтобы покинуть своего мужа, увидав то положение, в которое он ввергнут. Теперь на мне нет вины перед моим бедным ребенком; если я не с ним, то не по моей воле".[15]
На самом деле, самым ужасным для женщин был запрет взять с собой детей. До отъезда в Сибирь детей не было лишь у кн. Е.И.Трубецкой и Е.П.Нарышкиной, остальные должны были расстаться (и возможно, навсегда) со своими детьми. Несмотря на то, что, уезжая, женщины оставляли детей попечению любящих родственников и были уверены, что о них будут бережно заботиться, тоска, беспокойство за их участь и чувство вины, пусть и невольной, никогда не покидали их сердца.
Приехав в Иркутск и подписав условия, поставленные женам государственных преступников, дамы должны были подвергнуться унизительным досмотрам привезенного имущества. "Губернатор заранее предупреждал меня, - вспоминала П.Е.Анненкова, - что перед отъездом вещи мои будут все осматриваться, и когда узнал, что со мною есть ружье, то советовал его запрятать подальше, со мною было довольно много денег, мне пришло в голову зашить деньги в черную тафту и спрятать в волосы, часы и цепочку я положила за образа, так что, когда явились три чиновника, все в крестах, осматривать мои вещи, то они ничего не нашли". [16]