Земские соборы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:50, контрольная работа

Краткое описание

Мы переживаем переломный момент нашей истории, продолжается разрушение прошлого строя, идет формирование новых отношений, нового общества, новых общественно политических порядков. В этот процесс втянуты все слои общества.
Видимо на этом основании некоторые политические деятели, депутаты Государственной Думы в своей риторике нередко пользуются многообразными историческими аналогиями и термином «соборность».

Оглавление

Введение 3
Земские соборы в России. 5
Заключение 11
Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

реферат Земские соборы.docx

— 34.37 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Пермский государственный  технический университет

 

 

Кафедра государственного

Управления и истории

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине : «История государственного

управления в России»

 

Тема: « Земские соборы в России»

 

 

Выполнила:

Студентка гр. ГМУ- 09з

Морозова М.Н.

Проверила:

к.и.н., доцент

Колдушко А.А.

 

 

 

 

Пермь, 2011

 

Оглавление

Введение 3

Земские соборы в России. 5

Заключение 11

Список используемой литературы 13

 

 

 

Введение

 

Тема «Земские соборы»  выбрана в какой-то мере под влиянием внутриполитической обстановки в нашей стране на современном этапе.

Мы переживаем переломный момент нашей истории, продолжается разрушение прошлого строя, идет формирование новых отношений, нового общества, новых общественно политических порядков. В этот процесс втянуты все слои общества.

Видимо на этом основании  некоторые политические деятели, депутаты Государственной Думы в своей риторике нередко пользуются многообразными историческими аналогиями и термином «соборность».

Что такое «соборность»? Когда она зародилась? Как формировалась? Ответы на эти вопросы может дать лишь глубокое изучение истории России, в том числе и периода функционирования земских соборов. Поэтому закономерно предполагать, что изучение этого периода истории Российского государства поможет более глубоко уяснить смысл понятия соборности, а также выработать более верное представление об основательности или безосновательности употребления этого понятия, этого термина в политических дебатах, в обращениях к народу общественных деятелей и средств массовой информации. С этой точки зрения изучение истории земских соборов XVI—XVII в.в. злободневно и актуально.1

В процессе изучения темы ставилась  цель выяснить, почему появились земские соборы, какие экономические и политические обстоятельства и процессы в Московском государстве к середине XVI в. вызвали к жизни такую форму опоры правительства на феодальное сословие и городскую верхушку общества в форме земских соборов.

Важной задачей данной работы было показать, каков был  политический голос

соборов, какое значение имели земские соборы в формировании и

функционировании склада жизни Московского государства  второй половины XVI в. — XVII в., как они влияли на внутриполитические отношения.

В нашей современной бурной политической жизни, в средствах  массовой

информации, в программных  выступлениях многочисленных избирательных  компаний неизменно встает вопрос — есть ли у россиян чувство парламентской традиции, есть ли этот элемент в политическом сознании основной активной части населения. Большинство наблюдателей дает решительно отрицательный ответ — нет, есть царистская традиция.

Но некоторые газеты и  некоторые политики утверждают обратное. Они, на

основании чувства соборности русского народа, на основании опыта  выборности земских органов по реформе 1864 г., выборов в Государственную думу после революции 1905 г., выборов в Советы, утверждают, что у русского народа преобладают не царистские чувства, а традиции опоры на выборное

правительство.

Не вдаваясь в подробности  этого вопроса в полной мере, целесообразно  все же в работе попытаться осмыслить опыт древнерусских земских соборов в выработке у населения того чувства, которое сейчас принято называть парламентской традицией.

 Надо отметить, что изучение литературы, написание работы помогло лучше понять процессы формирования государственно-правовых отношений вообще, и в частности в период XVI — XVII в.в.

В процессе подготовки работы были изучены труды В. О. Ключевского, Л. В.

Черепнина, М. Н. Тихомирова, С. П. Мордовиной, и др. Изучены так же соответствующие разделы нескольких современных учебников по истории с целью выяснения, какое место в них отводится земским соборам. К сожалению, в учебниках и для школьников и для студентов ВУЗов земские соборы упоминаются буквально мельком, в лучшем случае в 2-3 предложениях.

 

 

Земские соборы в  России.

 

Земские соборы – центральное  сословно-представительное учреждение России в середине 16-17 века. Появление  земских соборов – показатель объединения русских земель в  единое государство, ослабление княжеско-боярской аристократии, роста политического  значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые Земские соборы были созваны в середине 16 века, в годы обострения классовой борьбы, особенно в городах. Народные восстания заставили  феодалов сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную  власть, экономическое и политическое положения господствовавшего класса. Не все земские соборы были правильно  организованными сословно - представительными  собраниями. Многие на них созывались настолько срочно, что не могло  быть и речи о выборе для участия  в них представителей с мест. В  таких случаях кроме «освященного собора» (высшего духовенства), Боярской думы, столичных служилых и торгово-промышленных людей на них выступали от имени  уездных служилых людей  лица, случайно находившиеся в Москве по служебным  и иным делам. Законодательных актов, определявших порядок выбора представителей на соборы, не существовало, хотя мысль  о них возникала.

В памятниках XVI века термин «земский собор» не встречен. Он редко употребляется и в XVII столетии. Документы XVII века, трактующие о созыве земских соборов, чаще говорят просто «собор», «совет» , «земский совет» .

Слово же «земский» в XVI веке значит «государственный» .

Что такое земский собор?

Собор, являвшийся в XVI веке «вполне законченным, выработанным типом политического учреждения», оставался таковым и в XVII столетии. Только он «осложнился... новым, выборным элементом» , который «присоединился к нему со стороны, и представляет собой продукт, выросший совсем на другой почве» .

Различные историки по - разному  дают определение земских соборов. Обратим внимания на самые интересные из них.

В. О. Ключевский: земские  соборы - это «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний».

С. Ф. Платонов: земский собор - это «совет всей земли» , состоящий «из трех необходимых частей» : 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе» , 2) боярской думы, 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства» .

С. О. Шмидт: «... Соборы XVI века - это не представительные учреждения в обычном понимании, а скорее бюрократические». Соборы времени Ивана Грозного – «органы территориальной централизации, признак объединения земель под властью одного государя». Соборы были нужны «укрепляющемуся самодержавию как орудие сопротивления сохраняющийся еще феодальной раздробленности».

Р. Г. Скрынников считает, что  Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной  монархией с аристократической  боярской думой, а с этого времени  пошло по пути превращения в сословно - представительную монархию. До 1566 года соборные совещания «представляли сравнительно немногочисленную верхушку господствующего класса в лице членов боярской думы и руководства церкви». Участниками собора 1566 года были, «помимо бояр и церковников, многочисленные представители дворян, приказной бюрократии и купцов». Причину «расцвета соборной практики в мрачную эпоху опричнины» автор объясняет «первым серьезным кризисом опричной политики» и попытками монархии найти «непосредственную опору в более широких слоях господствующих классов, в среде дворянства и богатейшего купечества». Но «полоса компромисса» была кратковременной, на смену «пришел террор, надолго покончивший с соборной практикой».

Такое значительное общественное явление, как земские соборы, не могло

появиться просто на голом  месте. Для этого должны быть определенные

предпосылки. Два обстоятельства должны быть взяты во внимание как  условия

появления земских соборов:

  1. а) историческая традиция вече, советов;            
  2. б) резкое обострение классовой борьбы и сложное международное

положение Руси, требовавшее  для правительства опоры в  сословиях, но не типа

вече с его правом утверждать, устанавливать, а органа совещательного.

Коротко рассмотрим первое обстоятельство — историческую традицию. В

средневековье Русь представляла федерацию, союз князей, оформленный

договорными отношениями  на правах вассалитета. Уже в это  время складывается прообраз представительного  органа в виде совета бояр, епископа, купцов, дворян и «все люди». Видимо, это была форма сословного представительства  в противовес вечевой традиции. Летописи XIV в. говорят о княжеских съездах, собиравшихся по мере надобности.

С образованием единого государства, великокняжеские съезды отмирают. Формой междукняжеских отношений и их влияния  на московского великого князя становится боярская дума. Возникшей централизованной монархии уже не требуется ни вече, ни княжеские съезды, но у нее  была необходимость в своем укреплении опираться на ведущие общественные силы. Нужен был инструмент, который  бы поддерживал политику власти, через  который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась к обществу. Таким инструментом явились земские соборы.

Опора на земские соборы определялась не только исторической традицией. К

земским соборам царь и  правительство обращались и в  силу того, что к середине XVI в. страну сотрясали серьезные социальные волнения, восстания. Историки первый собор прямо связывают с московским восстанием, несколько соборов были созваны, непосредственно по необходимости  найти пути усмирения псковского восстания (в середине XVII в). Тяжелое  положение вынуждало значительные массы крестьян бежать на восток (за Урал) и на юг (в степь). Происходили  массовые самовольные запашки земель феодалов, самовольные порубки леса, захват документов, закрепляющих крестьян за землевладельцами-феодалами. Обострилась  борьба горожан против феодальных грабежей и насилия, беззаконных поборов  наместников-кормленщиков, которые рассматривали город, как объект бессовестного вымогательства.

Наибольшего напряжения классовая  борьба достигла в период московского

восстания 1547г. непосредственным поводом к нему послужил пожар 21 июня

1547г., истребивший часть  московского посада. Своим острием  восстание было

направлено против правительства  Глинских, которых обвиняли во многих

притеснениях и в поджоге  Москвы. Восстание охватило и многие другие районы страны. В обстановке широкой волны народных движений, прокатившихся по стране в середине XVI века, царь, церковные иерархи, боярская дума вынуждены были искать меры прекращения  распрей между боярскими группировками  и образовать правительство, способное  обеспечить общегосударственные интересы. К началу 1549 г. относится возникновение  «избранной рады», в состав которой  входил любимец царя Ивана Грозного Алексей Адашев. Правительство Адашева  искало компромисса между отдельными прослойками феодалов, в это время  возникла идея созыва собора примирения 1549 г. Итак, появление земских соборов  было обусловлено характером общественно-исторического  развития Московского     

     Типы соборов 

Соборы, занимающиеся вопросами  общегосударственными. Так сказать  “большой политики”. Это земские соборы в полном смысле этого слова.

 Совещания царя с  войнами накануне походов. Их  лучше именовать “войсковыми  собраниями” (это название предложил  Н. Е. Носов).

 Третью группу соборов  составляют такие, на которых  разбирались дела как церковные,  так и государственные, в частности  судебные.

 Была, очевидно, еще одна  категория собраний, на которых  Иван IV обращался с воззваниями  или политическими декларациями  к людям разных чинов. 

Периодизация земских  соборов 

Историю земских соборов  можно разделить на 6 периодов.

Время Ивана Грозного (с 1549 года). Соборы, созываемые царской властью, уже сложились. Известен и собор, собранный по инициативе сословий (1565 год) .  Со смерти Ивана Грозного до падения Шуйского (с 1584 до 1610 года) . Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных России сил.

1610 - 1613. Земский собор  при ополчениях превращается  в верховный орган власти (и  законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда земский собор играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни.

1613 - 1622. Собор действует  почти непрерывно, но уже в  качестве совещательного органа  при царской власти. Через них  проходит вопросов текущей действительности. Правительство стремится опереться  на них при проведении финансовых  мероприятий (сбор пятинных денег), при восстановлении подорванного хозяйства, ликвидации последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши.

Информация о работе Земские соборы в России