Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 14:28, реферат
В первой половине XIX века сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства.
Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, политическую и административно-судебную власть над своими крестьянами.
ОПЫТ РЕФОРМ В РОССИИ
Колесниковой Ольги Васильевны
группа
ГМУ-334, специальность 080504.65 «Государственное
и муниципальное управление»
Проверил: доктор философских наук
Скоробогацкий В.В.
Екатеринбург
2011
В
первой половине XIX века сформировались
социально-политические предпосылки
для буржуазных реформ в России.
Крепостное право сдерживало развитие
рынка и крестьянского
Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, политическую и административно-судебную власть над своими крестьянами.
Дореформенная система местного самоуправления отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладал принцип бюрократизма и централизма, не учитывающий нужд местного населения.
Проведение крестьянской реформы потребовало неотложной перестройки системы местного управления. Главная цель правительства была сосредоточить как можно больше полномочий в руках дворян-помещиков.
19
февраля 1855 года на российский
престол вступил император
Главную
роль в осуществлении реформ сыграла
экономическая исчерпанность
1
января 1864 года было принято «Положение
о губернских и уездных
Дореформенное уездное и губернское хозяйство и управление находилось в. 40—60-х годах XIX века в совершенно расстроенном состоянии. Урожайность была низкой и не обнаруживала тенденция к подъему. Хлебные запасные магазины почти везде были пусты, а продовольственные капиталы расхищались помещиками. Дороги и мосты в большинстве случаев были непригодны для езды. Частые и опустошительные пожары разоряли крестьян и приносили громадные убытки состоятельным элементам. Стеснительные формальности и бюрократическая волокита мешали проявлению частной инициативы, заведению торговых и промышленных предприятий. Больницы содержались так, что «болезни в них усиливались, а не излечивались». Свирепствовали эпидемии. Смертность в отдельных местах превышала рождаемость. Сельские школы существовали только на бумаге. Начального образования фактически не было.
Таким образом, сохранить Россию как великую державу, возможно, было только посредством реорганизации николаевской системы.
Крестьянская реформа 1861 года устраняла главное препятствие стоявшее на пути капитализма, — крепостное право. Но оставалось другое препятствие, с которым капитализм не: мог мириться и устранение которого было исторической необходимостью, — сословное, бюрократическое уездное и губернское управление. До тех пор, пока оно целиком оставалось в руках царских чиновников и безвластных представителей дворянского сословия, ни о каком подъеме местного хозяйства не могло быть и речи. Передача его выборным представителям всех сословий являлась насущной потребностью капиталистического развития.
Отмена крепостного права обеспечила возможность проведения земской реформы и она же определила безотлагательную необходимость этой реформы.
Создание
выборного, всесословного местного
самоуправления было исторически необходимой
потребностью буржуазного развития страны.
В условиях крепостного права подобная
реформа была неосуществима. Отмена крепостного
права создавала необходимую предпосылку
для проведения земской реформы, но поскольку
введение земства означало передачу части
прав правительства местному населению,
самодержавие не могло добровольно согласиться
на такую уступку.
Русские либералы верили, что за упорядочением местного самоуправления и весь государственный строй подвергнется преобразованию и правительство призовет земских представителей на более важные посты в области правительственной деятельности.
История земского либерализма — это составная часть истории российского либерализма. Именно в этот период наметились основные пункты политической программы земского либерализма: расширение сферы деятельности земства посредством передачи ему административно-политических функций на местах и распространения принципов самоуправления на верхние этажи государственного устройства России, а также обеспечение элементарных гражданских свобод — личности, слова, печати, собраний и т. д.
Проблема
установления и правил проведения земских
выборов имела огромное значение
для политического и
Растущий в стране капитализм
потребовал упразднения старой
системы местного управления, построенной
на крепостнической основе. Но
упразднение это производилось
не снизу, народом, а сверху,
бюрократической царской
Земская 1864 года реформа, преследовали цель осуществить децентрализацию управления и развить систему местного самоуправления в России.
К недостаткам данной реформы можно отнести то, как была устроена организация выборов. В основу был положен сословный принцип. Также минусом является ограниченность компетенции земств. Они занимались местными, хозяйственными делами. Положение 1864 года не содержало четкого определения функций земств. Основной их задачей считалось упорядочение выполнения земских повинностей.
Формирование институтов местной власти связано с становлением и деятельностью земских учреждений, во многом определяющих институциональный профиль российской публичной власти, специфику национальной государственности. Земская реформа является индикатором направленности и содержания институциональных реформ в государственно-правовой сфере, так или иначе сопряжена с имевшими место в результате её проведения политическими и социально-экономическими издержками, различного рода дисфункциями национальной правовой системы, что, в свою очередь, стало причиной деформаций земских учреждений, а также определило их специфику, отразившуюся в следующих моментах:
а) земские реформы всегда
б)
земские институциональные
в) возникающие земские учреждения далеко не всегда были способны осуществлять эффективное управление в различных регионах страны, их представители часто допускали разного рода злоупотребления своими полномочиями, вместо модернизации местного производства и укрепления социальной сферы стремились влиять на государственную политику.
В ходе реформирования российского местного самоуправления, влияющего на институциональные формы проектирования и развития местной власти, проявились
основные принципы этой модели местной власти и управления:
а) отказ от копирования каких-либо западных версий и норм либеральной демократии;
б) широкое участие (точнее соучастие) местного населения в управлении собственной территорией при сохранении государственных начал и иерархии властных структур ;
в)
законодательное ограничение
г) возможность создания земских советов и национальных представительств (при проживании на территории муниципального образования малых народов).
Тем
не менее на рубеже XIX-XX вв. так и
не было создано оптимальной политико-