Завоевание Афганистаном независимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

В 1919 г. Афганистан завоевал независимость в результате длительной, тяжелой и упорной борьбы, которую вели народы Афганистана против британских экспансионистов на протяжении почти целого столетия. Несмотря на огромное экономическое превосходство Британской империи над Афганистаном, несмотря на гораздо лучшую материально-техническую оснащенность и обученность английских войск по сравнению с афганским народным ополчением, несмотря на предательство отдельных представителей феодальных кругов Афганистана, британские агрессоры потерпели серьезное поражение в развязанных ими войнах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….. 3
1 Внутреннее и внешнеполитическое положение Афганистана в начале XX в…………………………………………………………………………. 4
2. Предпосылки борьбы за независимость………………………….. 6
3. Третья англо-афганская война (1919 г.) и завоевание Афганистаном независимости………………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………..20

Файлы: 1 файл

История. Афганистан.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    Великая Октябрьская социалистическая революция, явившаяся важнейшим переломным этапом в жизни народов всего мира, имела огромное значение для народов Востока. Здесь, в колониальных и зависимых странах, где наиболее остры были противоречия империалистической системы, где накопились огромные запасы «горючего материала в мировой политике», по характеристике В. И. Ленина, освободительные идеи Октября встретили самый живой отклик. Они дали мощный толчок борьбе многомиллионных забитых и угнетенных народных масс за свободу и независимость, против гнета колонизаторов. Первое в истории человечества государство трудящихся — Страна Советов — приняло на себя основной удар мировой реакции, что в конечном итоге способствовало ослаблению нажима империалистов на страны Азии и Африки. Прозвучавшие на весь земной шар декреты Советской власти — о мире, о земле, о равенстве и суверенности всех народов, об отмене всех и всяких имущественных, национальных и прочих привилегий и ограничений — оказывали могучее революционизирующее влияние на колониальный Восток.

    Особую  роль в этом отношении сыграло  обращение Советского правительства «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», принятое 3 декабря 1917 г.

    «Не от России и ее революционного Правительства  ждет вас порабощение, а от хищников европейского [1] империализма, от тех, которые превратили вашу родину в расхищенную и обираемую свою «колонию», — гласили пламенные строки обращения.

    «Свергайте  же этих хищников и поработителей  ваших стран. Теперь, когда война  и разруха растаптывают устои  старого мира, когда весь мир пылает негодованием против империалистов-захватчиков, когда всякая искра возмущения превращается в мощное пламя революции, когда даже индийские мусульмане, загнанные и замученные чужеземным игом, подымают восстание против своих поработителей, — теперь молчать нельзя. Не теряйте же времени и сбрасывайте с плеч вековых захватчиков ваших земель! Не отдавайте им больше на разграбление ваших родных пепелищ! Вы сами должны быть хозяевами вашей страны! Вы сами должны устроить свою жизнь по образу своему и подобию! Вы имеете на это право, ибо ваша судьба в собственных руках.

    Товарищи! Братья!

    Твердо  и решительно идем мы к честному демократическому миру.

    На  наших знаменах несем мы освобождение угнетенным народам мира.

    Мусульмане  России!

    Мусульмане  Востока!

    На  этом пути обновления мира мы ждем от вас  сочувствия и поддержки» [6].

    Это воззвание, переведенное на персидский язык, нашло путь к сердцам многих афганских патриотов; оно вполне соответствовало их думам, чаяниям  и стремлениям. Советское государство  на деле доказывало свое принципиальное отличие от дореволюционной России и других империалистических государств. Вскоре после своего создания оно торжественно отказалось от всех кабальных договоров и соглашений, навязанных царизмом странам Востока, оказало политическую и дипломатическую поддержку антиимпериалистическому движению. Все эти факторы коренным образом изменили международную обстановку.

    Идеи  Великого Октября имели немалое  значение и для борьбы Афганистана  за независимость. Афганские [1] прогрессивные деятели призывали к установлению дружественных отношений с северным соседом, с государством, где победила социалистическая революция; они приветствовали национальную политику Советского правительства и отказ от захватнических стремлений царизма.

    Дружеские чувства Советской России встретили, однако, резкий отпор со стороны правительства Хабибуллы-хана. Эмир и его приближенные, выполнявшие задания британских империалистов, заняли враждебную позицию по отношению к Стране Советов и способствовали превращению Афганистана в плацдарм для иностранной интервенции против нее. Английские правящие круги поддерживали банды контрреволюционеров, феодально-байские и националистические элементы, которые пытались свергнуть в Туркестане Советскую власть.

    В. И. Ленин, выступая 29 июля 1918 г. на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета, фабрично-заводских комитетов и профессиональных союзов Москвы, отметил, что англичане, «захватив в свое полное подчинение Афганистан, давно создали себе опорный пункт как для расширения своих колониальных владений, для удушения наций, так и для нападения на Советскую Россию» [4].

    Предательская по отношению к стремлениям, чувствам и традициям афганского народа политика правительства Хабибуллы-хана, его  полная капитуляция перед британскими  империалистами вызывали все возраставшее недовольство в Афганистане. Оно прорывалось сквозь установленный в стране режим террора и приняло в 1918 г. столь широкие размеры, что эмир был вынужден предпринять некоторые маневры для успокоения общественного мнения. Так, в феврале 1919 г..стремясь «оправдать свою политику перед своим народом», эмир Хабибулла отправил вице-королю Индии ноту с пожеланием, чтобы мирная конференция признала, как гласил текст ноты, «полную независимость, свободу действий и постоянную самостоятельность» Афганистана. [6]

    Но  народную ненависть уже нельзя было сдержать ни репрессиями, ни политическими жестами. Через несколько дней после отправки этого послания, в ночь с 20 на 21 февраля 1919 г., в результате очередного покушения Хабибулла-хан был застрелен в своем шатре неподалеку от Джелалабада.

    Власть  в стране попытался захватить  руководитель группировки «староафганцев»  реакционер Насрулла-хан, провозгласивший  себя эмиром. Однако его приход к  власти вызвал протест прогрессивных  кругов афганской общественности. Находившийся в Кабуле Аманул-ла-хан отказался признать права лидера «староафганцев» на эмирский престол, обвинил его виновным в убийстве Хабибуллы-хана и принял на себя функции эмира. Амануллу-хана, выступившего с программой политических преобразований в стране, поддержала армия. Наиболее многочисленные военные гарнизоны Джелалабада и Кабула заявили о своей верности ему. В Джелалабаде возникли солдатские советы, которые захватили сторонников Насруллы-хана, пытавшихся оказать сопротивление «младоафганцам». Выступление народных масс на открытую борьбу против реакции решило исход дела. Аманулла-хан, возглавивший национально-освободительное движение, утвердился на эмирском престоле.

    Новое правительство стремилось ликвидировать  внешнеполитическую зависимость Афганистана. В публичных выступлениях эмир Аманулла неоднократно заявлял о своей решимости добиться независимости афганского народа. Опубликованное им 27 февраля 1919 г. обращение к населению, в частности, гласило: «Афганистан должен быть свободным и независимым; он должен пользоваться всеми правами, которыми обладают другие самостоятельные государства...» [3].

    Через несколько дней, 3 марта 1919 г., Аманулла-хан  отправил специальное послание вице-королю Индии лорду Челмсфорду, в котором  сообщал о происшедших в Афганистане  событиях. Подчеркивая стремление афганского народа к полному освобождению от иностранного контроля, он писал, что «независимое и свободное правительство Афганистана» готово заключить с [1] Англией такие соглашения, какие могут быть полезными и выгодными для обеих сторон. Британскому правительству было дано понять, что Афганское государство больше не считает себя связанным теми договорами, какие оно было вынуждено подписать ранее под военным нажимом.

    Вместе  с письмом эмира до британских властей в Индии дошло недатированное воззвание Амануллы-хана к народам Афганистана, в первом же пункте которого провозглашалось стремление Афганистана к полной независимости.

    Эти документы имели большое значение. Осуществление планов нового афганского правительства должно было оказать  несомненное революционизирующее влияние на другие народы Востока; кроме того, оно создавало угрозу возможностям использования Афганистана в качестве антисоветского плацдарма. Не случайно правящие кругие Англии долго не отвечали на послание Амануллы-хана, стараясь его игнорировать. Однако совершенно не ответить на него в сложившейся обстановке нельзя было, и через полтора месяца, 15 апреля 1919 г., Челмсфорд направил в Кабул ответное послание. Делая вид, будто он не понял подлинного смысла требований афганского эмира, вице-король напоминал о «тесной дружбе», какая существовала между британским правительством и Хабибуллой-ханом, и вскользь отмечал, что, «видимо, торговые потребности Афганистана» нуждаются в заключении дополнительного соглашения с Англией, кроме уже имеющихся договоров. Челмсфорд обходил полным молчанием политические стремления Афганского государства и заканчивал послание заверениями в своей готовности «укреплять дружественные отношения между обоими правительствами».

    Пока  английские колонизаторы подготавливали этот ответ, положение Афганистана серьезно изменилось. 27 марта 1919 г. правительство РСФСР первым из всех других государств официально признало независимость [1] и суверенитет Афганистана, а в разработанных В. И. Лениным условиях мира Советской России с другими странами предусматривался отказ всех держав от насильственного свержения афганского правительства.

    Правительство Афганистана также предприняло  шаги, направленные на установление дружественных отношений с северным соседом, и также одним из первых признало Советскую Россию. 7 апреля 1919 г. в Кабуле были подписаны обращение эмира Амануллы к В. И. Ленину и письмо министра иностранных дел Махмуда Тарзи к народному комиссару по иностранным делам Г. В. Чичерину. С огромным трудом эти документы были доставлены в Ташкент, а затем по радио сообщены в Москву.

    В послании Амануллы-хана В. И. Ленину содержалось  предложение об установлении между  Афганистаном и Советской Россией  «союза и дружбы». «Хотя Афганистан, — гласило послание, — по духу и природе своей со времени своего возникновения и основания всегда был сторонником свободы и равноправия народов, но до сих пор вследствие того, что не имел ни сношений, ни связи с другими государствами и народами, он оставался в стороне.

    Так как Вы с другими товарищами, друзьями человечества, заботитесь о всемирном  мире и благе и провозгласили  принцип свободы и равноправия  народов всего мира, посему ныне, впервые, во имя жаждущего прогресса  афганского народа, я счастлив, что шлю Вам это дружеское послание Независимого Свободного Афганистана».

    Через неделю после отправки послания афганского правительства в Москву, 13 апреля 1919 г., в Кабуле был созван торжественный  дурбар (собрание). На нем присутствовали не только делегаты всех областей Афганистана, но и представители восточноафганских (пуштунских, или патанских) племен Северо-Западной Индии. Дурбар полностью одобрил заявление эмира Амануллы о провозглашении полного суверенитета и независимости Афганистана и призвал афганский народ решительно отстаивать свою самостоятельность. Этот призыв был вполне своевременным, ибо британские империалисты не желали признавать законных стремлений Афганистана и готовились к новой войне против него. Они хотели вооруженной силой помешать Афганскому государству утвердить свою независимость. Не прошло и двух недель после получения в Кабуле «дружественных заверений» вице-короля Индии, как на границах Афганистана была сосредоточена огромная армия. 3 мая 1919 г., воспользовавшись мелкими пограничными инцидентами, которые обычно оставались незамеченными высшими властями, колонизаторы спровоцировали новую войну против Афганистана. Они учитывали при этом огромное превосходство английских войск перед афганскими как в количественном отношении (340 тыс. человек против 60 тыс.), так и в технике: вооруженным винтовками афганцам, располагавшим очень слабой артиллерией, противостояла армия, оснащенная новейшей техникой — пулеметами, мощной артиллерией, броневиками и авиацией [5].

    Британские  экспансионисты, как и раньше, не учитывали, однако, морально-политических факторов: несокрушимого стремления афганского народа к независимости, поддержки братских восточноафганских племен Северо-Западной пограничной провинции и «полосы независимых племен» и др.

    Общая политическая обстановка складывалась благоприятно для успеха борьбы Афганистана за независимость. Особенное значение имел провал иностранной интервенции против Советского государства, в частности, полный крах потерпела интервенция в Средней Азии, на границах Афганистана, где основной ударной силой международной реакции выступали британские империалисты. В мае 1919 г. начался разгром английских интервенционистских войск в Закаспии.

    В этом же 1919 г. под влиянием освободительных  идей Октября народы Индии выступили на открытую [2] борьбу против колонизаторов. Антиимпериалистическое движение приобретало здесь все более широкий характер. Попытки британского правительства подавить его вооруженной силой вызвали дальнейший рост возмущения в этой стране. В апреле 1919 г. английские войска под командованием генерала Дайера устроили дикое побоище в городе Амритсаре (Пенджаб), расстреляв мирный митинг на пустыре Джалианвала Баг. Несколько сот человек было убито, до двух тысяч — ранено. Амрит-сарский расстрел не оправдал надежд колонизаторов. В ответ на это кровавое злодеяние в Пенджабе началось массовое восстание. Наряду с пролетариатом и крестьянством в нем приняли активное участие наиболее решительно настроенные представители индийской интеллигенции и мелкой буржуазии.

Информация о работе Завоевание Афганистаном независимости