Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:41, реферат
В наши дни невозможно представить себе крупный европейский город без иностранных туристов. Их сегодня можно встретить как в Москве, Праге, Киеве, так и в Париже, Лондоне, Риме. Повсюду звучит иностранная речь. В некоторых городах Западной Европы в отдельные месяцы иностранные туристы «вытесняют» местных жителей. В Париже в июле - августе трудно встретить парижан, в Риме – римлян. Это понятно, ведь в туризме принимают участие миллионы людей. [2, с. 3]
Введение………………………………………………….3
1. Развитие туризма……………………………………4
Зарождения элементов путешествий……………..4
1.1.Путешествия в древнем мире…………………..6
1.2.Походы и путешествия средневековья……..11
1.3.Туризм в эпоху Возрождения………………….15
1.4. Развитие туризма в Новое время……………18
Заключение……………………………………………..23
Список использованной литературы…………….
1.2.Походы и путешествия средневековья
В средние века развивавшаяся торговля товарами и последствия военных действий неизбежно повлекли за собой обмен идеями между участниками этих событий. В результате целью путешествий становится пропаганда новых идей - путешественники теперь отправлялись в дорогу для распространения своих религиозных и интеллектуальных. Священники, паломники, пилигримы, к которым зачастую присоединялись толпы нищих бродяг и юродивых; военные группы, иногда достигавшие огромных размеров – если вспомнить знаменитые крестовые походы – перемещались пешком (низшие слои, священники) или на конях (дворяне), главным образом по маршрутам между Европой и Азией.
Многие путешествия того периода были связаны с переездами королевских семей из зимних дворцов в летние и назад, поездками в дальние страны для устройства супружеских браков и альянсов или для сохранения контроля над отдаленными владениями. Этот вид путешествий охватывал не только множество сопровождающих лиц, придворных и солдат, но и посланцев, курьеров, просителей и официальных лиц, частые поездки которых были связаны с деятельностью правителей-монархов. Все это привело к появлению услуг по организации отдыха вдоль маршрутов их разнообразных путешествий. Этому же способствовало распространение аристократического туризма, основным потребителем которого было дворянство.
Путешествующих было много, но дороги были совсем не безопасны. Шайки разбойников могли ограбить кого угодно, в том числе и пилигримов. Разбоем занимались даже рыцари, а иногда и более знатные сеньоры: графы и бороны, которых «интересовали» богатые купеческие караваны.
Путешествия в средние века носили строго классовый характер. Слуги путешествовали только с господами или – реже – по их поручению. Феодальный строй прочно привязывал основную массу населения к земле. Поэтому помимо аристократии путешествия могли себе позволить представители купечества, участники завоевательных отрядов и представители так называемой городской бедноты. Свобода передвижения людей этих категорий постепенно возрастала, поскольку в начальный период средневековья купцы и горожане были связаны гильдиями и цехами, к которым они принадлежали. Таким образом, досуговые путешествия оставались привилегией дворянства.
Путники вне города чаще всего находили приют и защиту в монастырях. Здесь они всегда могли получить кусок хлеба, безопасный ночлег и благословение их дальнейшего пути. С 14-15 вв. во всех сколько-нибудь крупных городах существовали гостиные дворы. Здесь могли остановиться путешественники за умеренную плату. Кроме того, во многих трактирах были комнаты для приезжих.
Ещё один вид путешествий был характерен для Средневековья: внутренняя колонизация. Это явление было присуще многим регионам Европы, но особенно ярко оно проявило себя на Пиренейском полуострове. [4, с. 93-94]
Основными средствами передвижения становятся лошади (оседланные для верховой езды, запряженные в карету или повозку). Безоговорочный приоритет этих животных как сухопутного транспортного средства просуществует до второй половины XIX века. Совершенствуются плавательные транспортные средства, которые будут господствовать в следующую эпоху – эпоху Великих Географических Открытий.
Одними из основоположников морских экспедиций в эпоху средневековья были ирландские монахи. Руководствуясь тем, что христианская вера является путём к спасению, они встали на путь миссионерства.
Признанным мореходом 6 в. считается по традиции св. Брендан – покровитель Ирландии. Он совершил два путешествия. Первый раз он отправился в открытое море на плоту… из надутых шкур, но бог покровительствовал ему, и плавание закончилось благополучно. Во второе путешествие св. Брендан отправился уже на лодке. Во время его странствий по океану Брендан сталкивается со множеством чудес… Это плавание было одним из первых, которое указало путь европейцам на запад через океан. Спустя несколько веков по этим морским дорогам отправятся ладьи викингов.[ 4,с. 109-110]
Огромную роль в развитии западноевропейской средневековой цивилизации сыграли путешествия жителей Скандинавского и Ютланского полуостровов. Во Франции их называли норманнами.
Норманны были искусными мореходами. Само слово «викинг» переводиться с древненорвежского как «залив» или «бухта», таким образом, викинги – это те люди, которые держали свои корабли в бухтах. Скандинавское выражение «податься в викинги» означало путешествие в поисках богатства и славы.
У норманнов были прекрасные суда типа река-море. Конечно, ладьи были различного размера. Но они не превышали длину 30 ,а в ширину 4,5. На кораблях было от 30 до 70 гребцов. Ладьи имели палубу и руль. На подобных кораблях викинги совершали многодневные плавания в океане, и в то же время могли заходить в мелководные реки, так как осадка ладей была небольшая. Навигационных приборов викинги не знали. В открытом море они ориентировались по звёздам и Солнцу. Кроме того, они изучали поведение рыб, морских животных и птиц, что также не давало им заблудиться…[ 4, с. 111]
Испокон веков славянские народы проявляли себя отважными путешественниками и мореплавателями.
В письменных источниках, относящихся к нашей эре, говориться, что уже тогда славянами был освоен водный путь по Днепру.
К концу 8 в. и началу 9-го создается обширное государство с центром в Киеве. В то же время русскими людьми был освоен знаменитый водный путь «из варяг в греки», соединяющий Чёрное и Балтийское море.
С незапамятных времён стал осваиваться и Волжский великий торговый путь, идущий почти параллельно Днепровскому. Существовал и другой водный путь, идущий из Новгорода и Киева на Волгу. [ 1, с. 65]
Таким образом,
для туризма Средневековья
1.3.Туризм в эпоху Возрождения
Наряду с Возрождением в искусстве и культуре в этот период происходит мощнейший всплеск исследований планеты, отраженный в истории географии как эпоха Великих географических открытий. Именно путешествия Колумба были одним из наиболее важных факторов, повлиявших на развитие общества в этот исторический период.
Христофор Колумб сумел не только открыть новую часть света, но и все важнейшие острова в Карибском море. Он положил начало открытию материка Южной Америки и перешейков Центральной Америки. Открытие всей континентальной Америки представляло длительный процесс, затянувшийся почти на два века, и в общих чертах завершенный российскими мореплавателями А.Чириковым и В. Берингом. [4, с. 130]
С ослаблением религиозных мотивов возрастает индивидуальный характер и образовательная направленность путешествий. Среди молодых англичан становится популярным "образовательный маршрут": Лондон, Париж, Генуя, Милан, Флоренция, Рим, и обратно – через Швейцарию, Германию и Нидерланды. Многие художники и скульпторы путешествуют по Европе, либо приглашенные для работы, либо с целью учебы у других мастеров. В конце XVII века о пользе путешествий для просвещения молодежи говорили многие философы. "Первый педагог" Ян Амос Коменский описывал в своих трудах проведение экскурсий для учащизся с целью обеспечения наглядности и предметности знаний. Такие экскурсии начинают практиковаться в некоторых учебных заведениях Европы.
Происходит резкое изменение маршрутов. Начинают превалировать морские, используемые с торговыми, миссионерскими, познавательными целями. Основные тогровые пути связывают Европу (основные торговые порты – Лондон, Венеция, города Португалии и Испании) с Индией (торговля пряностями) и Африку с Южной Америкой (зарождение работорговли). Часть путей пролегает к побережьям Северного и Балтийского морей, где возникло крупнейшее торгово-примышленное объединение Ганза, включавшее в себя около ста городов.
Развитие колониальной системы, несомненно, положительно влияло на развитие путешествий. Во-первых, возрастало количество как переселенцев в новые земли, так и просто "любопытствующих", которые вряд ли бы поехали, например, в "дикую" по их меркам Индию, если бы им не была гарантирована защита войсками Ее Величества Английской королевы, оккупировавшими страну. Так колонии становятся не только источниками сырья, но и местами отдыха. Учитывая местоположение большинства из них, многие из колоний в дальнейшем стали полноценными курортами. Во-вторых, наличие колоний стимулировало развитие транспорта, дорог и обуславливало возникновение системы гостеприимства – мест, где можно было бы уютно отдохнуть, созданных по меркам родной страны, но приспособленных к местным обычаям и традициям. Чем выгоднее стране было заселение колоний своими гражданами, тем большее внимание уделялось этому вопросу.
Наряду с открытием новых земель и потенциальных мест для проездок происходит и обратный процесс: так, Япония опускает железный занавес для путешественников, который будет поднят только в 1948 году.
Постепенно
люди начинают регулярно путешествовать
за границу на отдых, лечение, в религиозных,
образовательных и
Однако Великие географические открытия не стали достижением всего человечества. Отличия моделей развития цивилизаций Европы и Азии можно проследить. Если Великие географические открытия, совершенные Васко да Гама, Колумбом и другими европейцами привели к созданию единого мирового экономического пространств, способствовали переходу к индустриальной стадии развития, то морские путешествия китайцев с их государственным командно-административным строем демонстрировали миру лишь свое величие и могущество. Это же можно проследить и в сухопутной внешней торговле.
Существовал еще один важный фактор, поставивший Европу в привилегированное положение – это умение плавать в открытом океане. Почти все плавания китайцев, индонезийцев, индийцев да и арабов напоминали плавания греков в Эгейском море. Это были плавания или вдоль берега, или от острова к острову. Даже многодневные плавания и дальние экспедиции часто позволяли им ночевать почти каждый день на твердой земле.[4,с. 146]
Таким образом,
дальнейшее развитие туризма в эпоху
Возрождения значительно
1.4. Развитие туризма в Новое время
В новое время в Европе появился «чистый» туризм, т. е. путешествия не с целью торговли, а с целью отдыха, познания и развлечения. Можно сказать, что туризм как всеобъемлющее социальное явление начало зарождаться 17-начале 18 в. Однако современный туризм появился около 150 лет назад.
С развитием туризма происходит формирование различного рода туристических организаций. Первая туристическая фирма была основана в 18 в. известным Т. Куком. Постепенно такие фирмы и объединения стали появляться сначала в Лондоне(объединение любителей горных путешествий «Альпийский клуб»), а затем во всей Европе и Америке. [5,с. 12]
Основное различие
туризма прошлых лет и
Выделению туризма
в самостоятельную отрасль
В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия. Туристическая деятельность в этих странах заметно активировалась в рассматриваемый период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась более высоким уровнем цивилизации и обустройства быта по сравнению со многими странами. В Англии, а чуть позже – и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению Г.Гейне, "убили пространство" – то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие – иммиграция в "новый свет" англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития.
Информация о работе Зарождение элементов путешествий в древности, их развитие