Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:41, реферат
В наши дни невозможно представить себе крупный европейский город без иностранных туристов. Их сегодня можно встретить как в Москве, Праге, Киеве, так и в Париже, Лондоне, Риме. Повсюду звучит иностранная речь. В некоторых городах Западной Европы в отдельные месяцы иностранные туристы «вытесняют» местных жителей. В Париже в июле - августе трудно встретить парижан, в Риме – римлян. Это понятно, ведь в туризме принимают участие миллионы людей. [2, с. 3]
Введение………………………………………………….3
1. Развитие туризма……………………………………4
Зарождения элементов путешествий……………..4
1.1.Путешествия в древнем мире…………………..6
1.2.Походы и путешествия средневековья……..11
1.3.Туризм в эпоху Возрождения………………….15
1.4. Развитие туризма в Новое время……………18
Заключение……………………………………………..23
Список использованной литературы…………….
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Экономический Университет
Реферат на тему:
«Зарождение элементов путешествий в древности, их развитие»
Подготовила
студентка 1 курса
факультета ВШТ, ДТТ-2: Мятникова К.В.
Проверил:
Минск,2009
Содержание
Введение………………………………………………….3
1. Развитие туризма……………………………………4
Зарождения элементов путешествий……………..4
1.2.Походы и путешествия средневековья……..11
1.3.Туризм в эпоху Возрождения………………….15
1.4. Развитие туризма в Новое время……………18
Заключение……………………………………………..
Список использованной литературы…………….24
Введение
В наши дни невозможно
представить себе крупный европейский
город без иностранных
Невольно задумываешься: «А с чего все начиналось?», «Каковы предпосылки развития туризма?», «Чья заслуга в том, что сегодня мы с легкостью можем увидеть жизнь других народов, познакомиться с культурой далеких неведомых стран и отправиться в зарубежное путешествие?», «Кому, собственно, нужно сказать «спасибо»?» Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе эти вопросы…
В моей работе я постараюсь дать ответы на вышепоставленные вопросы, мысленно вернусь в эпоху Средневековья, остановлюсь на «ярких» именах, событиях, обращусь к первобытному человеку, постараюсь проследить цепочку развития туристической деятельности, а также выявить ее особенности. Цель моей работы: обратить внимание читателя на предпосылки, последовательность, особенности и специфику развития туризма, опираясь на определенные факты и примеры из истории туризма.
Задача, поставленная передо мной, при выборе данной темы: не только научиться работать с разноплановым материалом, но и научиться анализировать этот материал и делать выводы из написанного.
Я постараюсь сделать свою работу интересной, разноплановой и достоверной, в чем мне поможет научная литература.
1. Развитие туризма
Зарождения элементов путешествий
Начало истории путешествий нельзя датировать не только годом, но и столетием: их истоки восходят в седую древность, когда только начиналось выделение человека из мира животных, в тяжелейшей борьбе с природой закладывались основы человеческой цивилизации.
Как свидетельствуют исследования археологов и историков, уже в глубокой древности первобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка. Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. При этом человек следовал определёнными путями, нередко используя тропки, протопленные дикими стадными животными. Это обусловлено охотой на них. [1, с. 10-11]
C возникновением скотоводства и земледелия первобытный человек был заинтересован в пригодной местности для развития своей деятельности, что также требовало длительных поисков. Примитивный обмен между селениями тоже сыграл огромную роль в «протаптывании первых троп», которые в последствии и стали основой шоссейной и железной дорог.
Водная гладь так же не осталась без внимания древнего народа.
Человек поднял парус раньше, чем оседлал коня. Он плавал по рекам с шестом и веслами и выходил в открытое море раньше, чем стал ездить на колесах по дорогам. Первым транспортным средством были суда. Идя под парусом или просто плывя по течению, древний человек смог заселить острова. Земли, которые можно было достичь только постепенным расселение, из поколения в поколение преодолевая препятствия в виде болот и безжизненной тундры, голых гор и непроходимых лесов, ледников и пустынь, достигались в какие-нибудь недели случайным дрейфом или на управляемых судах. Суда были первым важным орудием человека, осваивавшего земной шар. [ 3, с.7]
Почти у всех первобытных племён, и народностей был широко распространён обычай взаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным племенам. Такие визиты – обычное явление у тех же австралийцев. Эскимосы при всех трудностях сообщения в арктических условиях постоянно совершали очень далёкие путешествия, чтобы посетить своих друзей. Эти взаимные путешествия и угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные времена, являясь путями и средствами культурного обмена. Визиты нередко приурочивались к тому времени, когда у данной группы имелась в изобилии пища: к сезону созревания плодов, ко времени улова рыбы, сбора урожая и т.д. [1, с. 12]
Первобытный человек по своему определению находился на весьма низкой ступени развития, однако он обладал исключительной способностью ориентироваться на любой местности, он «чувствовал природу», руководствовался звездами и искренне верил в существование ее божественного начала.
Первобытные жители
не просто затеевато протаптывали тропки,
они нередко набрасывали
Таким образом, еще в первобытном мире человек в процессе выживания развивал навыки приспособления к окружающей среде, осваивал новую местность, создавал орудия труда, постепенное совершенствование которых позволило человеку покорить мир, следуя законам суровой первобытной природы.
«Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?»
Сократ
Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землевладельческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в своем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и пытались объяснить происходящее в природе. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.
Египетские папирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами совершались далёкие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, отдалённую от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник Урдуду совершил плавание в далёкую страну Пунт. Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», которая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил радость и любовь в сердце фараона». [1, с. 15]
Известно, что в правление царицы Хатшепсут (1505 – 1484 гг. до н.э.) была организована экспедиция в страну Пунт за саженцами деревьев и кустарников, из которых можно было получить благовония. Путешествие было удачным. Но, к сожалению, деревья и кустарники не смогли прижиться в новом, малоподходящем для них сухом климате Египта. Фрески во дворце Хатшепсут, которые победили время, и сегодня рассказывают многочисленным туристам об этом вояже.
Навигации по Нилу способствовала сама природа. Течение помогало передвигаться с юга на север, а практически постоянный бриз делал возможным плавания под парусами и в обратном направлении. Нил был стержнем всей жизни древних египтян. Это была та «столбовая дорога», благодаря которой стали возможны контакты с Нубией, находящейся на юге, и со средиземноморскими севере и северо-востоке от Египта. Из центральной части страны начинался близ Копта караванный путь, который вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха – привалы. Там всегда были хранилища с питьевой водой, представляющей главную ценность в пустыне. [ 4. с. 29]
Китайцы с доисторических времён начали составлять карты. Ещё до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая - «Юкинг».[ 1, с. 17-19]
О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая ,свидетельствует и тот факт, что правитель царства Ци в 6 в. до н. э. «совершая увеселительную прогулку по морю, не возвращался в столицу шесть месяцев». Из этого сообщения можно сделать вывод и о масштабности морских путешествий.
В Китае были даже трехмерные карты. Во дворце императора Цинь Шихуанди находилась удивительная карта, на которой реки и «великое море» (Тихий океан) были сделаны из ртути и приводились в движение скрытыми помпами. Это первая механическая рельефная карта.
Уже к первым векам до нашей эры китайцам были хорошо известны все территории от Амура на севере до Индокитая на юге, от Восточно - азиатских островов до Средней Азии. [ 4, с. 33-39]
Расцвет экономики и культуры периода Римской империи нашёл отражение в развитии и внешних политических, экономических и культурных связей. К этому времени можно отнести начало туризма с целью лечения различных болезней. Врачи рекомендовали пациентам сменить климат, выехать в деревню или в горы,в сосновые леса или на воды.
Путешествия в Римской империи были безопасны и в какой-то степени удобны. Путник покидал Гадрианскую стену на севере Италии и путешествовал 8 тыс. км до Эфиопии по хорошим дорогам. С помощью перекладных лошадей можно было преодолеть большие расстояния за короткие промежутки времени.
Ещё в I в. до н. э. В Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся на расстоянии одного дня езды на лошади. Постоялые дворы располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии и Галиции.
Уже у древних римлян имелась определённая классификация гостиничного хозяйства. Существовали два типа «пристанищ» в провинции и в самом Риме: один из них предназначался только для патрициев (мансионас), другой - для плебеев (стабулярии). Во время поездок римляне пользовались специальными картами- путеводителями.
Римская гостиница
представляла собой жилые помещения
для путешественников, конюшню, колодец,
лавку с провизией. Гостиница
была построена из камня и мела.
Некоторые гостиницы
Морские путешествия в Древней Греции совершались с незапамятных времен, что нашло свое отражение в мифах и сказаниях. Греки чаще всего путешествовали морем. Путешествиям внутри страны мешало отсутствие удобных дорог. Некоторые подобия дорог в виде гатей прокладывались в низинных болотистых местах. Путешествовали и пешком, и верхом на коне, использовали повозки.
В Древней Греции существовали гостиницы, но в них не всегда кормили. Поэтому путешественники провизию возили с собой. Гостеприимство было естественной составной частью быта. Права гостеприимства находились под покровительством Зевса. Гомер называет его «Зевс - гостеприимец». Но из-за плохого сообщения между городами-государствами греков гостиниц и постоялых дворов было очень мало.
В Древней Греции зарождается курортология, лечебный туризм. Храмы Асклепия – бога врачевания – стали возникать в глубокой древности, в классический период их было не менее 60. они возводились вдали от городов, на возвышенностях, в местах со здоровым климатом. Жрецами в этих храмах были люди, занимающиеся медициной.
Паломничество было очень распространено в Древней Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Апполона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями. [ 4,с. 51-54]
И все же первыми мореходами древности были финикийцы, которые строили большие и прочные корабли и уходили на них в плавание в открытое море.
Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе из у моря в Атлантический океан город Гадир (Кадис), тем самым финикийцы смогли контролировать торговлю на огромных территориях.
Со времен плавания финикийцев у западных цивилизованных народов древности сложилось устойчивое и во многом верное представление о трех частях света: Азии, Европе и Африке. Финикийцы дали имя азиатскому континенту. Земли, лежащие на Восток от Средиземного моря, они называли Асу – восход, со временем это название трансформировалось в Азию.
Европейские полуострова, лежащие к западу от Финикии, стали называться странами заката – Эреб – Европа. Африка в то время носила название Ливии, а свое современное имя она получила лишь во времена Римской империи. [ 4,с. 40-41]
Таким образом, путешествие как форма общения людей развивается в соответствии с историческим прогрессом человеческого общества. В истории человечества путешествия выполняли определенные экономические, общественно-политические и культурные функции в зависимости от той или иной ступени развития общества. В процессе всемирно-исторического развития эти задачи неуклонно расширяются, видоизменяются и усложняются. Путешествия в древности нередко предпринимались на весьма далекие расстояния и обычно морским путем. Основными целями путешествий были торговля, паломничество, лечение. Кроме того, большой популярностью уже в то время пользовался отдых в летнее время, нежели в какой-либо другой сезон.
Информация о работе Зарождение элементов путешествий в древности, их развитие