Закономерности развития общественной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 01:10, курс лекций

Краткое описание

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Файлы: 1 файл

istoria_ekzamen1.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

В годы "холодной войны" господствовало деление стран Азии на "своих" и "чужих", но это была условность. Во-первых, те страны, которые находились под американским военным зонтиком (в той или иной степени) или под политическим влиянием США, тем не менее, отличались от Запада по своим цивилизационным установкам. Во-вторых, существовала и ничейная земля - как в лице отдельных стран (Индия, Бирма), так и в лице отдельных бытийно-цивилизационных пластов в сознании формально верных союзников (Япония, Южная Корея). И это подводит нас к третьей группе феноменов, которая вовсе не обозначает отдельную группу стран, но которая присутствовала практически во всех странах Азии.

Эту группу феноменов можно назвать поисками своего традиционного лица в новом цивилизационном потоке. Азия уже долгое время существовала в новой цивилизационной среде; каждая культура выдавала свою реакцию на эту среду, и среда деформировала культуры, местами снимая с них значительные пласты. Сложилась видимость цивилизационной победы Запада над Азией; реальностью была определенная фрустрация национальных азиатских "я", "я" периода трансформаций под влиянием Запада. Но ядро культур сохранялось, и вот пришло время, когда начались поиски своего нового "я". "Я" не могли застыть надолго в состоянии ущербности, фрустрации. Они могли манифестировать только в выявлении своей уникальности, своеобычности, своего национального, наконец, того, что могло противостоять обезличенному новому "трансформированному" облику. Если можно использовать здесь термины психологии, это была борьба с мучительной деперсонализацией, вызванной новым цивилизационным потоком.

Ни одна страна не осталась в стороне от этих процессов. Так, социалистическая трансформация Китая сопровождалась хаотичными поисками своего национального "я" и была чисто формально выражена в лозунге "строительства социализма с китайской спецификой". Ни одна страна по сию пору еще не нашла своего "я". Больше всего вопросов в этой связи вызывает Япония, самостоятельная внешняя политика которой до сих пор сводится фактически к проблеме "северных территорий" и отчасти политическому проникновению в Юго-Восточную Азию. Принимая во внимание огромный экономический потенциал Японии, понятно, что XXI век во многом зависит именно от того, каким будет новообретенное "я" японцев.

Есть и еще одно обстоятельство, о котором в настоящем контексте необходимо сказать. Новое "я" сложно найти даже гомогенным японцам. Для подавляющего же большинства стран Азии эта задача усложняется безмерно, поскольку они состоят из нескольких, а во многих случаях и из множества национальностей. Индия в поисках своего "я" уже разделилась в 1947 г. на две части; позднее Восточный Пакистан продолжил процесс обособления национальных "я". Сегодня Индию раздирают национальные противоречия. Поиски своего "я" делаются безмерно трудными. Мало того, что приходится находить свое место в цивилизационном потоке, приходится строить небывалое наднациональное "я" нескольких национальностей. За небольшим исключением страны современной Азии до колонизации не были устойчивыми государственными образованиями (это относится хотя бы к гиганту Азии -Индии). Поэтому "простое" (!) возвращение к старому "я" для них хотя бы уже поэтому невозможно. Создание же нового "я" - задача не для одного поколения. Рассмотрим в качестве примера Сингапур. Около 80% населения - этнические китайцы, выходцы из южных провинций Китая. Два главных национальных меньшинства - малайцы (ближайшие соседи с севера) и тамилы (выходцы из Южной Индии). В этом государстве, созданном практически с нуля англичанами на вдохновенной волне колониальной трансформации Азии, на незаселенном острове, оставшимся бы просто оконечностью Малайского полуострова, островом джунглей и мангров, трансформация Азии, инспирированная Западом, фактически создала социум, состоящий ныне из представителей не просто трех национальностей, но и трех культур - конфуцианско-буддийской, мусульманской и индуистской - с сильным христианским влиянием. Строить новое "я" на культурной основе большинства - значит провоцировать раскол и смуту; до последнего времени сингапурские лидеры удачно балансировали искусственным шестом "сингапурской нации", испытывая все время сильнейшее беспокойство, особенно в отношении малайцев-мусульман, опасаясь возникновения фундаментализма, особенно в силу близости двух исламских стран — Малайзии и Индонезии. Однако знамением времени становится тот процесс, который А.Д. Богатуров удачно назвал "обнажением традиционных структур"4 и который в глобальном мировом контексте может быть охарактеризован как борьба против цивилизаторской деперсонализации Запада, будь то в социалистической или в либерально-рыночной системе координат. Как будут в этой связи развиваться поиски Азией своего "я", сказать невозможно. Ясно только, что обозначенная выше третья группа феноменов будет становиться все более значимой - и, пожалуй, в этом едва ли не основной итог второго периода трансформации Азии.

В трехмерной системе координат - с экономической, военной и политической осями - можно наблюдать окончательную интеграцию Азии в мировое сообщество. Даже такой отшельник Азии, как Северная Корея, и тот прочно интегрирован в мировое сообщество — пока еще не в том смысле, что он принимает общепринятые нормы, а в том, что он зависит от существующей системы международных отношений по всем трем главным осям. Существует достаточно устоявшийся миф, что режиму Ким Ир Сена удалось изолировать страну от цивилизационного потока. Но в том и состоит суть цивилизационного потока, что он всеобщей и всепроникающ. До каких бы масштабов ни дошла ксенофобия в северокорейском обществе, как ни пресекаются все контакты с зарубежьем, но цивилизационный поток проникает в страну и размывает идеологическо-благостный рай, потому что страна жизненно нуждается в одной из ипостасей цивилизационного потока - научно-технической. В этих целях режим опирается на корейскую диаспору в Японии. Интенсивные визиты членов диаспоры в Северную Корею приносят режиму то, без чего он не смог бы создать фасад процветания, а также реальные блага для элиты - артефакты технологической цивилизации. Но вместе с артефактами проникает и весь цивилизационный поток, и странно было бы преувеличивать изолированность и неосведомленность северокорейцев. Цивилизационный поток подтачивает тоталитарную крепость, и в не столь далеком будущем это станет вполне очевидно.

Второй период трансформации Азии завершился вместе со всем послевоенным миропорядком. Главнейшим фактором этого процесса был планетарный распад социализма. Революционный эсхатологизм пришел к своему логическому концу. На 1991 год из всех социалистических стран Азии лишь одна Монголия пошла по пути полного прекращения социалистического экспериментаторства. Однако демократическое движение в Китае, реформы во Вьетнаме, Лаосе, приближение к урегулированию положения в Камбодже, дальнейшее обострение кризиса Северной Кореи - все это ознаменовало конец революционного эсхатологизма. Социалистическая флюктуация в Азии стала самоликвидироваться, как это уже произошло к этому времени в Восточной Европе и Советском Союзе. Одно русло цивилизационного потока уже высохло у своих истоков, и в Азии катились только последние его волны (возможно, самая последняя волна захлестнула Непал в 1990 г.). Всем бывшим странам социализма предстояло искать новую бытийную модель; интеллектуальная элита этих стран все с большим вниманием смотрела на соседей, избравших модель заимствования западных артефактов при сохранении некоторых традиционных бытийных структур.

 

Некоторые итоги цивилизационных процессов в Азии

"Торжество" западного начала в азиатских обществах было лишь видимым. Ф. Фукуяма, безусловно, поторопился возвестить о конце истории, приняв за него глобальный кризис социализма и слом послевоенного миропорядка. На самом деле для цивилизационного потока это - не более чем преодоление одного порога, вокруг которого на протяжении десятилетий бушевали волны. Порог преодолен. Поток стремится дальше.

Интродукция западных концепций в азиатские общества увенчалась лишь частичным "успехом". В известном смысле Ф. Фукуяма прав, говоря о западном либерализме как основном русле цивилизации. Западный либерализм коснулся и Азии, однако нигде не прижился по-настоящему. В Азии до сих пор нет ни одной по-настоящему демократической страны в западном, собственно говоря - нормативном - понятии "демократии".

 

Исторический Восток - понятие чрезвычайно широкое. Сюда входят Южная и Юго-Восточная Азия, Ближний и Средний Восток, Дальний Восток. Африка, как известно, тоже не Запад. Здесь мы будем говорить о трех ведущих странах Азии - Японии, Китае и Индии. Новая страница истории этих трех ведущих стран Востока открылась именно в связи со II Мировой войной. Прежняя Япония сгорела в той войне, но, подобно легендарной птице Феникс, она возродилась из пепла и устремилась в новый, более высокий полет. Китай, ставший во время II Мировой войны полем активнейших боевых действий, перенес небывалые испытания, и вышел из войны окрепшим и с 1949 года единым. Британская колония Индия, участвуя в борьбе против фашизма в составе антигитлеровской коалиции вместе с Англией, вскоре после войны завоевала себе другое качество, восстановила свою самостоятельную историю. Все это происходило на фоне нарастающего крушения мировой колониальной системы, в которой Япония сравнительно долгое время играла активную роль колонизатора, а Индия и Китай находились в положении колоний или полуколоний. Теперь все три ключевые страны Востока оказались в новом положении. Обратимся к послевоенной истории Японии, страны, которая является сейчас одним из двух ведущих центров Азиатско-Тихоокеанского региона.

   

    В Азиатско-Тихоокеанском регионе обитают "азиатские драконы" и "тигры": Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Таиланд. К этому региону мира относятся Сингапур и Индонезия, но также Россия, США и Канада. Все большую роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе играет бурно растущий гигант - Китай. Недалеко и Индия - индийцы и китайцы вместе составляют 40% населения Земли.

   9 августа 1945 г.

Япония: послевоенная "шокотерапия". Первый, и исключительно трудный, период японского развития относится к 1945-1951 гг. Это было время, когда страна пыталась преодолеть потрясения военного и послевоенного времени. Послевоенный шок был здесь особенно сильным. Свои города японцы называли "выжженными полями". По грубым подсчетам, война стоила Японии трети всех богатств. Страна лишилась всех своих "заморских владений". Производство в Японии было разрушено, и составляло 14% довоенного уровня.

 

Дуглас Макартур

Уровень жизни упал более чем вдвое. Вся Япония находилась под полным контролем американских оккупационных властей. Командующий оккупационными силами генерал Дуглас Макартур фактически руководил Японией, и стал действующим лицом не только американской, но и японской истории.

   В 1946 году американцы написали японцам вполне современную и достаточно либеральную конституцию, с длинным перечнем личных прав и свобод. По этой утвержденной японским парламентом конституции женщинам предоставлялось право участия в выборах, а рабочим - создания профсоюзов. Страна подвергалась, так сказать, принудительной демократизации. При этом в конституцию было вписано два пункта, принятие которых сильно меняло лицо Японии: во-первых, император лишался властных полномочий, должен был отказался от статуса "богоподобного". В конституции был зафиксирован принцип полного превосходства парламента.

Либеральная конституция Японии вступила в силу с мая 1947 года в условиях американской оккупации страны. Американцы реформировали Японию, демократизируя, децентрализуя, демилитаризуя ее.

Американцы провели в оккупированной стране большую общественную "чистку", лишив должностей сотни тысяч деятелей, прямо причастных в прежнее время к имперской и экспансионистской и милитаристской политике и пропаганде. 6000 были судимы за военные преступления, около 1000 были казнены. Меньше всего, впрочем, пострадала бюрократия.

   Императора Хирохито победители пощадили - его не судили, как других военных преступников Японии. 500 офицеров покончили с собой, многие были арестованы, а он продолжал оставаться в императорском дворце, хотя был унижен и подавлен. Император Хирохито вступил на трон в 1926 г., а умер в 1989 г., оставаясь все послевоенные годы "символом государства" и не являясь больше источником власти.

  Новая конституция в корне подрезала японский милитаризм. Отныне Японии навсегда запрещалось иметь любые вооруженные силы. В 1954 г. она нарушит это положение и явочным порядком введет "силы самообороны".

  Японка.

   По заключенному в 1951 году японо-американскому договору японцам гарантировалась безопасность под американским "ядерным зонтиком". Неядерные принципы прямо записаны в японской конституции, обязывающей государство не иметь, не производить, не ввозить ядерного оружия.

  Американский "зонтик" над Японией не случаен: Япония очень важна для стратегических интересов США в этом регионе, не зря американцы называют ее "непотопляемый авианосец". Они сумели превратить Японию в своего союзника на Тихом океане.

    Тогда же, и под влиянием американцев, стали проводиться рациональные социально-экономические реформы: были принудительно разукрупнены огромные японские военные монополии, ликвидировано крупное помещичье землевладение, а земли за очень небольшой выкуп передавались бывшим арендаторам. Другими словами, произошло создание многочисленных небольших фермерских хозяйств на селе.

Цветущая сакура.

   Хотя промышленность была восстановлена, а во время войны в Корее здесь произошел даже маленький промышленный бум, связанный с американскими заказами и с тем, что здесь находилась ближайшая тыловая база США, все же к началу 50-х Япония представляла собой довольно слабую и отстающую страну.

  Половина населения осела на селе (в современном японском селе проживает 5% населения). Производительность труда в промышленности Японии была в 6-7 раз ниже, чем в США. Япония, исключительно бедная промышленными минеральными ресурсами, по основным видам сырья и энергоносителей на 80 и более процентов зависела от импорта. При этом она лишилась своих привычных и дешевых продовольственных житниц - Кореи и Тайваня.

Режим оккупации прекратился после того, как в сентябре 1951 года в Сан-Франциско был подписан мирный договор между Японией и ее бывшими противниками в войне. К сожалению, СССР не подписал этот документ.

 

Столица Олимпиады

   Япония 50-60-х гг.: экономическое чудо. Уже 50-е годы вошли в историю как десятилетие, в конце которого началось "японское экономического чудо": те десять лет были отмечены пятикратным ростом производства. В 60-е годы Япония продолжала развиваться с поразительным и усиливающимся экономическим динамизмом: годовой темп экономического роста составлял 10-14 процентов, а иногда доходил и до 20%.

  Преображался Токио. Сразу после войны столица Японии представляла собой настоящие руины - то, что осталось после американских "ковровых бомбардировок". Токио 1964 года стал столицей всемирной Олимпиады. Японцы говорили: немцы разбомбили Англию частично - те восстановили предприятия и с ними воспроизвели устаревшие технологические циклы, американцы разбомбили нас полностью - мы все построили новое, с иголочки, самое современное.

  Олимпийский стадион.

   В 50-е - начале 70-х гг. Япония вышла на лидирующие позиции в важных областях, например в сталелитейной промышленности. Страна заняла первое место в мировом судостроении, производя половину строящихся в мире судов, в т. ч. огромные корабли водоизмещением полмиллиона тонн. Она стала законодателем мировой моды в аудиотехнике, шире в аудио-видеотехнике, обогнав в этих отраслях в 60-е годы США и овладев почти половиной мирового рынка, превзошла по производству товаров и услуг любую страну, за исключением США. Лучшей в мире признавалась японская бытовая электроника. Но особенные успехи Япония сделала в области автомобилестроения. В 1980 году Япония, увеличившая объемы автомобилестроения в сто раз, обогнала даже США по производству легковых автомобилей.

   Символом возрождения страны стали. ХVIII Олимпийский игры, прошедшие в Японии в октябре 1964 г. Участники и гости Олимпиады смогли увидеть благополучную, процветающую Японию - благодаря неукротимому духу японцев, страна была возрождена и динамично развивалась.

В 1964 г. в Японии прошли Олимпийские игры - перед участниками и гостями Олимпиады предстала новая страна.

К началу 70-х гг. Япония получила признание как экономический гигант мирового масштаба и уровня, непрерывно демонстрирующий "стремительный рост".

Информация о работе Закономерности развития общественной жизни