Анализ
литературы о распаде СССР и методов,
используемых при этом, приводит к
убеждению, что наиболее продуктивным
является синергетический подход, лишенный
односторонности линейных формационного
и цивилизационного подходов. Одним из
известных сторонников такого подхода
к изучению и объяснению причин распада
СССР является историк Н.Ф.Бугай.
Распад
СССР, оформленный Беловежским соглашением
руководителей России, Украины и
Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком
и С. С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является
одним из самых значительных событий мировой
истории XX в. Это, пожалуй, единственная
оценка, которая принимается большинством
историков и политиков. Все остальные
вопросы, связанные с анализом причин
и значения распада СССР, остаются предметом
острых дискуссий. Причины распада СССР.
В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме
большинство граждан высказались за сохранение
Союза ССР и необходимость его реформирования.
К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный
договор, дававший шанс на обновление
федеративного государства. Но сохранить
единство не удалось. СССР распался. Почему?
Приведем наиболее распространенные объяснения,
которые предлагают исследователи: —
СССР создавался в 1922г. как федеративное
государство. Однако с течением времени
он все более превращался в государство,
по существу, унитарное, управляемое из
центра и нивелирующее различия между
республиками, субъектами федеративных
отношений. Проблемы межреспубликанских
и межнациональных отношений игнорировались
на протяжении многих лет, трудности загонялись
вглубь, не решались. В годы перестройки,
когда межнациональные конфликты приобрели
взрывной, крайне опасный характер, принятие
решений откладывалось вплоть до 1990—1991
гг. Накопление противоречий сделало распад
неизбежным; — СССР создавался на основе
признания права наций на самоопределение,
федерация строилась не по территориальному,
а национально-территориальному принципу.
В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались
нормы о суверенитете республик, входивших
в состав СССР. В условиях нараставшего
кризиса эти нормы стали катализатором
центробежных процессов; — сложившийся
в СССР единый народнохозяйственный комплекс
обеспечивал экономическую интеграцию
республик. Однако по мере нарастания
экономических трудностей хозяйственные
связи начали разрываться, республики
проявляли тенденции к самоизоляции, а
центр оказался не готов к подобному развитию
событий; — советская политическая система
базировалась на жесткой централизации
власти, реальным носителем которой было
не столько государство, сколько Коммунистическая
партия. «Кризис КПСС, утрата ею руководящей
роли, ее распад с неизбежностью вели к
распаду страны; — единство и целостность
Союза в значительной степени обеспечивалась
его идеологическим единством»4.
Кризис коммунистической системы ценностей
создал духовный вакуум, который был заполнен
националистическими идеями; — политический,
экономический, идеологический кризис,
который переживал СССР в последние годы
своего существования, привел к ослаблению
центра и усилению республик, их политических
элит. Национальные элиты были по экономическим,
политическим, личным мотивам заинтересованы
не столько в сохранении СССР, сколько
в его распаде. «Парад суверенитетов»
1990 г. ясно показал настроения и намерения
национальных партийно-государственных
элит. Значение распада СССР. Значение
столь масштабных событий определяется
временем. С момента распада СССР прошло
всего 10 лет, историки и политики, граждане
государств, возникших на месте СССР, находятся
во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным,
обоснованным выводам. Отметим поэтому
очевидное: распад СССР привел к возникновению
независимых суверенных государств; коренным
образом изменилась геополитическая ситуация
в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных
связей стал одной из главных причин глубокого
экономического кризиса в России и других
странах — наследниках СССР; возникли
серьезные проблемы, связанные с судьбой
русских, оставшихся за пределами России,
национальных меньшинств в целом. Становление
новой российской государственности.
Процесс становления новой российской
государственности начался принятием
Верховным Советом РСФСР Декларации о
суверенитете России (1990) и выборами первого
российского президента (12 июня 1991). С распадом
СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации
как независимого суверенного государства
стал юридической и фактической реальностью.
Период становления российской государственности
завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном
референдуме была принята Конституция
Российской Федерации и окончательно
демонтирована советская политическая
система. Рождение современного Российского
государства было драматическим, крайне
болезненным и сложным процессом.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя
итог исследованиям, необходимо отметить,
что перестройка является вполне
обоснованной политикой, направленной
на социально-экономический подъем СССР.
Однако, перестройка по-Горбачевски не
получила положительного итога поскольку
возможно страна с политической точки
зрения была не готова к преобразованиям.
Это привело к резкому обострению кризиса
государственной власти на местах. Было
спровоцировано много межнациональных
столкновений (события в Нагорном Карабахе).
Центральная власть проводила политику
умиротворения, но это тоже не решило проблемы.
«С
1989 года нарастал спад производства в
промышленности и сельском хозяйстве»5.
Резко ухудшилось положение с продовольствием
и товарами народного потребления. Многие
авторы считают, что и внешняя политика
М.С. Горбачева была также неудачной, хотя
в отношениях с ведущими капиталистическими
странами был достигнут большой прогресс.
Нарастало
стремление республик СССР к самостоятельности
и, чтобы сохранить в каком-то
виде единое государство, Горбачев задумал
подписание нового союзного договора.
Однако, появились силы, которые
выступили против политики М.С. Горбачева,
и в итоге был подписан межгосударственный
договор, но без участия автора (Горбачева).
В 1991 году было создано СНГ.
Говоря
об итогах перестройки, необходимо ещё
раз уточнить, что необходимость
в реформах была. И правительство Б.Н. Ельцина,
в какой-то мере, воспользовалось итогами
перестройки: демократия, многопартийность,
политика гласности, курс на укрепление
частной собственности. Возможно, Горбачеву
не хватило политической воли, а Ельцин
в этом план преуспел. Его политика основана
на жестких мерах, связанных с курсом на
шоковую терапию и на укрепление собственных
позиций с использованием законодательных
мер. Стабилизации в стране не получилось.
Был взят курс на приватизацию, который
ещё больше разделил страну на богатых
и бедных.
Исследование
данной темы можно продолжать акцентируя
больше внимания на политики Б.Н. Ельцина.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Баранец В.
Ельцин и его генералы: Записки
полковника Генштаба. - М., 1997
- Болдин В.И.
Крушение пьедестала: Штрихи к портрету
М.С. Горбачева. - М., 1995
- Боффа Дж.
От СССР к России. История неоконченного
кризиса. 1964-1994. - М., 1995
- Денисова
Л.Н. Исчезающая деревня. Нечерноземье
России в 1960-1980 гг. - М., 2007
- Добрынин
А.Ф. Сугубо доверительно. - М., 2006
- Ельцин Б.Н.
Записки президента. - М., 1994
- Жуков В.И.
Реформы в России. 1985-1995 гг. - М., 1997
- Зевелев А.,
Павлов Ю. Расколотая власть. 14 дней
и ночей гражданской войны в Москве осенью
1993 года. - М., 1995
- Клепикова
Е., Соловьев В. Борис Ельцин: политические
метаморфозы. - М., 1992
- Куда идет
Россия? /Под ред. В.П. Данилова. - М., 1994.
- Вып.1
- Национальная
политика в России: история и современность.
- М., 2008
- Опенкин
Л.А. Сила, не ставшая революционной:
Исторический опыт разработки КПСС политики
в сфере науки и технического прогресса.
1917 - 1982 гг. - Ростов-на-Дону, 2005
- Новое почтение.
- М., 1995
- Рыжков Н.И.
Перестройка: История предательства. -
М., 1992.
- Смирнов
Г.Л. Уроки минувшего. - М., 1997
- Советская
внешняя политика в ретроспективе. 1917
- 1991. - М., 1993
- Согрин В.
Политическая история современной России.
1985-1995. - М., 1994
- Ханин Г.И.
Динамика экономического развития СССР.
- Новосибирск, 1991
- Хрущев Н.С.
Воспоминания. Избранные фрагменты. - М.,
1997.
- Чешко С.В.
Распад Советского Союза: Этнополитический
анализ. - М., 2006
- Экономические
реформы в России: итоги последних лет.
1991-1996./ Под ред. В.П. Логинова - М., 2007