Задачи по распаду СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2011 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

причины, предпосылки распада СССР, и его историческое значение, этнополитические конфликты, вызванные распадом СССР, точки зрения современных исследователей.

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. Основная часть: 5
Задание 1. 5
Задание 2. 8
Задание 3. 10
Задание 4. 13
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

Задачи по распаду СССР.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

 

     Задание 3.

 

Дать  характеристику историческому источнику:

     «…В 70-е годы в народном хозяйстве  стали нарастать трудности, заметно снизились темпы экономического роста. В результате оказались невыполненными задачи по развитию экономики, поставленные Программой КПСС, и даже более низкие задания девятой и десятой пятилеток…

     Из  всего этого мы должны извлечь  самые серьезные уроки. Первый из них можно назвать уроком правды. Ответственный анализ прошлого расчищает путь в будущее, а полуправда, стыдливо обходящая острые углы, тормозит выработку реальной политики, мешает нашему движению вперед.

     Другой  урок касается целеустремленности и  решительности в практических действиях. Перевод на интенсивный путь такого огромного хозяйства, как наше,- дело непростое, требующее немалых усилий, времени и высочайшей ответственности. Но, начав преобразования, нельзя ограничиваться половинчатыми мерами. Надо действовать последовательно и энергично, не останавливаясь перед самыми смелыми шагами.

     И еще один урок, можно сказать, главный. Успех любого дела в решающей мере определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в них массы. Убедить широкие слои трудящихся в правильности избранного пути, заинтересовать их морально и материально, перестроить психологию кадров – важнейшее условие ускорения нашего роста».

Вопросы к тексту:

1. Определите  вид источника, название, автора, время и цель создания.

2. Опишите  исторические условия создания источника.

3. Интересы  каких слоев, групп, классов  общества отражают статьи данного  источника (подтвердить, использовав текст).

4. К  каким результатам, изменениям  в государстве и обществе привело  введение этого документа? 

Ответ:

  1. М.С.Горбачев. Политический доклад центрального комитета КПСС XXVII съезду коммунистической партии Советского Союза, 25 февраля 1986 года.
  2. XXVII Съезд КПСС проходил с 25 февраля по 6 марта 1986 года. За период после предыдущего Съезда произошло три смены генерального секретаря и именно в период, предшествовавший этому съезду, и был провозглашен курс на «перестройку». Поэтому этот съезд был знаковым событием, которое, с одной стороны, фиксирует текущее состояние дел, с другой стороны – дает установку на будущее развитие партии. Весь год от мартовского и особенно апрельского Пленума ЦК и до конца февраля 1985 года можно считать периодом подготовки XXVII съезда КПСС. Выкристаллизовывались основные идеи и направления политики партии. Многие из них «запускались в дело» и проходили проверку в общественной практике.

     Основные  мощные импульсы в работе исходили от самого Горбачева. Задача людей, которые  бы ему помогали, состояла в том, чтобы по возможности адекватно очертить сумму теоретических, политических и идеологических идей, суть назревших социальных преобразований, придать им форму политических выводов и установок, но таких, которые бы не ограничивали политические действия какими-то рамками, а раскрывали бы простор для общественно-политического творчества. Это был по преимуществу не литературный, а творческий, поисковый процесс.

     Подготовка  первоначального материала для  доклада к съезду была осуществлена в невиданно короткие сроки - в течение примерно месяца, не более. Это был декабрь 1985 года. Международный раздел доклада, посвященный мировому развитию и внешней политике, а также идеологический раздел - был за Яковлевым, экономический и социальный – за Медведевым и Болдиным, проблемы демократизации общества и углубления социалистического самоуправления народа - за Лукьяновым, над разделом о партии вначале работали чиновники из Орготдела, а потом доводили этот раздел совместными усилиями. Заключительный раздел, касающийся новой редакции Программы партии, был за Медведевым. Болдин активного участия в спорах не принимал, но, когда вмешивался, то большей частью принимал сторону Яковлева.

     Доклад  явился развернутым обоснованием нового политического курса партии. Формула  ускорения уже на съезде была наполнена  новым содержанием, суть которого в преобразовании, перестройке общества. И не случайно, что в заключительном слове на съезде Горбачев сказал: «Ускорение, радикальные преобразования во всех сферах нашей жизни - не просто лозунг, а курс, которым партия пойдет твердо и неуклонно». Сам термин «перестройка» был употреблен на съезде лишь применительно к партийной работе и работе с кадрами. Но по сути дела о ней речь шла применительно ко всем основным сферам жизни и деятельности нашего общества.

  1. Говоря об улучшении экономической системы, Горбачев, может быть, сам того не ведая, высказал идею о реставрации капитализма в нашей стране. «…Убедить широкие слои трудящихся в правильности избранного пути, заинтересовать их морально и материально, перестроить психологию кадров – важнейшее условие ускорения нашего роста…», - в этих словах я не вижу беспокойства о «массах трудящихся», речь идёт о капиталовложениях, о «перестройке психологии кадров» в пользу государства, внедрения рыночной экономики, но не о «массах трудящихся в целом».
  2. Решения 27 съезда КПСС заложили мину под СССР: съезд отказался от курса на коммунизм и в качестве альтернативы ему выдвинул первые шаги к развалу социалистической экономики, и всё это было подкреплено кадровым обеспечением. Бюрократические методы, примененные адептами Горбачева для проталкивания таких решений, заслуживают внимательного изучения – чтобы впоследствии знать их и уметь им противостоять.

 

Задание 4.

 

     На  основе самостоятельного изучения исторической литературы:

- приведите  точки зрения современных исследователей  на итоги политической деятельности М.С.Горбачева;

- приведите  точки зрения современных исследователей  на причины и значение распада СССР.

Ответ:

Вопрос 1:

     Мнения  современных исследователей по этому  вопросу неоднозначны, на основании изучения произведений нескольких авторов классифицируем эти мнения в таблицу. И ответ на этот вопрос мы выразим в следующих схемах:

сложим  предмет изучения с историческим фактом и получим теоретическую интерпретацию 

     1. Новое политическое мышление 

Название  теории Предмет изучения

(алгоритм)

Интерпретации факта в различных теориях
Всемирно-историческая:

Материалистическое  
направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Отказ М.С. Горбачева  и руководства страны от идей марксизма-ленинизма, классового противостояния имущих и неимущих, разнородности систем капиталистической и социалистической, социалистической демократии и переход на идейные позиции капитализма, внеклассовой буржуазной демократии, содержащей идею сотрудничества классов.

Новое политическое мышление на практике вылилось в перестройку, ликвидацию социализма и возникновению в России капиталистического общества.

Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие. 

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

Новое политическое мышление – внешнеполитический курс Советского руководства, исходящее из реальности ракетно-ядерного века и эпохи научно-технической революции, сделавших мир взаимозависимым и взаимоуязвимым.

Новое политическое мышление заключалось в переосмысливании современного мира и проведении политики с позиции общечеловеческих ценностей, что выразилось в отказе от идей «мировой революции», до идеологизации внешней политики, выдвижении важных внешнеполитических инициатив в области вооружения.

 
 
 
 
 

     2. Оценки политики перестройки

Название  теории Предмет изучения

(алгоритм)

Интерпретации факта в различных теориях
Религиозно-историческая

(Христианская)

Движение человека к Богу Перестройка явилась  шансом для духовного возрождения России с помощью расширения прав Церкви, предоставления гарантий свободы совести, отказа от жесткого государственного атеизма. Но выбор западной модели развития в ущерб традиционному духовно-историческому коду России не вызывает одобрения представителей православной мысли.
Всемирно-историческая:

Материалистическое  направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Заговор внешний  и внутренний с целью разрушения социализма.
Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.  

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

Отказ России от командно-распределительной системы и выбор либерально-рыночной. Быстрый демонтаж социалистической системы, разрушение ее несущих опор; коммунистической партии, плановой экономики, КГБ. Воссоздание многопартийной системы.
Локально-историческая Единство человека и территории Страны Запада во главе со сверхдержавой США  изнутри разрушают, «взрывают» другую сверхдержаву СССР с целью устранения конкурента с мировой арены.
 

     3. Оценки деятельности М.С. Горбачева

Название  теории Предмет изучения

(алгоритм)

Интерпретации факта в различных теориях
Всемирно-историческая:

Материалистическое  
направление

Прогресс общества. Формационное развитие.

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Главный виновник распада СССР – руководитель, предавший 18-млн.партию и 260-млн народа, отказавшийся от социализма.
Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

Крупный либерал-реформатор, сумевший демонтировать тоталитарный режим.
 
 
 
 
 
 
 

4.Оценки августовских событий 1991г. (ГКЧП) 

Название  теории Предмет изучения

(алгоритм)

Интерпретации факта в различных теориях
Всемирно-историческая:

Материалистическое  
направление

Прогресс общества. Формационное развитие

Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности

Попытка остановить сползание страны в пропасть, сохранить СССР, социализм.
Всемирно-историческая:

Либеральное направление

Прогресс личности. Модернизационное развитие.

Классовое сотрудничество на основе частной собственности

Неудавшийся реванш авторитарных, прокоммунистических сил, их последняя попытка сохранить власть и влияние в стране, не допустить либеральных реформ.
 

Вопрос 2:

  Роль  М. Горбачева - первого и последнего Президента СССР в нашей новейшей истории оценивается довольно противоречиво в трудах отечественных и зарубежных историков. Чаще всего встречаются два подхода: исключительно позитивная роль, где Горбачев выступает как великий реформатор и политик, положивший конец «холодной войне», противостоянию «СССР-США» и т.п., и второй подход, где мы обнаруживаем негативный взгляд на перестройку, распад СССР и где, соответственно, подчеркивается деструктивная роль М.Горбачева. Первый подход чрезвычайно популярен на Западе и в «либеральных» кругах российской интеллигенции новой волны, второй - более свойственен отечественным экспертам, ориентированным в целом на неприятие перестройки и российских реформ. Причины и последствия распада СССР в современной российской и зарубежной историографии рассматриваются, как правило, в контексте глобальных социально-экономических, политических, научных и технологических процессов ХХ века. В широких хронологических рамках исследуют эту проблему распада СССР авторы - сторонники системного подхода. Они исходят из того, что современный мир представляет целостную систему. Развитие капитализма на основе европейской цивилизации направило с ХIХ в. процесс интеграции в русло экономического прогресса. Мир стал западноцентричным (при этом понятие «Запад» толкуется расширительно, охватывая не только страны Западной Европы и Северной Америки, но и такие страны как Австралия и Япония) в технико-экономическом плане, одновременно сохраняя, а подчас и углубляя культурную и историческую самобытность отдельных стран. Интернационализация производства сформировала систему мирового капиталистического хозяйства (МКХ). «С развитием и углублением научно-технической революции (НТР) европейская цивилизация все более становилась техногенной и мировой»3. Техногенной - потому что она была порождена техническим прогрессом и постоянно порождала и порождает его. Суть европейской цивилизации стали выражать научно-технические параметры и связанные с ними социально-экономическая и политическая организация.

Информация о работе Задачи по распаду СССР