Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:47, реферат
В первые послереволюционные годы были определены первые мероприятия по организации тылового обеспечения: жесткая централизация распределения материальных ресурсов ,всемирная экономия материальных средств во всех сферах производства, распределения и потребления, строжайшая централизация управления всеми видами транспорта. Был также принят и успешно реализован принцип специализации отдельных видов обеспечения по службам. Все эти решения положили основу последующей высокой боеспособности Красной Армии, что в конечном итоге явилось одной из важнейших причин победы как над силами интервентов и внутренней контрреволюции, таки в Великой Отечественной войне.
ТЫЛ РЕГУЛЯРНОЙ КРАСНОЙ АРМИИ
В ПЕРИОД С ФЕВРАЛЯ 1919 г. ПО ДЕКАБРЬ 1920 г.
3. "Наша страна, - писал В.И.Ленин в феврале 1919 г., - разорена четырехлетней преступной войной капиталистов больше, чем другие страны. Везде разруха и расстройство, нет товаров, в городах и в неземледельческих губерниях страшный, мучительный голод". Величайшие лишения, выпавшие на долю пролетариата, повлекли за собой отлив части рабочих в деревню или же на кустарные предприятия, которые в большинстве случаев обслуживали "черный рынок". Между тем действовавшие фабрики и заводы испытывали нехватку рабочих, особенно опытных специалистов. Одним из средств борьбы против распыления кадров рабочего класса являлся перевод на военное положение важнейших предприятий и даже отдельных отраслей промышленности. Рабочие и служащие таких предприятий не могли самовольно покинуть работу, так как уход приравнивался к дезертирству, и за него грозило суровое наказание по законам военного времени. Такая крайняя мера была вынужденной и вызывалась исключительно тяжелыми условиями войны, голодом и разрухой. Одной из главных задач промышленности в этот период было обеспечение материальными средствами войск действующих фронтов. "Больше всего нуждается наша армия в снабжении: в одежде, обуви, оружии, снарядах. Большую роль в решении этой задачи сыграло постановление ВЦИК от 9 июля 1919 г., которым учреждалась должность Чрезвычайного уполномоченного Совета Обороны по снабжению армии и флота (Чусоснабарм), который являлся одновременно и членом РВС Республики. Он осуществлял руководство Центральным управлением снабжения со всеми подчиненными ему органами. Ему подчинялись также все органы снабжения Народного комиссариата по военным и морским делам - центральные, местные и в действующей армии. Постановлением Совета Обороны от 30 июля 1919 г. должно-сти Чусоснабарма были учреждены во фронтах и армиях. Чусоснабарм имел право назначения, смещения, предания суду должностных лиц, занимавшихся обеспе-чением армии. Командованию не разрешалось давать ему указаний по распределе-нию материальных средств. Однако наделение Чусоснабарма такими полномочиями вело к параллелизму в работе органов снабжения, усложняло структуру обеспечения и создавало почву для отрыва планов командования от планов материального обеспечения войск. Обладая практически неограниченной властью, Чусоснабарм в то же время фактически был лишен партийного контроля. Поэтому решением Политбюро ЦК РКП (б) от 11 октября 1919 г. для партийного руководства Чусоснабармом при нем была создана коллегия (на правах партийного комитета). Одновременно с улучшением использования материальных ресурсов партия принимала меры по объединению усилий военной промышленности. Для решения этой задачи 12 сентября 1919 г. приказом Чусоснабарма был Учрежден Совет военной промышленности (Промвоенсовет), подчиненный Совету Обороны. Он объединял деятельность крупнейших оборонных предприятий, распределял военные заказы, осуществлял технический контроль за их выполнением, контроли-ровал снабжение оборонных заводов сырьем, топливом, оборудованием и рабочей силой. Проведенные мероприятия позволили Совету Обороны сосредоточить руководство производством вооружения, боеприпасов и снаряжения в одном органе. Таким образом, были заложены основы будущей оборонной промышлен-ности - фундамента стратегического тыла. Однако улучшение работы военной промышленности, передача ее продукции в центральные довольствующие управления. В период развертывания и укрепления массовой регулярной армии структура тыла Красной Армии, сложившаяся в 1917 - 1918 гг., продолжала совершенствоваться. Узким местом в работе тыла во второй половине 1919г. по-прежнему оставалось обеспечение войск продовольствием. Его заготовки и распределение все еще не были централизованными, не имели своего руководящего органа. Заготовительные и обеспечивающие функции находились как в руках Центральной продовольственной комиссии, так продовольственном отделе Главного военно-хозяйственного управления. Видя дублирование функций, ВЦИК постановлением от 16 августа 1919 г. все обеспечение Красной Армии продоволь-ствием сосредоточил в руках Наркомпрода, для чего в его составе было создано Главное управление по снабжению армии продовольствием (Главснаб-продарм). Функции по обеспечению армии продовольствием снимались с Главного военно-хозяйственного управления и передавались Главснабпродарму. В действующей армии органами Главснабпродарма являлись фронтовые и армейские опродкомы. Председатель опродкома фронта входил в состав РВС фронта с правом решающего голоса, а в армии - с правом совещательного. В ноябре 1920 г. опродкомы были реорганизованы в управления военно-продовольственного снабжения Главснабпродарма и фронтов (армий). Управление состояло из двух отделов - заготовительного и распределения. В сентябре 1919 г. были проведены некоторые изменения и в Главном артиллерийском управлении (ГАУ), из состава которого в Совет военной промышленности при Чусоснабарме было передано Центральное управление артиллерийских заводов. Это позволило освободить заготовительные отделы от нехарактерных для них производственных функций, что значительно улучшило общую структуру ГАУ. Работа центральных и главных управлений тыла Красной Армии по подготовке и обеспечению войск в наступательных операциях усложнялась тяжелым состоянием транспорта, особенно железнодорожного. На фронт многие материальные средства доставлялись войскам с большим опозда-нием, значительная часть их терялась в пути. Но в связи с большим отрывом от войск баз фронта и армий, нехваткой железнодорожных вагонов, паровозов, топлива, почти полным отсутствием автомобильного транспорта не все материальные средства доходили до войск. 3начительное количество оружия, обмундирования, обуви, продовольствия оседало во фронтовых и армейских складах, приходило в негодность, портилось, расхищалось. Положение на транспорте весной 1919 г. было настолько сложным, что Советское правительство вынуждено было принять ряд чрезвычайных мер, обеспечивавших революционный порядок на железных дорогах и охрану коммуникаций от вражеских диверсий. Так, в соответствии с принятым в марте этого года положением о военно-революцион-ных трибуналах на железных дорогах все виновные в дезорганизации работы транспорта и саботаже привлекались к строжайшей ответственности. Общее руководство транспортом было возложено на специальный орган Особый транспортный отдел, входящий в состав центрального управления снабжений, который определял пропускную способность дорог, контролировал и обеспечивал планомерность перевозок. В ноябре 1919 г. с целью централизации всех перевозок во фронтах и армиях создаются транспортные отделы (отделения) в составе управлений начальников снабжения фронтов (армий) в подчинении Особому транспортному отделу Центрального управления снабжений. Для сопровождения и охраны воинских грузов были сформированы транспортные части при Главных управлениях (артиллерийском, военно-инженерном, военно-хозяйственном, военно-санитарном, РККВФ). В связи с увеличением расхода материальных средств и объема подвоза в действующую армию Особый транспортный отдел уже не справлялся с организацией охраны воинских грузов. Поэтому во второй половине 1920 г. он был реорганизован в Управление военно-грузового транспорта, пополнен отрядами военной охраны грузов, военным обозом, транспортными агентами и рабочими дружинами. К осени 1920 г. представители этого управления были введены во все главные управления, во фронты и армии, а также в подчиненные Чусоснабарму предприятия военной промышленности. Состояние железных дорог страны, их восстановление, ремонт и обслуживание в значительной мере обусло-вливались распыленностью железнодорожных войск, состоявших из отдельных маломощных рот. Такая структура не позволяла сосредоточивать их усилия на главных железнодорожных направлениях, затрудняла организацию управления. Для установления централизованного и оперативного руководства железнодорожными войсками, объединения их усилий РВС Республики 24 октября 1919 г. принял решение о переформировании отдельных железнодорожных рот в дивизионы. На каждом фронте формировалась одна бригада в составе двух железнодорожных дивизионов. К концу 1920 г. в составе железнодорожных войск имелось уже 10 таких бригад. За период 1918 - 1920 гг. они восстановили 22 тыс. км железных дорог и более 3 тыс. мостов общей протяженностью 74 км, отремонтировали 16,5 тыс. вагонов. В тяжелом положении находился и автомобильный транспорт. Для улучшения его работы был использован опыт организации управления на железно-дорожном транспорте. С этой целью в Московском и Петроградском гарнизонах на базе автопарков воинских частей в 1920 г. были созданы Московский (Мосват) и Петроградский (Петроват) военно-автомобильные транспорты, имевшие в своем составе соответственно 300 и 100 автомобилей. Оперативные перевозки выпол-нялись Мосватом и Петроватом по указаниям ЦУПВОСО и управлений военных сообщений округов. Кроме того, существовавшие автомобильные части (автоколонны) были объединены в автогрузовые отряды по 20 автомобилей в каждом. К концу 1920 г. в Красной Армии было сформировано 100 автогрузовых отрядов. Из-за больших разрушений на железных дорогах, недостатка подвижного состава, топлива, ограниченных возможностей автомобильного транспорта широко использовался гужевой транспорт, в том числе арендованный у местного населения за плату. В этой сложной обстановке изыскивались новые способы тылового обеспечения, принимались дополнительные меры по наведению порядка в тыловых районах. Было ясно, что выход из создавшегося положения можно найти только в дальнейшем повышении подвижности и мобильности органов тыла. С этой целью в войсковом тылу упор делался, прежде всего на создание соответствующих гужевых и частично автомобильных подразделений, а в оперативном - на развертывание на железных дорогах подвижных складов, их отделений, летучек и мастерских. На Южном фронте, где была относительно хорошо развита сеть железных дорог, в результате принятых мер удалось создать не только армейские железнодорожные летучки, но и дивизионные подвижные склады. Для наведения твердого революционного порядка в тылу, борьбы с контрреволюционными силами в тыловых районах на некоторых фронтах и в армиях вводились должности начальника тыла фронта (армии). Так, во время обороны Петрограда была введена должность начальника тыла 7-й армии, а в мае 1920 г. эта должность была введена на Юго-Западном фронте и в его армиях.
В 1919 - 1920 гг. руководство
всеми вопросами медицинского
обеспечения войск (сил) было
сосредоточено в руках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Состояние тыла
и уровень его развития
Хотя от гражданской войны нас отделяют многие десятилетия, но в Современных Вооруженных Силах, переживающих глубокий кризис, могли бы использовать некоторые идеи и подходы к решению задач, применявшиеся после революции, когда молодая Красная Армия переживала тяжелейшие годы становления и укрепления. Конструктивный опыт тех лет мог бы найти
применение и в современных условиях, поэтому заслуживает самого пристального изучения.
Список использованной литературы:
1.Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия М.1983.
2.Гражданская война в СССР. М.1980.
3.Очерки советской экономики 1917-1920гг. М.1956г.
4.История гражданской войны в СССР. М.1959г.
5.Мудряченко М.Ф."Отечественный и зарубежный опыт обеспечения войск в условиях рыночных отношений" учебное пособие ЯВВФУ 1995г.
|