Задачи и цели тыла Красной Армии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

В первые послереволюционные годы были определены первые мероприятия по организации тылового обеспечения: жесткая централизация распределения материальных ресурсов ,всемирная экономия материальных средств во всех сферах производства, распределения и потребления, строжайшая централизация управления всеми видами транспорта. Был также принят и успешно реализован принцип специализации отдельных видов обеспечения по службам. Все эти решения положили основу последующей высокой боеспособности Красной Армии, что в конечном итоге явилось одной из важнейших причин победы как над силами интервентов и внутренней контрреволюции, таки в Великой Отечественной войне.

Файлы: 1 файл

Истор.docx

— 75.78 Кб (Скачать)

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

    Процесс становления  и развития тыла, как и армии  молодой Советской России, проходил  в обстановке развязанной иностранными  государствами и внутренней контрреволюцией , военной интервенции и гражданской войны. Определяющими факторами ,влияющими на создание и развитие тыла в этот период ,являлись принципиально новые социально-политические отношения ,новая социально-классовая природа вооруженных сил, состояние экономики страны ,практически полный роспуск старой армии, в том числе и органов тыла. В этих условиях требовался новый подход к созданию тыла, творческое переосмысление опыта  русской армии и армии других стран, использование всего лучшего ,приемлемого в новых исторических условиях для строительства Красной Армии ,Флота и их тыла.

    В первые послереволюционные  годы были определены первые  мероприятия по организации тылового  обеспечения: жесткая централизация  распределения материальных ресурсов ,всемирная экономия материальных средств во всех сферах производства, распределения и потребления, строжайшая централизация управления всеми видами транспорта. Был также принят и успешно реализован принцип специализации отдельных  видов  обеспечения по службам. Все эти решения положили основу последующей высокой боеспособности Красной Армии, что в конечном итоге явилось одной из важнейших причин  победы как над силами интервентов и внутренней контрреволюции, таки в Великой Отечественной войне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи и цели тыла Красной Армии

 

Период гражданской  войны  и военной интервенции был  периодом становления и развития организационной структуры органов  тыла,  основ  и принципов их работы по обеспечению.

Коммунистическая партия и Советское правительство большое  внимание уделяли созданию такой  структуры органов тыла и  организации  тылового обеспечения  войск,  которая  бы отвечала новым условиям и требованиям  войны. Реализация принципа соответствия организации тылового обеспечения  характеру боевых задач обеспечиваемых войск осуществлялась одновременно с введением принципа едино-началия и жесткой централизации  управления силами и средствами тыла,  эконо-много расходования ограниченных ресурсов материальных средств.  Большой пространственный размах вооруженной борьбы, ее высокая динамичность, отсутст-вие сплошного фронта и ведение боевых действий по отдельным  направлениям  подтвердили жизненность принципа сосредоточения  основных усилий тыла на важнейших направлениях.  Претворение  в  жизнь этого принципа осуществлялось за счет: переключения сил и средств тыла с второстепенных,  менее важных в дан-ный период направлений; использования  резервов;  осуществления своевремен-ного маневра силами и средствами тыла с одних  военных действий на другие.  Под руководством  Коммунистической партии были не только разработаны теоретичес-ки, но и на базе экономических возможностей социалистического государства прак-тически реализованы вопросы всестороннего обеспечения армии и флота. Подтвер-ждением этому явились итоги работы центральных  и  особенно  войсковых  органов тыла в годы военной интервенции и  гражданской войны. Так, военные заготовители в тесном сотрудничестве с местными органами  власти и аппаратом Наркомпрода с 1 августа 1918 г. по 1августа 1920 г.  заготовили 334млн. пудов хлеба '. Заготовленное  продовольствие  использовалось  как  для обеспечения армии,  так и для снабжения населения центральных районов страны. Несмотря на большие трудности,  железнодорожный,  водный, гужевой и автомобильный транспорт проделал большую работу по  перевозкам  войск, подвозу материальных средств,  эвакуации раненых и больных, военного и народнохозяйственного имущества.  С целью контроля над железнодорожными направлениями на все крупные станции были направлены красногвардейцы и матросы. Основной задачей Центрального отдела военных заготовок являлось распределение сырья между производственными главками, контроль  качества  и сроков выполнения заказов, организация приема и передачи имущества военному и морскому ведомствам по нарядам главных  военных  управлений. Одной из главных задач промышленности в этот период было  обеспечение материальными средствами войск действующих фронтов. Таким образом, были заложены основы будущей оборонной промышленности – фундамен-та стратегического  тыла.  Целенаправленная партийно-политическая  работа,   проводившаяся  в Красной Армии,  обеспечила массовый героизм на фронте и в тылу.  Политорганы, военные комиссары, партийные и комсомольские организации неутомимо работали над улучшением  обеспечения  войск,  укреплением  тыла Красной Армии и Красного Флота. В целях улучшения снабжения Красной Армии и мобилизации сил страны  для успешного выполнения на Чрезвычайную комиссию по производству предметов военного снаряжения полагается сближение военной и невоенной промышленности путем:

  а) контроля над  управлением артиллерийскими,  военно-инженерными   и морскими заводами,

  б) мобилизации   заводов невоенной промышленности.

Красная Армия остро нуждалась  и в специалистах тыла, хорошо знающих  военно-хозяйственную работу. Подготовка кадров тыла, Партийно-политическая работа в войсках и органах тыла одной  из важнейших задач строительства  Красной Армии в годы гражданской  войны являлась подготовка командных  кадров при подборе и подготовке кадров партия руководствовалась указаниями В. И. Ленина о том,  что при создании новой армии "мы должны брать командиров только из народа.  Только красные  офицеры будут иметь среди  солдат авторитет и сумеют упрочить в нашей армии социализм. Такая  армия будет непобедима".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА ОРГАНОВ  ТЫЛА В ОКТЯБРЕ 1917 г, - МАЕ 1918 г.

 

1.Накануне Октябрьского  вооруженного  восстания  Центральный Комитет Партии большевиков и местные партийные организации столкнулись с проблемами материального,  технического и медицинского обеспечения отрядов Красной гвардии. Особенно остро стоял вопрос обеспечения их оружием. В первую очередь требовалось стрелковое оружие, которое получали на оружейных заводах,  закупали за границей.  Оружие добывали также  местные партийные организации и сами красногвардейцы.  С созданием 12 октября 1917 г.  в Петрограде  Военно-революционного комитета  (ВРК) функции организации материального и других видов тылового обеспечения военных революционных сил перешли к нему.  В  составе Петроградского  ВРК  были  созданы  отделы снабжения и продовольствия, реквизиции, автомобильный, вооружения, медико-санитарный. Под руководством медико-санитарного отдела Петроградского ВРК  проходило формирование первых санитарных отрядов и других лечебных учреждений,  их обеспечение кадрами, медицинским имуществом. Санитарные отряды  в Петрограде были организационно объединены в пролетарский Красный Крест.

Таким образом, все задачи по тыловому обеспечению революционных  сил в районе Петрограда решал Петроградский ВРК.  Он установил также контроль над железнодорожными направлениями, связывавшими столицу с другими городами и районами страны.  С этой целью представители Петроградского  ВРК и команды красногвардейцев и матросов были направлены на все крупные станции.  Они организовывали перевозку в Петроград революционных войск и не пропускали в столицу контрреволюционные силы. Кроме того,  Петроградский ВРК взял под контроль работу  тех  центральных управлений Военного министерства, которые продолжали еще обеспечивать старую армию,  в том числе войска,  находящиеся на фронте,  - интендантского,  артиллерийского, военно-технического, квартирного, по  заграничному снабжению, военно-санитарного, управлений по восстановлению конского состава и обоза армии и военно-ветеринарного. Они имели в своем подчи-нении центральные  базы,  склады,  магазины  и  мастерские.  Первый опыт тылового обеспечения революционных войск был получен  в период борьбы с контрреволюционными войсками Керенского - Краснова. В эти дни Петроградский ВРК, являясь штабом по организации разгрома контрреволюции, провел большую работу по материальному, техническому и медицинскому обеспечению револю-ционных войск и рабочих отрядов, выступивших  против  контрреволюции.  Для их перевозки и обеспечения широко использовались автотранспортные средства воинских сухопутных и морских частей, а также автомобили, реквизированные в учреждениях, организациях и у частных лиц. В приказах Петроградского ВРК наряду с постановкой боевых задач революционным отрядам ставились задачи и по вопросам материального, технического и медицинского обеспечения. Приказы и наиболее важные распоряжения подписывались В.И.Лениным, председателем Петроградского ВРК Н.И. Подвойским и другими членами ВРК.  Подготовку, отправку и тыловое обеспечение отрядов Красной гвардии, революционных  матросов и солдат,  направляемых в другие районы страны для оказания помощи революционным  силам,  осуществляли  Петроградский ВРК и Военно-морской революционный комитет. Сразу же после революции перед ЦК РСДРП(б) и Советским правительством встали очень важные и сложные задачи по материаль-ному, медицинскому и техническому обеспечению старой армии. В Совете народных комиссаров по военным и морским делам были образованы  отделы,  ответственные за четкую организацию решения этих задач.  Так,  быстро были созданы и активно работали артиллерийский отдел и отдел  интендантского  снабжения. 4 декабря 1917 г. был подписан декрет (<О назначении коллегий для руководства Главным военно-санитарным управлением>. Совет народных комис-саров  по  военным и морским делам и его отделы контролировали деятельность Военного и Морского министерств, осуществляя через них распределение материальных средств, как для старой армии, так и для отрядов Красной гвардии.  23 (10) ноября 1917 г. декретом Совета Народных Комиссаров было объявлено о начале демобилизации старой армии.  В связи с этим возникла задача  государствен-ной  важности  -  сохранения огромных материальных ценностей,  находившихся непосредственно в войсках и на складах окружного (фронтового),  армейского подчинения,  их эвакуации и организации хранения.  Выполнение этой задачи было возложено на Комиссариат по демобилизации армии и флота,  созданный при Народном комиссариате по военным делам '.  В центральных управлениях были созданы демобилизационные отделы,  которые проводили работу под руководством Комиссариата по демобилизации армии и флота. Все вооружение и военное имущество подлежало сдаче на соответствующие склады. Позже было приказано материальные средства -демобилизуемых частей сдавать местным Советам, которые обязывались приводить их в порядок, хранить и использовать для формирования частей Красной Армии. В апреле  1918  г.  все склады местных Советов с военным имуществом были переданы окружным военно-хозяйственным управлениям. Органами демобилизации  и местными Советами была проделана огромная работа по выполнению приказов Народного комиссара  по  военным  делам. Под их руководством было собрано, учтено и сохранено большое количество различных материальных средств. После заключения  Советской  Россией  Брестского  мира и перехода к мирному строительству в стране  началось  резкое  сокращение  военного производства.  3аводы,  фабрики,  мастерские, строительные предприятия перево-дились на выпуск мирной продукции были приняты решения о расформировании железнодорожных войск и автомобильных частей.  В апреле 1918 г. были расфор-мированы строительные, дорожные, гидротехнические и другие организации и части,  которые непосредственно занимались обеспечением войск. Демобилизация старой  армии  закончилась в апреле 1918 г.  Она не коснулась многих центральных и окружных складов и мастерских,  которые продолжали функционировать.  Это имело большое значение для формировании первых частей Красной Армии. Составной частью военного строительства являлось создание крепкого, организо-ванного тыла.  Во главе этого важного дела стояли  Центральный Комитет РКП (б),  лично В. И. Ленин и Совет Народных Комиссаров. Все важнейшие решения по организационным вопросам создания и развития тыла Красной Армии,  военного производства, мобилизации и выделения материальных средств для ведения войны принимались ими. Основы материального обеспечения частей Красной Армии были заложены в декрете СНК "О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии".  Красная Армия  как общегосударственная  организация и все ее воины брались на полное государственное обеспечение. В составе Всероссийской коллегии по организации и управлению  РККА, созданной при Наркомате по военным делам, имелись отделы, руководившие тыловым обеспечением новых формирований: вооружения, транспортный, санитарный,  ветеринарно-санитарный, учета и финансовый. В целях дальнейшего укрепления местных органов военного управления декретом СНК от 8 апреля 1918 г. были учреждены волосные, уездные, губернские и окружные комиссариаты по военным делам.  Они заменили военные отделы местных Советов и были наделены более широкими  полномочиями.  Военным комиссариатам предоставлялась инициатива в формировании и обеспечении частей Красной Армии. Большое значение для становления тыла Красной Армии имело  создание в марте 1918 г.  Военно-хозяйственного совета, который представлял собой совещательный орган при коллегии Наркомата по  военным  делам.  Он состоял из представителей главных управлений и занимался обсуждением и <объединением всех хозяйственных мероприятий  и  согласованием  работы всех  хозяйственных органов",  подготовкой решений по ним (включая утверждение кредитов и штатов) для коллегии Наркомата '. Тыловое обеспечение первых формирований Рабоче-Крестьянской Красной Армии  Декрет СНК от 15 (28)января 1918 г.  положил начало созданию новой  армии  Страны Советов - Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Ее создание проходило на  новых  основах  и  принципах строительства, комплектования, организации, обеспечения, обучения и воспитания. Исполнительными органами  на местах в вопросах форми-рования и обеспечения частей Красной Армии являлись местные Советы,  при которых были созданы специальные военные отделы и органы снабжения. Идея ответственности местных органов Советской власти за формирование  и снабжение частей Красной Армии была попыткой поиска новых путей создания вооруженных сил и системы их тылового обеспечения, в то время как старые органы комплектова-ния армии находились в стадии ликвидации, а новые еще не были созданы.  Советы в этот период являлись единственными полноправными органами во всех звеньях государственного аппарата (волость, уезд, губерния, центр) . В марте 1918  г.  было существенно реорганизовано Главное артиллерийское управление. Оно стало центральным органом службы, решавшим все вопросы,  связанные  с  артиллерий-ским  вооружением  и обеспечением им войск, и включало артиллерийское управ-ление Наркомвоена и отдел вооружения Всероссийской коллегии. В первой половине марта был создан Хозяйственный комитет РККА  (Архозком),  на который было возложено обеспечение армии обмундированием, обувью, снаряжением, обозным имуществом, продовольствием, а также организация денежного и квартир-ного довольствия. 28 февраля 1918 г.  было создано Центральное военно-техничес-кое управление, за которым сохранялись только функции обеспечения инженерным и техническим имуществом.  В феврале 1918 г. подписан приказ о расформировании старого Главного военно-санитарного управления (ГВСУ), а 5 марта объявлен штат вновь формируемого  ГВСУ  во  главе с коллегией.  Ему же были переданы и все функции Главного полевого санитарного инспектора.  Вся организационная перестройка в центре завершилась созданием 3 мая 1918г.  Всероссийского главного штаба, указания которого являлись основой  для  планирования  материального,  технического  и медицинского обеспечения войск.  Таким образом,  в  сравнительно  непродолжительный срок  была заложена основа для создания централизованной системы обеспечения Красной Армии. Главным руководящим органом этой сис-темы являлся Наркомат по военным делам и входящие в его состав центральные органы снабжения. В основе  реорганизации  местных  военных органов также лежала идея централизации руководства войсками и их тыловым обеспечением. Декретом СНК от 4 мая 1918 г.  были учреждены 11 военных округов и почти одновременно образованы  окружные  военно-хозяйственные  комитеты,  которые вскоре были переименованы в управления. Эти управления приняли на себя функ-ции расформированных ранее окружных  интендантских  управлений.  В качестве  окружных  органов  создавались  также артиллерийское,  военно – техническое и санитарное управления.  По специальным вопросам обеспечения  войск  окружные органы управления тылом подчинялись соответствующим центральным органам управления. Им были переданы все сохранившиеся части и учреждения тыла (базы,  склады, хлебопекарни, мастерские и др.) Передача всех функций формирования и  обеспечения  войск  от местных  органов Советской власти специально созданным военным органам управления явилась важным этапом в создании регулярной Красной Армии и организации централизованного тылового обеспечения войск. К апрелю 1918г.  в Красной Армии имелось около 200 зенитных батарей и 12 истреби-тельных авиаотрядов по 6 самолетов  в каждом. Соответственно создавался и войсковой тыл для этих частей. Хозяйство зенитных батарей строилось по типу артиллерии, а авиаотрядов –в соответствии с принятой в авиации организацией. В декабре 1917 г. было реорганизовано Управление военного воздушного флота, возглавлявшее авиацию русской армии, и создана Всероссийская коллегия по управ-лению Воздушным Флотом Республики.  В стране началось формирование регулярных авиационных частей. В Петрограде и Пскове были сформированы первые советские авиационные  отряды,  в  состав  которых входили  также  органы управления и подразделения тыла:  техническая и хозяйственная части, аэродромная команда и обоз. Деятельностью подразделений тыла руководил командир отряда через своего помощника. Основной организационно тактической единицей была  противосамолетная батарея (2 - 4 орудия), а в авиации - истребительный авиаотряд.  Части противовоздушной обороны были сохранены  при  расформировании старой русской армии. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции  управление всеми флотами и флотилиями осуществляло Морское министерство. Все виды тылового обеспечения флота находились в ведении помощника морского министра,  которому подчинялись: Главное управление кораблестроения, занимавшееся вопросами постройки, ремонта, вооружения и боевого снаряжения кораблей; Главное морское хозяйственное управление, видавшее материальным и финансовым обеспечением,  а также управления заводов и портов, морской авиации и воздухоплавания, морской строительной части, по делам рабочих и служащих санитарной части флота.  Некоторые управления  имели  центральные  склады.  Организацией воинских перевозок руководил отдел военных сообщений в составе Морского генерального штаба. 3адачи тылового  обеспечения  флотов  и  флотилий выполняли военные порты.  Один из них назывался главным военным портом и  выполнял  роль флотского тыла. Для организации тылового обеспечения военные порты имели в своем составе специальные органы управления (отделы,  части)', склады,  предприятия и плавучие средства  по  всем  видам  обеспечения (службам). Главные военные  порты  (порты  1-горазряда) имели развитое хозяйство - гавани, пристани,  судоремонтный завод и мастерские  (артиллерийскую,  минную, электро-механическую),  склады по всем видам материальных средств, госпиталь, вспомо-гательные суда, автогараж, обоз и другие части и учреждения.  В портах 2-го и 3-го разрядов отделы создавались в зависимости от их назначения; войсковое хозяйство в них было менее развитым. Корабельное хозяйство было представлено храни-лищами, баталерками, камбузом, офицерской кают компанией, лазаретом и механической мастерской.  В береговых частях и учреждениях флота войсковое хозяйство создавалось по типу армейских частей. В первые  дни  Советской  власти во главе революционного флота стал Военно-морской революционный комитет.  В его состав входили комиссии и секции,  занимавшиеся также и вопросами мате-риального,  технического и финансового обеспечения. Для контроля за деятель-ностью Морского министерства решением СНК от 14 (27)ноября 1917 г. была создана Верховная морская коллегия, назначавшая  своих комиссаров во все управ-ления.  22 февраля 1918 г.  после принятия СНК декрета об организации  РККФ  Морское  министерство  было преобразовано  в Народный комиссариат по морским делам.  В его составе сохранились все старые управления с подчиненными им складами и заводами. Вся оперативная и хозяйственная деятельность на местах находилась в руках  Центральных  комитетов флотов (флотилий),  выбираемых на съезде моряков.  Например, в составе Центробалта имелись отделы, ведавшие тыловым обеспечением:  интендантский,  технический,  санитарный и др.  В приморских крепостях (базах) были созданы военно-технические  комиссии в соста-ве местных Советов или комитеты.  В портах,  базах и на складах флота руководство перешло к выборным органам- комитетам.  В Октябрьские дни в некоторые части тыла были назначены комиссары.  Выборные органы управления, используя снабженческий аппарат старого флота,  смогли организовать материальное и техническое обеспечение флотов (флотилий) и отрядов революционных матросов,  которые направлялись в различные районы страны. С созданием РККФ в центре, на флотах (флотилиях) и в военных портах сохранилась преемственность организаций органов тыла  по  службам.  В Главное морское хозяйственное управление входили службы по видам обеспечения: продовольственное, вещевое, топливное, шкипер-ское, финансовая и счетная части.  В Главном управлении кораблестроения имелись отделы: общих дел,  кораблестроительный, механический, артиллерийский, мин-ный, подводного  плавания,  радиотелеграфный.  Автомобильная служба сначала находилась в составе управления морской авиации,  с  февраля  1918  г. тала самостоятельным отделом.

 

 

ТЫЛ КРАСНОЙ АРМИИ  В ПЕРИОД

С МАЯ 1918 г. ПО ФЕВРАЛЬ 1919 г.

 

 2.Во второй  половине  1918 г.  международное и внутреннее положение Советской Республики резко ухудшилось.    В мае 1918 г.  был спровоцирован антисоветский  мятеж чехословацкого корпуса. Территория Советской Республики  оказалась в кольце фронтов. Сложившаяся обстановка потребовала превращения страны в единый боевой лагерь,  мобилизации имевшихся сил и  ресурсов,  подчинения  всей жизни государства интересам обороны.  С лета 1918 г.  по инициативе В. И.Ленина началось осуществление чрезвычайных мер, направленных на мобилизацию всех ресурсов страны для победы в гражданской войне, которые получили название политики военного коммунизма.  Под руководством Коммунистической партии широко развернулась борьба за претворение в жизнь решения СНК от 28 июня 1918 г. о национализации крупных  предприятий  всех  основных отраслей промышлен-ности.  К концу 1918 г.  национализация распространилась  на  средние промыш-ленные предприятия. В результате было национализировано 9542 предприятия. Другим важным вопросом,  который решала партия в  это  время,  была Центра-лизация управления национализированными предприятиями и всем народным хозяйством.  В.  И.  Ленин указывал, что "безусловная централизация и строжайшая дисциплина пролетариата  являются одним из основных условий для победы над буржуазией". В 1918 г. Центральный Комитет партии и Советское правительство провели ряд важных мероприятий,  направленных на увеличение выпуска военной продукции и улучшение  материального  обеспечения  Красной  Армии. Важную  роль  в решении вопросов мобилизации ресурсов сыграло создание при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) Чрезвычайной комиссии  по производству предметов военного снаряжения.  Основной задачей этой комиссии являлось "максимальное ускорение производства предметов военного снаряжения. С этой целью предприятия,  имевшие важное оборонное значение и  выпускавшие вооружение и боеприпасы,  были выделены в особую группу. Они в первую очередь обеспечивались рабочей силой,  сырьем, топливом и материалами. Рабочие этих предприятий освобождались от призыва в Красную Армию. Принимаемые партией меры и героический труд рабочего класса уже в  конце  1918  г.  дали положитель-ные результаты и позволили добиться увеличения производства вооружения и боеприпасов. К началу 1919 г. военная промышленность ежемесячно производила до 100 тыс.  винтовок, 500 - 600 пулеметов, 40 - 50 орудий, более 35 млн. патронов, более 90 тыс. снарядов.  Серьезные мероприятия проводились и в сельском хозяйстве.   В октябре 1918 г.  при ВСНХ был создан Отдел военных заготовок, сосредоточивший  заказы  военного  и морского ведомств.  В ноябре 1918г. согласование работы отраслей народного хозяйства и управление ими  перешли от ВСНХ к Совету рабочей и крестьянской обороны. Всероссийский съезд Советов в июле 1918 г.  в принятой им Конституции РСФСР возвестил, что защита социалис-тического Отечества является обязанностью всех граждан,  утвердил решение СНК о переходе к всеобщей  воинской повинности,  указав на необходимость "в самый  короткий  срок произвести мобилизацию нескольких возрастов рабочих и трудовых крестьян по всей стране".  Начался новый период в строительстве Красной  Армии.  В результате принятых мер к концу1918г. Красная Армия насчитывала уже более 1,5 млн.  человек. Всего в боевом составе Красной Армии к  этому  времени насчитывалось 12 армий,  в состав которых входили 42 стрелковые и 3 кавалерий-ские дивизии. В сентябре 1918 г.  ВЦИК объявил Советскую Республику военным лагерем и место Высшего военного совета учредил Революционный военный совет Республики (РВСР) - высший орган военной власти в стране.  Он подчинялся непосредственно СНК и ВЦИК. Вводилась должность Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики. Были утверждены также единые органы управления войсками  фронтов  и армий реввоенсоветы,  состоявшие из трех членов: командующего и двух политических комиссаров.  В Реввоенсоветах фронтов и  армий  вводились политотделы. Постановлением ВЦИК от 30 ноября 1918 г.  был образован Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, который работал под непосредственным руководством Председателя СНК В. И. Ленина. Совету Обороны была предоставлена  вся  полнота  прав в мобилизации сил и средств на нужды обороны, подчинены Чрезвычайная комиссия по снабжению  Красной  Армии,  военное ведомство,  а также ведомства путей сообщения, связи, продовольствия и др.  Он решал важнейшие вопросы  строительства  Вооруженных  Сил,  их

обеспечения людскими резервами и всеми материальными средствами, в том числе боевой техникой и вооружением. В целях улучшения работы железнодорожного транспорта на железных дорогах Республики было введено военное положение. Благодаря проведенным Коммунистической  партией и Советским правительством мероприятиям в этот период гражданской  войны  был  укреплен Союз рабочего класса с деревенской беднотой, созданы условия для перехода к союзу рабочего класса с середняком.  Эти мероприятия в  области сельского хозяйства в сочетании с улучшением работы военной промышленности,  железнодорожного транспорта и совершенствованием государственного аппарата позволили превратить центральные районы страны в прочную военно-стратегическую базу Советской Республики,  способствовали ускорению строительства регулярной Красной Армии и дали возможность наиболее полно мобилизовать ограниченные ресурсы в интересах тылового обеспечения Вооруженных Сил Советской Республики.  Одновременно со  строительством регулярной Красной Армии ЦК РКП (б) и СНК проводили большую работу по созданию и укреплению централизованной  системы обеспечения войск на основе единого государственного плана.  В условиях тяжелого экономического положения  страны,  вызванного войной, разрухой и военной интервенцией, требовалось централизовать не только работу промышленности, но и обеспечение быстро растущей  действующей армии. Только принцип строгой централизации при решении вопросов обеспечения Красной Армии позволял рационально использовать  имеющиеся ограниченные ресурсы.  Кроме того, централизация исключала участие частнокапиталистических элементов в обеспечении Вооруженных Сил  и способст-вовала  укреплению социалистических позиций в народном хозяйстве страны.  Исходя из этих требований, приказом Народного комиссариата по военным делам

1 июня 1918 г. было учреждено  Центральное управление снабжения   Красной Армии (ЦУС).  На ЦУС  возлагалось определение потребностей Красной Армии в технике, вооружении, боеприпасах и других материальных средствах, плановое обеспечение ими войск, а также организация контроля за расходом. Во главе ЦУС стоял совет в составе главного начальника снабжения и двух комиссаров.  Создание ЦУС положило начало претворению в жизнь принципа единоначалия  и  централи-зованного  управления  тылом Красной Армии.   Центральное управление снабже-ния руководило деятельностью всех  основных  центральных довольствующих управлений (артиллерийского,  военно-инженерного,  военно-хозяйственного, квартирного, Воздушного Флота, военно-санитарного и др.).  Важнейшей задачей управления являлась разработка плана обеспечения Красной Армии,  который утверждался Реввоенсоветом  Республики.  Этот план регламентировал всю деятель-ность ЦУС и подчиненных ему управлений.  На основании плана составлялись задания и наряды, которые направлялись в соответствующие органы для исполне-ния.   Обстановка настоятельно требовала организации более  жесткого  контроля.  С этой целью в состав ЦУС в сентябре 1918 г. была назначена Инспекция снабжения в количестве 32 инспекторов.  Она проделала  большую  работу по контролю за выполнением нарядов на поставку и выделением войскам материальных средств со складов  военного  и  гражданского ведомств. Инспекция сыграла важную роль в улучшении обеспечения Красной Армии. Однако, несмотря на принятые меры,  направленные на улучшение обеспечения войск, в стране еще не был полностью решен вопрос производства предметов  военного снаряжения.  В связи с этим СНК 4 сентября 1918 г. принял постановление <Об образовании комиссии для обследо-вания организации и деятельности органов снабжения Народного комиссариата по военным делам>.  Постановление значительно расширило функции  Чрезвычайной  комиссии по производству предметов военного снаряжения.  Теперь на нее возлагались и задачи обеспечения Красной Армии. Поэтому декретом  от  2  ноября 1918 г.  комиссия была реорганизована в Чрезвычайную комиссию по снабжению Красной Армии (Чрезкомснаб).  В ее  состав  вошли  представители ВЦИК, ВСНХ, Народного комиссариата по военным делам, Госконтроля и Военной инспекции.  Чрезкомснаб координировала работу всех занятых военным  производством  предприятий,  осуществляла  учет,  распределение и контроль за выдачей и расходованием  материальных  средств.  Она  вела также  учет продвижения воинских грузов,  решительно пресекала попытки невыполнения ее постановлений,  настойчиво претворяла в жизнь  принцип плановости  обеспечения  войск Красной Армии и контроля исполнения отданных распоряжений. В связи с обострением в стране продовольственного кризиса, партия объявила борьбу за хлеб борьбой за социализм. На основе опыта работы первых продотрядов направленных в деревню была  сформирована продовольственно-реквизиционная армия Народного комис-сариата продовольствия РСФСР (продармия),  численность которой к концу года превысила 29 тыс.  человек.  Для борьбы с кулачеством были созданы комитеты бедноты.   Особую заботу  партии и Советского правительства вызывало обеспечение продовольствием действующей армии. В связи с этим 17 сентября 1918 г. Совнарком заслушал доклад Народного комиссара продовольствия о состоянии обеспечения Красной Армии продуктами питания и принял решение о создании  Центральной комиссии по упорядочению обеспечения Красной Армии продоволь-ствием и продуктами первой  необходимости  (Цекопродарм). Комиссии  вменялось в обязанность в кратчайший срок определить потребности армии в продовольствии, организовать его накопление, осуществлять постоянный контроль за расходом.  Важнейшим мероприятием в централизации  обеспечения  Красной  Армии продовольствием  явилось  постановление СНК,  принятое к началу уборки урожая 1918 г.  и регламентировавшее порядок проведения заготовок продовольствия и фуража во фронтовой полосе.  Этим постановлением предусматривалось проведение заготовок силами войск под руководством фронтовых комиссий,  которые утвержда-лись СНК по представлению Цекопродарма. Фронтовые комиссии руководили работой армейских и районных военно-продовольственных  комиссий.  В  соответ-ствии с постановлением дивизиям и полкам в ходе ведения боевых действий разрешалось проводить  заготовки своими  силами  вплоть  до установления прямых контактов с сетью военно-продовольственных организаций.  Проведение заготовок  продовольствия и фуража в при фронтовой полосе значительно улучшило накопление продовольственных ресурсов и дало возможность  удовлетворить  потребности  не  только армии,  но и частично гражданского населения.  3аготовки позволили более централизованно  и эффективно осуществлять накопление,  учет и распределение продовольствия, способствовали внедрению принципа соответствия системы материального обеспечения экономическому строю и возможностям экономики страны.   Обеспечение Красной Армии вещевым,  обозным и некото-рыми  предметами инженерного  имущества  было  возложено на Отдел военных Заготовок при ВСНХ, который включал кожевенно-брезентовую, обмундировоч-ную, инженерную и обозную секции. В связи с большим объемом работ в январе 1919 г.  он был реорганизован в Центральный отдел военных заготовок. Его основной задачей являлось распределение сырья между производственными главками,  контроль  качества  и сроков выполнения заказов, организация приема и передачи имущества военному и морскому ведомствам по нарядам  главных  военных  управлений. Деятельность  Центрального отдела военных заготовок позволила упорядочить изготовление и распределение военного  имущества, усовершенствовать организацию обеспечения войск. В целях наиболее эффектив-ного использования в интересах военного ведомства  всех  видов путей сообщения,  организации и устройства службы железнодорожных и автомобильных частей, организации транспортной, почтовой, телеграфной и телефонной служб и военных дорог было создано Управление военных сообщений  Начало формированию  железнодорожных войск было положено постановлением Реввоенсовета Республики,  которое было объявлено в приказе Главнокомандующего  всеми Вооруженными Силами Республики от 5 октября 1918 г.  Этим приказом  учреждалась должность начальника  железнодорожных войск,  создавался его штаб, началось формирование первых 16 отдельных железнодорожных рот.  Во фронтах  вводились  командир  железнодорожных войск и штаб. В ходе наступа-тельных операций железнодорожные  войска  производили восстановительные работы только первой очереди.  Работы второй очереди выполняли ремонтно-восстановительные формирования  (поезда)  Наркомата путей сообщения (НКПС)'. Следует отметить, что в годы гражданской войны воинскими перевозками занимались как органы НКПС,  так и органы военных  сообщений.  Эксплуатацию и обслуживание железных дорог осуществляли не только ремонтно-восстановитель-ные поезда НКПС, но и отдельные роты железнодорожных войск. 

 В 1918 г.  были созданы  и первые 10 автомобильных колонн  Красной Армии (по 10 автомобилей в каждой). Автомобильными колоннами ведали ЦУП-ВОСО и Главное военно-инженерное управление.  В октябре 1918 г. в ЦУП- ВОСО  был организован отдел по службе полевых железных дорог и автомобильных колонн, который решал и организационно-технические вопросы автомобильной службы. В 1918 г. были созданы специальные войска тыла - железнодорожные  и автомобильные.  И хотя их вклад в победу в годы гражданской войны был относительно невелик, они определи-ли свое  место  в общей системе тылового обеспечения войск. Большой простран-ственный размах и маневренный характер боевых  действий в гражданскую войну предъявили повышенные требования и к дорожному обеспечению. В связи с этим уже в ноябре 1918 г. было начато формирование военно-дорожных отрядов и этапных частей,  предназначенных для оборудования и содержания военных дорог.  Дорожно-мостовые  работы  на военных дорогах (фронт-армия) выполняли военно-дорожные отряды, а на войсковых путях подвоза (корпус - дивизия) - саперные части. Руководство работами во фронте (армии) осуществляли начальники Военно-инженерного управления (Военно-инженерного отдела), в корпусе (дивизии) - корпусные (дивизионные) инженеры.  С учетом конкретных условий гражданской войны и опыта русской армии вновь  создавались  органы  управления тылом в оперативном и войсковом звеньях.  Так, согласно приказу Реввоенсовета Республики от 26 декабря 1918  г.  в состав  полевого управления  фронта (армии) были введены представители тыла (начальники снабжения,  санитарной части и управления инспек-торов родов войск.  4 июня 1918 г.  Главное военно-санитарное управление (ГВСУ)  пополнилось Эвакуационным отделом, ранее входившим в состав Военно-санитарного управления Высшего военного совета. В сентябре 1918 г. при ГВСУ создается  также  Главное эвакуационное совещание,  включавшее представителей различных организаций, участвующих в эвакуации раненых и боль-ных. В июле 1918 г. постановлением Советского правительства был учрежден Народный комиссариат здравоохранения (НК3) РСФСР, в состав которого 29 августа  этого года включается переформированное ГВСУ на правах самостоятель-ного военно-санитарного отдела.  Начальник ГВСУ являлся заместителем народного комиссара здравоохранения. Медицинская служба армейского и фронтового  звеньев  впервые  стала организационно оформляться на Восточном фронте.  Так,  уже в июле 1918 г.Революционный военный совет этого фронта утвердил  времен-ный  штат Главного  полевого санитарного отдела.  При штабе каждой армии в соответствии с этим же решением создается санитарный отдел. В октябре 1918 г.приказом  РВС  Республики  впервые устанавливается единый для всех фронтов штат санитарной части.  Приказом ГВСУ от 5 февраля 1919 г. все армейские,  а также головные,  вспомогательные и местные эвакопункты с приданными и приписанными к ним лечебными учреждениями  и  санитарными поездами  передаются в полное распоряжение управления санитарной части фронта.  С созданием  регулярной  Красной  Армии вводятся единые штаты медицинских формирований.  Первый такой штат был объявлен  РВС  Республики приказом от 13 ноября 1918 г. В соответствии с ним полагалось иметь: в полку - перевязочный отряд,  в стрелковой бригаде - перевязочный отряд с  дезинфекционным отрядом и военно-санитарный транспорт,  в дивизии - три полевых подвижных госпиталя (ППГ) каждый  на  210  коек,  санитарно-гигиенический,  эпидемический отряды и военно-санитарный транспорт. В целях  упорядочения эвакуации раненых и больных по железным дорогам 1 июля 1918 г.  Наркомом по военным делам издается приказ, в соответствии с которым все военно-санитарные поезда должны были состоять в административно-хозяйственном отношении в ведении  Управ-ления  военных сообщений  при  Высшем  военном  совете и начальника военных сообщений Всероссийского Главного штаба,  а в медицинском отношении - в  ведении ГВСУ.  На основании этого при Управлении военных сообщений Высшего военного совета учреждается Главное эвакуационное бюро.  Такие  же  бюро создаются при управлениях военных сообщений армий,  на флотах, в военных округах и при всех эвакуационных пунктах. В июле и августе 1918 г. вводятся  в действие Положение о военно-санитарных поездах и Временный штат военно-санитарного поезда. Важным событием  явилось  постановление  СНК  от 30 мая 1918 г.  "О Признании Женевских и других международных конвенций,  касающихся Общества Красного Креста".

Информация о работе Задачи и цели тыла Красной Армии