Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:47, реферат
В первые послереволюционные годы были определены первые мероприятия по организации тылового обеспечения: жесткая централизация распределения материальных ресурсов ,всемирная экономия материальных средств во всех сферах производства, распределения и потребления, строжайшая централизация управления всеми видами транспорта. Был также принят и успешно реализован принцип специализации отдельных видов обеспечения по службам. Все эти решения положили основу последующей высокой боеспособности Красной Армии, что в конечном итоге явилось одной из важнейших причин победы как над силами интервентов и внутренней контрреволюции, таки в Великой Отечественной войне.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс становления
и развития тыла, как и армии
молодой Советской России, проходил
в обстановке развязанной
В первые послереволюционные
годы были определены первые
мероприятия по организации
Задачи и цели тыла Красной Армии
Период гражданской войны
и военной интервенции был
периодом становления и развития
организационной структуры
Коммунистическая партия
и Советское правительство
а) контроля над управлением артиллерийскими, военно-инженерными и морскими заводами,
б) мобилизации заводов невоенной промышленности.
Красная Армия остро нуждалась и в специалистах тыла, хорошо знающих военно-хозяйственную работу. Подготовка кадров тыла, Партийно-политическая работа в войсках и органах тыла одной из важнейших задач строительства Красной Армии в годы гражданской войны являлась подготовка командных кадров при подборе и подготовке кадров партия руководствовалась указаниями В. И. Ленина о том, что при создании новой армии "мы должны брать командиров только из народа. Только красные офицеры будут иметь среди солдат авторитет и сумеют упрочить в нашей армии социализм. Такая армия будет непобедима".
РАБОТА ОРГАНОВ ТЫЛА В ОКТЯБРЕ 1917 г, - МАЕ 1918 г.
1.Накануне Октябрьского вооруженного восстания Центральный Комитет Партии большевиков и местные партийные организации столкнулись с проблемами материального, технического и медицинского обеспечения отрядов Красной гвардии. Особенно остро стоял вопрос обеспечения их оружием. В первую очередь требовалось стрелковое оружие, которое получали на оружейных заводах, закупали за границей. Оружие добывали также местные партийные организации и сами красногвардейцы. С созданием 12 октября 1917 г. в Петрограде Военно-революционного комитета (ВРК) функции организации материального и других видов тылового обеспечения военных революционных сил перешли к нему. В составе Петроградского ВРК были созданы отделы снабжения и продовольствия, реквизиции, автомобильный, вооружения, медико-санитарный. Под руководством медико-санитарного отдела Петроградского ВРК проходило формирование первых санитарных отрядов и других лечебных учреждений, их обеспечение кадрами, медицинским имуществом. Санитарные отряды в Петрограде были организационно объединены в пролетарский Красный Крест.
Таким образом, все задачи по тыловому обеспечению революционных сил в районе Петрограда решал Петроградский ВРК. Он установил также контроль над железнодорожными направлениями, связывавшими столицу с другими городами и районами страны. С этой целью представители Петроградского ВРК и команды красногвардейцев и матросов были направлены на все крупные станции. Они организовывали перевозку в Петроград революционных войск и не пропускали в столицу контрреволюционные силы. Кроме того, Петроградский ВРК взял под контроль работу тех центральных управлений Военного министерства, которые продолжали еще обеспечивать старую армию, в том числе войска, находящиеся на фронте, - интендантского, артиллерийского, военно-технического, квартирного, по заграничному снабжению, военно-санитарного, управлений по восстановлению конского состава и обоза армии и военно-ветеринарного. Они имели в своем подчи-нении центральные базы, склады, магазины и мастерские. Первый опыт тылового обеспечения революционных войск был получен в период борьбы с контрреволюционными войсками Керенского - Краснова. В эти дни Петроградский ВРК, являясь штабом по организации разгрома контрреволюции, провел большую работу по материальному, техническому и медицинскому обеспечению револю-ционных войск и рабочих отрядов, выступивших против контрреволюции. Для их перевозки и обеспечения широко использовались автотранспортные средства воинских сухопутных и морских частей, а также автомобили, реквизированные в учреждениях, организациях и у частных лиц. В приказах Петроградского ВРК наряду с постановкой боевых задач революционным отрядам ставились задачи и по вопросам материального, технического и медицинского обеспечения. Приказы и наиболее важные распоряжения подписывались В.И.Лениным, председателем Петроградского ВРК Н.И. Подвойским и другими членами ВРК. Подготовку, отправку и тыловое обеспечение отрядов Красной гвардии, революционных матросов и солдат, направляемых в другие районы страны для оказания помощи революционным силам, осуществляли Петроградский ВРК и Военно-морской революционный комитет. Сразу же после революции перед ЦК РСДРП(б) и Советским правительством встали очень важные и сложные задачи по материаль-ному, медицинскому и техническому обеспечению старой армии. В Совете народных комиссаров по военным и морским делам были образованы отделы, ответственные за четкую организацию решения этих задач. Так, быстро были созданы и активно работали артиллерийский отдел и отдел интендантского снабжения. 4 декабря 1917 г. был подписан декрет (<О назначении коллегий для руководства Главным военно-санитарным управлением>. Совет народных комис-саров по военным и морским делам и его отделы контролировали деятельность Военного и Морского министерств, осуществляя через них распределение материальных средств, как для старой армии, так и для отрядов Красной гвардии. 23 (10) ноября 1917 г. декретом Совета Народных Комиссаров было объявлено о начале демобилизации старой армии. В связи с этим возникла задача государствен-ной важности - сохранения огромных материальных ценностей, находившихся непосредственно в войсках и на складах окружного (фронтового), армейского подчинения, их эвакуации и организации хранения. Выполнение этой задачи было возложено на Комиссариат по демобилизации армии и флота, созданный при Народном комиссариате по военным делам '. В центральных управлениях были созданы демобилизационные отделы, которые проводили работу под руководством Комиссариата по демобилизации армии и флота. Все вооружение и военное имущество подлежало сдаче на соответствующие склады. Позже было приказано материальные средства -демобилизуемых частей сдавать местным Советам, которые обязывались приводить их в порядок, хранить и использовать для формирования частей Красной Армии. В апреле 1918 г. все склады местных Советов с военным имуществом были переданы окружным военно-хозяйственным управлениям. Органами демобилизации и местными Советами была проделана огромная работа по выполнению приказов Народного комиссара по военным делам. Под их руководством было собрано, учтено и сохранено большое количество различных материальных средств. После заключения Советской Россией Брестского мира и перехода к мирному строительству в стране началось резкое сокращение военного производства. 3аводы, фабрики, мастерские, строительные предприятия перево-дились на выпуск мирной продукции были приняты решения о расформировании железнодорожных войск и автомобильных частей. В апреле 1918 г. были расфор-мированы строительные, дорожные, гидротехнические и другие организации и части, которые непосредственно занимались обеспечением войск. Демобилизация старой армии закончилась в апреле 1918 г. Она не коснулась многих центральных и окружных складов и мастерских, которые продолжали функционировать. Это имело большое значение для формировании первых частей Красной Армии. Составной частью военного строительства являлось создание крепкого, организо-ванного тыла. Во главе этого важного дела стояли Центральный Комитет РКП (б), лично В. И. Ленин и Совет Народных Комиссаров. Все важнейшие решения по организационным вопросам создания и развития тыла Красной Армии, военного производства, мобилизации и выделения материальных средств для ведения войны принимались ими. Основы материального обеспечения частей Красной Армии были заложены в декрете СНК "О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии". Красная Армия как общегосударственная организация и все ее воины брались на полное государственное обеспечение. В составе Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА, созданной при Наркомате по военным делам, имелись отделы, руководившие тыловым обеспечением новых формирований: вооружения, транспортный, санитарный, ветеринарно-санитарный, учета и финансовый. В целях дальнейшего укрепления местных органов военного управления декретом СНК от 8 апреля 1918 г. были учреждены волосные, уездные, губернские и окружные комиссариаты по военным делам. Они заменили военные отделы местных Советов и были наделены более широкими полномочиями. Военным комиссариатам предоставлялась инициатива в формировании и обеспечении частей Красной Армии. Большое значение для становления тыла Красной Армии имело создание в марте 1918 г. Военно-хозяйственного совета, который представлял собой совещательный орган при коллегии Наркомата по военным делам. Он состоял из представителей главных управлений и занимался обсуждением и <объединением всех хозяйственных мероприятий и согласованием работы всех хозяйственных органов", подготовкой решений по ним (включая утверждение кредитов и штатов) для коллегии Наркомата '. Тыловое обеспечение первых формирований Рабоче-Крестьянской Красной Армии Декрет СНК от 15 (28)января 1918 г. положил начало созданию новой армии Страны Советов - Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Ее создание проходило на новых основах и принципах строительства, комплектования, организации, обеспечения, обучения и воспитания. Исполнительными органами на местах в вопросах форми-рования и обеспечения частей Красной Армии являлись местные Советы, при которых были созданы специальные военные отделы и органы снабжения. Идея ответственности местных органов Советской власти за формирование и снабжение частей Красной Армии была попыткой поиска новых путей создания вооруженных сил и системы их тылового обеспечения, в то время как старые органы комплектова-ния армии находились в стадии ликвидации, а новые еще не были созданы. Советы в этот период являлись единственными полноправными органами во всех звеньях государственного аппарата (волость, уезд, губерния, центр) . В марте 1918 г. было существенно реорганизовано Главное артиллерийское управление. Оно стало центральным органом службы, решавшим все вопросы, связанные с артиллерий-ским вооружением и обеспечением им войск, и включало артиллерийское управ-ление Наркомвоена и отдел вооружения Всероссийской коллегии. В первой половине марта был создан Хозяйственный комитет РККА (Архозком), на который было возложено обеспечение армии обмундированием, обувью, снаряжением, обозным имуществом, продовольствием, а также организация денежного и квартир-ного довольствия. 28 февраля 1918 г. было создано Центральное военно-техничес-кое управление, за которым сохранялись только функции обеспечения инженерным и техническим имуществом. В феврале 1918 г. подписан приказ о расформировании старого Главного военно-санитарного управления (ГВСУ), а 5 марта объявлен штат вновь формируемого ГВСУ во главе с коллегией. Ему же были переданы и все функции Главного полевого санитарного инспектора. Вся организационная перестройка в центре завершилась созданием 3 мая 1918г. Всероссийского главного штаба, указания которого являлись основой для планирования материального, технического и медицинского обеспечения войск. Таким образом, в сравнительно непродолжительный срок была заложена основа для создания централизованной системы обеспечения Красной Армии. Главным руководящим органом этой сис-темы являлся Наркомат по военным делам и входящие в его состав центральные органы снабжения. В основе реорганизации местных военных органов также лежала идея централизации руководства войсками и их тыловым обеспечением. Декретом СНК от 4 мая 1918 г. были учреждены 11 военных округов и почти одновременно образованы окружные военно-хозяйственные комитеты, которые вскоре были переименованы в управления. Эти управления приняли на себя функ-ции расформированных ранее окружных интендантских управлений. В качестве окружных органов создавались также артиллерийское, военно – техническое и санитарное управления. По специальным вопросам обеспечения войск окружные органы управления тылом подчинялись соответствующим центральным органам управления. Им были переданы все сохранившиеся части и учреждения тыла (базы, склады, хлебопекарни, мастерские и др.) Передача всех функций формирования и обеспечения войск от местных органов Советской власти специально созданным военным органам управления явилась важным этапом в создании регулярной Красной Армии и организации централизованного тылового обеспечения войск. К апрелю 1918г. в Красной Армии имелось около 200 зенитных батарей и 12 истреби-тельных авиаотрядов по 6 самолетов в каждом. Соответственно создавался и войсковой тыл для этих частей. Хозяйство зенитных батарей строилось по типу артиллерии, а авиаотрядов –в соответствии с принятой в авиации организацией. В декабре 1917 г. было реорганизовано Управление военного воздушного флота, возглавлявшее авиацию русской армии, и создана Всероссийская коллегия по управ-лению Воздушным Флотом Республики. В стране началось формирование регулярных авиационных частей. В Петрограде и Пскове были сформированы первые советские авиационные отряды, в состав которых входили также органы управления и подразделения тыла: техническая и хозяйственная части, аэродромная команда и обоз. Деятельностью подразделений тыла руководил командир отряда через своего помощника. Основной организационно тактической единицей была противосамолетная батарея (2 - 4 орудия), а в авиации - истребительный авиаотряд. Части противовоздушной обороны были сохранены при расформировании старой русской армии. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции управление всеми флотами и флотилиями осуществляло Морское министерство. Все виды тылового обеспечения флота находились в ведении помощника морского министра, которому подчинялись: Главное управление кораблестроения, занимавшееся вопросами постройки, ремонта, вооружения и боевого снаряжения кораблей; Главное морское хозяйственное управление, видавшее материальным и финансовым обеспечением, а также управления заводов и портов, морской авиации и воздухоплавания, морской строительной части, по делам рабочих и служащих санитарной части флота. Некоторые управления имели центральные склады. Организацией воинских перевозок руководил отдел военных сообщений в составе Морского генерального штаба. 3адачи тылового обеспечения флотов и флотилий выполняли военные порты. Один из них назывался главным военным портом и выполнял роль флотского тыла. Для организации тылового обеспечения военные порты имели в своем составе специальные органы управления (отделы, части)', склады, предприятия и плавучие средства по всем видам обеспечения (службам). Главные военные порты (порты 1-горазряда) имели развитое хозяйство - гавани, пристани, судоремонтный завод и мастерские (артиллерийскую, минную, электро-механическую), склады по всем видам материальных средств, госпиталь, вспомо-гательные суда, автогараж, обоз и другие части и учреждения. В портах 2-го и 3-го разрядов отделы создавались в зависимости от их назначения; войсковое хозяйство в них было менее развитым. Корабельное хозяйство было представлено храни-лищами, баталерками, камбузом, офицерской кают компанией, лазаретом и механической мастерской. В береговых частях и учреждениях флота войсковое хозяйство создавалось по типу армейских частей. В первые дни Советской власти во главе революционного флота стал Военно-морской революционный комитет. В его состав входили комиссии и секции, занимавшиеся также и вопросами мате-риального, технического и финансового обеспечения. Для контроля за деятель-ностью Морского министерства решением СНК от 14 (27)ноября 1917 г. была создана Верховная морская коллегия, назначавшая своих комиссаров во все управ-ления. 22 февраля 1918 г. после принятия СНК декрета об организации РККФ Морское министерство было преобразовано в Народный комиссариат по морским делам. В его составе сохранились все старые управления с подчиненными им складами и заводами. Вся оперативная и хозяйственная деятельность на местах находилась в руках Центральных комитетов флотов (флотилий), выбираемых на съезде моряков. Например, в составе Центробалта имелись отделы, ведавшие тыловым обеспечением: интендантский, технический, санитарный и др. В приморских крепостях (базах) были созданы военно-технические комиссии в соста-ве местных Советов или комитеты. В портах, базах и на складах флота руководство перешло к выборным органам- комитетам. В Октябрьские дни в некоторые части тыла были назначены комиссары. Выборные органы управления, используя снабженческий аппарат старого флота, смогли организовать материальное и техническое обеспечение флотов (флотилий) и отрядов революционных матросов, которые направлялись в различные районы страны. С созданием РККФ в центре, на флотах (флотилиях) и в военных портах сохранилась преемственность организаций органов тыла по службам. В Главное морское хозяйственное управление входили службы по видам обеспечения: продовольственное, вещевое, топливное, шкипер-ское, финансовая и счетная части. В Главном управлении кораблестроения имелись отделы: общих дел, кораблестроительный, механический, артиллерийский, мин-ный, подводного плавания, радиотелеграфный. Автомобильная служба сначала находилась в составе управления морской авиации, с февраля 1918 г. тала самостоятельным отделом.
ТЫЛ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД
С МАЯ 1918 г. ПО ФЕВРАЛЬ 1919 г.
2.Во второй половине 1918 г. международное и внутреннее положение Советской Республики резко ухудшилось. В мае 1918 г. был спровоцирован антисоветский мятеж чехословацкого корпуса. Территория Советской Республики оказалась в кольце фронтов. Сложившаяся обстановка потребовала превращения страны в единый боевой лагерь, мобилизации имевшихся сил и ресурсов, подчинения всей жизни государства интересам обороны. С лета 1918 г. по инициативе В. И.Ленина началось осуществление чрезвычайных мер, направленных на мобилизацию всех ресурсов страны для победы в гражданской войне, которые получили название политики военного коммунизма. Под руководством Коммунистической партии широко развернулась борьба за претворение в жизнь решения СНК от 28 июня 1918 г. о национализации крупных предприятий всех основных отраслей промышлен-ности. К концу 1918 г. национализация распространилась на средние промыш-ленные предприятия. В результате было национализировано 9542 предприятия. Другим важным вопросом, который решала партия в это время, была Центра-лизация управления национализированными предприятиями и всем народным хозяйством. В. И. Ленин указывал, что "безусловная централизация и строжайшая дисциплина пролетариата являются одним из основных условий для победы над буржуазией". В 1918 г. Центральный Комитет партии и Советское правительство провели ряд важных мероприятий, направленных на увеличение выпуска военной продукции и улучшение материального обеспечения Красной Армии. Важную роль в решении вопросов мобилизации ресурсов сыграло создание при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) Чрезвычайной комиссии по производству предметов военного снаряжения. Основной задачей этой комиссии являлось "максимальное ускорение производства предметов военного снаряжения. С этой целью предприятия, имевшие важное оборонное значение и выпускавшие вооружение и боеприпасы, были выделены в особую группу. Они в первую очередь обеспечивались рабочей силой, сырьем, топливом и материалами. Рабочие этих предприятий освобождались от призыва в Красную Армию. Принимаемые партией меры и героический труд рабочего класса уже в конце 1918 г. дали положитель-ные результаты и позволили добиться увеличения производства вооружения и боеприпасов. К началу 1919 г. военная промышленность ежемесячно производила до 100 тыс. винтовок, 500 - 600 пулеметов, 40 - 50 орудий, более 35 млн. патронов, более 90 тыс. снарядов. Серьезные мероприятия проводились и в сельском хозяйстве. В октябре 1918 г. при ВСНХ был создан Отдел военных заготовок, сосредоточивший заказы военного и морского ведомств. В ноябре 1918г. согласование работы отраслей народного хозяйства и управление ими перешли от ВСНХ к Совету рабочей и крестьянской обороны. Всероссийский съезд Советов в июле 1918 г. в принятой им Конституции РСФСР возвестил, что защита социалис-тического Отечества является обязанностью всех граждан, утвердил решение СНК о переходе к всеобщей воинской повинности, указав на необходимость "в самый короткий срок произвести мобилизацию нескольких возрастов рабочих и трудовых крестьян по всей стране". Начался новый период в строительстве Красной Армии. В результате принятых мер к концу1918г. Красная Армия насчитывала уже более 1,5 млн. человек. Всего в боевом составе Красной Армии к этому времени насчитывалось 12 армий, в состав которых входили 42 стрелковые и 3 кавалерий-ские дивизии. В сентябре 1918 г. ВЦИК объявил Советскую Республику военным лагерем и место Высшего военного совета учредил Революционный военный совет Республики (РВСР) - высший орган военной власти в стране. Он подчинялся непосредственно СНК и ВЦИК. Вводилась должность Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики. Были утверждены также единые органы управления войсками фронтов и армий реввоенсоветы, состоявшие из трех членов: командующего и двух политических комиссаров. В Реввоенсоветах фронтов и армий вводились политотделы. Постановлением ВЦИК от 30 ноября 1918 г. был образован Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, который работал под непосредственным руководством Председателя СНК В. И. Ленина. Совету Обороны была предоставлена вся полнота прав в мобилизации сил и средств на нужды обороны, подчинены Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии, военное ведомство, а также ведомства путей сообщения, связи, продовольствия и др. Он решал важнейшие вопросы строительства Вооруженных Сил, их
обеспечения людскими резервами и всеми материальными средствами, в том числе боевой техникой и вооружением. В целях улучшения работы железнодорожного транспорта на железных дорогах Республики было введено военное положение. Благодаря проведенным Коммунистической партией и Советским правительством мероприятиям в этот период гражданской войны был укреплен Союз рабочего класса с деревенской беднотой, созданы условия для перехода к союзу рабочего класса с середняком. Эти мероприятия в области сельского хозяйства в сочетании с улучшением работы военной промышленности, железнодорожного транспорта и совершенствованием государственного аппарата позволили превратить центральные районы страны в прочную военно-стратегическую базу Советской Республики, способствовали ускорению строительства регулярной Красной Армии и дали возможность наиболее полно мобилизовать ограниченные ресурсы в интересах тылового обеспечения Вооруженных Сил Советской Республики. Одновременно со строительством регулярной Красной Армии ЦК РКП (б) и СНК проводили большую работу по созданию и укреплению централизованной системы обеспечения войск на основе единого государственного плана. В условиях тяжелого экономического положения страны, вызванного войной, разрухой и военной интервенцией, требовалось централизовать не только работу промышленности, но и обеспечение быстро растущей действующей армии. Только принцип строгой централизации при решении вопросов обеспечения Красной Армии позволял рационально использовать имеющиеся ограниченные ресурсы. Кроме того, централизация исключала участие частнокапиталистических элементов в обеспечении Вооруженных Сил и способст-вовала укреплению социалистических позиций в народном хозяйстве страны. Исходя из этих требований, приказом Народного комиссариата по военным делам
1 июня 1918 г. было учреждено
Центральное управление
В 1918 г. были созданы и первые 10 автомобильных колонн Красной Армии (по 10 автомобилей в каждой). Автомобильными колоннами ведали ЦУП-ВОСО и Главное военно-инженерное управление. В октябре 1918 г. в ЦУП- ВОСО был организован отдел по службе полевых железных дорог и автомобильных колонн, который решал и организационно-технические вопросы автомобильной службы. В 1918 г. были созданы специальные войска тыла - железнодорожные и автомобильные. И хотя их вклад в победу в годы гражданской войны был относительно невелик, они определи-ли свое место в общей системе тылового обеспечения войск. Большой простран-ственный размах и маневренный характер боевых действий в гражданскую войну предъявили повышенные требования и к дорожному обеспечению. В связи с этим уже в ноябре 1918 г. было начато формирование военно-дорожных отрядов и этапных частей, предназначенных для оборудования и содержания военных дорог. Дорожно-мостовые работы на военных дорогах (фронт-армия) выполняли военно-дорожные отряды, а на войсковых путях подвоза (корпус - дивизия) - саперные части. Руководство работами во фронте (армии) осуществляли начальники Военно-инженерного управления (Военно-инженерного отдела), в корпусе (дивизии) - корпусные (дивизионные) инженеры. С учетом конкретных условий гражданской войны и опыта русской армии вновь создавались органы управления тылом в оперативном и войсковом звеньях. Так, согласно приказу Реввоенсовета Республики от 26 декабря 1918 г. в состав полевого управления фронта (армии) были введены представители тыла (начальники снабжения, санитарной части и управления инспек-торов родов войск. 4 июня 1918 г. Главное военно-санитарное управление (ГВСУ) пополнилось Эвакуационным отделом, ранее входившим в состав Военно-санитарного управления Высшего военного совета. В сентябре 1918 г. при ГВСУ создается также Главное эвакуационное совещание, включавшее представителей различных организаций, участвующих в эвакуации раненых и боль-ных. В июле 1918 г. постановлением Советского правительства был учрежден Народный комиссариат здравоохранения (НК3) РСФСР, в состав которого 29 августа этого года включается переформированное ГВСУ на правах самостоятель-ного военно-санитарного отдела. Начальник ГВСУ являлся заместителем народного комиссара здравоохранения. Медицинская служба армейского и фронтового звеньев впервые стала организационно оформляться на Восточном фронте. Так, уже в июле 1918 г.Революционный военный совет этого фронта утвердил времен-ный штат Главного полевого санитарного отдела. При штабе каждой армии в соответствии с этим же решением создается санитарный отдел. В октябре 1918 г.приказом РВС Республики впервые устанавливается единый для всех фронтов штат санитарной части. Приказом ГВСУ от 5 февраля 1919 г. все армейские, а также головные, вспомогательные и местные эвакопункты с приданными и приписанными к ним лечебными учреждениями и санитарными поездами передаются в полное распоряжение управления санитарной части фронта. С созданием регулярной Красной Армии вводятся единые штаты медицинских формирований. Первый такой штат был объявлен РВС Республики приказом от 13 ноября 1918 г. В соответствии с ним полагалось иметь: в полку - перевязочный отряд, в стрелковой бригаде - перевязочный отряд с дезинфекционным отрядом и военно-санитарный транспорт, в дивизии - три полевых подвижных госпиталя (ППГ) каждый на 210 коек, санитарно-гигиенический, эпидемический отряды и военно-санитарный транспорт. В целях упорядочения эвакуации раненых и больных по железным дорогам 1 июля 1918 г. Наркомом по военным делам издается приказ, в соответствии с которым все военно-санитарные поезда должны были состоять в административно-хозяйственном отношении в ведении Управ-ления военных сообщений при Высшем военном совете и начальника военных сообщений Всероссийского Главного штаба, а в медицинском отношении - в ведении ГВСУ. На основании этого при Управлении военных сообщений Высшего военного совета учреждается Главное эвакуационное бюро. Такие же бюро создаются при управлениях военных сообщений армий, на флотах, в военных округах и при всех эвакуационных пунктах. В июле и августе 1918 г. вводятся в действие Положение о военно-санитарных поездах и Временный штат военно-санитарного поезда. Важным событием явилось постановление СНК от 30 мая 1918 г. "О Признании Женевских и других международных конвенций, касающихся Общества Красного Креста".