Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в выявлении влияния язычества на формирование русской культуры.
Цель, объект и предмет позволили определить следующие задачи исследования.
Выяснить предпосылки становления древнерусской культуры.
Раскрыть содержание понятия «язычество».
Рассмотреть язычество как основу культуры древних славян.
Исследовать переход от язычества к христианству.

Оглавление

В В Е Д Е Н И Е 3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ 5
1.1 «Откуда есть пошла русская земля» 5
ГЛАВА II. ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЕГО РОЛЬ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ 8
2.1 Понятие «язычество» 8
2.2 Язычество древних славян 8
2.3 Язычество и христианство 18
2.4 В чем сохранилось язычество? 21
З А К Л Ю Ч Е Н И Е 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

Курсовая по язычеству 1.docx

— 66.90 Кб (Скачать)

О Г Л А В Л  Е Н И Е

 

 

В В Е Д  Е Н И Е 3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ  ДРЕВНЕЙ РУСИ 5

1.1 «Откуда есть пошла русская земля» 5

ГЛАВА II. ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЕГО РОЛЬ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ 8

2.1 Понятие «язычество» 8

2.2 Язычество древних славян 8

2.3 Язычество и христианство 18

2.4 В чем сохранилось язычество? 21

З А К Л  Ю Ч Е Н И Е 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

 

 

В В Е Д Е Н И Е

 

 

Древнерусское язычество, с  точки зрения многих исследователей, недостаточно изучено, хотя настолько глубоко проникло практически во все стороны русской культуры, не исключая и христианства, что до сих пор мы встречаемся со многими его явлениями.

Тема данной работы «Языческий этап русской культуры» актуальна, так как изучение язычества - это  не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.

Тема язычества является одной из основополагающих в курсе  культурологи: ее знание дает ключ к пониманию становления и развития специфических черт культуры русского народа.

Язычество прошло сложный  многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к IX веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников о мире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние на культуру и быт древних славян.

Язычество притягивает к  себе любого любознательного человека не только таинственными, порой непонятными обрядами, не только забытыми, канувшими в века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и запахом древнего леса, бескрайними речными долинами, мужеством древних охотников и первопроходцев. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.

Этнографические исследования показывают поразительную живучесть  многих представлений о мире, которые  славяне перенесли даже в христианство.

После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере в народном представлении, превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. Многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество. Например, праздник Купала соединился с поклонением Иоанну Крестителю.

Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Трудно переоценить его влияние на дальнейшую судьбу Русского государства.

Объект исследования – русская культура.

Предмет исследования – языческий этап русской культуры.

Цель исследования заключается  в выявлении влияния язычества на формирование русской культуры.

Цель, объект и предмет  позволили определить следующие  задачи исследования.

  • Выяснить предпосылки становления древнерусской культуры.
  • Раскрыть содержание понятия «язычество».
  • Рассмотреть язычество как основу культуры древних славян.
  • Исследовать переход от язычества к христианству.
  • Определить роль язычества в русской культуре.

В процессе исследования применялись  следующие методы.

1. Методы теоретического  исследования:

- теоретический анализ  литературы для обоснования теоретических  направлений исследования;

- систематизация, обобщение.

2. Методы эмпирического  исследования:

- наблюдение.

Структура и объем работы определяются ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав (5 параграфов), заключения, библиографии (10 наименований).

 

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

 

    1. «Откуда есть пошла русская земля»

 

Начиная изучать культуру любого народа, необходимо выяснить, каковы истоки этой культуры, причины, вызвавшие  ее появление, процессы, сопровождавшие ее развитие. Мы видели, как благодаря приходу кочевых племен на Балканы, появилось то, что называют “греческим чудом”; как по принципу свободного объединения различных племен возникла римская культура; как племена западноевропейских варваров, слившись воедино, образовали то, что мы называем культурой Европы. Так же складывались культуры Востока. Так же формировалась и русская культура.

Многие народы мира объединялись чаще всего на основании общности языка. Общеславянский, или праславянский, язык, сформировавшийся во II—                     I тысячелетии до н.э., относился к семейству индоевропейских языков, к которому принадлежит славянский - русский, украинский, болгарский, и т.д. В. Брюсов не напрасно говорил, что славянская речь “и поныне поет созвучно с напевом санскрита”. Термины, обозначающие степени родства (мать, отец, брат, сестра и другие), названия явлений природы, животных, частей человеческого тела, еще связаны с языком-родоначальником. До середины I тысячелетия н. э. праславянский язык еще сохранялся, но когда славяне расселились на территориях Центральной, Восточной и Западной Европы и утратили связь друг с другом, появились три большие славянские группы - южные, западные и восточные славяне и соответственно три группы языков. К восточнославянской языковой группе относятся русский, украинский и белорусский языки.

В разных источниках описываются  племена, селившиеся по равнинной части России: финно-угорские - мери, мордва, балто-финские - веси, славянские - венеды (венеты), анты и склавены. В византийских хрониках и исторических сочинениях много говорится о славянах, причинявших хлопоты императорам своими нападениями на империю. Когда же на эти земли пришли хазары, они встретили восточных славян в местах, описанных в “Повести временных лет”1, на берегах Днепра и Буга.

До сих пор нет точных сведений о том, когда и как  появились славяне на территории, считавшейся с времен Киевской Руси исконно русской. В Повести о начале Русской земли не сказано, когда пришли славяне на эти земли, она рассматривает их жизнь уже на Дунае и говорит о двух ветвях славян - западной и восточной. В VII-VIII веках восточные славяне стали называться русами или росами, предположительно от названия одного из племен, жившего на границе с хазарами, между Днепром и Доном. С IX века “Русь” - первоначальное название государственного образования восточных славян, а затем - до XII века - территории Киевской Руси.

Знаменитый русский историк  В. О. Ключевский (1841-1911) считает, что восточные славяне, образовавшие русский народ, перебрались на равнины со склонов Карпат. Он же называет главным фактором появления государства российского постепенное передвижение этих племен с одних территорий на другие, т. е. своеобразную колонизацию земель.

На каждом новом месте  приходилось менять образ жизни, связанный с особенностями новых  мест, и устанавливать отношения  с соседними племенами. Отношения эти были не всегда мирными, что заставляло разрозненные славянские племена объединяться, и это обстоятельство Ключевский называет первым фактом нашей истории, а вторым — расселение славян по южнорусской долине. Древние историки писали, что славяне живут, точно разбойники, всегда готовые подняться с места, поселками, разбросанными по лесам и по берегам рек, что славяне отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, языческим многобожием. У них много разного скота, они возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо.

В повести о начале Русской  земли упоминаются племена, поселившиеся на равнине: поляне (у среднего Днепра), древляне (у Припяти), волыняне, или  дулебы (у Западного Буга), северяне (у Десны и Сулы), вятичи (у Оки), кривичи (у Западной Двины и Волги), полочане (у озера Ильмень), новгородские славяне (у реки Волхов). Все эти племена представляли собой родовые союзы.

Особенностью родового союза  славян был патриархальный уклад, при  котором власть принадлежала родовому старшине, а имущество было нераздельным. Основой рода были почитание предков и другие общие для рода культы. Племена расселялись на значительные расстояния друг от друга, среди лесов и болот, родичи помнили кровное родство, хранили обычаи и предания. Все это оставило свой след в памятниках духовной культуры, в первую очередь в мифологии.

Родовые связи постепенно распадались, а собственность делилась. Разрушались и родовые союзы, хотя сохранялось единство языка и верований.

С распадением родовых  связей постепенно складывается производящее хозяйство, тем более, что еще до IX века у славян появляются железные орудия труда. Возникновение ремесла отделило новую сферу деятельности от земледелия. Поселения, где существовало развитое ремесленное производство, превращались в города: одни образовывались вокруг княжеских крепостей, другие основывались как военно-оборонительные пункты.

Так появились Киев, Переславль, Ладога, Ростов, Суздаль, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Туров и др. Сюда приезжали на торг крестьяне из окрестных мест и заморские купцы, пробирающиеся “из варяг в греки” и обратно. Историки считают, что города возникали в основном как центры торговли.

Скоро города стали земельной  собственностью князей. Князь в прежние времена был предводителем военного образования - дружины, которая совершала захватнические набеги в поисках военной добычи и защищала свою общину от таких же набегов. Следом за князем владельцами земли становились дружинники, получая ее в дар от князя или захватывая у свободных родовых общин. Так постепенно Русь подошла к созданию государственности.

 

ГЛАВА II. ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЕГО РОЛЬ

В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

 

  1. Понятие «язычество»

 

Понятие «язычество» происходит от слова «языки», т.е. отождествляется  непосредственно с сутью конкретного  народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком.

В современной науке под  язычеством понимается комплекс религиозных  обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий (христианства, магометанства, буддизма) и послуживший их основой.

Языческая культура – это  первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация. Ее значение в истории русской культуры определяется прежде всего тем, что она, во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена, во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы) национальной культуры.

По мнению ученого-религиеведа И.А Крывелева2, общая особенность мышления человека в древности состояла в том, что его объектом и материалом были предметы и явления, входившие в непосредственное окружение человека и имевшие для него жизненное значение. Поэтому и религиозные представления вначале относились к предметам и явлениям ближайшего окружения, притом к тем, которые были вплетены в жизнедеятельность человека.

 

  1. Язычество древних славян

 

О культуре славян того периода  нам известно очень мало.

Религиозные верования древних  славян представляли собой, с одной  стороны, поклонение явлениям природы, с другой - культ предков.

Среди природных божеств  были Сварог — бог неба, небесного огня, Сварожич, сын Сварога,— бог земного огня, Хоре (по другой традиции, Дажбог или Даждьбог, сын Сварога) — бог солнца, Стрибог — бог ветров и бурь, Перун — бог грозы, впоследствии глава языческого пантеона. Поклонялись Велесу (Волосу) — покровителю домашних животных и богу богатства, “скотьему богу” (в христианскую эпоху заменен покровителем скота святым Власием). Велес-Волос считался богом “всей Руси”. Славяне также почитали множество фантастических существ, олицетворявших различные стороны повседневной жизни: леших, русалок, домовых, водяных, кикимор.

Долго сохранялся у славян культ предков, где главными были Род — дух предков, покровитель  дома и семьи, и Рожаницы — женские божества, покровительницы рода, домашнего очага, Чур (Щур) — обожествленный предок, родоначальник или бог домашнего очага — домовой.

Долгое время у славян не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли. Изображения богов — “идолы” — стояли под открытым небом, где совершались обряды и приносились требы (жертвы).

Славянское язычество  за время своего существования проходит ряд ступеней:

  • непосредственное поклонение природе и стихиям;
  • поклонение божествам, олицетворяющим эти явления;
  • поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.

Переходя на новую ступень  развития, язычество не отрицало и  предыдущей, впитывая ее черты, модифицируя  их, приспосабливая под новые понятия.

Славянскому образному мышлению издревле был свойственен антропоморфизм, т.е. перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую. На ранней стадии религиозные представления славян-язычников относились к предметам и явлениям ближайшего окружения, неодушевлённым и одушевлённым предметам, обожествляли они и силы природы. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили лешие, в реках - водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок. Все это выражалось в разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы.

Информация о работе Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре