Вторая мировая война

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:55, реферат

Краткое описание

В июне 1941 г. многое указывало на то, что Германия развернула подготовку к войне против Советского Союза. К границе подтягивались немецкие дивизии. О подготовке войны стало известно из донесений разведки. В частности, советский разведчик Рихард Зорге сообщил даже точный день вторжения и количество дивизий противника, которые будут заняты в операции.

Файлы: 1 файл

Вторая мировая война.docx

— 81.96 Кб (Скачать)

 

 

Немцами были организованы политические школы — специальное учреждение по пропаганде и агитации. Публичные лекции на политические темы проводились в обязательном порядке на предприятиях и в организациях города и в сельской местности. Читались лекции и доклады через местное радиовещание. Также Д. Малявин сообщает о пропагандистских календарях.[45]

Было введено обязательное школьное обучение с использованием советских  учебников, из которых удалялось  всё, что не соответствовало нацистской идеологии. Родителей, не посылавших своих  детей в школы, принуждали к этому  наложением штрафов. С учителями  проводились собеседования в  гестапо и организовывались двухнедельные  политические курсы. С апреля 1943 года преподавание истории было запрещено  и введены так называемые «уроки текущих событий», для которых  требовалось использовать немецкие газеты и специальные немецкие политические брошюры. В школах при церквях  были организованы детские группы для  обучения Закону Божьему. В это же время оккупанты уничтожили огромное количество книг в библиотеках.

Для большинства мест, подвергшихся оккупации, этот период продолжался  два-три года. Захватчики ввели здесь  для советских граждан в возрасте от 18 до 45 лет (для евреев — от 18 до 60 лет[46]) жёсткую трудовую повинность. При этом рабочий день даже на вредных производствах длился 14—16 часов в сутки. За отказ и уклонение от работы, невыполнение приказов, малейшее неповиновение, сопротивление грабежу и насилию, помощь партизанам, членство в коммунистической партии и комсомоле, принадлежность к еврейской национальности и просто без причины следовали расстрелы, казни через повешение, избиения и пытки со смертельным исходом. Применялись штрафы, заключение в концлагеря, реквизиция скота и пр. Репрессиям со стороны немцев подверглись в первую очередь славяне, евреи и цыгане, а также все остальные, по мнению нацистов, «недочеловеки». Так, в Белоруссии был уничтожен каждый третий житель.[47][48][49][50]

На оккупированных территориях  создавались лагеря смерти, где, по общим подсчётам, погибло около 5 миллионов человек.[51]

Всего на оккупированной территории было преднамеренно истреблено более 7,4 млн чел. мирного населения[52].

Большой урон советскому населению, находившемуся  под оккупацией, причинил насильственный угон наиболее трудоспособной его части на принудительные работы в Германию и оккупированные промышленно-развитые страны. Советских невольников именовали там «остарбайтерами» (восточными рабочими).

Из общего числа советских граждан, насильственно вывезенных на работы в Германию (5 269 513 чел.), после окончания войны было репатриировано на Родину 2 654 100 чел. Не возвратились по разным причинам и стали эмигрантами — 451 100 чел. Остальные 2 164 313 чел. погибли или умерли в плену]

 

 

Программа мобилизации сил  страны на борьбу с агрессором, сформулированная в директиве Совнаркома СССР и  ЦК ВКП(б) от 29 июня

1941 г. и в речи Председателя  ГКО И. В. Сталина 3 июля, определила  направление, характер и масштабы  практических мероприятий по  созданию в сжатые сроки слаженного  военного хозяйства.

Разрабатывая хозяйственную  политику на период войны, Коммунистическая партия исходила из ленинского положения  о том, что перестройка экономики  на военный лад носит всеобъемлющий  характер, что все народное хозяйство  должно быть поставлено на службу фронту и интересам организации прочного тыла. Мощная индустриальная база, созданная  в предвоенные годы, обеспечила успешное решение этой задач.

Перестраивая экономику  страны, партия направляла все силы и средства на то, чтобы путем  максимального и целенаправленного  использования военно-экономического потенциала социалистического государства  добиться резкого увеличения уровня военного производства, достигнуть решающего  материально-технического перевеса Советских  Вооруженных Сил над войсками фашистской Германии и тем самым  обеспечить достижение полной победы над врагом.

Важнейшими военно-экономическими мероприятиями явились мобилизация  и перераспределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов для  обеспечения нужд фронта, переключение гражданских отраслей промышленности на выпуск военной продукции; эвакуация  из угрожаемых районов основных производительных сил, быстрейшее размещение и ввод их в число действующих на востоке  страны; сохранение уровня сельскохозяйственного  производства в размерах, необходимых  для снабжения фронта и тыла продовольствием  и сырьем; перестройка работы транспорта на военный лад; перераспределение  внешнеторгового оборота; реорганизация  управления экономикой.

В сложном процессе перестройки  народного хозяйства на военный  лад особое внимание уделялось оборонной  промышленности. Прежде всего от нее  фронт должен был получать боевую технику, вооружение, боеприпасы, снаряжение. Причем новый характер работы оборонных  предприятий заключался не в изменении  номенклатуры выпускаемой продукции, а главным образом в переходе на массовое производство наиболее совершенных  видов вооружения и боевой техники.

Перестройка военной и  гражданской промышленности представляла собой единый, взаимосвязанный процесс. Она требовала увеличения производства черных и цветных металлов, химической продукции, сырья и электроэнергии. Перестройка влекла за собой изменение  техники и [132] технологии производства, требовала дальнейшей интенсификации и технического усовершенствования производственных процессов. В то же время необходимо было обеспечить режим  строжайшей экономии во всех отраслях народного хозяйства, в расходовании важнейших материалов, чтобы создать  дополнительные возможности для  увеличения выпуска военной продукции. Осуществлялось все это под непосредственным руководством Центрального Комитета партии и ГКО. Основными отраслями военного хозяйства ведали члены и кандидаты  в члены Политбюро ЦК ВКП(б). Так, в ведении Н. А. Вознесенского  кроме Госплана СССР находилось производство вооружения и боеприпасов, В. М. Молотова — танков, Г. М. Маленкова — самолетов  и авиационных моторов, А. И. Микояна  — продовольствия, горючего и вещевого имущества, А. А. Андреева и Л. М. Кагановича — железнодорожные перевозки. Опытные  партийные и хозяйственные работники  возглавляли основные промышленные наркоматы: А. И. Шахурин — авиационной  промышленности, В. А.Малышев — среднего машиностроения, а затем танковой промышленности, Д. Ф. Устинов — вооружения, П. И. Паршин — минометной промышленности, Б. Л. Ванников — боеприпасов, И. Ф. Тевосян  — черной металлургии, А. И. Ефремов  — станкостроительной промышленности, В. В. Вахрушев — угольной. Почти  три четверти всех членов ЦК и половина кандидатов в члены ЦК приняли  непосредственное участие в организации  военной экономики {306}. На решение военно-хозяйственных задач были направлены усилия работников всех звеньев партийного аппарата.

Продуманная расстановка  руководящих партийных кадров обеспечивала необходимое единство политического, экономического и военного руководства  страной. Ленинское положение о  строжайшей централизации «в распоряжении всеми силами и ресурсами социалистических республик» {307}неукоснительно претворялось в жизнь. Коммунистическая партия и Советское правительство провели ряд организационных и экономических мероприятий, которые начались с пересмотра экономических планов. Вслед за вводом в действие мобилизационного плана по производству боеприпасов и народнохозяйственного плана на III квартал 1941 г. было признано целесообразным иметь общий военно-хозяйственный план на более продолжительный срок.

4 июля ГКО поручил специально  созданной комиссии во главе  с Н. А. Вознесенским «выработать  военно-хозяйственный план обеспечения  обороны страны, имея в виду  использование ресурсов и предприятий,  существующих на Волге, в Западной  Сибири и на Урале, а также  ресурсов и предприятий, вывозимых  в указанные районы в порядке  эвакуации» {308}.

16 августа Совнарком СССР  и ЦК ВКП(б) приняли постановление,  одобрившее новый военно-хозяйственный  план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала,  Западной Сибири, Казахстана и  Средней Азии {309}. По существу, планом были определены основные принципы ускоренного развития советской военной экономики и задачи развертывания военно-промышленной базы Советского Союза в восточных районах страны, где намечалось наладить массовое производство авиамоторов, самолетов, танков, танковой брони, стрелкового вооружения, всех видов артиллерийских орудий, минометов и боеприпасов. Была разработана программа увеличения производства электроэнергии, авиабензина, чугуна, стали, проката, алюминия, меди, аммиачной селитры, азотной кислоты, добычи угля и нефти в восточных районах. В общем плане капитального [133] строительства увеличивался удельный вес оборонных наркоматов. Число объектов строительства промышленных предприятий, развернутого в годы третьей пятилетки, сокращалось с 5700 до 614. Продолжались лишь стройки, которые можно было завершить в течение года. Планом IV квартала намечалось финансирование работ по восстановлению 825 эвакуированных предприятий, прежде всего оборонного значения.

В области сельского хозяйства  предусматривалось увеличение посевных площадей под зерновые и технические  культуры в восточных районах  РСФСР, в Казахстане и Средней  Азии. Почти все крупные заводы сельскохозяйственного машиностроения передавались в ведение наркоматов военной промышленности.

Возрастала роль урало-сибирских  железных дорог. В военно-хозяйственном  плане предусматривались реконструкция  и расширение железнодорожных узлов  и станций, постройка вторых путей  на линиях, связывающих Сибирь с  Уралом и Урал с Поволжьем.

Создание мощной военно-промышленной базы на востоке, начатое еще накануне войны, продолжалось возрастающими  темпами. На предприятия центральных  и восточных районов перераспределялись весь металл, материалы и оборудование, полученные по планам накопления за предыдущие кварталы 1941 г., увеличивались государственные  резервы топлива, металла, продовольственных  и промышленных товаров.

Особое внимание ЦК ВКП(б) и ГКО уделяли развитию металлургической промышленности. Существенным дополнением  к плану стало решение о  дальнейшем развертывании на востоке  в кратчайшие сроки мощной металлургической базы, способной в полной мере удовлетворить  растущие потребности военного производства, особенно в качественном металле  и прокате. На Урале и в Западной Сибири в течение полутора лет  намечалось построить и ввести в  действие 15 доменных печей, 41 мартеновскую печь, 8 бессемеровских конверторов, 13 электропечей, 14 прокатных и 3 трубопрокатных стана, 10 коксовых батарей. Для быстрейшего  ввода в строй новых мощностей  использовались производственные базы Магнитогорского, Ново-Тагильского, Кузнецкого, Златоустовского металлургических, Первоуральском и Синарского трубных  заводов, а также технологическое  и энергетическое оборудование, переброшенное  с металлургических предприятий  юга и центра {310}.

Существенные изменения  были внесены в государственный  бюджет. Ассигнования на военные нужды  во втором полугодии 1941 г. по сравнению  с первым полугодием увеличились  на 20,6 млрд. рублей.

Перестройка народного хозяйства  и создание слаженной военной  экономики, способной обеспечить фронт  необходимыми материально-техническими средствами, во многом зависели от уровня партийного руководства во всех сферах хозяйственной жизни страны.

Коммунистическая партия поднимала и приводила в действие все силы страны в интересах успешного  выполнения принятого СНК СССР и  ЦК ВКП(б) военно-хозяйственного плана.

Уже первые недели войны  убедительно показали, что партия, ее руководящие органы, партийный  аппарат, обладая опытом, накопленным  в ходе социалистического строительства, успешно решали сложные военно-хозяйственные  задачи. Однако это не исключало  необходимости изменения некоторых  привычных форм и методов организаторской  и политической работы партии применительно  к руководству хозяйственной  жизнью в условиях войны. Изменения  шли по линии усиления организационного централизма в системе партийного руководства, повышения личной ответственности  партийных руководителей за состояние [134] экономики, образования в необходимых  случаях чрезвычайных партийных  органов.

Созданные еще до войны (в  конце 1939 г.) отраслевые промышленные отделы в центральных комитетах компартий  союзных республик, в крайкомах, обкомах и во многих горкомах и  райкомах крупных промышленных центров  были тесно связаны с предприятиями, хорошо знали их производственные возможности, нужды, степень готовности к выполнению военных заказов. По мере развертывания  новых отраслей производства в партийных  органах создавались соответствующие  отделы, возглавляемые секретарями. Это позволяло оперативно и непосредственно  принимать участие в реализации планов, утверждаемых Государственным  Комитетом Обороны, добиваться быстрого налаживания выпуска военной  продукции, межотраслевой производственной кооперации. Знание местных хозяйственных  условий давало возможность партийным  органам в тех случаях, когда  нарушались оперативные связи наркоматов с предприятиями их отраслей, брать  на себя ответственность за решение  не только хозяйственных вопросов общего характера, но и специальных —  производственно-технического порядка. Этому способствовало и то, что  первые секретари обкомов и краевых  комитетов партии, как правило, являлись уполномоченными ГКО на местах.

Партийные организации своей  напряженной деятельностью обеспечивали претворение в жизнь директив и указаний ГКО по вопросам хозяйственного строительства.

Повышение роли партийного руководства народным хозяйством отнюдь не снижало ответственности государственных  органов управления экономической  жизнью страны. В своей повседневной деятельности по развертыванию военной  экономики ГКО опирался на аппарат  Совнаркома и Госплана Союза ССР, союзно-республиканские наркоматы  и другие государственные учреждения. Роль Совнаркома СССР как органа государственного руководства хозяйством в военное  время не только не ослабевала, но и  усиливалась.

Одним из важных актов Советского правительства, давшим в известной  степени направление изменениям в государственном аппарате, было постановление от 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени». При СНК СССР были образованы Комитет продовольственного и вещевого снабжения Советской  Армии и главные управления по снабжению отраслей народного хозяйства  углем, нефтью, лесом. В процессе реорганизации  государственного аппарата происходило  резкое сокращение штатов наркоматов, учреждений и управленческих звеньев. Специалисты из учреждений направлялись на заводы и фабрики, на производство.

Перестраивались работа Госплана СССР, система планирования и снабжения  хозяйства. В Госплане были созданы  отделы вооружения, боеприпасов, судостроения, авиастроения и танкостроения. На основе заданий ЦК партии и ГКО они  разрабатывали планы выпуска  боевой техники, вооружения, боеприпасов  предприятиями независимо от их ведомственной  подчиненности, контролировали состояние  материально-технического обеспечения  военного производства. Госплан ежедневно  получал сводки о выполнении заданий  ГКО. Он имел в 25 экономических районах  страны своих представителей для  оперативной связи с производством.

Информация о работе Вторая мировая война