Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:46, реферат

Краткое описание

Природной колыбелью восточнославянских народов и российской государственности была Восточно-Европейская равнина. Её ландшафт, почвенно-климатические условия, речные бассейны определяли не только формирование доминирующих хозяйственно-культурных комплексов и размещение в связи с ними населения, но и складывание этнических и государственных границ в связи с результатами военно-политических конфликтов и колонизационными процессами.

Оглавление

Введение 3
Гл.1 Происхождение и ранняя история восточного славянства. 4
Гл.2 Образование древнерусского государства. 9
Гл.3 Государственный строй Древней Руси. 13
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

«Восточные славяне в древности. Образование древнерусского государства.docx

— 55.38 Кб (Скачать)

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

 

Кафедра «Отечественная история и политология»

 

 

 

Контрольная работа

по истории

 

Тема № 1: «Восточные славяне в древности.

Образование Древнерусского государства»

 

 

 

План работы

 

  1. Введение 3
  2. Гл.1 Происхождение и ранняя история восточного славянства. 4 
  3. Гл.2 Образование древнерусского государства. 9
  4. Гл.3 Государственный строй Древней Руси. 13
  5. Заключение 18
  6. Список используемой литературы 19

 

 

 

 

Введение

 

 

 «Без знания истории мы должны признать себя

случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир

и для чего в нем живем...» » — (В.О. Ключевский)

 

 

  В исторической науке существуют разные точки зрения на место России в мировом историческом процессе. В соответствии с одной из них это европейская страна, относящаяся к западному типу цивилизации. В соответствии с другой – Россию следует рассматривать как вариант восточного общества. В соответствии с третьей – это евразийская цивилизация, возникшая в результате своеобразного взаимовлияния Востока и Запада.

Природной колыбелью восточнославянских народов и российской государственности была Восточно-Европейская равнина. Её ландшафт, почвенно-климатические условия, речные бассейны определяли не только формирование доминирующих хозяйственно-культурных комплексов и размещение в связи с ними населения, но и складывание этнических и государственных границ в связи с результатами военно-политических конфликтов и колонизационными процессами.

Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения.                                            Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV – III тыс. до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии.                                                               

 Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. В дальнейшем они заняли территории от рек Эльбы и Одера на западе и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе, они говорили на одном понятном для всех древних славян языке.        Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

    • западные славяне – поляки, чехи, словаки;
    • южные славяне – болгары, сербы, хорваты;
    • восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.

 

 

 

 

Гл.1 Происхождение и ранняя история восточного славянства

 

Самым первым названием славян было «скифы-сколоты», которое употребил Геродот в V в. до н.э. Русские историки и писатели ХVIII в. В.Н. Татищев и В.К. Тредиаковский развили взгляд о русскости древнегреческого наименования «скифы». В соответствии с нормами греческой фонетики это слово произносится как «скиты». «Скит» является чисто русским корнем, от которого происходят слова типа «скитаться», «скитание». В связи с этим слову «скифы»-«скиты» придавалось значение «скитальцев», «кочевников». По поводу термина «сколоты» расхождения мнений нет — оно означает «солнцепоклонники» и связывается с корнем «коло» — древнеславянским наименованием солнца. Более поздние античные авторы - Полибий (III-II вв. до н.э.), Тит Ливий (I в. до н.э. - I в. н.э.), Страбон (I в. н.э.) и Тацит (I- II вв. н.э.) - называли славян общим древним именем «венеды» («венеты») и помещали среди скифских и сарматских племен в районе Вислы. Авторам VI в. славяне были известны под тремя именами, происходящими от одного корня, — венедов, антов и склавенов (славенов, словенов).                                        К середине I тыс. н.э. в лесной, лесостепной и степной зонах Евразии уже сложились устойчивые хозяйственно-культурные комплексы. К VI-VII вв. относится завершающий этап выделения восточных славян из общего праславянского единства. Занимая линию от Ладожского озера до лесостепи Среднего Приднепровья, восточные славяне соприкасались на севере с этносами охотников и рыболовов, а на юге с носителями кочевой культуры, утвердившейся в евразийских степях ещё в начале I тыс.

Древнейшим хозяйственно-культурным типом были общества охотников, собирателей и рыболовов, сохранившиеся на просторах Сибири от Урала до Тихого океана и на крайнем севере Восточной Европы. Распространение оленеводства привело к возникновению на основе древнего типа охотников-оленеводов. Часть народов Сибири занимались скотводством и охотой.  Жившие в органическом единстве с природой сибирскиие народы и до и после включения их в состав России находились на стадии родоплеменного строя. Вся эта таёжная и тундровая зона образовывала огромный историко-культурный регион, распадавшийся на историко-этнографические области второго порядка (западносибирская, алтаесаянская, восточносибирская).

Восточные славяне, которые считаются предками трех современных славянских народов: русского, украинского и белорусского, – выделились в самостоятельную ветвь славянского мира в VI–VII вв. в результате массовых миграций на территорию Восточно-Европейской равнины. Славяне, относящиеся к индоевропейской языковой группе народов, впервые упоминаются в трудах римских историков I в. н. э. Плиния Старшего и Тацита под названием венеды или венеты. Однако неточность и скудность исторических сведений не позволяют точно определить первоначальный ареал расселения венедов, т. е. прародину всех славян. Современные российские историки считают, что в начале н. э. венеды приблизительно занимали территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины. Причем территории обитания славян с течением времени постоянно расширялись.   

  По мнению ученых, массовые миграции славян начинаются с IV в., открывшего эпоху великого переселения народов. Европа в течение двух столетий испытала ряд азиатских нашествий, которые привели в движение многие европейские народы, в том числе и славян. Венеды продвигались во всех направлениях, но главными территориями их расселения были Восточно- Европейская равнина и Балканский полуостров, славянская колонизация которого начинается с конца V в. Готский историк Иордан сообщает, что в VI в. многочисленный народ венетов разделился на роды и племена, имеющие различные названия, главные из которых – склавены и анты. Ученые считают, что склавены – это западная группа славян (к ней, по-видимому, примыкали и южные славяне), которые, согласно описаниям Иордана, занимали территорию от верховьев Вислы до Днестра. По мнению готского историка, самые сильные из венетов – анты проживали на побережье Черного моря от Днестра до Днепра. Прокопий Кесарийский и другие византийские историки VI–VII вв. считали антов особой восточнославянской группой, проживавшей на юго-восточной окраине славянского мира. Северную группу славян образовали склавены,часть которых под давлением готского короля Германариха во второй половине IV в. двинулась с запада на северо-восток и обосновалась вокруг озера Ильмень.  

  В течение VII–VIII вв. славяне постепенно расселяются на огромном пространстве Восточно-Европейской равнины: от озера Ильмень на севере до Днепра на юге. Значительная часть этой территории в то время была покрыта дремучими, непроходимыми лесами, многочисленными болотами и озерами. Поэтому славяне, которых византийские историки называли жителями лесов, продвигались и расселялись главным образом вдоль больших рек, служивших едва ли не единственными средствами сообщения между племенами, живши- ми в лесной зоне. Определенную роль в процессе этногенеза восточных славян сыграло их взаимодействие с местным населением, которое довольно легко смешивалось со славянами, образуя единую этническую общность. Антропологические данные говорят о том, что восточнославянский этнос сформировался в смешении (ассимиляции) славян с балтийскими и финно-угорскими племенами. До расселения славянских племен по Русской равнине они жили прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущество, и все его члены были равны. Однако родовые связи начинают интенсивно распадаться по мере расселения славян в VI–VIII вв., когда основной формой поселений становится небольшая деревня в несколько дворов, хозяйство каждого из которых ведет отдельная семья. Объединение нескольких таких семей представляло собой соседскую (территориальную) общину, члены которой индивидуально владели домом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищами и лесами, принадлежащими общине. Необходимость выполнения трудоемких работ в определенные и строго ограниченные сроки предопределяли огромную роль общины в жизни славян и позднее русских. Не случайно поэтому для России так характерна была устойчивость общинных институтов. Наиболее полная картина расселения восточных славян в VIII–IX вв. дана в летописи «Повесть временных лет», автором которой считается монах Киево-Печерской лавры Нестор. В летописи мы находим названия и места расселения примерно полутора десятов восточнославянских племен. Так, в среднем течении Днепра жили поляне; к северу от них по реке Припять (в Полесье) – древляне; еще севернее – дреговичи; в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) – радимичи; на восточном берегу среднего Днепра, по Десне и ее притокам – северяне. В бассейне Оки проживали вятичи; в среднем течении Западной Двины – полочане; в верховьях Западной Двины и Днепра обитало многочисленное племя кривичей. Самую северную группу, занимавшую территорию вокруг озера Ильмень, составляли словене ильменские (или новгородские). В «Повести временных лет» упоминаются также уличи, тиверцы,«белые» хорваты, дулебы и другие племена, относимые автором к восточным славянам.

Восточные славяне были оседлым населением. Основу их хозяйственной жизни составляло земледелие. В лесной зоне господствующей формой являлось подсечно-огневое земледелие, а в степной и лесостепной полосе – переложное земледелие. Сущность подсечно-огневой системы заключалась в том, что участки земли вначале расчищали от леса: вырубали и сжигали деревья, раскорчевывали пни и все это сжигали, удобряя почву золой; только после этого распахивали землю. На юге существовала переложная система земледелия, при которой пахотный участок земли использовали до его истощения, а затем переходили на новый, оставляя прежний под выгон (залеж, перелог) для его восстановления. Основными орудиями пашенного земледелия на севере были деревянные сохи, а в южных районах уже применяли и сохи с железным наконечником (лемехом), а позже здесь начали применять даже плуги с железным лемехом. Наряду с земледелием восточные славяне занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (сбором меда и воска диких пчел). Природно-климатические условия (низкое качество почв в лесной зоне в сочетании с коротким циклом сельскохозяйственных работ) способствовали быстрому истощению почв, порождая миграционный процесс, распашку все новых и новых земель.

Непрерывное продвижение вперед предопределило в итоге общий экстенсивный характер развития страны. Развитие производительных сил обусловило появление излишков, что способствовало возникновению натурального обмена, а затем и торговли. Восточные славяне оказались втянутыми в торговый оборот еще и потому, что по их территории проходили важнейшие водные торговые пути из Европы на Восток, самым крупным из которых был путь «из варяг в греки». Именно вдоль этого водного пути вначале возникли небольшие укрепленные поселения, являвшиеся торговыми центрами, которые в VIII–IX вв. становятся древнерусскими городами. В «Повести временных лет» перечисляются такие города, как Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Ладога, Ростов, Суздаль, Новгород и др. Летописец Нестор связывал основание Киева с событиями VI в. в земле полян, при этом он пользовался древним свидетельством без каких-либо хронологических примет. Это была легенда о трех братьях — Кые, Щёке и Хориве и сестре их Лыбеди, сотворивших град во имя брата старейшего и нарекши ему имя Кыев. У Нестора легендарный Кый обрел черты реального вождя. Он родоначальник династии киевских князей, известен самому византийскому императору, пригласившему Кыя в Царьград и оказавшему ему «честь великую». О том, что у восточных славян было много городов, свидетельствуют и скандинавские саги, которые называли восточнославянскую землю «Гардарики», т. е. страна городов. Развитие городского ремесла и торговли способствовало накоплению богатства у знати и части горожан. Об этом свидетельствуют найденные археологами клады византийских монет, относящиеся к VIII–IX вв. По своим религиозным верованиям славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы и культам предков, обожествляя их. Главными божествами восточных славян были: бог огня небесного – Сварог; бог солнца – Дажьбог (у других племен Хорс, Ярило); бог молнии и грома – Перун; бог ветра – Стрибог; бог – покровитель скотоводства – Волос или Велес. Мать-Земля сырая тоже почиталась как некое божество. Вообще вся природа представлялась населенной множеством духов – русалок, леших, водяных и т.п. Другой круг верований относился к почитанию умерших предков – Рода (Чура) и Рожаницам, считавшихся покровителями семьи, рода. У славян существовало множество всевозможных божеств и духов, которым они поклонялись. Множественность верований мешала  выработке общих духовных ценностей и нравственных ориентиров. 

       Политический строй восточнославянского общества VI - середины IX в. можно назвать восточных славян предгосударственным. У наших предков появились первые княжества.Они становились центрами объединения восточнославянских союзов племен, истоками древнерусской государственности. К VII в. в Среднем Поднепровье сложился мощный союз восточнославянских племен, который иноземцы именовали «Рус». Позже (к середине Х в.) он даст название всем восточнославянским землям, платившим дань Киеву. С VIII в. и до 882 г. племена полян, северян и вятичей находились в даннических отношениях с Хазарским каганатом. Это давало славянам ряд торговых преимуществ: они пользовались протекавшими по территории Хазарии реками Доном и Волгой. Сведения о политическом строе славян содержатся у византийских авторов VI в. Они утверждали, что славяне не управлялись одним мужем, а искони жили демократически. В борьбе с Византией они выступали небольшими родоплеменными группами, имевшими каждая своего вождя. Органом власти являлось народное собрание — вече (от слова «вещать», т.е. «говорить») и выбранный им вождь.

Догосударственный период культурного развития восточных славян обнимает по меньшей мере полтора тысячелетия. В ходе него восточнославянский этнический массив не только выделился из единого индоевропейского сообщества народов, но и распался на племенные союзы и группы. Один из них, племенной союз руссов, и дал начало великой культуре. В эпоху славянской древности заложены были начала всего строя русской жизни, духовности, языка, культуры в целом. Русичей отличала могучая сила, неведомая цивилизованным народам того времени. Исторически сложилось так, что русская земля стала военным форпостом Европы, защищавшим ее от натиска кочевых племен. Это развило у народа способность к жертве во имя общего блага. И никакие частные отрицательные проявления жизни не могут отнять у русского народа славу народа-богатыря, защитника и спасителя с тех далеких времен   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл.2 Образование древнерусского государства

 

Государственность у восточных славян начинает формироваться в VII-VIII вв., когда происходит переход от родоплеменной общины к соседской и начинает складываться имущественное неравенство.

К концу VIII в. Сложились два основных русских центра государственности - Киев и Новгород. Более сильным был южный центр, где главенствовало племя полян. Но так получилось, что объединил восточных славян северный центр - Новгород.

Из «Повести временных лет» следует, что в IХ в. варяги усилили свое давление на северные территории, населенные финно-угорскими и славянскими племенами, заставив их с 859 г. платить дань. В 862 г. жители северного княжества под руководством новгородского старейшины Гостомысла прогнали варягов, но вскоре призвали их вновь. Нестор указывает и главную причину возвращения варяжских конунгов. Выражаясь современным языком, после изгнания варяжских правителей сами славяне не сумели договориться и создать эффективную систему управления, которая бы обеспечила установление и поддержание социального порядка между родами и племенами. Как сообщает летопись, в новгородской земле «не было справедливости в управлении, и род восставал на род, и началась междоусобица». Утомленные непрекращающимися раздорами, новгородцы, собравшись на вече, приняли следующее решение: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву». Приняв такое решение, они отправили послов за море к варягам. По свидетельству Нестора, новгородское посольство, приглашая варяжских князей, сказало им: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет; да пойдите княжить и володети нами». Далее Нестор пишет, что приглашение приняли трое братьев, которые прибыли «со своими родами и взяли с собой всю Русь». Старший из братьев – Рюрик – стал княжить в Новгороде, другой – Синеус – на Белоозере, а третий – Трувор – в Изборске. «И от тех варягов, – сказано в летописи, – прозвалась Русская земля». Далее летопись говорит о том, что призванные князья-братья начали «города рубить и воевать всюду». Следовательно, Рюрик со своими братьями прибыл к жителям северного княжества не только для того, чтобы управлять, но и защищать их от внешних врагов. Сведения о призвании славянскими племенами на княжение в Новгород Рюрика и его братьев, норманнов по происхождению, выходцев из Скандинавии, с тех пор кочевали из летописи в летопись.

Информация о работе Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства