Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:46, реферат
Природной колыбелью восточнославянских народов и российской государственности была Восточно-Европейская равнина. Её ландшафт, почвенно-климатические условия, речные бассейны определяли не только формирование доминирующих хозяйственно-культурных комплексов и размещение в связи с ними населения, но и складывание этнических и государственных границ в связи с результатами военно-политических конфликтов и колонизационными процессами.
Введение 3
Гл.1 Происхождение и ранняя история восточного славянства. 4
Гл.2 Образование древнерусского государства. 9
Гл.3 Государственный строй Древней Руси. 13
Заключение 18
Список используемой литературы 19
«Без знания истории мы должны признать себя
В исторической науке существуют разные точки зрения на место России в мировом историческом процессе. В соответствии с одной из них это европейская страна, относящаяся к западному типу цивилизации. В соответствии с другой – Россию следует рассматривать как вариант восточного общества. В соответствии с третьей – это евразийская цивилизация, возникшая в результате своеобразного взаимовлияния Востока и Запада.
Самым первым названием славян было «скифы-сколоты»,
которое употребил Геродот в V в. до н.э.
Русские историки и писатели ХVIII в. В.Н.
Татищев и В.К. Тредиаковский развили взгляд
о русскости древнегреческого наименования
«скифы». В соответствии с нормами греческой
фонетики это слово произносится как «скиты».
«Скит» является чисто русским корнем,
от которого происходят слова типа «скитаться»,
«скитание». В связи с этим слову «скифы»-«скиты»
придавалось значение «скитальцев», «кочевников».
По поводу термина «сколоты» расхождения
мнений нет — оно означает «солнцепоклонники»
и связывается с корнем «коло» — древнеславянским
наименованием солнца. Более поздние античные
авторы - Полибий (III-II вв. до н.э.), Тит Ливий
(I в. до н.э. - I в. н.э.), Страбон (I в. н.э.) и
Тацит (I- II вв. н.э.) - называли славян общим
древним именем «венеды» («венеты») и помещали
среди скифских и сарматских племен в
районе Вислы. Авторам VI в. славяне были
известны под тремя именами, происходящими
от одного корня, — венедов, антов и склавенов
(славенов, словенов).
Древнейшим хозяйственно-культурным типом были общества охотников, собирателей и рыболовов, сохранившиеся на просторах Сибири от Урала до Тихого океана и на крайнем севере Восточной Европы. Распространение оленеводства привело к возникновению на основе древнего типа охотников-оленеводов. Часть народов Сибири занимались скотводством и охотой. Жившие в органическом единстве с природой сибирскиие народы и до и после включения их в состав России находились на стадии родоплеменного строя. Вся эта таёжная и тундровая зона образовывала огромный историко-культурный регион, распадавшийся на историко-этнографические области второго порядка (западносибирская, алтаесаянская, восточносибирская).
Восточные славяне, которые считаются предками трех современных славянских народов: русского, украинского и белорусского, – выделились в самостоятельную ветвь славянского мира в VI–VII вв. в результате массовых миграций на территорию Восточно-Европейской равнины. Славяне, относящиеся к индоевропейской языковой группе народов, впервые упоминаются в трудах римских историков I в. н. э. Плиния Старшего и Тацита под названием венеды или венеты. Однако неточность и скудность исторических сведений не позволяют точно определить первоначальный ареал расселения венедов, т. е. прародину всех славян. Современные российские историки считают, что в начале н. э. венеды приблизительно занимали территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины. Причем территории обитания славян с течением времени постоянно расширялись.
По мнению ученых, массовые миграции славян начинаются с IV в., открывшего эпоху великого переселения народов. Европа в течение двух столетий испытала ряд азиатских нашествий, которые привели в движение многие европейские народы, в том числе и славян. Венеды продвигались во всех направлениях, но главными территориями их расселения были Восточно- Европейская равнина и Балканский полуостров, славянская колонизация которого начинается с конца V в. Готский историк Иордан сообщает, что в VI в. многочисленный народ венетов разделился на роды и племена, имеющие различные названия, главные из которых – склавены и анты. Ученые считают, что склавены – это западная группа славян (к ней, по-видимому, примыкали и южные славяне), которые, согласно описаниям Иордана, занимали территорию от верховьев Вислы до Днестра. По мнению готского историка, самые сильные из венетов – анты проживали на побережье Черного моря от Днестра до Днепра. Прокопий Кесарийский и другие византийские историки VI–VII вв. считали антов особой восточнославянской группой, проживавшей на юго-восточной окраине славянского мира. Северную группу славян образовали склавены,часть которых под давлением готского короля Германариха во второй половине IV в. двинулась с запада на северо-восток и обосновалась вокруг озера Ильмень.
В течение VII–VIII вв. славяне постепенно расселяются на огромном пространстве Восточно-Европейской равнины: от озера Ильмень на севере до Днепра на юге. Значительная часть этой территории в то время была покрыта дремучими, непроходимыми лесами, многочисленными болотами и озерами. Поэтому славяне, которых византийские историки называли жителями лесов, продвигались и расселялись главным образом вдоль больших рек, служивших едва ли не единственными средствами сообщения между племенами, живши- ми в лесной зоне. Определенную роль в процессе этногенеза восточных славян сыграло их взаимодействие с местным населением, которое довольно легко смешивалось со славянами, образуя единую этническую общность. Антропологические данные говорят о том, что восточнославянский этнос сформировался в смешении (ассимиляции) славян с балтийскими и финно-угорскими племенами. До расселения славянских племен по Русской равнине они жили прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущество, и все его члены были равны. Однако родовые связи начинают интенсивно распадаться по мере расселения славян в VI–VIII вв., когда основной формой поселений становится небольшая деревня в несколько дворов, хозяйство каждого из которых ведет отдельная семья. Объединение нескольких таких семей представляло собой соседскую (территориальную) общину, члены которой индивидуально владели домом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищами и лесами, принадлежащими общине. Необходимость выполнения трудоемких работ в определенные и строго ограниченные сроки предопределяли огромную роль общины в жизни славян и позднее русских. Не случайно поэтому для России так характерна была устойчивость общинных институтов. Наиболее полная картина расселения восточных славян в VIII–IX вв. дана в летописи «Повесть временных лет», автором которой считается монах Киево-Печерской лавры Нестор. В летописи мы находим названия и места расселения примерно полутора десятов восточнославянских племен. Так, в среднем течении Днепра жили поляне; к северу от них по реке Припять (в Полесье) – древляне; еще севернее – дреговичи; в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) – радимичи; на восточном берегу среднего Днепра, по Десне и ее притокам – северяне. В бассейне Оки проживали вятичи; в среднем течении Западной Двины – полочане; в верховьях Западной Двины и Днепра обитало многочисленное племя кривичей. Самую северную группу, занимавшую территорию вокруг озера Ильмень, составляли словене ильменские (или новгородские). В «Повести временных лет» упоминаются также уличи, тиверцы,«белые» хорваты, дулебы и другие племена, относимые автором к восточным славянам.
Восточные славяне были оседлым населением. Основу их хозяйственной жизни составляло земледелие. В лесной зоне господствующей формой являлось подсечно-огневое земледелие, а в степной и лесостепной полосе – переложное земледелие. Сущность подсечно-огневой системы заключалась в том, что участки земли вначале расчищали от леса: вырубали и сжигали деревья, раскорчевывали пни и все это сжигали, удобряя почву золой; только после этого распахивали землю. На юге существовала переложная система земледелия, при которой пахотный участок земли использовали до его истощения, а затем переходили на новый, оставляя прежний под выгон (залеж, перелог) для его восстановления. Основными орудиями пашенного земледелия на севере были деревянные сохи, а в южных районах уже применяли и сохи с железным наконечником (лемехом), а позже здесь начали применять даже плуги с железным лемехом. Наряду с земледелием восточные славяне занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (сбором меда и воска диких пчел). Природно-климатические условия (низкое качество почв в лесной зоне в сочетании с коротким циклом сельскохозяйственных работ) способствовали быстрому истощению почв, порождая миграционный процесс, распашку все новых и новых земель.
Непрерывное продвижение вперед предопределило в итоге общий экстенсивный характер развития страны. Развитие производительных сил обусловило появление излишков, что способствовало возникновению натурального обмена, а затем и торговли. Восточные славяне оказались втянутыми в торговый оборот еще и потому, что по их территории проходили важнейшие водные торговые пути из Европы на Восток, самым крупным из которых был путь «из варяг в греки». Именно вдоль этого водного пути вначале возникли небольшие укрепленные поселения, являвшиеся торговыми центрами, которые в VIII–IX вв. становятся древнерусскими городами. В «Повести временных лет» перечисляются такие города, как Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Ладога, Ростов, Суздаль, Новгород и др. Летописец Нестор связывал основание Киева с событиями VI в. в земле полян, при этом он пользовался древним свидетельством без каких-либо хронологических примет. Это была легенда о трех братьях — Кые, Щёке и Хориве и сестре их Лыбеди, сотворивших град во имя брата старейшего и нарекши ему имя Кыев. У Нестора легендарный Кый обрел черты реального вождя. Он родоначальник династии киевских князей, известен самому византийскому императору, пригласившему Кыя в Царьград и оказавшему ему «честь великую». О том, что у восточных славян было много городов, свидетельствуют и скандинавские саги, которые называли восточнославянскую землю «Гардарики», т. е. страна городов. Развитие городского ремесла и торговли способствовало накоплению богатства у знати и части горожан. Об этом свидетельствуют найденные археологами клады византийских монет, относящиеся к VIII–IX вв. По своим религиозным верованиям славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы и культам предков, обожествляя их. Главными божествами восточных славян были: бог огня небесного – Сварог; бог солнца – Дажьбог (у других племен Хорс, Ярило); бог молнии и грома – Перун; бог ветра – Стрибог; бог – покровитель скотоводства – Волос или Велес. Мать-Земля сырая тоже почиталась как некое божество. Вообще вся природа представлялась населенной множеством духов – русалок, леших, водяных и т.п. Другой круг верований относился к почитанию умерших предков – Рода (Чура) и Рожаницам, считавшихся покровителями семьи, рода. У славян существовало множество всевозможных божеств и духов, которым они поклонялись. Множественность верований мешала выработке общих духовных ценностей и нравственных ориентиров.
Политический строй восточнославянского общества VI - середины IX в. можно назвать восточных славян предгосударственным. У наших предков появились первые княжества.Они становились центрами объединения восточнославянских союзов племен, истоками древнерусской государственности. К VII в. в Среднем Поднепровье сложился мощный союз восточнославянских племен, который иноземцы именовали «Рус». Позже (к середине Х в.) он даст название всем восточнославянским землям, платившим дань Киеву. С VIII в. и до 882 г. племена полян, северян и вятичей находились в даннических отношениях с Хазарским каганатом. Это давало славянам ряд торговых преимуществ: они пользовались протекавшими по территории Хазарии реками Доном и Волгой. Сведения о политическом строе славян содержатся у византийских авторов VI в. Они утверждали, что славяне не управлялись одним мужем, а искони жили демократически. В борьбе с Византией они выступали небольшими родоплеменными группами, имевшими каждая своего вождя. Органом власти являлось народное собрание — вече (от слова «вещать», т.е. «говорить») и выбранный им вождь.
Догосударственный период культурного развития восточных славян обнимает по меньшей мере полтора тысячелетия. В ходе него восточнославянский этнический массив не только выделился из единого индоевропейского сообщества народов, но и распался на племенные союзы и группы. Один из них, племенной союз руссов, и дал начало великой культуре. В эпоху славянской древности заложены были начала всего строя русской жизни, духовности, языка, культуры в целом. Русичей отличала могучая сила, неведомая цивилизованным народам того времени. Исторически сложилось так, что русская земля стала военным форпостом Европы, защищавшим ее от натиска кочевых племен. Это развило у народа способность к жертве во имя общего блага. И никакие частные отрицательные проявления жизни не могут отнять у русского народа славу народа-богатыря, защитника и спасителя с тех далеких времен
Из «Повести временных лет» следует, что в IХ в. варяги усилили свое давление на северные территории, населенные финно-угорскими и славянскими племенами, заставив их с 859 г. платить дань. В 862 г. жители северного княжества под руководством новгородского старейшины Гостомысла прогнали варягов, но вскоре призвали их вновь. Нестор указывает и главную причину возвращения варяжских конунгов. Выражаясь современным языком, после изгнания варяжских правителей сами славяне не сумели договориться и создать эффективную систему управления, которая бы обеспечила установление и поддержание социального порядка между родами и племенами. Как сообщает летопись, в новгородской земле «не было справедливости в управлении, и род восставал на род, и началась междоусобица». Утомленные непрекращающимися раздорами, новгородцы, собравшись на вече, приняли следующее решение: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву». Приняв такое решение, они отправили послов за море к варягам. По свидетельству Нестора, новгородское посольство, приглашая варяжских князей, сказало им: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет; да пойдите княжить и володети нами». Далее Нестор пишет, что приглашение приняли трое братьев, которые прибыли «со своими родами и взяли с собой всю Русь». Старший из братьев – Рюрик – стал княжить в Новгороде, другой – Синеус – на Белоозере, а третий – Трувор – в Изборске. «И от тех варягов, – сказано в летописи, – прозвалась Русская земля». Далее летопись говорит о том, что призванные князья-братья начали «города рубить и воевать всюду». Следовательно, Рюрик со своими братьями прибыл к жителям северного княжества не только для того, чтобы управлять, но и защищать их от внешних врагов. Сведения о призвании славянскими племенами на княжение в Новгород Рюрика и его братьев, норманнов по происхождению, выходцев из Скандинавии, с тех пор кочевали из летописи в летопись.
Информация о работе Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства