Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:19, доклад
Транзитное значение славянских территорий ("Путь из Варяг в Греки", волжский путь связывавший скандинавов с волжскими булгарами, хазарами и арабами) делало их объектом интереса соседей. Если Поднепровье попало в сферу контроля Хазарского каганата, то районы Ладожского и Ильменского озер, верховьев Волги особенно привлекали норманнов. Викинги, игравшие большую роль в европейских делах, не могли пустить на самотек политические процессы в землях восточных славян. По-видимому, это стремление и привело не позднее 838 г. к возникновению "русского каганата". Судя по сведениям Бертенских анналов, к созданию "каганата" были причастны свеоны-шведы, которые прибыли в 839 г. в качестве послов “русского кагана” ко двору франкского короля. Однако военных усилий варягов в 30 - 40-е гг. IX в. для того, чтобы господствовать на всем протяжении "Пути из Варяг в Греки" не хватило. К тому же варяги-шведы вступили в конфликт со славянскими князьями. В результате норманны были изгнаны из северных славянских областей, о чем упоминается и в "Повести временных лет".
В 1036 г. умер Мстислав и Ярослав наконец-то стал единовластным правителем Руси. В том же году князь с варяжской дружиной прибыл в Киев, осажденный печенегами. Под Киевом кочевники были наголову разбиты и долгое время не тревожили Русь.
Утвердившийся в качестве единоличного правителя, Ярослав пережил время серьезной трансформации ценностей и приоритетов. В течение двух десятилетий своего правления он стремился сделать Киев не только политической и духовной, но и культурной столицей по образцу Константинополя. При Ярославе активно развиваются контакты русской и византийской церкви. Стремясь повысить статус русской церкви, он добился соглашения с Константинополем, по которому главой церковной иерархии на Руси стал митрополит, посвященный в сан патриархом Константинопольским. Между 1037 и 1039 гг. в Киев из Византии прибывает митрополит Феофан, епископы в других русских городах посвящались в митрополиты с учетом мнения князя. Культурно-просветительская деятельность Ярослава охватила многие стороны внутренней жизни государства. В Киеве под руководством византийских мастеров были построены несколько церквей, особым великолепием и грандиозностью из которых выделялся Софийский собор. Вслед за этим Софийская церковь (сначала деревянная, а затем каменная) украсила центр Новгорода. В Киев князем приглашались не только христианские просветители и зодчие, но и большое количество ученых-переводчиков, которые переводили с греческого на славянский религиозные тексты и исторические хроники. В киевской Софии возникли библиотека и учебный центр. Есть основания полагать, что школы для юношей появились и в других русских городах. Не только храмовое строительство изменило облик столицы. Город обнесли новой каменной стеной с Золотыми воротами, построен новый детинец и княжеские палаты. В 40-х гг. XI в. Антонием Любечаниным основан знаменитый впоследствии Киево-Печерский монастырь. В годы киевского княжения Ярослава по всей территории русского государства стали действовать нормы “Русской Правды”, вернее ее древнейшей части “Правды Ярослава”. Созданный около 1016 г. данный юридический документ, скорее всего, первоначально предназначался лишь для Новгорода и его округи и только по мере утверждения власти Ярослава приобрел общерусский характер.
Во внешней политике
Ярослав значительное внимание уделял
расширению западных границ Киевской
Руси. В 1038 и 1040 гг. он нанес поражение
литовским ятвягам, а в 1041 г. совершил
поход против Польши. На следующий
год сын киевского князя
Ярослав скончался в 1054 г. Официально престол перешел к его старшему сыну Изяславу (Владимир Ярославич умер еще в 1052 г.), но фактически в течение четырех десятилетий (1054 - 1093 гг.) страной управлял семейный совет - триумвират (Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переславльский). Несогласие с новым распределением власти выразили только два князя - полоцкий князь Всеслав и сын старшего Ярославича Ростислав Владимирович. Последний был по существу князем-изгоем, до тех пор пока не захватил Тмутаракань, которая входила в долю Святослава Черниговского. Одновременно войну против триумвирата начал Всеслав, попытавшийся занять Псков и Новгород. Ярославичей от борьбы на два фронта спасли византийцы. Обеспокоенные усилением Ростислава в Крыму и на Кавказе они отправили в Тмутаракань херсонесского наместника, который отравил князя. Воодушевленные поддержкой Византии члены триумвирата в 1067 г. взяли г. Минск, а затем разбили Всеслава на реке Немиге. Всеслав был приглашен на переговоры, во время которых его арестовали вместе с сыновьями и отправили в Киев, где посадили в подземную тюрьму. Вероломный захват Всеслава рассматривается летописцем как главная причина последующих неудач триумвирата.
В 1068 г. Изяслав, Святослав и Всеволод потерпели на реке Альте полное поражение от новых хозяев причерноморских степей - половцев хана Шерукана. Бежавший в Киев Изяслав, столкнулся с мятежом горожан, желавших продолжить войну с половцами. Мятежники освободили Всеслава и объявили его киевским князем. Вернуть престол Изяслав смог только в следующем году при поддержке польского короля Болеслава II.
Одержав победу над своими противниками, участники триумвирата не смогли избежать конфликта между собой. Еще в 1072 г. три брата присутствовали на празднествах в Киеве по случаю переноса мощей святых Бориса и Глеба. В том же году они утвердили новый свод законов, известный как “Правда Ярославичей”, но уже через год Святослав и Всеволод изгнали из Киева Изяслава. Последний отправился в Европу, где смог найти поддержку у германского императора Генриха IV и римского папы Григория VII. Изяслав даже высказал желание утвердить на Руси католичество, но с таким же предложением к святому престолу в Риме обратился и Святослав Черниговский, поэтому западные державы сохранили нейтралитет в борьбе братьев. В Киев Изяслав вернулся только в 1076 г. после смерти Святослава. Стремясь к компромиссу, Изяслав согласился с требованием Всеволода отдать ему в управление Чернигов, что не устроило сыновей Святослава. Двое Ярославичей в 1078 г. смогли разбить племянников, но от полученных в бою ран скончался Изяслав. Таким образом, их трех участников триумвирата остался в живых только Всеволод, который и занял киевский престол (1078 - 1093 гг.). В его правление продолжились княжеские междоусобные распри, инициаторами которых чаще всего выступали сыновья Святослава, не смирившиеся с потерей Чернигова. Самый одаренный из них Олег смог захватить Тмутаракань и, привлекая половцев, совершал постоянные набеги на киевские земли.
После смерти Всеволода
киевский престол занял Святополк
(1093 - 1113 гг.) сын Изяслава. Отметим, что,
несмотря на противоречия, раздиравшие
семью Рюриковичей, принцип лествичного
старшинства при наследовании соблюдался.
Святополка II летописи характеризуют
как слабого и нерешительного
человека. Наиболее выдающуюся роль в
году его княжения сыграли Владимир
Всеволодович Черниговский (Владимир
Мономах) и Олег Тмутараканский. После
нескольких военных конфликтов с
участием половцев Владимир Черниговский
написал письмо Олегу с предложением
пойти на примирение. В результате
в Любече в 1097 г. состоялся съезд
шести князей: Святополк II, Владимир
Мономах, Давыд Волынский, Василько
Растиславич, Давыд и Олег (Тмутараканский)
Святославичи. Участники съезда признали,
что благодаря усобицам “половцы
изнуряют нашу страну набегами” и
решили единодушно защищать русскую
землю. Чтобы избежать внутренних конфликтов
князья внесли изменения в систему
солидарного управления государством
и наследования престолов. Отныне “каждый
пусть управляет своей
Несмотря на успехи русских в борьбе с половцами, до 1111 г. кочевники смогли нанести серьезный ущерб южнорусским землям, обескровленными и внутренними междоусобицами. Жизненный уровень населения при Святополке II резко понизился. Многие вынуждены были обращаться за ссудами к ростовщикам и богатым землевладельцам. Не имея возможности вернуть долги, горожане и земледельцы соглашались на условия кредиторов. Население жаловалось на произвол чиновников и судей. Общую ситуацию усугубила монополия на соль, которую ввел киевский князь. Назрел социальный кризис, который разразился сразу после смерти Святополка 16 апреля 1113 г.
Собравшиеся на следующий
день в Софийском соборе бояре
и представители княжеской
Время правления Владимира
Мономаха и его сына Мстислава
можно назвать периодом короткого
возрождения киевской государственности,
за которым последовала полная децентрализация
власти и распад Руси на удельные княжества
и земли. Летописцы высоко оценивают
княжение Владимира Всеволодовича.
Несомненно, что “Устав” не только
результат стремления князя решить
конъюнктурные общественные проблемы,
но и свидетельство его глубоко
христианской души. Об этом же говорит
его “Поучение”, в котором он
наставлял своих сыновей: “Подавайте
сироте, защищайте вдовицу, не давайте
сильному губить человека”. Во время
своего правления Владимир смог примирить
враждовавших князей и прекратить междоусобицы.
Силы Руси были обращены против внешних
врагов - половцев. Политику своего отца
продолжил старший сын
Информация о работе Внешняя политика русских князей (IX – середина XIII вв.)