Внешняя политика русских князей (IX – середина XIII вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:19, доклад

Краткое описание

Транзитное значение славянских территорий ("Путь из Варяг в Греки", волжский путь связывавший скандинавов с волжскими булгарами, хазарами и арабами) делало их объектом интереса соседей. Если Поднепровье попало в сферу контроля Хазарского каганата, то районы Ладожского и Ильменского озер, верховьев Волги особенно привлекали норманнов. Викинги, игравшие большую роль в европейских делах, не могли пустить на самотек политические процессы в землях восточных славян. По-видимому, это стремление и привело не позднее 838 г. к возникновению "русского каганата". Судя по сведениям Бертенских анналов, к созданию "каганата" были причастны свеоны-шведы, которые прибыли в 839 г. в качестве послов “русского кагана” ко двору франкского короля. Однако военных усилий варягов в 30 - 40-е гг. IX в. для того, чтобы господствовать на всем протяжении "Пути из Варяг в Греки" не хватило. К тому же варяги-шведы вступили в конфликт со славянскими князьями. В результате норманны были изгнаны из северных славянских областей, о чем упоминается и в "Повести временных лет".

Файлы: 1 файл

Внутренняя и внешняя политика русских князей.docx

— 39.35 Кб (Скачать)

Пребывание Святослава в Киеве было омрачено смертью  Ольги. Князю пришлось определить кому из сыновей передать власть. В Киеве  был посажен Ярополк, Олег назначен князем в г. Искоростень в древлянской  земле, а младший Владимир - в Новгород. Тем временем обстановка на Балканах резко изменилась. Вернувшейся из Киева Святослав столкнулся с  союзной армией болгар и византийцев. Однако и здесь ему сопутствовала  удача: греки потерпели поражение  и оставили столицу Болгарии Преславу, а Святославу удалось пленить  болгарского царя Бориса с семьей. Вскоре в Константинополе, совершив переворот, пришел к власти решительный  Иоанн Цимисхий. Но и он не смог сразу  изменить течение войны. После того как русские заняли Доростол и  Филиппополь византийцы весной 970 г. пошли на подписание мира в Андрианополе. Однако осенью того же года Цимисхий нанес  русским ряд ощутимых поражений  и осадил в г. Доростол Святослава с дружиной. После двухмесячной осады  в июне 971 г. русский правитель  пошел на подписание мира. Русские  отказывались от притязаний на Болгарию и Крым, а так же давали обязательство не начинать войн с Византией. На этих условиях киевской дружине было разрешено покинуть Доростол с оружием. По пути домой весной 972 г. войска Святослава подверглись нападению печенегов у нижнеднепровских порогов и большая часть русских воинов, включая и Святослава, погибли. С его смертью прекратились попытки превращения Киевской Руси в империю.

Княживший в Киеве  Ярополк (972 - 980 гг.) тесно связанный  с христианской общиной Киева  был человеком кроткого нрава  и легко поддавался влиянию окружающих его людей. Видную роль при Ярополке играл глава дружины Свенельд, политический и военный авторитет  которого на фоне “слабого” князя  возрос настолько, что он смог уговорить  Ярополка начать войну против брата  Олега. Поводом послужило убийство Олегом на охоте сына Свенельда - Люта. Между тем помимо мести, главной  целью для Свенельда являлось возвращение себе права сбора  дани у древлян, т.е. фактической  автономии от княжеской власти.

При столкновение киевской и древлянской армий Олег погиб  и это стало сигналом для другого  Святославича, княжившего в Новгороде  Владимира. Вместе со своим окружением он бежал в Скандинавию, где находился  более двух лет. Ярополк временно стал единоличным правителем в государстве. Он хотя и раскаивался в том, что  начал войну против брата и  даже отстранил Свенельда от участия  в государственных делах (после 977 г. Свенельд не упоминается в летописях), но выслал своих наместников в  Новгород, показав тем самым, что  его вполне удовлетворяет отсутствие Владимира на Руси.

В 979 г. Владимир вернулся в Новгород с боеспособной варяжской  дружиной и твердым намерением отомстить  за смерть брата и захватить киевский престол. В следующем году севернее Любеча на берегу Днепра варяги Владимира  разбили дружину Ярополка и заставил его укрыться сначала в Киеве, а затем в крепости Родня. Фактически Ярополк остался без поддержки, так как языческое население  Киева сочувствовало Владимиру, поэтому он с надеждой откликнулся  на предложение брата достичь  мира. Однако появившийся в лагере Владимира Ярополк был вскоре убит варягами. Вряд ли убийство князя  произошло без ведома Владимира. Последний понимал, что миролюбивый  Ярополк мог согласиться на многое, однако киевский престол в любом  случае должен был остаться за ним. К тому же жена Ярополка забеременела и при рождения сына, путь к общерусской  власти для Владимира был бы закрыт навсегда. Нельзя исключить и той  возможности, что Ярополк мог  обратится за поддержкой к печенегам  и с учетом нейтралитета простого люда, судьбу престола опять решала бы только военная удача.

Заняв престол, Владимир оказался в той же ситуации, в  которой был почти сто лет  назад Олег. Реально он контролировал  только сам Путь из Варяг в Греки, многие славянские и угро-финские  союзы отпали от Киева. Страна представляла собой мозаичную картину: большую  ее часть занимали обособленные этнические группы с различными традициями и  верованиями, дальние регионы развивались  достаточно автономно. Объединить их могли  только политическая воля князя, военная  сила и единая религия.

Владимир начал  с укрепления личного авторитета. Прежде всего, он выдворил из Киева  наиболее буйную часть варягов, которые  ежедневно взимали по 2 гривны с  каждого жителя столицы. Бывших сподвижников князя, отправленных в Константинополь, сопровождало тайное послание к византийскому  императору с просьбой: “... не позволяйте ни одному из них вернуться”. Из оставшихся наиболее лояльных ему скандинавов, Владимир сформировал княжескую  администрацию, раздав им в управление города и территории.

Активность внешней  политики Владимира в начале 80-х  гг. X в. обуславливалась и необходимостью поднять внешнеполитический авторитет  государства, пошатнувшийся после  неудачной войны Святослава с  Византией. В 981 г. русские нанесли  поражение полякам, захватив Перемышль, Червень и ряд польских городов (т.н. Червонная или Красная Русь). Вслед за этим Владимир покорил вятичей  и радимичей, отказавшихся платить  дань Киеву, а затем разбил в верховьях  Немана ятвягов. Следующим шагом  киевский правитель попытался вернуть  контроль за волжской торговлей. Для  этого необходимо было завоевать  Волжско-Камскую Булгарию. В качестве союзников русских выступали  кочевники торки (огузы). Несмотря на ряд побед, окончательно подчинить  булгар не удалось, поэтому кампания закончилась подписанием мирного  договора (985 г.)

Владимир настойчиво искал пути централизации государства  с помощью единой религиозной  доктрины. Опыт с утверждением в  качестве общегосударственного культа Перуна (980 г.) оказался неудачен. Поэтому  киевский князь обратил свое внимание на наиболее влиятельные и нейтральные  для жителей Киевской Руси мировые  религии. Выбор византийского христианства определялся на наш взгляд рядом  обстоятельств. Во-первых, поочередно были отвергнуты ислам, иудаизм и  римское христианство. Ограничения  в исламе противоречили традиции русских пиров игравших важную роль в управлении государством. Иудаизм  был отвергнут как религия  государства поверженного русскими (Хазарский каганат). В западном христианстве служба велась на латыни, на латыни же писались и все религиозные тексты. Восточная церковь наоборот допускала  службу на родном языке. Кроме того, на послов Владимира произвела неизгладимое впечатление посещение собора св. Софии в Константинополе. Во-вторых, Владимир не мог пренебречь фактом существования христианских общин  в Киеве и других русских городах. Нельзя забывать и том, что христианами  были Ольга, которая, как характеризует  ее “Повесть временных лет” “была  мудрее других” и Ярополк. В-третьих, крещению, как известно, сопутствовали  тесные политические связи Руси с  Византией.

Во второй половине 80-х гг. X в. в Византии развернулась острая борьба за императорский престол. В начале 988 г. император Василий II вынужден был обратиться к Руси за помощью против мятежного аристократа  Варды Фоки. Прибывшие в Киев византийские послы обещали Владимиру, что  сестра Василия II принцесса Анна выйдет замуж за киевского правителя, а  Русь получит епископа для создания самостоятельной епархии. Владимир посчитал условия довольно привлекательными и направил в Константинополь  отряд варягов, с помощью которых  Василий II смог одолеть оппозицию. Однако император не торопился с выполнением  своих обязательств. Только захват русскими Херсонесса (Корсуня) - византийской крепости в Крыму, вынудил Константинополь  соблюсти условия договора и в 989 г. Владимир крестился в Херсонессе.

Христианизация Руси, ставшая важной частью государственной  политики, носила затяжной (не менее  двух столетий) и зачастую насильственный характер. Однако надо признать, что  к концу своего правления Владимир добился значительных успехов на этом поприще. Сформировалось 7 епархий: Новгородская, Черниговская, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Туровская, Белгородская и  Ростовская. Чуть позже, в 1037 г., в Киев прибыл первый митрополит. В крупных  городах разворачивалось храмовое строительство. Законодательно был  обеспечен сбор церковной десятины. Несомненно, что принятие христианства имело важное значение для истории  и культуры России.

После крещения Владимир не вел широкомасштабных войн, за исключением  столкновения с галицкими хорватами. Это объяснялось не столько миролюбивостью крещенного князя, а той угрозой, которую таили в себе печенеги, совершавшие постоянные набеги на Русь (992, 995 и 997 гг.). Так, например, в 997 г. когда  князь направился в Новгород собирать войска, как печенежская конница  появилась под Киевом и осадила  столицу. Только самоотверженная оборона  киевлян в отсутствии дружины  не позволила печенегам добиться успеха.

В последние годы княжения Владимира большую роль в решении  конкретных политических задач играли его сыновья. По примеру отца киевский князь сделал своих сыновей наместниками: Ярослава в Новгороде, Святополка в  Турове, Бориса в Ростове, Глеба в  Муроме, Святослава в древлянской  земле, Изяслава в Полоцке, Мстислава  в Тмутаракани. Резко возросшие  расходы на содержание княжеской  администрации, армии и церкви вызвали  увеличение размеров дани и спровоцировали ряд конфликтов внутри правящего  дома Рюриковичей. Наиболее ярко эти  процессы характеризуют разногласия  между Киевом и Новгородом. С Новгорода  ежегодно собиралась дань в размере 3 тысячей гривен, из которых 2 тысячи отправлялись в столицу. К тому же, население Новгорода не могло  смириться с потерей своего влияния  в государстве и второстепенной ролью после Киева. В 1014 г. Ярослав, поддерживаемый новгородцами, прекратил  выплату дани. В следующем 1015 г. Владимир начал подготовку к военной экспедиции против Новгорода, но вскоре умер. Смерть спасла его от трагедии вооруженного столкновения с собственным сыном.

Судя по всему, Владимир Креститель намеривался доверить управление одному из младших сыновей - Борису. Он еще при жизни отца возглавлял армию. Сторонники Бориса попытались утаить смерть Владимира от его братьев  и, прежде всего Святополка. Тайно  ночью тело было вынесено из дворца и погребено в каменной гробнице под половицами Десятинной церквей. Но долго скрывать смерть Владимира  не удалось и Святополк провозгласил себя киевским князем.

Борис возвращался  из похода против печенегов, когда на берегу р. Альты узнал об узурпации  престола Святополком. Летопись повествует, что дружина уговаривала Бориса выступить против брата, но тот отказался, ожидая послов от Святополка. В политике недальновидность наказывается жестоко. Борис и другой брат Глеб были убиты, пытавшийся сбежать в Венгрию  Святослав был перехвачен по дороге. Изяслав Полоцкий подчинился, а Мстислав Тмутараканский пока не видел для  себя угрозы из-за дальности расстояния. Единственным кто открыто выступил против Святополка был Ярослав. Борьба между братьями отчасти отражала соперничество между Новгородом и Киевом за гегемонию. И Ярослав, и Святополк использовали наемников, первый - варягов, второй - печенегов.

В битве на берегах  Днепра у г. Любеча в 1016 г. варяги и  новгородцы разбили объединенное войско киевлян и печенегов. Святослав  бежал к своему зятю польскому  королю Болеславу Храброму. Армия  Болеслава считалась одной из лучшей в Европе, в ее составе  были немецкие и венгерские наемные  части, к которым примкнули печенеги. Противостоять такой армии Ярослав  не мог и в битве на р. Буг  в 1018 г. он потерпел сокрушительное поражение. Страх Ярослава перед польским королем  был так велик, что, даже достигнув  Новгорода, он собирался бежать дальше, на родину своих предков в Скандинавию. Новгородцы понимали, что Ярослав  их единственная надежда и, что Святополк  несомненно отомстит за мятеж. Поэтому  новгородское вече собрало деньги (4 куна с мужа, по 10 гривен со старост  и по 189 гривен с бояр) и наняло новую варяжскую дружину.

К счастью для Ярослава его противники поссорились. Болеслав Храбрый расположил свои части в  городах недалеко от Киева. Святополк  стал тяготиться опекой тестя. По его  приказу часть поляков была перебита, но сам король Болеслав Храбрый с  трудом смог спастись. В 1019 г. на берегу р. Альт, там где был убит Борис, сошлись армии Ярослава и Святополка. Традиционно считается, что это  была одна из самых кровопролитных битв в истории Киевской Руси. Побежденный  Святополк бежал в Богемию, где  и умер.

Ярослав не долго почивал  на лаврах победителя. Его новым  противником стал другой брат Мстислав Тмутараканский. Кроме того из-за голода в северо-восточных районах Руси начались мятежи, носившие к тому же антихристианский характер. Языческие  традиции были еще крепки, особенно у сельского населения, поэтому  лидерами восстаний стали языческие  волхвы. Ярослав смог подавить мятежи. А для избежания их рецидива в  Волжской Булгарии закупили хлеб, который  княжеские чиновники раздавали  голодным.

В 1022 г. Мстислав во главе  армии из хазаров, косогов (адыгейцев  и черкесов) и яссов (осетин) занял  Чернигов. В панике Ярослав бежал  в Новгород и обратился за помощью  к скандинавам. Конунг Хакон Слепой (Якун русских летописей) привел новых  норманских воинов. В 1024 г. при Листвене под Черниговым Мстислав одержал  победу. Ярослав и Хакон вынуждены  были снова ретироваться в Новгород. Между братьями начались переговоры. Мстислав в поисках компромисса  признал старшинство Ярослава, но получил все земли к востоку  от Днепра, за исключением Полоцкого  княжества. Своей столицей тмутараканский князь сделал г. Чернигов. Ярослав  же обосновался в Новгороде. Он наградил новгородцев за поддержку, издав  специальный закон, текст которого не сохранился. Однако в “Русской правде”  провозглашалось равенство виры киевлян и новгородцев, для последних  это несомненная привилегия. Киев временно утратил свое господствующее положение в русской политике, что вызвало изменения и в  направлениях транзитной торговли. Теперь европейские товары шли не вниз по Днепру в Константинополь, а в  азовский регион - Тмутаракань, а оттуда через Северный Кавказ на Каспий. Союзный  характер отношений Ярослава и Мстислава  подчеркивали совместные военные действия против Польши, в ходе которых были вновь завоеваны червенские города. Союз не исключал и самостоятельных  акций. Так в 1030 г. Ярослав воевал против финнов, ятвягов и литовцев, покорил чудь и построил на берегу Чудского озера г. Юрьев (имя Юрий Ярослав получил при крещении).

Информация о работе Внешняя политика русских князей (IX – середина XIII вв.)