Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:56, реферат
Территорию, где формировалась донская казачья община, пересекали пути великого переселения народов с востока на запад. С древних времен здесь проживали разные сообщества – славянское, стремившееся к мирной колонизации края, и восточная, тюрско-монгольская, сметавшая на своем пути все ростки оседлой жизни и культуры.
В таком бурном водовороте культур, в борьбе с внешними врагами, в условиях постоянной военной опасности из разнородных, но объединенных общей идеей, лично свободных людей сложился такой этнос как казачество.
Введение
1. Демократический строй на Дону в XVI-XVII вв.
2. Казачье самоуправление в XVI-XVII вв.
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Демократический строй на Дону в XVI-XVII вв.
2. Казачье самоуправление в XVI-XVII вв.
Заключение
Литература
Введение
Территорию, где формировалась донская казачья община, пересекали пути великого переселения народов с востока на запад. С древних времен здесь проживали разные сообщества – славянское, стремившееся к мирной колонизации края, и восточная, тюрско-монгольская, сметавшая на своем пути все ростки оседлой жизни и культуры.
В таком бурном водовороте культур, в борьбе с внешними врагами, в условиях постоянной военной опасности из разнородных, но объединенных общей идеей, лично свободных людей сложился такой этнос как казачество.
Казаки стремятся изменить окружающее. Именно они организуют дальние походы, борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос или, наоборот, сражаются против захватчиков. При этом казаки выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы.
Вкладывая свою
энергию в организацию и
Численность
казачества колебалась в
На Дону имелось три этнических фактора, обусловивших появление казачьего субэтноса: 1) местное автохтонное население; 2) пришлые восточные племена; 3) беглое русское крестьянство. Начиная с Н. Карамзина, ряд историков считает основой казачества тюрские племена. А.Гордеев доказывал, что казаки получили распространение после распада Золотой Орды. Л. Гумилев , Ю. Бромслей писали, что казачество следует рассматривать как субэтнос, сложившийся из аборигенов южных степей и части населения, выделившейся из великорусского этноса. Ряд современных историков отдают предпочтение автохтонной теории казачества. А. Венков считает, что «устойчивое славянское (русское) в своей основе сообщество появилось на Дону в XVIв. и представляло собой сгусток пассионариев и постпассионариев».
В процессе образования донского казачества произошел этнический синтез коренных и пришлых «лихих» людей. Вопрос о времени такого смешивания остается дискуссионным, и видимо никогда не будет окончательно разрешен в силу отсутствия письменных источников.
Казачьи общности на юге России формировались из элементов, изгнанных из классово-сословной среды. Отторгнутые русским государством изгои, разбойники, крепостные крестьяне и др., бежали на Дон, ставший их последним прибежищем. Они пытались на свободных территориях установить альтернативные социальные порядки , активно сопротивлялись интеграции в состав Московского государства и даже завершению формирования своего государства.
Московское государство, освободившись от татаро-монгольского ига, вступило в этап соперничества с мусульманскими государствами на юге. Русь стремилась к фиксированным границам своего пространства – берегам морей и горам. Но необходимых войск для этого у нее не было. Поэтому Московское государство было жизненно заинтересовано в сохранении контроля над южными территориями хотя бы со стороны казачьего населения. При этом всегда имелось в виду, что рано или поздно Донская земля войдет в состав русского государства, а казачество будет включено в рамки сословного строя.
«Войско Донское» длительное время функционировало, находясь на грани перехода к этапу оформления государственности, так и не прейдя ее
Казачество было родоначальником собственной архаичной, военно-демократической государственности на территории Донской земли. Хотя казачество всеми силами пыталось отстоять свою самостоятельность и независимость своей общности, нарастал процесс его политического слияния в российскую государственность.
С. Сватиков в труде «Россия и Дон» доказал, что изначальное предназначение казачества заключается в развитии русских традиций народоправства, а само казачество является могучим протестом против тирании московских венценосцев (Маркелов С.М.. Сватиков С.Г. – историк и общественный деятель: авторефер. дис. – канд. ист. наук.- М.. 1999.- С. 18). В дальнейшем, по его мнению, главным содержанием истории казачества было развитие политических отношений с Российским государством, в ходе которых казаки превратились в военно-поселенческую касту.
Войско Донское
на начальном этапе развития сохраняло
древнерусские вечевые военно-
Казачество считало себя «рыцарским» сообществом и вполне осознано представляло свою атаманско-круговую демократию как альтернативу крепостническим порядкам в Российском государстве.
1. Демократический строй на Дону в XVI-XVII вв.
Большинство современных историков склоняются к тому мнению, что процесс формирования казачьей общности на Дону проходил одновременно с христинизацией распадающейся Киевской Руси и борьбой Московской Руси с татаро-монголами и охватывает историческую эпоху, когда на Дону появляется казачье население и завершается вхождением Дона в Российское государство, произошедшее при Петре I.
В XVI в. На Дону появляется новое население. Эти люди говорили на русском языке, в большинстве исповедовали христианство, но отличались от русских образом жизни, типом хозяйствования, системой управления, и самое главное, своим менталитетом. Окружающие их этносы, и они сами называли себя казаками.
В переводе с тюрского слово «казак» означает «вольный, свободный человек». Казаки - это люди живущие без начальства. Слово «казак» начинает встречаться в XIV-XV вв., когда речь идет о татарских войсках. В них они составляли низший разряд войска. Из казаков состояли легкие подвижные отряды, несущие патрульную службу , ведшие разведку, постоянно беспокоящие противника. В это же время так начинают называть шайки разбойников, на свой страх и риск помышляющих на ничейной территории и караванных путях.
Войско Донское существовало, согласно выявленным на современном этапе развития науки источникам, в середине XVI в. Первое упоминание о донских лихих «молодеческих» казаках содержится в наказе Ивана III 1502г. В летописи о покорении Казани говорится, что казачьи отряд были среди участников штурма города. Они используются как легкие войска и в качестве гонцов с разными поручениями. Такие же отряды, охраняющие границу и получающие за это деньги или землю, встречаются в других русских княжествах. Казаками заселяются пограничные необжитые земли.
Новые поселенцы на Дону не занимались кочевым скотоводством и землепашеством. Казаки жили в труднодоступных лесных местах вдоль Дона и его притоков. В лесах и на островах они строили городки – военные лагеря и небольшие крепости, в которых можно было отсидеться в случае набега кочевников и пережить зиму. Основным занятием было рыболовство, охота и война с целью получения добычи.
В отличие от русских земель, где утверждалась деспотия московских царей, на Дону господствовал своеобразный военно-демократический строй, а казачьи сообщества можно рассматривать как своеобразные демократические республики.
Выживание казачества в сложных природно-климатических условиях, часто во враждебном социально-политическом и религиозном окружении было невозможно без корпоративной замкнутости, опиравшейся на иерархические принципы построения, прежде всего подчинения и управления. Сотенно-десятичная организация восходила к временам военной демократии и была распространена на обширной территории Руси, у южных славян, кочевников евроазиатских степей, со времени татаро-монгольских завоеваний.
А. П. Пронштейн, А. С. Козлов,
Б. В. Лунин относят возникновение
войсковой организации у
Войско Донское представляло собой военно-политическое объединение донского казачества с кон. XVI в. В более ранний период истории донского казачества Войска Донского не существовало. Определялось это малочисленностью и разбросанностью казачества, разобщенностью его по разным отрядам со своими атаманами, распространенностью бродячего образа жизни.
Для возникновения Войска Донского во 2-й пол. XVI в. явились предпосылки – увеличение численности казачества, особенно на Нижнем Дону, появление там новых городков, а также обострение борьбы казаков Нижнего Дона с Азовом.
В кон. XVI в. образовалось Войско Донское, охватывающее лишь казаков на Нижнем Дону. Верховые казаки выше Раздор жили обособленно. Вместе с тем к кон. XVI в. Стали появляться признаки будущего вливания верховых казаков в Войско Донское. Выражалось это в том (по Г. Нащокину), что некоторые верховые атаманы и казаки ходили на службу «от Верхних Раздоров до Низу». В результате связи верховых казаков с Войском Донским становились более прочными.
Смута замедлила дальнейшее объединение донского казачества в единое Войско. Но в то же время в отрядах самозванцев и И. Болотникова, в Тушинском лагере и в казачьих таборах в 1611-1612гг. под Москвой между казаками завязывались новые связи. Они сыграли определенную роль в интеграции всего донского казачества в единую войсковую организацию. Возобновился процесс формирования Войска Донского на завершающем этапе смуты, а получил свое завершение к 20-м гг.
Причиной его возобновления стало возвращение казачьих отрядов на Дон, начавшееся в 1611г., и ускорившемся при Михаиле Романове. В результате численность казачества возросла. Другой причиной стало обострение борьбы с азовцами, которая в годы смуты потеряла свое значение, но после нее стала актуальной. Для достижения успехов в борьбе с Азовом требовалось объединение сил под главенством наиболее сильных и сплоченных низовых атаманов.
Заинтересованность в объединении казаков в Войско Донское проявляли не только сами казак, но и правительство Михаила Романова. Прямая выгода состояла в возрастании сопротивления всего казачества Турции и Крыму. Создавались также условия для подчинения общему войсковому центру разрозненных казачьих отрядов, отдельные из которых выходили на Волгу для «воровства».
В 1592г. Правительство попыталось не только ускорить объединение всего казачества в Войско Донское, но и самому возглавить этот процесс. Эта попытка окончилась неудачей. Учитывая это, правительство Михаила Романова действовало более осторожно. Инициативу в деле объединения оно отдало казакам, а само лишь поддерживало усилия низовых атаманов, направленные на это. Поддержка была достаточно решительной и твердой. Выражалось она в том, что в царских грамотах на Дон поощряло объединительный процесс. На ускорение объединения были направлены такие меры, как установление с 1613г. регулярного царского жалованья Войску Донскому и присылка войску в 1614г. царского знамени. В 1615г. была прислана царская грамота донским казакам, с предоставлением им права на получение царского жалованья и на свободные поездки в русские города и уезды для свидания с родными и для торговли. Эти меры усилили заинтересованность всего донского казачества во вхождение в единое Войско Донское. И в 1617г. правительство уже называло казаков в царской грамоте «великим Войском, низовым и верховым».
Исторической особенностью донского казачества XVI-XVII вв.по сравнению с соседними сообществами и государствами, являлось его демократическое устройство. Вопрос об исторических предпосылках демократии на Дону того времени в полной мере не решен до сих пор. В качестве одной из предпосылок была традиция русской средневековой демократии, которая существовала с начала Руси, а свое развитие получила в вечевом строе Северо-Западной Руси. Прежде всего, это наличие в ментальности населения свободы в качестве основополагающей ценностной ориентации. Чтобы быть недосягаемыми для государства, казаки готовы были селиться в непосредственной близости от противника, испытывать постоянную опасность, но осознавать, что свободе это не угрожает.
Демократическое устройство внутренней жизни казачества в XVI-XVII вв. было историческим завоеванием наиболее смелых, решительных, предприимчивых и активных представителей народа, закрепившихся на Дону и других казачьих реках и ставших казаками. В России того времени оно не имело аналогий. Означало оно: всеобщее вооружение народа; наличие народного собрания – Войскового круга – на Дону как высшего органа власти в войске Донском и кругов в городках и во время походов как высших органов власти. Также это означало выборность всех властей и сменяемость их по воле народа. Наконец это означало право всех казаков бывать на кругах, высказывать свое мнение и подавать свой голос.
Понятие «казачья государственность» наиболее точно отражает состояние политической жизни донского населения. Оно характеризует определенный властный режим поддержания целостности занимаемой территории, обеспечения специфического уклада жизни населения, функционирования системы самоуправления, сохранения духовных ценностей.
Казачество постепенно, по
мере включения в систему
Войско Донское продолжало жить особняком, и сохраняло древнерусские, вечевые военно-демократические несложные начала атаманско-кругового строя, которым подчинялась вся разноплеменная вольница, вошедшая в состав войска. Казачество представляло свою атаманско-круговую демократию как альтернативу российским крепостническим порядкам.
2. Казачье самоуправление в XVI-XVII вв.
К середине XVII в. сложилась своеобразная казачья республика. Высшая власть в ней принадлежала общему собранию казаков, называвшемуся сначала просто кругом, а потом войсковым кругом.
Казачье самоуправление своими корнями уходит в традиции древних княжеских дружин, славянских вечевых и общинных собраний, в русские обычаи решения «миром» общих дел на собраниях, советах и т.п.
Информация о работе Власть и управление у казаков в XVI-XVII века