Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:17, реферат
В годы Великой Отечественной войны
население Владимирского края активно участвовало как
в боевых действиях, так и в тылу для достижения общей
победы над врагом
Введение……………………………………………………………….3
1.Владимирский край в период 1941-1942гг…………………. ….4
2.Трудовой героизм в тылу…………………………………………8
3. Промышленность Владимирского края в военные годы ……..12
4. Сельское хозяйство Владимирского края в военные годы…….13
6. Владимирский край в период 1942-1946гг……………………...16
7. Послевоенные преобразования…………………………………..19
Заключение……………………………………………………………..23
Список использованной литературы………………………………….25
и закончил боевой путь в Германии. В составе экипажа
бронепоезда сражались муромские железнодорожники
А. В. Солдатов, А. В. Бирюков, А. Г. Шмелев, А. В. Жу-
рихин и много
других наших земляков.
Когда шли бои
на ближних подступах к
туда в составе 49-й Ивановской ополченческой стрелко-
вой дивизии прибыл 222-й Владимирский стрелковый
полк, сформированный из ополченцев-владимирцев.
В начале сентября 1942 г. полк принял первый бой, кото-
рый длился 5 суток.
Шла мобилизация и по линии комсомольских органи-
заций. За время боевых действий прошло свыше 70 спе-
циальных комсомольско-
вятнадцатилетним Михаилу Волкову и Николаю Козлов .
за форсирование Днепра было присвоено звание Героев
Советского Союза. Героически погиб в Прибалтике 18-летний юноша из Гусь-Хрустального Вячеслав Смир-
нов, посмертно удостоенный звания Героя. Совсем моло-
дым ушел на фронт и Геннадий Чехлов. Большой боевой
путь прошла танковая бригада, в которой он воевал.
В Праге маршал Конев вручил Г. Чехлову за боевые по-
двиги «Золотую
Звезду» героя.
Человеком из песни называли во Владимире Героя Со-
ветского Союза Павла Семеновича Маштакова, потому
что именно о нем написали песню композитор Новиков
и поэт Ошанин:
От Днепра - реки
родимой,
До балтийских
берегов
Шел никем непобедимый
Бронебойщик Маштаков.
За подвиги и героизм на фронтах Великой Отечествен-
ной войны 11528 воинов были удостоены звания Героя
Советского Союза, среди них 100 наших земляков, а 20
владимирцев —
полные кавалеры ордена Славы
1.2 Трудовой героизм
в тылу
В дни битвы под Москвой территория будущей Влади-
мирской области стала прифронтовой, поэтому она одно-
временно и эвакуировала, и принимала предприятия из
оккупированных районов. В Селиванове разместился ма-
шиностроительный завод, в поселке Вербовский под Му-
ромом оборонное предприятие из Ленинграда. В селах
принимали сельскохозяйственный
инвентарь и скот.
Срочно переводились на выпуск оборонной продук-
ции практически все предприятия. Киржач приступил
к производству гильз, минных взрывателей и светомас-
кировочных фар, Муром - к оборудованию бронепоездов,
Гусь-Хрустальный — триплекса для самолетов, термосов,
медицинских ампул, Вязники — к изготовлению брезенто-
вых чехлов, плащ-палаток и полевых госпиталей. На тек-
стильных фабриках доля армейских заказов возросла до 90%. Только одна фабрика им. Лакина в годы войны про-
извела такое количество тканей, из которых было пошито
20 миллионов комплектов солдатской одежды. Кольчу-
гинские предприятия начали выпускать снаряды, металл
для авиационных заводов, провода для связистов, армей-
ские полевые
кухни.
Особое значение
имела работа ковровских оружейников.
В дни, когда решалась судьба столицы, ковровский
конструктор В. А. Дегтярев получил задание на изготов-
ление противотанкового ружья. Конструктор и его по-
мощники сутками не выходили с завода. В небывало ко-
роткие сроки оружие было создано и испытано. Впослед-
ствии им были оснащены сотни дивизий. Кроме того.
из Коврова
на фронт поступали пистолеты-
(ППШ), авиационные пушки, станковые пулеметы и дру-
гие виды оружия.
Особое значение как местное топливо приобрел в годы
Великой Отечественной войны торф. Когда районы с ос-
новными источниками энергоресурсов были оккупирова-
ны, в ряде областей, в том числе и нашей, он стал основ-
ным видом топлива. В это время добыча торфа в крае про-
изводилась на 60 предприятиях различных министерств
и ведомств, всего в количестве свыше 1100 тыс. т. Была
пущена в Мезиновке (Гусь-Хрустальный район) фабрика
по производству торфоизоляционных плит, использовав-
шихся для теплоизоляции
подводных лодок.
В годы войны резко изменился состав рабочих кадров.
Он обновился, помолодел и в значительной степени ста;,
женским. Если до войны доля молодых рабочих в возрас-
те до 20 лет на промышленных предприятиях края со-
ставляла 18%, то к 1944 г. она возросла до 75%, из кото-
рых более половины
составили женщины.
На железнодорожном транспорте появились женски»
паровозные бригады. В производственную сферу были
втянуты и подростки в возрасте 13-14 лет. Группа школь-
ников красно-сельской школы обратилась ко всем учени-
кам города Владимира и района с призывом “заменить
ушедших на фронт своих отцов и братьев. Даже школьни-
ки должны мобилизовать
все силы на укрепление тыла”,- писали
они в обращении.
Другой формой решения кадровой проблемы стало
движение двухсотников, трехсотников, пятисотников
и даже десятитысячников. За счет интенсификации тру-
да, а чаще за счет изобретений и рацпредложений, нормы
выработки перевыполнялись в два, три, пять, десять раз.
Так, слесари завода «Автоприбор» А. И. Прибылов
и Г. Н. Привезенцев предложили новую технологию изго-
товления пресс-форм, что позволяло резко уменьшить
время их изготовления. Благодаря этому 27 июня 1941 г.
рабочие выполнили свои сменные задания на 600% . Ини-
циатором движения «тысячников» в Муроме стал Смагор
- кузнец завода им. Ф. Дзержинского. В последний день
августа 1942 г. он
выполнил 17 сменных норм.
На вопрос газеты «Призыв»: «Что ты сделал для
фронта!?» рабочий совхоза «Коммунар» Володин ответил:
«Раньше наш локомобиль обслуживали два машиниста.
Теперь я взялся работать один и обслуживаю его с 4 часов
утра до 8 часов вечера без перерыва». Станочник химзаво-
да Д. Красюк к своим двум станкам взял третий - допол-
нительный, что позволило за смену выполнять по две
с половиной
нормы.
Горячее желание ускорить час победы вызвало к жиз-
ни новые виды затухшего было перед войной социалисти-
ческого соревнования. Среди них: движение фронтовых
комсомольско-молодежных бригад. Их члены объявляли
себя добровольно мобилизованными на трудовой фронт.
Их дисциплина
максимально соответствовала
ям военного времени. Девизом бригад стал лозунг: «Пока
не выполнили и не перевыполнили сменное задание с ра-
бочего места
не уйдем!»
Движение фронтовых бригад началось в Коврове.
Здесь первая бригада была создана в июле 1941 г. в соста-
ве Павла Юрменева, Анатолия Рындина, Максима Берез-
кина, Екатерины Шмаковой. Вскоре на заводе уже десят-
ки бригад получили почетное право наименоваться
«фронтовыми». Впоследствии звание «фронтовой брига-
ды» присваивалось только самым лучшим коллективам.
Такими стали бригады Лидии Лодыгиной во Владимире,
Александра Трушина в Муроме, Анастасии Кировой в Ла-
кинске. В конце войны на предприятиях Владимирской области работало 2890 фронтовых бригад, а в стране - бо-
лее 50 тысяч.
К 1945 г. выпуск военной продукции во Владимир-
ской области по сравнению с 1940 г. вырос в 3,6 раза, пу-
леметов выпускалось больше на 885%, а пушек на
1570%. За годы
войны изменилось
края. Ведущий
отраслью стало машиностроение.
1.3Промышленность Владимирского края в военные годы.
Самым крупным промышленным предприятием, воз-
веденным в военное время, стал тракторный завод. По-
становление о его строительстве было принято 24 февраля
1943 г., а весной
уже несколько тысяч
ромном пустыре за Юрьевской заставой приступили к ра-
боте. На субботниках и воскресниках жители Владимира
отработали сотни тысяч трудовых дней. Через год вошли
в строй литейный цех, цех шестерен, прессовый и другие,
что позволило уже в июне 1944 г. собрать первые пять
тракторов «Универсал». В победные дни 1945 г. с конвей-
ера сошел 500-й трактор. Строительство изменило лицо
города, постепенно вокруг завода вырос новый жилой
массив, увеличилась
численность жителей.
Как бы ни были велики трудности промышленных го-
родов и поселков, их нельзя сравнить с тяготами и лише-
ниями сельских тружеников. Истерзанная коллективи-
зацией, раскулачиванием, перекачиванием средств в про-
мышленность, массовой миграцией сельского населения
в город деревня приняла еще один удар. С промышлен-
ных предприятий и транспорта в армию не призывалась
часть наиболее
квалифицированной мужской
лы. На нее устанавливалась система так называемого
«бронирования». Из села же на фронт ушло практически
все работоспособное мужское население. К 1945 г. число
мужчин- сельских жителей - составило всего 8%. Это бы-
ли старики и инвалиды. Мобилизации подлежали не
только люди, но и техника. Почти половину тракторов
и 80% автомобилей селяне отправили на фронт. В таких
условиях предстояло накормить не только армию, город.
но и компенсировать потерю плодородных земель Украи-
ны, юга России, где ранее производилось более половины
валовой продукции
сельского хозяйства.
Информация о работе Владимирский край в период Великой Отечественной войны