Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 21:20, автореферат
Цель:
рассмотреть Сергея Юльевича Витте не как великого финансиста и успешного государственного деятеля, а как человека умеющего вести переговоры и опережать на несколько шагов суждения и действия оппонентов.
Введение.
В этой работе я хочу рассмотреть Сергея Юльевича Витте не как великого финансиста и успешного государственного деятеля, а как человека умеющего вести переговоры и опережать на несколько шагов суждения и действия оппонентов.
Государь уважал его и часто давал согласия на новшества и идеи, которые предлагал Витте. Сергей Юльевич признавал авторитеты, но в то же во всем имел свою точку зрения, и не боялся сказать о несогласии высокопоставленным чиновникам.
От путейного обходчика он дошел до министра финансов Российской империи. Для начала хочется рассказать, как благодаря своей смелости, рассудительности и правильности началась его необыкновенная карьера.
Восхождение.
Государь Император, Самодержец Всероссийский, Александр Третий любил ездить быстро. Царский поезд должен был идти со скоростью курьерского и с "двойной тягой" - т.е. с двумя паровозами. Ему, естественно, открывалась "зеленая полоса", все встречные - и даже попутные - поезда сходили в сторону, освобождая путь литерному царскому составу. На одном из перегонов - царь ехал на юг - поезд должен был проехать по частной железной дороге - части Юго-Западных Дорог - из Ровно в Фастов. Как полагалось, его сопровождал представитель дороги, несущий ответственность за безопасность поезда на данном участке движения.
Юго-Западную частную железную дорогу в данном случае представлял довольно необычный специалист. Вернувшись в Киев, он написал рапорт министру путей сообщения, в котором обьяснил, что движение царского поезда - с такой скоростью и с таким весом вагонов - опасно. Мнение это было обосновано очень обстоятельными и детальными расчетами, принимающими во внимание вес рельс, материал шпал, и даже использованный при строительстве дороги "балласт" - в России использовали песок, в то время как заграницей – щебенку - и это делало российскую колею менее надежной, чем европейская.
На обратном пути поезд шел уже медленнее. Сопровождал его все тот же железнодорожник. На остановке в Фастове все пассажиры - от министра путей сообщения и ниже - изо всех сил его не замечали. Наконец к нему подошел генерал-адьютант царя Черевин, и сказал, что “… государь-император очень недоволен порядками на Юго-Западных Железных Дорогах …”.
Железнодорожник начал было обьясняться с Черевиным, и тут к нему обратился сам государь: " Да что вы говорите ! Я на других дорогах езжу, и никто мне не уменьшает скорость, а на вашей дороге нельзя ехать просто потому, что ваша дорога жидовская”.
Это был не слишком деликатный намек - председателем правления дороги действительно был еврей, хоть и крещенный - И.С.Блиох. Ну, государю не возражают, так что железнодорожник просто поклонился.
Однако, когда министр путей сообщения тут же повторил мысль государя, подчеркнув, что на других дорогах царский поезд идет с требуемой скоростью, и никто его не останавливает, ему совершенно неожиданно ответили: "Ваше Высокопревосходительство, пусть другие делают, что хотят, но я ломать государю голову не хочу, a такое рискованное движение может кончиться именно этим".
Замечание было неслыханной дерзостью. Царь прислушивался к разговору, но не вмешался в него. Через несколько месяцев, в середине октября 1888 года, поезд с Александром Третьим потерпел крушение на железнодорожной линии недалеко от Харькова. Царь чудом остался жив - в его столовом вагоне обрушилась крыша, и он удержал ее на своих плечах, чем спас свою семью.
Дерзкий железнодорожник - по желанию государя - был вызван для участия в экспертной комиссии, расследовавшей причины катастрофы. Государь пришел к выводу, что человек этот - несмотря на предосудительный факт “… службы на жидовской дороге …" - дело, по-видимому, знаeт, и его мнение стоит послушать.
Экспертиза крушения была проведена весьма основательно. Возможность диверсии со стороны революционеров - на что, естественно, обратили внимание в первую очередь - оказалась исключена. Авария была вызвана тем, что с рельс слетел личный вагон министра путей сообщения. В формуляре вагона, кстати, обнаружилась запись, по которой вагон рекомендовалось заменить, и уж в любом случае - ставить в самом конце поезда, где он будет представлять меньше опасности. Замечание было подписано “… дежурным инженером по движению на фастовском участке, С.Ю.Витте …”. Он, собственно, отвечал за все движение по Юго-Западной Дороге, но, поскольку самолично должен был сопровождать царский поезд, то заодно провел и инспекцию его вагонов.
Все это становилось интересным. Царь велел навести справки об инженере и выяснил следующее:
С.Ю.Витте свое не по русски звучащее имя получил от отца, потомка обрусевшего голландского рода. Блестяще окончил университет, и собирался остаться там профессором, на кафедре математики, но ему отсоветовал делать это дядюшка, почтенный генерал Фадеев, брат его матери. Поступил в Управление казённой Одесской железной дороги, где дослужился до поста начальника эксплуатации. Был отмечен за эффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны.
Отмечен он был, однако, весьма необычным образом. Русский Генеральный Штаб не слишком тщательно подошел к сложной проблеме организации железнодорожных перевозок войск. На участок, за который С.Витте отвечал, не поступили паровозы. Тогда скромный чиновник, всего-навсего титулярный советник, по армейской иерархии - штабс-капитан - проявил неслыханное самоуправство. Своей властью, не спрашивая ни у кого разрешения, он отправил конницу своим ходом. Kак он писал впоследствии – “… не помню - бригаду или дивизию …”. Зато спас перевозки пехоты и артиллерии, которые сами двигаться не могли. Он умудрился найти выход из безвыходной ситуации с нехваткой паровозов. Вместо принятой в России европейской системы "один машинист-один паровоз" (которая обеспечивала детальное знание каждым машинистом особенностей своей машины) он ввел - без разрешения и даже без запроса такого разрешения - систему “сменных машинистов”, принятую в Америке. Машинист теперь сдавал паровоз сменщику, а сам шел отдыхать - это простое административное изменение имело значительные последствия. В результате паровозы стали работать по 20 часов в сутки - вместо принятых за норму 10 часов.
Столкнувшись с проблемой своевременной эвакуации раненых с фронтa, инженер Витте завел отправку раненых в тыл в товарных вагонах - с соломенным покрытием полов. Был обвинен в "… перевозке людей как бревен …" - но оправдан, потому что санитарные поезда не справлялись с задачей, забирая не более 5% раненых, а товарные поезда дело сделали. Две недели гауптвахты, полученные за “… самоуправство и превышение полномочий …”, он отбывал на железной дороге, где без него не могли обойтись - рано утром в тюрьму посылали экипаж, а поздно вечером этот же экипаж отвозил его обратно. Витте официально состоял под арестом и ночевать должен был в месте своего заключения.
После войны, не стяжав других отличий, он вышел в отставку, все в том же чине титулярного советника, из-за дерзкого ответа на запрос начальства - по какому поводу ему пожалован орден германским императором Вильгельмом Первым ? Он ответил, что “… никаких заслуг перед прусской короной за собой не знает, а так как орден дан Вильгельмом мне, а не мной Вильгельму, то за ответом надо обращаться к германскому императору ...". Ответ этот Александру III скорее понравился - и он поручил сделать непочтительному к начальству инженеру предложение перейти на государственную службу. Ему предлагалась должность начальника департамента в министерстве путей сообщения и чин действительного статского советника. Повышение в табели о рангах с 9-ого класса до 4-ого было неслыханным, примерно как производство из чина поручика сразу в генералы, минуя все промежуточные ступени. Витте благодарил за честь, но от назначения отказался. Он объяснил это тем, что, приняв столь лестное предложение, он сильно потеряет в деньгах. И.С.Блиох очень ценил своего сотрудника и платил ему 50 тысяч рублей годового содержания. Предлагаемый же Витте пост приносил только 8 тысяч в год, и требовал переезда с благодатного юга в столицу, где жизнь была много дороже.
Царь, однако, настаивал. Он передал Витте, что вполне понимает его резоны, но просит учесть еще два фактора - во-первых он, Александр III, будет доплачивать ему лишних 8 тысяч "... из собственной шкатулки ...", во-вторых, "… он недолго останется на предлагаемом ему сейчас посту, потому что царь имеет на него виды …“.
В итоге предложение было принято. С этого события и началась необыкновенная карьера Сергея Юльевича Витте.
Достижения С.Ю.Витте.
Его величеству были отлично известны убеждения и старания Сергея Юльевича предотвратить от России и её монарха, поэтому государь милостиво оказывал доверие в решении многих вопросов. Назову некоторые из этих вопросов, которые положительно сказались на экономике и политике государства:
1)В 1893 г. он разработал
обширную программу
С целью получения средств Витте пошел традиционным путем предшественников: увеличил налоги с населения, прежде всего с крестьянства, являвшегося основным налогоплательщиком России. В числе мер по повышению доходности бюджета (введение косвенных налогов на сахар, табак, спички, керосин) особое место в программе Витте занимало введение знаменитой винной монополии государства на производство и торговлю спиртными напитками. 18 июня 1894 г. Николай II утвердил "Положение о казенной продаже питей", введенное в действие с 1 января 1895 г. – сначала в порядке опыта – в нескольких губерниях. Процесс введения винной монополии оказался долгим и растянулся на семь лет.
В итоге под контроль государства попало практически все производство спирта и торговля винно-водочными изделиями. Доходы казны резко возросли. Однако введения винной монополии для успешного экономического роста страны, разумеется, было недостаточно. Требовалось создать основу основ – крепкий конвертируемый рубль.
2)До реформ Витте в стране имели хождение два типа рубля: "рубль ассигнациями" и "рубль серебром". Существование двойного расчета весьма осложняло финансово-экономические и торговые операции, вследствие чего русский рубль на внутреннем и на внешнем рынке котировался очень низко.
Суть проведенной денежной реформы 1895-1897 г. заключалась в следующем: новые бумажные деньги (ассигнации) приравнивались к чистому золоту – на каждом кредитном билете обозначалось обязательство государства и Государственного банка разменивать кредитные билеты на золото (1 руб. соответствовал 0,7742 г чистого золота). Одновременно государство приступило к выпуску золотой, серебряной и медной монеты. Строжайше соблюдалась следующая пропорция: на каждого подданного Российской империи количество серебряных монет в обращении не должно было превышать суммы в 3 руб.
По словам самого Витте, "против этой реформы была почти вся мыслящая Россия", потому что одним (прежде всего экспортерам сырья) был выгоден слабый рубль, других страшила сложность этой финансовой операции. Однако Витте основательно подготовил реформу, предварительно накопив большой золотой запас. В результате жестких мер министра финансов накануне Первой мировой войны в России обращалось бумажных денег на сумму 1630 млн. рублей, а государственного золота хранилось на 1743 млн. руб. До 1914 г. русский рубль входил в пятерку самых прочных валют мира!
Укрепление рубля происходило не без помощи иностранных займов, поскольку невозможно было ждать скорого накопления внутренних резервов, и практика иностранных займов для Витте являлась временной мерой, а не панацеей от всех бед.
Результаты политики Витте не заставили себя ждать. Повсеместно наблюдался устойчивый рост экономики России, особенно в промышленности. В 90-е гг. XIX в. прокладывалось ежегодно в среднем 2,5 тыс. км новых железнодорожных магистралей (впоследствии этот показатель никогда не будет превышен). Ежегодный прирост промышленной продукции в среднем составлял 15 процентов и более.
3)Поражение России в
Русско-японской войне явилось
для Витте "звездным часом".
Когда потребовалось
Витте провел весь переговорный процесс неординарно, вопреки принятым канонам дипломатии, и в итоге добился успеха. Из двенадцати условий Японии восемь были приняты (в большинстве случаев – с выгодными для России поправками), четыре – вообще отклонены, в том числе требования об аннексии всего Сахалина, возмещении военных расходов Японии, ограничении русских военно-морских сил на Дальнем Востоке. Николай II не мог не отметить заслуги Витте – Сергею Юльевичу "высочайше" были пожалованы титул графа, орден св. Александра Невского, вилла на Лазурном берегу во Франции.
Перед мирными переговорами с Японией С.Ю. Витте некоторое время находился в Америке. Он, в полном смысле, покорил американскую публику своим умом, добродушным своеобразным юмором и искренним, живым интересом к их образу жизни, порядкам и мировоззрению.
Секретарь миссии вспоминал много лет спустя: “Прежде всего нас, бывших при нем, поразила удивительная легкость, с которой он, не имея профессиональной подготовки, вошел в выпавшую на его долю роль дипломата, его находчивость, гибкость и умение приспосабливаться к новой, чужой обстановке”.
Продолжу говорить о его дипломатических способностях. И на примере заключения договора с Китаем о строительстве Восточно-Китайской дороги, постараюсь показать: как возникла мысль продолжения строительства дороги на территории Китая, какие были поручены главноуполномоченными инструкции по ведению переговоров, каким образом переговоры их велись, и благодаря чему так легко можно было договориться с Китаем.