Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 00:29, реферат
Могильники: в археологии могильник называют комплексы погребений; античные могильники называются обычно некрополями, христианские и мусульманские - кладбищами. Первые захоронения умерших появились еще в эпоху палеолита, но тогда они совершались еще в местах стоянок, а не в специально отведенных местах. Настоящие могильники появляются в эпоху неолита, когда сложились первые представления о загробной жизни.
1.Могильники
2.Обряды погребения
3.Формы могильных сооружений
4.Основные принципы изучения
Вывод:
Основная масса погребений в XI—XIII веках совершалась по обряду ингумации, но длительное время сохранялся языческий обряд кремации покойников. Умерших хоронили в деревянных колодах и гробах, часто завернув в ткань или кору. В могиле оставляли различные бытовые предметы и украшения, необходимые в загробном мире. Обряд сожжения тел у вятичей и кривичей встречается до XV века. В Повести временных лет Нестор Летописец писал: «Аще кто умряше, творяху тризно над ним, и по семь творяху кладу велику и взъложахут и на кладу, мертвеца сожьжаху, и посемь собравше кости вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путех, еже творять вятичи и ныне…»
В VII—VIII веках существовал «обычай „страва“ и обрядного принятия пищи во время похорон или панихиды, который оставил свои следы в некоторых средневековых некрополях. Часто, это неглубокие ямы между погребениями с остатками очагов, фрагментами керамических сосудов, бытовыми предметами и костями животных… Почти во всех средневековых некрополях обнаружены фрагменты драгоценных украшений, надетых на погребённого, или оставленных рядом с ними»[источник не указан 22 дня] В IX веке в курганных захоронениях «покойников укладывали на спине, иногда на боку с поджатыми ногами; ориентация — головами на Восток, иногда с некоторым отклонением на Север или на Юг»
В X—XI веках в Новгородской области практиковались захоронения в погребальных камерах с обычными размерами около 1,7 х 3,8 м х 0,6 (высота), в которых и проводилось сожжение умершего на месте. Были не редки захоронения в ладьях; в погребениях найдены многочисленные заклёпки от судов. XII век — время прекращения захоронений на курганных кладбищах, хотя в XIII веке традиция ещё сохранялась на Левобережье Днепра.
По крайней мере, в XVI век уходит традиция класть в руки покойному письмо к св. Николаю, о чем упоминает Дж. Флетчер. Текст письма приводится в Альбоме Мейерберга: «Мы NN, епископ и священник здесь в N, сим свидетельствуем, что настоящий N у нас жил, как истинный греческий христианин, и, хотя он иногда Бога и гневил, но он покаялся в своих грехах, получил прощение и св. причащение во оставлении грехов. Он правильно чтил Всемогущаго Бога и его святых, а равно как следует постился и молился. Он же ко мне N, своему духовному отцу, во всем относился хорошо, так что я ему совершенно простил его прегрешения. Поэтому я и дал ему с собою эту подорожную, дабы он показал её св. Петру и другим святым и безпрепятственно пропущен был во врата вечной радости».
«В зимнее время — писал Джильс Флетчер, — когда всё бывает покрыто снегом и земля так замерзает, что нельзя действовать ни заступом, ни ломом, они не хоронят покойников, а ставят их (сколько ни умрёт в течение зимы) в доме, выстроенном в предместий или за городом, который называют Божедом, или Божий дом; здесь трупы накладываются друг на друга, как дрова в лесу, и от мороза становятся твёрдыми, как камень; весной же, когда лёд растает, всякий берёт своего покойника и предаёт его тело земле».
В XVII веке многочисленные
иностранные свидетели отмечают
традицию голосить: «они имеют обыкновение
нанимать людей для того, чтобы
они вопили во всеуслышание в продолжение
того, как несут покойника на кладбище.
Вместе с покойником они кладут одежду
и деньги, из страха, чтобы ему ничего не
доставало во время его длинного путешествия
в другой мир».
3. Формы могильных сооружений, применявшихся в ходе исторического развития различными племенами и народами, бесконечно разнообразны: ямы (просто земляные или обложенные деревом или камнем), катакомбы, склепы, огромные погребальные постройки (пирамиды, мавзолеи) и прочее. Хоронили умерших или их пепел в сосудах (урнах), каменных ящиках, в деревянных срубах. По внешним признакам могильники делятся обычно на курганные, отмеченные земляными или каменными насыпями, и грунтовые (без насыпей). Встречаются и смешанные, курганно-грунтовые могильники.
Первоначально катакомбами назывались подземные погребальные галереи под церковью Святого Себастьяна в Риме. Само происхождение слова катакомбы спорно и точно не установлено, но известно, что впервые оно стало употребляться в связи с этим местом погребения.
Наиболее известные примеры:
-Катакомбы Рима в Италии
-Катакомбы Парижа во Франции
- Катакомбы капуцинов (Палермо), (Палермо, Италия)
Курган — разновидность
погребальных памятников, распространённая
на всех континентах, кроме Австралии
и Антарктиды. Характеризуется, как
правило, сооружением земляной насыпи
над погребальной ямой. Выделяются
многочисленные типы курганов, характеризующиеся
особенностями конструкции
В Японии курганы имели особенно важное значение в IV—VI вв., в связи с чем этот период в истории страны назван «курганным». Курганы отличались большим разнообразием форм (от круглых до квадратных) и размерами (периметр до 200 м).
Первые курганы в степной зоне датируются периодом энеолита практика их сооружения продолжается вплоть до средних веков. Согласно так называемой «Курганной гипотезе» литовской-американской исследовательницы Марии Гимбутас начало сооружения курганов связано с распространением носителей индо-европейских языков. Сооружение курганов над захоронениями характерно для многих ветвей индо-европейского племени, особенно для скифов и скандинавов.
На территории России расположены курганы разных народов от индоевропейской до тюркской языковой групп, разных эпох (от энеолита до наших дней), включая самые высокие курганы в Европе. Большое количество курганов расположено в Республике Хакасия. Самый известный — Большой Салбыкский курган, открытый в 1739 году Г. Ф. Миллером и раскопанный в 1954—1956 гг. экспедицией АН СССР под руководством С. В. Киселёва.
4. Как писал Л.С.Клейн, принципы, лежащие в основе современной методики полевой археологии, входили в обиход порознь, в разное время и вразных местах. Последовательность появления этих принципов в инструментарии раскопщиков не всегда соответствовала логической связи самих принципов, но постепенно складывалась некая система, отражать содержание всей совокупности которой и должен данный раздел
Полевая археология донаучного периода
В качестве диадной группы выделены <Полевая археология донаучного период> и <Полевая археология научного периода>. Донаучный период принято называть кладоискательским. Он назван так по его основной цели: пополнении коллекций антикваров и музеев, а в методику ее входили во множестве те приемы, которые были отработаны за сотни лет кладоискателями. Родство целей порождало схожесть приемов. По мнению Глина Даниэла, в методике того периода господствовал <хаос>, точнее не было никакой методики. Это не совсем так. Первым ведущим лозунгом антиквариев был найти нечто эффектное. Особенно привлекательными для них были античные древности: из них произведения искусства: мраморные статуи, расписные вазы, бронзовые украшения, серебро и золото. Второй лозунг призывал копать те памятники. В которых с наибольшей вероятностью можно было ожидать желанные находки. В качестве примера можно привести откровенную отметку в полевом дневнике члена Императорской Археологической комиссии А.Н Веселовского: встречены скорченные и окрашенные костяки, раскопки поэтому прекращены (Равдоникас, 1930: 39). Третий девиз : простота и экономность разработки Этот девиз диктовал и определенные стандарты: мины, дудки, колодцы, траншеи, подвижные траншеи, подбои. В 19 веке один курган в Крыму был просто взорван. На рубеже 20 в. В.В.Хвойка попросту вспахал Пастырское городище и собрал выдернутые плугом находки.
Полевая археология научного периода
Полевая археология научного периода в отличии от первой своим главным лозунгом провозгласила извлечение информации о прошлом, при том любой: о мощности слоев, стратиграфии, геоморфологии, флоре, фауне, абсолютных датах и др. В советской археологии 30-х годов даже отреклись от увлечения вещьми, назвав это <голым вещеведением>. Однако, как писал Кристофер Хокс о раскопках: < Без находок и нашей чрезвычайно усиливающейся деятельности сравнения, ведущей к их классификациив системы, на которых мы все строим, - без них мы скоро стали бы безработными> (Hawkes, 1957: 94).
Принцип сенсационности
Принцип сенсационности. Имеется в виду особый интерес археологов как донаучного, так и научного периода к неординарным вещам. Прежде всего это эффектные, дорогие - раритеты, уникумы, драгоценные украшения, произведения искусства (Клейн, 2001: 57).
Принцип подлинности
Принцип подлинности основан на том, что раскопанные артефакты и их детали являются подлинными, достоверными по возрасту происходящими из раскопок памятника. Должно быть гарантировано, что это не феномен природы, а произведение рук человека, явление культуры и что это не какой-то современный объект, ошибочно признанный древним или намеренно выдаваемый за древний, что это не подделка (Клейн, 2001:58).
Принцип всесторонности
Принцип всесторонности. При раскопках надо добиваться, чтобы самые разные виды информации были извлечены из источника, не были упущены. Чтобы охват информации был максимально возможным. Он выражается в распространении внимания исследователей за рамки находок вещей и вообще за рамки материальной культуры - на среду, которая ее охватывает (Клейн, 2001: 65).
Принцип сенсационности в донаучной полевой археологии
Принцип сенсационности в донаучной полевой археологии является господствующим. При этом особое внимание уделялось находке артефактов-ценностей полной сохранности.
Принцип сенсационности в научной полевой археологии
Принцип сенсационности в научной полевой археологии. Несмотря на то, что на современном этапе развития полевой археологии ученых интересуют массовые вещи, рядовой материал, который может дать при статистической обработке интересный результат, но каждый исследователь будет разочарован, если кроме рядового материала поле ничего недало. Было бы лицемерием отрицать, что есть завидные находки и особо привлекательные памятники. Артефакты-ценности по-прежнему привлекают внимание археологов, однако на современном этапе могут цениться и другие вещи - вещи с важными надписями,, артефакты оказавшиеся в необычных обстоятельствах (импорт издалека, свидетельства необычных хронологических связей и т.д.) (Клейн. 2001: 57). Это касается и хранения и обработки и публикационных возможностей и ассигнований на продолжение раскопок (Клейн. 2001: 57).
Аутентичность находок в донаучный период
Аутентичность находок в донаучный период. Надежность находок стала цениться еще у антиквариев, поскольку повальное увлечение образованных слоев античными древностями придавало им ценность материальную. Ложная древность была столь же скандальным приобретением, как и фальшивая монета. Соответственно этому принципу вещи обзавелись документами. Сначала это было сделано в частных коллекциях, а затем в музеях (Клейн, 2001:58).
Аутентичность находок в научный период
В научный период функция находок в качестве исторического источника только усилила этот принцип и придала ему новое значение, а паспортизация переметнулась непосредственно в экспедиции..
Принцип всесторонности в донаучный период
Принцип всесторонности
в донаучный период характеризовался
в какой-то степени стремлением
к получению массового
Принцип всесторонности в научный период
Принцип всесторонности в научный период можно выразить словами Дитца о том, что подлинным предметом полевой археологии является вся совокупность материала, старого и нового, погребенного или на поверхности.
Совокупность подходов А
льтернативно-тождественное понятие представляет собой совокупность подходов в методике полевой археологии.
Индивидуальный подход
Первым пентадным понятием является <Индивидуальный подход>. Само положение понятия под <Полевой археологией донаучного периода> и <Принципом сенсационности> предполагает нацеленность археологов, еще собственно антиквариев, на раритеты, на уникумы, предполагает индивидуальный подход к находкам, рассмотрение каждой из них в отдельности от других. Ученые смаковали каждую находку, оценивали ее эстетические достоинства, ее музейную аттрактивность. В центре научных интересов стояли такие темы, как Стоунхендж, гибельПомпей, взятие Трои, шлем Ярослава Всеводовича и др. (Клейн, 2001: 59).
Протокольный подход
Протокольный подход был первые сформулирован Тэлором в виде <хорошей> аксиомы для археологов: < важно не то, что ты нашел, а как ты нашел это>, и излишне напоминать, что <как ты нашел это можно установить только из твоих записей, не из самих находок> (Клейн, 2001: 82). В.А.Городцов так же настаивал на том, чтобы каждый археолог вел непрерывно дневник (Городцов 1914: 5)., ибо фиксации подлежит не только раскопанный памятник, но иход его раскопок. Не только результат, но и процесс исследования.
Проверочный подход Проверочный подход.
Это общеметодический принцип всякого исследования. Археолог не видел ни событий, ни общей картины исследуемого периода, а видел лишь источник, т.е их отражение в вещи, отделенной от них бездной времени. И видел мельком, только один раз. Его наблюдение - раскопки неповторимо, т.к. памятник в результате раскопок исчез. Археологический отчет это отражение отражения. И все же повторяемость археологических исследований возможна, т.к она основана на повторяемости явлений в культуре, на регулярности культурных процессов, на феномене стереотипности, стандартности в культурном творчестве. Так и в археологическом полевом исследовании. Если раскопан курган, он, конечно, исчез, но это не значит, что раскопки невозможно проверить. Можно раскопать другие курганы того же типа, и многие их характеристики окажутся общими. Так Тилли признает, что поразительной особенностью археологических данных является их организованная регулярность в регионе.
Информация о работе Виды могильников и основные принципы их полевого изучения