Виды могильников и основные принципы их полевого изучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 00:29, реферат

Краткое описание

Могильники: в археологии могильник называют комплексы погребений; античные могильники называются обычно некрополями, христианские и мусульманские - кладбищами. Первые захоронения умерших появились еще в эпоху палеолита, но тогда они совершались еще в местах стоянок, а не в специально отведенных местах. Настоящие могильники появляются в эпоху неолита, когда сложились первые представления о загробной жизни.

Оглавление

1.Могильники
2.Обряды погребения
3.Формы могильных сооружений
4.Основные принципы изучения
Вывод:

Файлы: 1 файл

Виды могильников и основные принципы их полевргр изучения.docx

— 35.33 Кб (Скачать)

                         Виды могильников и основные  принципы их полевого изучения

                                                                      План

  1. Могильники
  2. Обряды погребения
  3. Формы могильных сооружений
  4. Основные принципы изучения

    Вывод: 
     
     
     
     

1.Могильники: в археологии могильник называют комплексы погребений; античные  могильники называются обычно некрополями, христианские и мусульманские - кладбищами. Первые захоронения умерших появились еще в эпоху палеолита, но тогда они совершались еще в местах стоянок, а не в специально отведенных местах. Настоящие могильники появляются в эпоху неолита, когда сложились первые представления о загробной жизни.

Кладбище — участок территории, специально предназначенный для погребения умерших или их праха после кремации. Погребение в земле — древний и наиболее распространённый способ захоронения. Основные причины появления кладбищ:

-наличие эпидемий, которое заставляло создавать  кладбища.

-распространение  городов и других многолюдных  селений.

-появление законов  захоронения.

В древности кладбища существовали лишь в виде исключения. Так, кельты и германцы, предавая земле  урны с пеплом своих покойников, располагали их рядами на каком-нибудь общем поле — обычай, который  раньше ошибочно приписывали одним  лишь славянам. В Риме уже в глубокой древности действовал закон, по которому никто, кроме весталок, не мог быть похоронен внутри городских стен. Закон этот был повторен двенадцатью  таблицами, неоднократно затем подтверждался, но, тем не менее, строго не соблюдался. В императорскую эпоху погребение внутри города, обыкновенно на Марсовом поле, рассматривалось как высокая почесть, воздававшаяся по особому постановлению сената. Общее кладбище, называвшееся puticuli, было устроено в Риме на Эсквилинском холме для рабов, преступников и т. п. Общие места погребения существовали также для тех из свободнорожденных лиц низших классов, которые состояли членами похоронных коллегий. У христиан умершие погребались в катакомбах, затем в церквях; позже в церквях стали хоронить лишь особо выдающихся лиц, обыкновенным же местом погребения служил церковный двор (atrium). До XIV столетия церковные дворы служили почти единственным местом для кладбищ, но с умножением городского населения они сделались недостаточными, вследствие чего стали устраивать кладбища на окраинах городов. В XVII и особенно в XVIII столетиях правительства, исходя из соображений санитарного свойства, стали запрещать погребение умерших при церквях, а в XIX столетии установился принцип, не допускающий устройства кладбищ внутри городов и даже селений.

Античные могильники обычно назывались некрополями  дословно с греческого «город мёртвых».В частности, так называют комплекс погребений древнего мира, например, Дипилонский некрополь в древних Афинах(Раскопки ведутся с 1873. Наиболее ранние, археологические  находки в районе Дипилонского некрополя относятся к эпохе энеолита, но особенно богаты и интересны в культурно-историческом отношении могилы, относящиеся к 9-7 вв. до н. э., представляющие собой прямоугольные, нередко выложенные камнями ямы, содержащие трупосожжения и трупоположения

2. По обряду погребения в могильниках различают трупоположения и трупосожжения; во втором случае умерший сжигался и производилось захоронение пепла. Похороны — обряд погребения тела умершего человека у многих народов мира, выражающий расставание с человеком. Погребение может быть осуществлено путём предания тела (останков) земле (захоронение в могилу, склеп), или огню (кремация с последующим захоронением праха в погребальной урне в землю или в стену-колумбарий, в шурфе, методом всыпания в могилу, рассеиванием на специальном участке на кладбище, а также развеиванием над водной поверхностью, лесом, в том числе с воздушных судов, космических аппаратов), или воде (затопление в море или иных водоёмах)  

 Согласно устоявшейся  традиции православных похорон,  умершего при любых обстоятельствах обмывали, переодевали в чистую, ненадёванную, иногда весьма дорогую одежду. Клали покойника на лавку, головой в красный угол (в красном углу находились иконы), укрывали белым холстом (саваном), руки складывали на груди, в руку вкладывается крест или икона, на лоб помещается венчик. Похороны совершались на третий день. Особо чтимых умерших несли на руках до самого кладбища.Все ночи после смерти и до похорон специально нанятая чтица читала Псалтырь и заупокойные молитвы. Вместе с нею в комнате, где находился умерший, бодрствовали местные старики и старухи. После похорон чтице дарили полотенце, на котором лежал Псалтырь. 

Погребение в исламе

В Коране утрверждается, что «ни одному человеку Мы не давали вечной жизни» (аль-Анбия, 34), «Каждая душа вкусит смерть» (аль-Анбия, 35), «Но Аллах не отсрочит ни одной душе, коль скоро наступит определенный для нее (души) срок. Аллах знает о ваших деяниях и воздаст вам за них» (аль-Мунафикун, 11). Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, поэтому осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого мусульманина.

Прежде всего, умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребёнок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону  Мекки. Если это невозможно, то следует  положить его на правый или левый  бок лицом к Мекке. Умирающему так, чтобы он слышал, читают молитву  «Калимат-шахадат»: «Ла илаха илла-Ллаху, Мухаммад расулу-Ллахи» («Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха»).

Муаз бну Джабаль приводит такой хадис: Сказал Пророк (мир ему), что тот, у кого последним словом будут слова «Калимат-шахадат», обязательно попадет в Рай. Согласно хадису, желательно читать умирающему суру «Ясин».Последний долг перед умирающим — дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Желательно давать по каплям священную воду зам-зам или сок граната.Возле умирающего не принято вести слишком длинный разговор или плакать.

После смерти мусульманина над ним совершается следующий  обряд: тело покойного омывают по всем предписанным правилам, затем  окутывают его в кафан(саван), подвязывая подбородок, закрывая глаза, выпрямляя руки. Мусульмане никогда не хоронят людей в гробах. Погребение сопровождается чтением определенных молитв. Шариат не запрещает оплакивания умершего, однако строго запрещается делать это громко. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его.

Иудейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами 

Своеобразный образ  жизни евреев основан на определенных представлениях о боге и о месте  человека в обществе и во вселенной. Точно так же ритуалы, связанные  со смертью и похоронами у евреев отображают определенное отношение  к богу, к природе и к проблеме добра и зла. Все эти ритуалы  сопровождаются вербальными молитвами, погребальной процессией в сочетании  с молчанием или соответствующими речами.

1. Смерть.

Так как в иудаизме особый акцент делается на священности  и неприкосновенности жизни у  евреев запрещена эвтаназия и  любая помощь, помогающая людям уйти в мир иной. Умирающего человека нельзя оставлять одного. К нему следует относиться с уважением  и любовью вплоть до последнего момента  его пребывания на земле. Одна из еврейских  заповедей гласит: «Оставайтесь у  постели умирающего человека». Если человек в состоянии произнести предсмертную исповедь («видуй»), то ему помогают ее произнести. Покаяние перед смертью дает человеку возможность отойти в мир иной без грехов. Еврей должен знать наизусть слова этой молитвы, поскольку человеку не известно, когда он умрет.

2. Хевра Кадиша (חברה קדישא).

Ещё до смерти, в последние часы жизни человека, принято вызывать к нему раввина, чтобы он помог умирающему подготовить себя к достойному уходу из жизни. В иудаизме тело считается священным вместилищем души и поэтому к нему относятся с надлежащим уважением. Большинство синагог помогают в подготовке к похоронам. Во многих общинах есть Хевра Кадиша — «Святое братство», похоронное сообщество, которое традиционно отвечает за подготовку человека к уходу из жизни и выполнение надлежащих ритуалов сразу после смерти, а также за проведение похорон. Возле тела всегда должен кто-то находиться, нельзя оставлять его наедине. Также возле тела запрещено есть и пить. Члены этого общества совершают ритуал омовения тела, который сопровождается молитвами. Затем покойного одевают в традиционный саван, предназначенный для похорон, сшитый вручную из белой материи. Всех евреев, как богатых, так и бедных принято хоронить в этом белом саване, что свидетельствует о равенстве перед смертью. 

3. Гроб.

Иудаизм не запрещает хоронить умерших в гробу, однако в некоторых местах (например, в Израиле) принято хоронить умерших без гроба. В тех же местах, где принято хоронить в гробу, принято использовать простой деревянный гроб, без украшений, что, как и саван, указывает на равенство всех пред лицом смерти. В дне гроба обычно снимают одну из досок, однако если это невозможно, достаточно, чтобы в гробу была щель длиной в 4 см. Это нужно для того, чтобы тело покойного находилось в непосредственном контакте с землей, поскольку человек, созданный из праха, должен возвратиться в прах. Существует обычай класть в гроб немного земли из Израиля. Не принято смотреть на тело умершего, поскольку человек создан по подобию Бога, а в мертвом теле это подобие нарушена, кроме того, родственники должны запомнить покойного таким, каким он был при жизни, а не его посмертный образ. 

4. Погребение.

Похороны  должны состояться вскоре после смерти, так как считается, что душа возвращается к богу, и тело должно быть возвращено в землю как можно скорее. Это также помогает родственникам умершего осознать реальность смерти и быстрее оправиться от утраты. Похороны запрещены во время Шаббата и праздника. Во время похорон в доме умершего читают псалмы и молитвы. Друзья удостоенные чести нести гроб должны остановиться семь раз на дороге, ведущей к месту погребения. Каждый человек присутствующий на похоронах должен опустить три лопаты с землей в погребальную яму и произнести при этом: «Да упокоится его душа с миром». Лопата не передается из рук в руки следующему участнику похорон, а втыкается в землю, чтобы избежать «передачи смерти». После того, как тело скроется под землей, члены семьи умершего совершают ритуал разрывания одежды. Они надрывают свою одежду, так, чтобы оголить сердце. Женщины не совершают этот обычай из скромности или только немного надрывают верхнюю одежду. Этот обычай призван дать выход эмоциям, чтобы родственники быстрее оправились от потери. Все участники похорон дожидаются момента, когда могила будет полностью засыпана землей. После похорон все моют руки, что является символом очищения.

5. Траур.

Период  между наступлением смерти и погребением называется анинут. В этот период семь близких родственников: мать, отец, брат, сын, дочь и жена или муж обязаны соблюдать особый ритуал, который помогает им справиться с постигшим их горем. 

6. Шива.

После погребения все участники похорон возвращаются домой и едят особую трапезу, которая называется сеудат хавраа. Эта трапеза символизирует утешение для друзей и соседей. Традиционная часть этой трапезы — сваренные вкрутую яйца, которые своей круглой формой напоминают о чередовании жизни и смерти. Для близких родственников покойного начинается период траура, который называется шива (семь). Он длится 7 дней, в течение которых родственники не выходят из дома, в то время как соседи и друзья приносят им пищу. В течение этих семи дней скорбящие родственники не пользуются косметикой, не бреются и не стригут волосы, так как это считается признаком тщеславия. Им запрещено носить кожаную обувь, есть мясо, пить вино и вступать в половую связь. Зеркала выносят из дома, поворачивают к стене или закрывают белыми простынями, чтобы избежать любой формы проявления тщеславия. Они сидят на низких стульчиках или на полу, чтобы выразить свое горе. На седьмой день они начинают постепенно выходить из дома, но в сопровождении друзей или родственников. После окончания семи дней траура они должны посетить службу в синагоге в первый Шаббат.

7. Шелошим.

После окончания шивы, начинается еще один период траура, который называется шелошим (тридцать). Он продолжается вплоть до тридцатого дня после смерти. В течение этого времени скорбящие родственники возвращаются к своей работе, но не посещают торжественных мероприятий, например, свадьбы и вечеринки. Они не посещают могилу умершего. Эта мера также необходима для того, чтобы они смогли смириться с утратой. 

8. Годовщина смерти.

Через год после смерти члены семьи собираются возле могилы для установки надгробного памятника. Надгробный памятник играет большую роль для скорбящих, так как он является символом нового начала. Во время установки надгробного памятника читают молитвы. На надгробном памятнике принято писать имя покойного, дату его рождения и дату смерти на иврите, иногда также на местном языке или только на нем. В некоторых общинах принято ставить памятник раньше, например по окончании месячного или одиннадцатимесчного траурного периода, когда заканчивают читать молитву «Кадиш» Подобно остальным еврейским традициям, еврейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами свидетельствуют об их практичности. Эти ритуалы свидетельствуют о почтении и уважении к мертвым; с другой стороны, иудаизм не поддерживает чрезмерный траур, поэтому не принято ходить на кладбище в любое время, а только в годовщину смерти или другие подобные даты. Однако, это не строгий запрет, он лишь призван дать человеку возможность служить Богу в радости, что является основной его задачей в этом мире. Это также одна из причин, по которым запрещено строить кладбище в черте города.

Информация о работе Виды могильников и основные принципы их полевого изучения