Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 11:26, реферат
Краткое описание
Среди деятелей эпохи реформ 1860—1870-х гг. особое место принадлежит брату императора Александра II— великому князю Константину Николаевичу. Вокруг Константина Николаевича сплотилась группа прогрессивных политических деятелей (константиновцев, как их тогда называли). Вопрос о роли, которую великий князь сыграл в подготовке и проведении реформ 1860-х гг., представляет огромный интерес. Ответы на него важны для понимания целей и задач правительства, некоторых особенностей борьбы различных группировок и расстановки политических сил.
Последнее заседание Главного
комитета под председательством великого
князя прошло 14 января 1861 г. Утвержденный
в Главном комитете законопроект поступил
на рассмотрение в Государственный совет
28 января, где его обсуждение проходило
до 17 февраля 1861 г.
Великий князь предполагал,
что оппозиция реформе в Государственном
совете будет сильна. И он не ошибся. Во
время обсуждения многих вопросов Константин
Николаевич и его единомышленники оказались
в меньшинстве.
На помощь пришел сам император
Александр II. В тех случаях, когда дело
касалось основной концепции реформы,
монарх не шел ни на какие уступки, утверждая
порой мнение меньшинства. Немалую роль
в этом сыграл великий князь Константин
Николаевич, практически ежедневно встречавшийся
со своим венценосным братом.
17 февраля 1861 г. проект Редакционных
комиссий с незначительными изменениями
был принят. Единственной существенной
уступкой крепостникам стало
согласие на предложение П.П.Гагарина
разрешить помещикам передавать
крестьянам, по «добровольному соглашению»,
надел «в дар» с последующим
прекращением обязательных отношений. Дарованный надел остался
в истории под именем нищенского, сиротского.
*
19 февраля 1861 г. государь
написал на первой странице
представленных документов крестьянской
реформы: «Быть по сему». Великий
князь Константин Николаевич
так прокомментировал это знаменательное
событие: «С сегодняшнего дня, стало
быть, начинается новая история,
новая эпоха России. Дай Бог, чтоб
это было к вящему ее величию»18.
В тот же день рескриптом Александра
II великий князь был назначен председателем
вновь учрежденногоГлавного комитета
об устройстве сельского состояния,
контролировавшего реализацию крестьянской
реформы. Вплоть до своей отставки в июне
1881 г. Константин Николаевич возглавлял
этот правительственный орган, умело отстаивая
и проводя в жизнь основные направления
крупнейшей реформы ХIХ в.
*
На протяжении двадцати с лишним
лет великий князь занимал самые высокие
посты в правительственной иерархии. 27
марта 1862 г. он был назначен наместником
Царства Польского. Император был обеспокоен
подъемом национального движения в крае,
но надеялся найти с поляками компромисс.
Новому наместнику было предписано проводить
«примирительную политику».
Однако компромисс найти не
удалось. Покидая Варшаву в октябре 1863
г., отставленный Константин Николаевич
горько заметил: «Теперь наступает время
палачей».
Генерал-фельдмаршал Ф.Ф.Берг
подавил Польское восстание летом 1864 г.
«Примирительная политика» закончилась
традиционно: ружейной пальбой и артиллерийской
канонадой...
Польша стала для великого князя
тяжелым поражением. Его открыто обвиняли
в измене, в попустительстве националистическим
устремлениям поляков. Давление было настолько
сильным, что Константин Николаевич на
некоторое время был вынужден отойти от
дел и уехать за границу. Великий князь
категорически отвергал обвинения: «Я
свято исполнил данную мне программу.
К глубокому сожалению, она не привела
к доброму результату»19.
Шестнадцать лет, начиная с
1 января 1865 г., великий князь Константин
Николаевич возглавлял Государственный
совет — высшее законосовещательное учреждение
России. 1865 год явился своеобразным рубежом
в деятельности великого князя в пореформенный
период.
С одной стороны, он занимал
высокое положение и имел значительное
влияние в правительстве, пользуясь расположением
и доверием Александра II. Константин Николаевич
участвовал во всех важнейших преобразованиях
своего времени, был лидером либерального
крыла в правительственных верхах. С другой
стороны, именно с этого времени начинается
спад в деятельности великого князя. Константин
Николаевич потерял свое влияние, будучи
наместником Польши, так как крах его политической
линии, направленной на примирение с поляками,
стал причиной широкомасштабного восстания.
Покушение на царя 4 апреля 1866
г. дискредитировало и политику гласности
и законности, которую сменила политика
более жестких полицейских мер. Большая
часть ставленников великого князя в правительстве
была вынуждена уйти в отставку (за исключением
М.Х.Рейтерна — министра финансов). Хотя
Константин Николаевич после двухлетней
«ссылки» и приступил к обязанностям главы
Государственного совета, ему не удалось
восстановить утраченное положение.
*
Возвращение великого князя
к государственной деятельности произошло
в период резкой активизации дворянской
партии, недовольной своим пореформенным
положением в обществе. В новых условиях,
когда политика правительства начала
изменяться, выступления дворянства стали
опорой для оппозиции в правительстве.
14 января 1865 г. императору
был подан известный адрес
московского дворянства «О созвании
выборных людей от земли русской»,
в котором недвусмысленно было
сформулировано требование о
введении представительных начал
для дворянства20.
Константин Николаевич отреагировал
на адрес московского дворянства резко
отрицательно: «Подобного скандала еще
никогда не бывало. Это превосходит всякое
воображение». Московское дворянское
собрание было распущено.21
Наступило затишье. Но ненадолго.
Уже в январе 1866 г. дворянские выступления
возобновились (выступление рязанского
дворянства, например). После адреса петербургского
дворянства от 3 марта 1866 г., выступившего
с прошением «иметь постоянных своих депутатов
с правом голоса и в Совете, и в Сенате»,
председатель Госсовета серьезно задумался
над проблемой соотношения верховной
власти и выборного представительства22.
*
Дворянские выступления 1865
— 1866 гг. подтолкнули великого князя к
мысли о необходимости составления собственного
проекта введения представительских начал
в делах управления. Справедливости ради
отметим, что подобные мысли имели место
и гораздо раньше.
Так, еще в 1848 г., задолго до правительственной
деятельности, будучи за границей, великий
князь записал в дневнике: «Здесь [в Вене]
были бунты, и в результате вся Австрия
получила конституцию. Итак, мы теперь
остались одни в целом мире»23.
Это свидетельство дневника
существенно дополняет взгляд на формирование
проекта великого князя. По всей видимости,
политические симпатии Константина Николаевича
изначально были шире, чем у многих либералов,
и сам великий князь не исключал введения
конституционного режима.
Но симпатии брата императора
не соответствовали политической обстановке
того времени, — отсюда и ограниченный,
по сравнению, например, с известным проектом
П.А.Валуева 1863 г., характер великокняжеских
предложений. Проект Константина Николаевича
был составлен под нажимом оппозиционных
выступлений, с учетом стремлений дворянской
партии изменить в свою пользу Положения
19 февраля 1861 г.
К осени 1866 г. была написана
«Краткая записка» — черновой вариант
проекта; окончательный вариант был представлен
Александру II 22 декабря 1866 г.24. Суть проекта
сводилась к созданию при Государственном
совете совещательного собрания из представителей
земств и городов — для предварительного
обсуждения тех или иных вопросов. Особенности
проекта указаны в самой записке и сформулированы
как основные соображения:
« 1) Для России в настоящее время
и еще надолго конституционное правление
было бы гибельно, потому что оно немедленно
обратилось бы в олигархию и анархию. Мы
должны всеми силами поддерживать самодержавие.
2) Существующие сословные привилегии
не должны быть нарушаемы или отнимаемы;
такие меры произвели бы раздражение,
но в видах уничтожения исключительности
этих привилегий можно на деле сглаживать
через распространение их на другие сословия.
3) При допущении известной степени либеральности
в формах, составляющих наружную сторону
какого-либо мероприятия, не предстоит
опасности, коль скоро сущность сохранена
и удержана в надлежащей неприкосновенности.
4) Развитие зародышей, хранящихся в отечественном
законодательстве, должно быть предпочитаемо
заимствованию иностранного»25.
Характеризуя проект и указывая
на цели и возможности его принятия, Константин
Николаевич заключает записку такими
словами: «Все эти предположения имеют
целью, с одной стороны, удовлетворить
действительно общему желанию, чтобы голос
сословий прямо доходил до престола, а
с другой стороны, устранить именно поводы
и предлоги к дальнейшему повторению превратного
предположения, будто в настоящее время
правде прекращен доступ к государю. В
то же время эти меры, весьма либеральные
по своей форме, должны успокоить многие
высказывавшиеся в последнее время стремления,
но в сущности в них нет ничего опасного,
так как, во-первых, депутаты будут призваны
не в состав Государственного совета,
где участие их было бы сопряжено с некоторыми
неудобствами, но они будут состоять при
Государственном совете в виде представительных
комиссий, во-вторых, председатели собраний
будут назначаемы самим государем, в-третьих,
в собраниях будут присутствовать министры,
и, наконец, в-четвертых, при обсуждении
дел голос собрания будет только совещательный
и в решительный обращаться не может»26.
Проект Константина Николаевича
явно не посягал на прерогативы самодержавной
власти, он лишь несколько расширял или
видоизменял то, что уже было предусмотрено
законом. Но поданная великим князем записка
была отвергнута. Иллюзия непоколебимости
самодержавия в очередной раз одержала
верх.
*
Как уже отмечалось, в 1866 г. наступил
перелом в правительственной политике.
Это прежде всего выражалось в новых назначениях
1866—1868 гг.:
А.В.Головнин на посту министра народного
просвещения был заменен консерватором
Д.А.Толстым; место прогрессивного министра
юстиции Д.Н.Замятнина, руководившего
ведомством в 1862 — 1867 гг., занял Д.Н.Урусов,
вскоре смененный К.И.Паленом, открытым
противником судебной реформы 1864 г.; П.А.Валуеву
пришлось уступить пост министра внутренних
дел бывшему начальнику штаба корпуса
жандармов А.Е.Тимашеву.
Внутри правительства значительно
усилился реакционный лагерь. В сложившейся
ситуации Константин Николаевич вынужден
был придерживаться осторожной политики,
часто шел на уступки, всё более теряя
свое былое влияние. Из лидера сильной
либеральной группировки он превратился
в занимающего высокое положение государственного
сановника, имеющего опыт, но вынужденного
в политической борьбе не определять направление,
а лишь примыкать к той или иной группировке
в решении различных вопросах государственной
политики.
В январе 1880 г., в условиях острого
политического кризиса, Александр II вновь
выразил намерение рассмотреть проекты
представительства, поданные в свое время
П.А.Валуевым и великим князем Константином
Николаевичем. Под председательством
великого князя был создан Особый комитет
для рассмотрения проектов. В заседаниях
Особого комитета в январе 1880 г. оба проекта
были отвергнуты, предложенные меры были
признаны «несвоевременными».
«Совещались с Костей и другими,
решили ничего не делать», — записал по
этому случаю император27. После провала
проекта великого князя положение Константина
Николаевича уже невозможно было восстановить.
В феврале 1881 г. Александр II
собрал совещание по обсуждению проекта
министра внутренних дел М.Т.Лорис-Меликова.
Проект этот был во многом схож с планом
преобразования Государственного совета
Константина Николаевича. В литературе
по этой проблеме сложилось мнение о влиянии
проекта великого князя на «конституцию»
Лорис-Меликова.
Новый проект не успели утвердить:
смерть Александра II (1 марта 1881 г. император
был убит народовольцем И.Гриневицким)
прервала карьеру многих реформаторов
александровского времени.
С воцарением нового императора,
Александра III, питавшего неприкрытую
неприязнь к своему дяде, деятельность
Константина Николаевича была обречена.
Сам великий князь не питал на этот счет
никаких иллюзий. «Кажется, мои акции плохи»,
— сказал он он Е.А.Перетцу 4 марта28. 13 июля 1881
г. великий князь Константин Николаевич
был уволен со всех должностей с оставлением
почетного звания генерал-адмирала и почетного
председателя Государственного совета.
Последние годы жизни великий
князь провел вне Петербурга, в полном
политическом бездействии, деля свое время
между Крымом и Европой. Умер Константин
Николаевич в своем имении в Павловске
13 января 1892 г., в возрасте 64 лет. Смерть
его осталась почти незамеченной.
*
Практически сто лет делб великого
князя Константина Николаевича были лишь
предметом исторических исследований.
Широкому обществу выдающийся реформатор
ХIХ в. был незнаком. Что ж, время всё расставило
по своим местам, заполнило все исторические
ниши, открыло массовому читателю имена
многих крупных деятелей реформ 1860—1870-х
гг. В числе последних заслуженно значится
и имя великого князя Константина Николаевича.
После Александра II, но рядом с ним.