Управление государством в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении способов внесения поправок и пересмотра конституций в зарубежных странах.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть способы внесения поправок и пересмотра конституций в зарубежных странах;
2. рассмотреть способы внесения поправок и пересмотра Конституции во Франции;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...……3
1.Местное управление и самоуправление в зарубежных странах………...….…..4
2.Контрасигнатура актов главы государства в зарубежных странах………..….13
3.Решение задач………………………………………………………….……..…..26
Заключение………………………………………………………………..…..…….27
Список использованной литературы……………………………………….……..28

Файлы: 1 файл

готовая кпзс.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Контрасигнатура в постсоюзных государствах представлена сочетаниями определенных выше типов, видов и форм.

Политическая  неограниченная контрасигнатура актов  главы государства (Латвия). Обязанность контрасигнации лежит на президенте министров или компетентном министре (ст. 53); контрасигнации подлежат все акты, за исключением акта о назначении форматора Кабинета министров, решения о созыве и ведении чрезвычайного заседания Совета министров (ст. 46 и 56). Предусмотрена как коллегиальная ответственность правительства, так и персональная ответственность министров перед Сеймом (ст. 59).

Смешанная ограниченная контрасигнатура актов главы  государства (Украина). Акты главы государства контрасигнуют как премьер-министр, так и отраслевой министр, «ответственный за акт и его исполнение» (ст. 106 Конституции Украины). Перечень контрасигнуемых полномочий президента в Украине значителен, чуть менее половины всех названных Конституцией полномочий главы государства, но все же это меньше аналогичного перечня в парламентских республиках. В этом отношении институт контрасигнатуры в Украине близок своему аналогу во Франции: президент имеет собственные (не разделенные с правительством) полномочия, контрасигнуются и акты чрезвычайного характера, и назначения на должности государственной службы. Вместе с тем правительство Франции ответственно только перед Национальным Собранием, а правительство Украины – и перед Верховной Радой (ст. 115 Конституции), и перед президентом (п. 9 и 10 ст. 106 Конституции).

Политическая  ограниченная контрасигнатура актов  главы государства, смешанная неограниченная контрасигнатура актов правительства (Литва). Обязанность контрасигнации актов главы государства лежит на премьер-министре или компетентном министре (ст. 85); контрасигнации подлежат декреты президента, обеспечивающие реализацию четырех (из 24) полномочий, предусмотренных ст. 84 Конституции Литвы: прием в гражданство, введение чрезвычайного положения, присвоение высших воинских званий и дипломатических рангов, назначение и отзыв дипломатических представителей, прием верительных и отзывных грамот. Правительство несет солидарную ответственность перед Сеймом, а министры – «перед Сеймом, Президентом Республики и непосредственно подотчетны Премьер-министру» (ст. 96 Конституции). Однако отставка министра возможна по инициативе премьер-министра или по инициативе Сейма, а отставка премьер-министра, – только по инициативе Сейма (п. 6, 7 и 9 ст. 84, ст. 101 Конституции). Следовательно, ответственность перед президентом имеет характер морального принципа. Постановления правительства в соответствии с требованиями ст. 95 Конституции подписываются не только премьер-министром, но и отраслевым министром.

Политическая  ограниченная контрасигнатура актов  главы государства, административная неограниченная контрасигнатура актов  правительства (Молдова). Премьер-министр контрасигнует указы президента республики, издаваемые при осуществлении четырех полномочий: аккредитации и отзыва дипломатических представителей (ч. 2 ст. 86 Конституции), объявления частичной или всеобщей мобилизации (ч. 2 ст. 87), введения военного положения в случае вооруженной агрессии против республики (ч. 3 ст. 87), осуществлении иных мер, направленных на обеспечение национальной безопасности и общественного порядка (ч. 4 ст. 87).13Постановления и ордонансы правительства контрасигнует компетентный министр (ч. 4 ст. 102). В соответствии с решением Конституционного Суда Республики отсутствие контрасигнации означает недействительность акта (п. 1 Постановляющей части).14Конституция Молдовы предусматривает только солидарную ответственность правительства перед парламентом; его основной состав формируется на основании инвеституры, но допускается назначение и освобождение от должности отдельных членов правительства президентом по предложению премьер-министра (ч. 6 ст. 98 Конституции), то есть независимо от парламента. Совокупность этих признаков и позволяет говорить об административном типе контрасигнатуры актов правительства.

Смешанная неограниченная контрасигнатура актов правительства (Эстония). Постановления правительства Эстонии скрепляются подписями премьер-министра, компетентного министра и государственного секретаря, назначаемого и освобождаемого от должности премьер-министром единолично (§ 95 и 97 Конституции Эстонии). Государственный секретарь приравнивается по статусу к министру и имеет право голоса в заседаниях правительства, но не несет персональной ответственности перед Государственным Собранием; также без инвеституры парламента могут быть назначены министры без портфеля (президентом республики по представлению премьер-министра); однако все министры политически ответственны перед парламентом.

Административная  ограниченная контрасигнатура актов  правительства (Армения). Постановления правительства не во всех, а лишь в предусмотренных Регламентом правительства случаях, подписываются компетентным министром, ответственным за его осуществление (ст. 87 Конституции Армении); персональную ответственность члены правительства перед Национальным Собранием не несут.

Итак, доминирующей региональной моделью следует считать политически  ограниченную контрасигнатуру актов главы государства при относительно незначительном перечне актов, подлежащих контрасигнации. С точки зрения национальных моделей разделения власти, контрасигнатура учреждена в парламентской республике (Латвия), республиках рационализированного парламентаризма (Литва, Эстония и Молдова) и полупрезидентских республиках (Армения и Украина). Общей чертой правовых систем этих государств (за исключением Украины) являются следующие значительные конституционные гарантии автономии правительств:

1) общие гарантии: президент  не председательствует на заседаниях  правительства, не вправе отменять  его акты, не вправе определять  количественный и персональный  состав заместителей председателя  правительства; собственная компетенция  правительства определена конституцией или законом; президент не осуществляет непосредственного руководства министерствами и ведомствами; система органов исполнительной власти также определена законом (Армения, Молдова, Латвия, Литва, Эстония);

2) гарантии в законодательном процессе: законопроекты, изменяющие доходные и расходные части бюджета и затрагивающие финансовые отношения в государстве, требуют согласия правительства (Армения, Молдова, Литва); правительство имеет право делегированного законодательства (Армения, Латвия, Молдова); право объявлять законопроекты срочными (Армения, Молдова, Украина); право совмещения внесения законопроекта и постановки вопроса о доверии правительству (Армения, Молдова, Эстония).

Обозначенные нами гарантии либо отсутствуют, либо имеют ненадлежащее закрепление в нормах конституций оставшихся смешанных республик этого региона. Полномочий делегированного законодательства нет в России и Узбекистане, а в Беларуси, Казахстане и Кыргызстане оно предоставлено не правительству, а непосредственно президенту; законопроект может быть объявлен срочным в Беларуси и Казахстане, но это – прерогатива президента, а не правительства. Согласие на внесение законопроекта, изменяющего финансовые обязательства государства, в Беларуси дает президент, а в Российской Федерации даже отрицательное заключение правительства не блокирует законодательный процесс. Во всех государствах не только формирование, но и учреждение системы органов исполнительной власти осуществляются главой государства. Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства и отменять во внесудебном порядке его акты (Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан). Пожалуй, общее свойство конституционного права этих государств – несовпадение действительного и номинального статуса как правительства, фактически не имеющего признаков высшего органа исполнительной власти, так и главы государства. Даже там, где глава государства формально не признан в качестве главы правительства, именно он возглавляет всю пирамиду исполнительной власти. Более того, он и есть единственная и единая исполнительная власть в государстве. Отторжение института контрасигнатуры – следствие (неписаного!) признания принципа монизма исполнительной власти как основы национальной правовой системы и фактического отрицания принципа разделения власти вообще в условиях смешанной, а не президентской республики.

Тем не менее некоторую  вариативность на фоне общей тенденции  проявляет конституционное право  Казахстана: институт законодательной  необходимости и требование положительного заключения правительства на законопроекты, меняющие бюджетные и финансовые обязательства государства (ч. 6 и ч. 7 ст. 61 Конституции), могут быть эффективными средствами проведения самостоятельной политики в отношениях с национальным парламентом. В этом контексте, как нам кажется, можно определить природу института «предварительного скрепления» актов президента Казахстана, издаваемых по инициативе правительства, подписью премьер-министра, на которого возлагается и юридическая ответственность за законность этих актов (ч. 3 ст. 45 Конституции) и аналогичного по процедуре подписания актов парламента председателями его палат.

По мнению Т.О. Окушевой, в отношении второй подписи председателей  палат понятие контрасигнатуры  не применимо, поскольку никаких  специальных мер ответственности за незаконность подписанного акта для них не предусмотрено. «В данном случае мы не имеем дела с контрасигнатурой, – утверждает автор, – во-первых, в этом участвуют органы различных ветвей власти: парламент – президент. Во-вторых, традиционно понимаемая контрассигнатура предполагает обязательное наличие подписей контрассигнующих лиц при окончательном подписании акта главой государства; подписи председателей палат в казахстанском варианте не ставятся вслед за подписью президента…»15. Предложенные аргументы можно оспорить. Так, право контрасигнации отдельных актов испанского монарха, как отмечалось ранее, принадлежит председателю одной из палат парламента; и сам институт предполагает не только «министерскую скрепу» на акте главы государства, но и реализацию полномочий по предложению (совету) коллегиального органа – Государственного совета или правительства. Если следовать предложенной логике, нельзя относить к контрасигнатуре и предварительную подпись премьер-министра на законах, внесенных в парламент по инициативе правительства (в соответствии с п. 2 ст. 19 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 г. № 2529)16. Однако Р.Т. Окушева считает это «институтом контрасигнатуры для законодательного процесса».

В большей степени  последовательны оценки Р.Т. Окушевой природы предварительной подписи  премьер-министра на указах президента, принимаемых по инициативе правительства. По ее мнению, ключевым признаком, указывающим на контрасигнатуру, является ответственность за их исполнение главой правительства – в условиях Казахстана de facto административной ответственности, так как парламентская ответственность в условиях монократической президентской республики – конституционная фикция. «Контрассигнация (получение подписи) необходима для определения субъекта, который будет нести ответственность (а в казахстанском варианте – юридическую ответственность за законность акта) и перенесение ответственности, вытекающей из контрассигнации на строго установленные лица (лицо)»17.

Таким образом, и конституционная  практика, и правосознание Казахстана возрождают мифологию «переноса  ответственности», характерную для  возникновения института контрасигнатуры  в начале XIX в. в европейских монархиях. Содержание анализируемых норм можно понять через сопоставление их с административным типом контрасигнатуры с присущими ему отсутствием парламентской ответственности правительства, доминированием предварительных форм согласования актов главы государства, отсутствием процессуальных ограничений в реализации полномочий государя и конституционных гарантий автономии правительства во взаимоотношениях с главой государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Очередную поправку к  конституции США ратифицировали более 2/3 штатов – 35 из 50. Президент отказался ее подписать. Вступит ли поправка в силу?

Ответ:

В принятии поправок юридически участвуют только законодательные  органы федерации и штатов или  специально избранные для этого  конвенты. Подпись Президента не имела  и сейчас не имеет какого-либо юридического значения.18

Предложение о внесении поправок выдвигается, если это сочтут необходимым две трети от общего числа членов обеих палат Конгресса  либо созванный по требованию законодательных  собраний двух третей штатов специальный  Конвент (ст. V Конституции). В данной задаче поправка была ратифицирована, но Президент отказался ее подписать. Поскольку подпись Президента не имеет юридического значения, то поправка вступит в силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели  рассмотреть способы внесения поправок и пересмотра конституций в зарубежных странах.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Поправки – это  частичные изменения конституции, не затрагивающие ее принципиальных положений; пересмотр – это изменение  фундаментальных позиций Конституции.

Каждая конституция  в связи с изменениями в  общественной жизни, в соотношении  политических сил может, а порой  и должна быть изменена или отменена. Главная причина внесения изменений  в конституции и отмены конституции  заключается в новом соотношении политических сил в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Информация о работе Управление государством в зарубежных странах