Украинская керамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 23:01, реферат

Краткое описание

Современная гончарная и лепная керамика отличается большим разнообразием - это абстрактные и изобразительные, отстраненно-бессюжетные и философско-содержательные произведения, в которых художники воплощают свое понимание мира в его временных и пространственных измерениях. Произведения построены на традиционных, но значительно трансформируемых формах посудин - мисок, кувшинов, горшков, а также фигурной посуде - несут эстетическую функцию в интерьере и пространственно-организационную - в ландшафтной среде. Нередко профессиональная керамика переходит в ранг декоративной скульптуры.

Профессиональная керамика конца XX ст. отражает определенную эстетическую систему взглядов, представлений, критериев, которая существуют в современном декоративном искусстве.

Оглавление

I.УКРАИНСКАЯ КЕРАМИКА
ВСТУПЛЕНИЕ

1. АРХИТЕКТУРНАЯ КЕРАМИКА

1.1. КИРПИЧИ

1.2 ПЛИТКА И МОЗАИКА

2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ БЫТОВАЯ КЕРАМИКА


2.1. ГОРШКИ

2.2. СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ И БЫТОВАЯ ИГРУШКА

2.3. ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Украинская керамика.doc

— 68.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

    1. УКРАИНСКАЯ  КЕРАМИКА

    ВСТУПЛЕНИЕ

    1. АРХИТЕКТУРНАЯ  КЕРАМИКА

    1.1. КИРПИЧИ

    1.2 ПЛИТКА И  МОЗАИКА

    2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ БЫТОВАЯ КЕРАМИКА 

    2.1. ГОРШКИ

    2.2. СКУЛЬПТУРА  МАЛЫХ ФОРМ И БЫТОВАЯ ИГРУШКА

    2.3. ПОЛИВНАЯ  КЕРАМИКА

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Список используемой литературы  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВСТУПЛЕНИЕ 

     Украинская  керамика имеет многотысячную историю, а ее славные традиции продолжают активно развиваться и сегодня. Ее корни уходят в глубины эпохи  неолита (VI-IV тыс. к н. есть.) и Трипольской  культуры (IV-II тыс. до н. э.). Она всегда была, прежде всего, бытовым искусством, творчество и усовершенствование мастерства ограничивались посудными формами и их сдержанным декором. Но даже те предметы, что дошли до нас с тех давних времен, донесли незаурядное художественное мастерство их авторов.

     Ранняя  славянская керамика в Украине наилучшим  образом представлена достопримечательностями  Черняхивской культуры (II-V ст.). Высокие  художественные качества ее легли в  основу керамики эпохи Киевской Руси (ІХ - начало XI ст.), которая оставила потомкам большое количество прекрасных образцов посуды, декора, облицовочных плиток, игрушек, светильников.

     Появление усовершенствованного гончарного круга  позволило создавать вещи с тонким черепком. Значительное развитие керамики наблюдается в XIV ст. с появлением цехов гончарного ремесла, которое достигло особого расцвета в XVI XVIII ст.

     Пройдя  огромный временной путь, керамика конца XX ст. выходит далеко за пределы  утилитарности и становится своеобразным синтетическим видом творчества, которое объединяет в себе и скульптуру, и живопись, и графику, становясь лидером среди других видов декоративного искусства в художественном экспериментировании, проявляя разнообразие конструктивных и фактурных свойств керамических материалов - глины, каменной массы, фаянса, фарфора.

     Современная гончарная и лепная керамика отличается большим разнообразием - это абстрактные  и изобразительные, отстраненно-бессюжетные  и философско-содержательные произведения, в которых художники воплощают  свое понимание мира в его временных и пространственных измерениях. Произведения построены на традиционных, но значительно трансформируемых формах посудин - мисок, кувшинов, горшков, а также фигурной посуде - несут эстетическую функцию в интерьере и пространственно-организационную - в ландшафтной среде. Нередко профессиональная керамика переходит в ранг декоративной скульптуры.

     Профессиональная  керамика конца XX ст. отражает определенную эстетическую систему взглядов, представлений, критериев, которая существуют в  современном декоративном искусстве. Произведения украинских профессиональных керамистов, в генетической памяти которых заложенные знаково-символьная система предков и традиции народного искусства прошлого, поражают оригинальностью мышления, неожиданными, временами парадоксальными решениями, новизной образно-пластических находок.

 

      1. АРХИТЕКТУРНАЯ КЕРАМИКА

     1.1. КИРПИЧИ

 

     В Киевской Руси, начиная с эпохи  Владимира быстро развивается светское и церковное зодчество. В связи  с этим расширялось производство кирпича, черипицы, рисованых облицовачных плиток, печных изразцов. Постепенно, кроме гончаров посуды и игрушки, появилась новая специальность – “ плинфоделатели” – кирпичники.

     Оборудование  кирпичных мастерских состоит кроме  напольной печи из деревянных форм (рам) для формовки кирпича и изразцов, а также разнообразного инструмента для обработки и росписи изделий.

       Начиная с эпохи Владимира,  в русских городах развивается  церковное и светское зодчество,  требовавшее большого количества  кирпича. Источниками знакомства  с кирпичной техникой могли быть как византийские города вроде Херсонеса, так и северные хазарские крепости с кирпичными стенами (напр. Саркельское городище). Не исключена возможность влияния и Дунайской Болгарии, где уже в эпоху царя Симеона (конец IX — начало X в.) в Преславе существовало местное изготовление кирпичей болгарами, что доказывается наличием на них болгарских букв.

     Среди архитектурных памятников, построенных  в Киевской Руси и дошедших до наших  дней являются: Успенский собор Печеского  моеастыря, Софиевский собор, Боголюбский дворец, Михайловский Златоверхий монастырь, а также другие памятники истории, правда, все эти памятники дошли в таком виде, что неспециалист опредилить в этих построениях элементы Киевской Руси не сможет, т.к. за период времени, который прошёл эти памятники много раз реставрировались или перестраивались. 
 
 

     1.2 ПЛИТКА И МОЗАИКА 

     Многие  исследователи считают, что производство керамической плитки началось на рубеже X – XI вв. плитки употреблялись в строительстве дворцов и храмов.

     «Самым  древним памятником архитектуры, в котором использовались плитка и мозаика является Десятинная церковь, не дошедшая до наших дней. На месте Десятинной церкви был построен Софиевский собор в Киеве, построеный Ярославом Мудрым. В алтаре Софии хорошо сохранились облицовочные плитки этого времени. При шахматной разбивке рисунка они напоминают украинские ткани. Плиты политы жёлто-белой глазурью, заглушенной окисью олова. Рисунок плит простой: три зелёные продольные линии толщиной 2-3 мм. Растёки подглазурного слоя красок местами имеют вид разводов.

     Раз мы начали давать характеристику архитектуре  Киева с целью указания в ней  на дошедшие до нас элементы плитки и мозаики, то сделаем это и  для других городов.

     Например, возьмём Чернигов. «Многочисленные  разноцветные глазурованные плитки, мозаика, фрагменты резного белого камня, фигурная плинфа, которой украшались архитектурные сооружения Чернигова XII-XIII вв.,свидетельствуют о высоком уровне развития этих отраслей ремесла1»

     «Мозаики  Михайловского златоверхого монастыря  в Киеве были созданы позднее Софии Киевской, уже при Святополке. Подобно софиевским, михайловские мозаики принадлежат одновременному византийскому искусству.

     Ещё одним городом, имевшим большое  значение в культурном значении Руси, являлся Галич. В оформлении галицких монументальных зданий широко использовались рельефные кирпичные плитки с изображением разных фантастических существ – грифонов, орлов, соколов, павлинов.

     При декорировании главных киевских храмов широко использовалась мозаика. Открытые археологами древние полы Киевской Софии выложены вдоль стен шахматным узором из смальты синего, тёмно-красного,лилогого, жёлтого, лилового и чёрного цветов. Наряду с византийскими мотивами в орнаменте широко использовались славянские сюжеты, например, четырёхконечные криныэ, известные ещё с IXв. Тогда их изображали на бытовых предметах, они были небольшими и разнообразными; на сводах и стенах храмов, Соединённые в небольшие полосы, они производят величественное впечатление. Те же крины всё в новых и новых вариантах воисппроизведены в фресковых орнаментальных росписях интерьера Софии.

     С XII в. полы соборов ещё выстилали плитами красного шифера с мозаичной инкрустацией. Но постепенно особой популярностью стала пользоваться майолика (термин, происходящий из Италии от названия о.Мальорка – Майорка, через который в Италию ввозились предметы испано-мавританской керамики; изделия из гончарной глины, покрытые или расписанные цветными эмалями, - Попова О.С.), близкая народным вкусам. Подобно мозаичным полам XI в., майоликовые полы XII в. не сохранились и восстанавливаются лишь по археологическим данным. В то же время майоликовые плитки стали применяться и для декора стен. Такие плитки с рельефными рисунками были найдены в древнем Галиче, а позднее в Чернигове.

     Галичские плитки особенно интересны. На них в  орнаментных кругах изображены птицы, грифоны и др. фантастические существа. Этими плитками, по-видимому, декорировали стены княжеских палат или  княжеского храма Спаса.

     Майоликовые плитки были распространены и декоре деревенских теремов, домов горожан. Черниговские плитки – зелёные с белыми разводами украшали, вероятно, обмазанные глиной и побелённые стены.

     Особый  интерес составляет расписанная  эмалью двух цветов плитка, найденная  в старинном Галиче. На ней в  четырехугольной узенькой рамке помещены изображения грифона в профиль (на фрагменте не хватает нижней части с лапами зверя). Гладенькое поле плитки покрыто эмалью темно-вишневого цвета, на фоне которого контрастно выступает рельефный светло-желтый силуэт грифона, рамка и растительный орнамент. Клюв грифона широко раскрыт — птица будто кричит. Растительный орнамент заполняет переднюю и верхнюю части плитки. Это — волнистая ветвь, которая идет от груди грифона и, поднимаясь кверху, заканчивается над ее головой. Рельефный эмалевый рисунок, который по своему характеру напоминает контурную чернь на украшениях из металла XII столетия, — это то новое, что галичские мастера внесли в искусство декоративной керамики давней Руси»2.

 

      2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ БЫТОВАЯ КЕРАМИКА

 

     2.1. ГОРШКИ 

     Говоря  о керамике, следует остановиться на гончарном производстве, которое  было непосредственно связано с  сельским производством, сельским и отчасти городским бытом. На ярмарках обычным явлением были возы, наполненные «звонким» гончарным товаром, который недавно выполняли крестьяне-гончары и привезли продавать свой немудрый, но удивительный по красоте товар.

     Гончарная посуда представляла собой многочисленные изделия из глины, среди которых  среди которых на первое место  Василенко В.М. поставил «красочные и оригинальные по орнаментации миски, блюда, кувшины, горшки, глечики и др. виды посуды».

     Второй  тип посуды — «плоскы» (плошка, миска) встречается значительно реже, но также хорошо известен по курганным  материалам, напоминает горшок с иными  пропорциями— низкий, широкий. Глиняные сковороды в X в. выходят из употребления, очевидно, вытесненные железными.

     Иногда  встречаются горшки с несколькими  отверстиями на дне, предназначенные  для откидывания творога. 

     2.2. СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ И БЫТОВАЯ ИГРУШКА 

     Особым разделом керамического искусcтва было производство игрушек.

     Наиболее  выразительными являются древние глиняные скульптурные изделия, найденные на территории Киева и Киевщины. Они  представлены свистульками-кониками, всадниками и птицами, почти не отличными от современных украинских, и фигурками женщин, держащих иногда левой рукой младенца.

     В Донецком городище обнаружена мастерская в которой изготовлялись различные  глиняные фигурки (бык, медведь, собака, птица, кошка, человек).

       Очень интересным набор глиняных фигурок дала территория Киева. В разных местах – и в старом городе и на Подоле – в слоях X-XII вв. найдены различные глиняные фигурки. Среди них можно встретить и птицу, и коня, и кентавра, но наболее частым было изображение женщины в причудливом головном уборе, в широкой одежде с ребёнком на руках.

     Эти фигурки, имевшие по всей вероятности, в X-XII вв. ритуальное значение богини-покровительницы дома, изготовлялись мастерами особенно тщательно. Лепка всего корпуса производилась вручную с заглаживанием поверхности водой. На готовых изделиях можно заметить, как отдельно вылепленная головка прикреплялась к туловищу.

     2.3. ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА

 

     Изобретение поливы, как и многими другими  открытиями, человечество обязано Древнему Востоку. Стекловидным веществом – поливой или глазурью – покрывали бусы из мелкого камня стеатита в Египте ещё в эпоху неолита. Применения поливы. Делающий глиняные сосуды блестящими и непроницаемыми для влаги, был открыт и оценён позже.

     В IX – X вв. Северное Причерноморье становится местом оживлённой торговли Руси с Византией. Важную роль посредника в этой торговле играл Херсон. Отдельные поливные изделия южных стран попадали в Х в. на Русь. Некоторые из них сохранились до наших дней.

     В ХII –XIII вв. техника полихромной росписи в Византии уже клонилась к упадку. Чёткий рисунок сменился наброском исполненным рукой, сочный и разнообразный колорит уступил место стандартной гамме коричнево-зелёных цветов.

     Среди украинских древностей поливные изделия занимают далеко не последнее место. Обломки посуды с зелёно-жёлтой поливой – не редкая находка в средневековых слоях украинских городов.

Информация о работе Украинская керамика