Учение Л. Дюги о государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 13:55, контрольная работа

Краткое описание

В первой половине ХХ века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859-1928 гг.). Он намеревался направить классовую борьбу в реформистское русло и с этой целью развивал концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности, или взаимозависимости. Факт общественной солидарности осознается индивидами, заявлял Л. Дюги, и порождает норму социальной солидарности. Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3
Политико-правовая доктрина солидаризма Л. Дюги…………… 4
Заключение………………………………………………………….12
Литература…………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории новая.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Самарский государственный  экономический университет

Кафедра «Теории и истории государства и права»

Контрольная  работа

 

по  курсу «История политических и правовых учений»  
 

тема: «Учение Л. Дюги о государстве» 
 
 
 
 

                                                                                  Выполнил:      

                                                                      Студент 1 курса

                                                                     Специальности «Юриспруденция»

                                                                      факультета ВВиДО

                                                                      С.Н. Мокшин

                                                                     Руководитель: Доц., к.и.н.

                                                                      Г.А. Третьякова . 
 
 
 
 
 

Самара 2010 
 

  СОДЕРЖАНИЕ 

       Введение……………………………………………………………..3

       Политико-правовая доктрина  солидаризма Л. Дюги…………… 4

       Заключение………………………………………………………….12

       Литература…………………………………………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

    В первой половине ХХ века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859-1928 гг.). Он намеревался направить классовую борьбу в реформистское русло и с этой целью развивал концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности, или взаимозависимости. Факт общественной солидарности осознается индивидами, заявлял Л. Дюги, и порождает норму социальной солидарности. Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.

     Л. Дюги утверждал, что право непосредственно вытекает из общественной солидарности и поэтому стоит над государством, обязательно для него. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее.

    С позиций солидаризма Л. Дюги отрицал субъективное право и субъекта права как "метафизические", не соответствующие действительности понятия. Существует лишь объективное право. Норма солидарности создает для индивида лишь "юридическую ситуацию", " социальную обязанность" выполнять определенную функцию в соответствии с положением, которое данное лицо занимает в системе общественной солидарности.

      Роль концепции о замене субъективных прав обязанностями особенно выпукло обнаружилась в трактовке права частной собственности. Л. Дюги заявлял, что собственность перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальную функцию, долг. И только в этих пределах она пользуется социальной защитой. Собственность обязывает и должна использоваться в интересах общего блага.

      Л. Дюги критиковал суверенитет и противопоставлял ему " синдикалистский федерализм". Классовое общество Л. Дюги предлагал переустроить на основе синдикатов, в результате чего, предполагал он, социальная борьба сведется к минимуму и будет достигнуто примирение классов, участие всего народа и всех партий в осуществлении государственной власти.

      Соединение синдикатов в федерализм, считал он, приведет к децентрализации, диффузии политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.  
 
 

Политико-правовая доктрина  солидаризма Л. Дюги 

      Политическая мысль Франции начала века фокусировалась на двух основных направлениях,  связанных  с  истолкованием  традиционных  консервативных   и либеральных учений и на истолкованиях  привлекавшего  все  большее  внимание социализма —социализма   безгосударственного,   социализма    этатистского (марксизм и советский опыт) и социализма реформистского, ревизионистского  и социализма «по ту сторону марксизма».

      Творчество    Леона     Дюги     (1859—1928),     теоретика     права,

конституционалиста, декана юридического факультета в  Бордо,  приходится  на тот  период,  когда  в  европейских  странах  происходило  возрождение  идей естественного  права  (юснатурализма).  Его  самый  главный  труд  назывался «Трактат о конституционном праве» (1911).

      Дюги провозглашает тезис о том,  что  «публичная  власть  есть  просто

факт».  Государство  в   его   прежних   формах   коллективности—   римская,

королевская,  якобинская,  наполеоновская,  форма  третьей   республики   во

Франции—   исчезает,   и   место   этих   форм   начинает   занимать   новый

государственный строй —«более  гибкий,  более  гуманный,  более  защищающий индивида»1.

    Этот строй покоится  на  двух  элементах.  Первый  элемент—это концепция социальной нормы (входит в корпус  объективного  права),  которая основывается «на факте взаимной зависимости», соединяющей все человечество вообще и членов любой социальной группы (в частности, социальная  норма для слабых и сильных, для больших и малых, для правящих и управляемых).  Вторым элементом  является  децентрализация  (другое  название  этой   новоявленной социальной  и   общеустроительной   тенденции — синдикальный   федерализм)2.

  В книге "Государство, объективное право и положительный закон" (1901 г.), а также в последующих произведениях Дюги писал, что основой общества является неравенство людей, которое приводит к разделению общества на классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию. Этим обусловлена социальная солидарность, понимаемая как "факт взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого".

     Осознанный  факт солидарности порождает социальную норму, которую Дюги формулирует  таким образом: "Ничего не делать, что уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать все, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах". Эта норма солидарности стоит выше государства и положительных законов, которые лишь служат ее осуществлению: "Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности, и делать все для развития этой солидарности".

     _____________________________

     1 Дюги Л. Общество, личность, государство.  СПб., 1904. с. 18

     2 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М. 1999г. с.670 

  Свои  идеи Дюги противопоставил учению о  классовой борьбе, которое называл "отвратительной доктриной".

  Дюги  тревожит революционный синдикализм, теоретики которого (Сорель, Лягардель, Берт) призывали к насильственным действиям и всеобщей забастовке.  Дюги протестовал всеми силами против насильственных действий и всеобщей  стачки. Преступлением является проповедовать борьбу классов, – писал Дюги,  что никоим образом не идти к уничтожению одного класса другим, а, напротив, к режиму координации и иерархии классов".

  Дюги  осуждал то направление в современном  ему синдикалистском движении Франции  и других стран, которое вело бескомпромиссную борьбу с буржуазией. Он враждебно  относился также к государственному социализму: "Если бы восторжествовала коллективистская доктрина, она бы даровала государству власть еще более могущественную, чем та, которой одарила его революция; это было бы равносильно уничтожению личности и возврату к варварству".

  Дюги  подчеркивал, что предприниматели и капиталисты столь же необходимы обществу, как и пролетарии. Всеобщая забастовка, захват рабочими фабрик и заводов, насилие по отношению к буржуазии, к чему призывал революционный синдикализм, грозят обществу разрушением. Дюги признавал и одобрял мирное, ненасильственное синдикалистское движение, имеющее целью обуздание эгоизма частных предпринимателей и ставящее разумные границы требованиям наемных рабочих. Задачи синдикализма – компромисс между трудом и капиталом. Характерной чертой XX в. Дюги считал все более широкое развитие синдикатов, объединяющих по профессиональному признаку рабочих, предпринимателей либо тех и других.

  Дюги  писал, что устойчивый фундамент  общественного здания образуют "группы, основывающиеся на общности интересов и труда, профессиональные группы". В конечном счете, считал Дюги, возникнет федерация классов, организованных в синдикаты, отношения между которыми будут регулироваться соглашениями, основанными на взаимных уступках.

  Отвергая  доктрины либерализма и индивидуализма, Дюги вслед за О. Контом утверждал, что изолированная личность, о которой писали философы XVIII в., не существует; человек – "это индивид, взятый в узах социальной солидарности".

  "Абсолютное  равенство всех людей противоречит  фактам, – утверждал Дюги. – Люди, далекие от равенства, в действительности существенно отличаются друг от друга, и эти отличия растут с успехами общественной цивилизации. Отношение к людям должно быть различно, так как люди различны; их юридическое состояние, будучи лишь выражением их отношения к себе подобным, должно быть различно для каждого из них, так как глубоко различна роль каждого по отношению ко всем".

  Выступая  против индивидуалистических доктрин, Дюги критиковал идеи равенства и  естественных прав человека, выдвинутые в революционную эпоху и закрепленные в Декларации прав человека и гражданина. Неоднократно ссылаясь на Огюста Конта, он призывал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции, тождественной обязанности "исполнять ту работу, к которой обязывает социальная норма".

  "По  солидаристской доктрине, – рассуждал  Дюги, – индивид не имеет никакого  права, он имеет лишь социальные  обязанности". Эти взгляды Дюги  развивал особенно обстоятельно  применительно к собственности,  которая, оставаясь частной, рассматривается им не как субъективное право индивида, а как его обязанность "свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника".

  Дюги  стремился доказать нужность и полезность частной капиталистической собственности. "Существует и, вероятно, долго будет существовать исключительно капиталистический класс, – писал Дюги, – и  в этом нет ничего дурного... Капиталистическому классу отводится особая роль: собирать капиталы и отдавать их в распоряжение предприятий. Капиталист-собственник исполняет особенную социальную функцию. Дюги отрицает субъективное право собственности, но признает его социальный долг. Покуда капиталистический класс будет выполнять предназначенную ему функцию – он будет существовать".

  Дюги  ссылался на то, что закрепленное Гражданским кодексом Наполеона (1804 г.) понятие собственности (право "наиболее абсолютным образом" пользоваться и распоряжаться вещами) в современную эпоху устарело – на собственнике лежит ряд обязанностей и ограничений, возлагаемых обществом; результатом вмешательства публичной власти в имущественные отношения стала "социализация частной собственности". Однако собственность остается частной. В приведенной выше цитате под "капиталистом-собственником" понимается не предприниматель (организатор производства), а рантье, вся забота которого состоит во владении денежными средствами, акциями и другими ценными бумагами и в получении процентов и дивидендов. По теории Дюги, это тоже является "социальной функцией", ибо должен же кто-то владеть капиталом и рисковать им, вкладывая в различные предприятия. Дюги воспроизводит обширные рассуждения Огюста Конта, стремившегося в полемике с сенсимонистами "облагородить" собственность, представить владение капиталом как социальную функцию, почетную обязанность перед обществом3.

Информация о работе Учение Л. Дюги о государстве