Трипольская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 00:35, реферат

Краткое описание

Целью работы является систематизация данных о трипольской культуре. Цель достигается путем решения следующих задач: 1. Рассмотрение истории изучения трипольской культуры.
2. Изучения характерных особенностей поселений.
3. Описание хозяйства и видов деятельности носителей данной культуры.
4. Описание инвентаря, скульптуры.
5. Изучение идеологических представлений и верований племен трипольской культуры.

Файлы: 1 файл

все разделы готово.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

             Бык, игравший в хозяйстве Триполья  значительную роль как животное, являлся объектом культа, чем  и объясняется распространенность  изображений этих животных. Фигурки  быков и расписные изображения  известны во многих трипольских  поселениях, а также среди западноевропейской спирально-ленточной керамики, как, например, костяная пластинка из Бильче-Злате, изображающая бычью голову.

      Оседлый образ  жизни благопрепятствовал расцвету  гончарного искусства. По технике  изготовления, богатству форм, разнообразию и совершенству орнаментации трипольская керамика занимает одно из первых мест среди глиняной посуды первобытных европейских племен.

         Керамику  Триполья лепили вручную на  твердом основании без применения  гончарного круга и хорошо обжигали в специальных печах. Выделяется несколько основных групп трипольской керамики: керамика с углубленным орнаментом, чаще всего в виде спиралей; керамика тонкостенная, с хорошо полированной поверхностью, украшенная каннелюрами; керамика из тонкой розовой массы со спиральным орнаментом. Особую группу составляет грубая »кухонная» керамика, служившая для приготовления пищи; она вылеплена из массы с примесью шамота или мелко толченных раковин из песка.

        Мудрый  и глубокий взгляд на мир  открывается нам при изучении неповторимой трипольской живописи на керамических сосудах. На больших тщательно изготовленных сосудах для зерна рисовались сложные многоярусные композиции, состоящие из нескольких десятков элементов, далеко не всегда поддающихся расшифровке. Взятые порознь, изолированные от всего живописного контекста, эти элементы настолько полисемантичны, что угадать их значение в той или иной определенной композиции не представляется возможным.

Змеиный узор почти повсеместен: спирали змей обвивают массивные груди на сосудах и на крышках к ним, змеи составляют основу татуировки статуэток, змеи являются одним из элементов, рождающих знаменитую трипольскую спираль. Иногда на сосуде на видном месте помещается четкое изображение змеи как отдельного символа; часто мы видим парные изображения змей.

Первый вопрос, без ответа на который мы не можем двинуться дальше в анализе змеиного орнамента, – это характер отношения этих змей к человеку.

Фольклор всех народов раскрывает перед нами обширную область сказаний о злых змеях и добрых безвредных ужах. Злые они или добрые?

     Ответ мы получаем  очень определенный. В раннетрипольское  время известно много сосудов  и крышек с ушками для завязывания. И вот около отверстий ушек  художник прочерчивает на глине  змею, охраняющую завязки, т. е. охраняющую целость содержимого сосуда. Очевидно, и трипольских оберегающих змей мы должны считать именно ужами.                   

        Трипольская  пластика богата и многообразна; она не уступает в этом неоэнеолитической  пластике Балкано-Дунайского региона. И содержание пластических образов, созданных трипольскими художниками, мало отличается от балканского: преобладают обнаженные женские фигурки, встречаются изредка мужские, есть изображения домашнего скота (преимущественно быка), есть чаши со скульптурным поддоном в виде поддерживающих чашу женских фигур, есть модели домов и утвари (стулья, чары, черпаки).

          Трипольцы, несомненно, владели ткацким мастерством. Об этом говорят и обозначения  одежды на женской скульптуре  и другие находки. Во многих жилищах были найдены глиняные пряслица удлинённо-кубической формы. Это - остатки грузил от ткацкой основы, существование которой, несомненно, следует предполагать в эпоху Триполья. Сами ткани в раскопках до нас не дошли. Однако о них мы отчасти можем судить по отпечаткам ткани, сохранившимся на днищах трипольской посуды. Повидимому, в момент лепки на основание, куда становился сосуд, подкладывался кусок ткани. На сосудах (кроме отпечатков тканей на днищах) постоянно встречается ещё орнаментация из прямо или наискось перевитой верёвочки, что также говорит об искусстве плетения. Все эти данные вместе с существовавшим тогда плетением рыболовных сетей говорят о существовании в эпоху Триполья тканей и примитивного ткацкого станка, который известен в виде натянутой основы из ниток с грузилами на концах, Такие станки были у многих примитивных народов.

 В раскопках в Поднестровье  нашли новое доказательство тому, что ткани изготовлялись из  растительных волокон. Среди прочих  находок в развалинах трипольского дома были  найдены обугленные нитки. Анализ их в специальной лаборатории показал, что это нитки из растительных волокон. На одном из днищ сосудов сохранились следы шерстяного вязания. Видимо, женщины Триполъя ещё пять тысяч лет тому назад умели стричь овец и коз и шерсть домашних животных употребляли для приготовления шерстяных тканей.

        В каждом трипольском доме  стоял ткацкий станок, иногда  даже два. Трипольские хозяйки  были большими мастерицами в  изготовлении рубах, платьев, свиток. Они украшали свои изделия цветным орнаментом с оригинальным, неповторимым узором. Сверху платья трипольские модницы надевали бусы из медных, каменных бусинок, морских и речных ракушек. Они так же знали толк в украшениях из золота и серебра.

 

                                                            Заключение

 

        Если учёным  прошлого века удалось разгадать  лишь отдельные черты трипольской  культуры, прочесть едва заметные  строки этой далекой истории, то перед советскими учеными  раскрылась увлекательная история древних племен. Мы увидели культуру наших далёких предков во всем ее многообразии. Мы узнали; когда зародилось земледелие, ставшее источником человеческой жизни и благополучия миллионов людей.

Находки в древних поселениях Триполья помогли нам глубже понять людей, о которых мы знали очень мало. Мы узнали о том, что они владели искусством гончарного дела, художественной росписью, скульптурой, были отличными строителями и ткачами. Судя по женским скульптурам,  трипольские женщины умели украшать свои одежды, делать нарядные прически, носили бусы, любили изящную посуду и украшали свои жилища причудливой росписью, во многом напоминающую стенную роспись украинских хат.

 

         Совершив небольшое путешествие  в «далёкое прошлое», мы смогли  быть свидетелями того, как зарождались древние верования, искусство, как женщина становилась главой семьи. Мы узнали о том, на каких диких животных охотился древний человек, какие домашние животные были в хозяйстве этих племен.

        Находки на  древних поселениях Триполья помогли нам увидеть, как развивалась и расцветала культура наших предков на той самой территории, где несколькими тысячелетиями позднее начнут свое развитие славянские племена.

Памятники трипольской культуры, на обширных пространствах современной Украины, Молдавии и Прикарпатья, являются важнейшими историческими источниками, рассказывающими об одной из интереснейших страниц в истории  народов нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Список использованных источников:

 

 

  1. Пассек Татьяна Сергеевна. - М.: Изд-во и 2-я тип. - Изд-ва Акад. наук СССР в М.: 1949 - с. 28 - 157.

      2. Т.С. Пассек. Первые  земледельцы. По следам древних  культур. М., 1951, с.47-70

3.  Вернандский В.Г. История России. Древняя Русь, Аграф - М.: 1999 - . с. 24.

 4. Палагута, И.В. Искусство ранних земледельцев Европы: культурно-      антропологические аспекты, - автореферат диссертации, 2010.

5.  Кричевский, Е. О процессе  исчезновения трипольской культуры // Палеолит и неолит СССР.М. - Л.: Изд-во АН СССР, МИА № 2. - 1941 - с. 245-253

6. Стражный, А. Украинский менталитет. Иллюзии, мифы, реальность / Архетипы  древних племён Приднепровья. - Киев, - изд. Подолина.: 2008 - URL: http: //www.astra-lit.com/ukr-ment-ru/ukr_ment_3. htm

7.  Рыбаков Б. А. Космогония и  мифология земледельцев энеолита. -  СА., 1965,  № 1  с. 35 – 36.

8. История искусств народов СССР  в 9 томах. Искусство первобытного  общества и древнейших государств  на территории СССР, М.:  Изобразительное  искусство. 1971 – №1, с. 57-64

 

 

 


Информация о работе Трипольская культура