Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 00:35, реферат
Целью работы является систематизация данных о трипольской культуре. Цель достигается путем решения следующих задач: 1. Рассмотрение истории изучения трипольской культуры.
2. Изучения характерных особенностей поселений.
3. Описание хозяйства и видов деятельности носителей данной культуры.
4. Описание инвентаря, скульптуры.
5. Изучение идеологических представлений и верований племен трипольской культуры.
Бык, игравший в хозяйстве Триполья
значительную роль как
Оседлый образ
жизни благопрепятствовал
Керамику
Триполья лепили вручную на
твердом основании без
Мудрый и глубокий взгляд на мир открывается нам при изучении неповторимой трипольской живописи на керамических сосудах. На больших тщательно изготовленных сосудах для зерна рисовались сложные многоярусные композиции, состоящие из нескольких десятков элементов, далеко не всегда поддающихся расшифровке. Взятые порознь, изолированные от всего живописного контекста, эти элементы настолько полисемантичны, что угадать их значение в той или иной определенной композиции не представляется возможным.
Змеиный узор почти повсеместен: спирали змей обвивают массивные груди на сосудах и на крышках к ним, змеи составляют основу татуировки статуэток, змеи являются одним из элементов, рождающих знаменитую трипольскую спираль. Иногда на сосуде на видном месте помещается четкое изображение змеи как отдельного символа; часто мы видим парные изображения змей.
Первый вопрос, без ответа на который мы не можем двинуться дальше в анализе змеиного орнамента, – это характер отношения этих змей к человеку.
Фольклор всех народов раскрывает перед нами обширную область сказаний о злых змеях и добрых безвредных ужах. Злые они или добрые?
Ответ мы получаем
очень определенный. В раннетрипольское
время известно много сосудов
и крышек с ушками для
Трипольская
пластика богата и
Трипольцы, несомненно, владели ткацким мастерством. Об этом говорят и обозначения одежды на женской скульптуре и другие находки. Во многих жилищах были найдены глиняные пряслица удлинённо-кубической формы. Это - остатки грузил от ткацкой основы, существование которой, несомненно, следует предполагать в эпоху Триполья. Сами ткани в раскопках до нас не дошли. Однако о них мы отчасти можем судить по отпечаткам ткани, сохранившимся на днищах трипольской посуды. Повидимому, в момент лепки на основание, куда становился сосуд, подкладывался кусок ткани. На сосудах (кроме отпечатков тканей на днищах) постоянно встречается ещё орнаментация из прямо или наискось перевитой верёвочки, что также говорит об искусстве плетения. Все эти данные вместе с существовавшим тогда плетением рыболовных сетей говорят о существовании в эпоху Триполья тканей и примитивного ткацкого станка, который известен в виде натянутой основы из ниток с грузилами на концах, Такие станки были у многих примитивных народов.
В раскопках в Поднестровье
нашли новое доказательство
В каждом трипольском доме стоял ткацкий станок, иногда даже два. Трипольские хозяйки были большими мастерицами в изготовлении рубах, платьев, свиток. Они украшали свои изделия цветным орнаментом с оригинальным, неповторимым узором. Сверху платья трипольские модницы надевали бусы из медных, каменных бусинок, морских и речных ракушек. Они так же знали толк в украшениях из золота и серебра.
Если учёным
прошлого века удалось
Находки в древних поселениях Триполья помогли нам глубже понять людей, о которых мы знали очень мало. Мы узнали о том, что они владели искусством гончарного дела, художественной росписью, скульптурой, были отличными строителями и ткачами. Судя по женским скульптурам, трипольские женщины умели украшать свои одежды, делать нарядные прически, носили бусы, любили изящную посуду и украшали свои жилища причудливой росписью, во многом напоминающую стенную роспись украинских хат.
Совершив небольшое
Находки на
древних поселениях Триполья по
Памятники трипольской культуры, на обширных пространствах современной Украины, Молдавии и Прикарпатья, являются важнейшими историческими источниками, рассказывающими об одной из интереснейших страниц в истории народов нашей страны.
Список использованных
2. Т.С. Пассек. Первые земледельцы. По следам древних культур. М., 1951, с.47-70
3. Вернандский В.Г. История России. Древняя Русь, Аграф - М.: 1999 - . с. 24.
4. Палагута, И.В. Искусство ранних земледельцев Европы: культурно- антропологические аспекты, - автореферат диссертации, 2010.
5. Кричевский, Е. О процессе
исчезновения трипольской
6. Стражный, А. Украинский менталитет.
Иллюзии, мифы, реальность / Архетипы
древних племён Приднепровья. - Киев,
- изд. Подолина.: 2008 - URL: http: //www.astra-lit.com/ukr-ment-
7. Рыбаков Б. А. Космогония и
мифология земледельцев
8. История искусств народов СССР
в 9 томах. Искусство первобытного
общества и древнейших