Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 00:35, реферат
Целью работы является систематизация данных о трипольской культуре. Цель достигается путем решения следующих задач: 1. Рассмотрение истории изучения трипольской культуры.
2. Изучения характерных особенностей поселений.
3. Описание хозяйства и видов деятельности носителей данной культуры.
4. Описание инвентаря, скульптуры.
5. Изучение идеологических представлений и верований племен трипольской культуры.
Трипольским племенам были известны все основные виды домашнего крупного и мелкого рогатого скота и свиньи. Роль скотоводства постепенно возрастала. Рыболовство имело несравненно меньшее значение.
Трипольские поселения возникали в ранний период обычно на первой надпойменной террасе, где были чрезвычайно подходящие почвы для земледелия и луга для выпаса скота. Позднее родовые поселения все чаще и чаще устраивали на возвышенных берегах. Несколько десятков и сотен больших наземных глинобитных построек располагали обычно по кругу или в несколько рядов. Центральное пространство поселка оставалось незастроенным и служило местом для загона скота. С наименее защищенной, обычно напольной стороны поселения окружали иногда одним или двумя рвами, чтобы уберечь скот от нападения зверей. Трипольские жилища, прямоугольные постройки из дерева и глины, разделялись поперечными перегородками на несколько помещений. Интересны приемы строительства таких жилищ. В основу укладывали поперечные деревянные плахи, которые обмазывали толстым слоем глины с растительной примесью (полова, солома). Затем глиняный настил обжигали, вероятнее всего на месте, при сооружении пола дома, с помощью больших костров. Таким образом, создавался прочный керамический фундамент. Отдельные части в доме также делались из обожженной глины, например, различные возвышения, лежанки, печи, ямы-зернохранилища и т.п.
При раскопках
были найдены фрагменты
Трипольцы были не только
Трипольские племена
также занимались
Были обнаружены отпечатки желудей,
что вызвало большой интерес:
подобные материалы ещё не
отмечались в существующей
Эта находка показывает, что собранные желуди сушили в закрытых печах, потом их растирали на зернотерках и муку примешивали в тесто при изготовлении хлеба. Это предположение вполне вероятно, если вспомнить, что древнейшим видом хлеба был именно желудевый хлеб.
Трипольцы, несомненно, владели ткацким
мастерством. Об этом говорят
и обозначения одежды на
В раскопках в Поднестровье
нашли новое доказательство
4. Идеологические представления и верования
Переход от охотничьего, присваивающего хозяйственного комплекса к производящему земледельческо-скотоводческому означал крупнейший переворот во всей жизни человечества, в том числе, естественно, и в сфере религиозной.
Сюжетное богатство трипольской росписи дает нам не только систему мировоззрения, но и эволюцию ее. На протяжении полутора тысячелетий существования трипольской культуры менялась ее хозяйственная система (или, точнее, соотношение отдельных составных частей), менялась в какой-то мере социальная структура и, как мы видели на отрывочных примерах, соответственно менялась и идеология. Обильный трипольский материал, собранный на пространстве от Нижнего Дуная до Среднего Днепра, можно условно подразделить, с историко-религиозной точки зрения, на три категории: культовые места и сооружения, ритуальная пластика и многообразная орнаментика бытовой и ритуальной посуды, выгодно выделяющая трипольскую культуру из числа других культур крашеной керамики.
Священным,
почитаемым местом в
Безусловно, правы исследователи, называющие это примечательное сооружение святилищем. Перед нами – своеобразный женский дом, связанный с выпечкой ритуального хлеба. Если сущность мировоззрения первобытного земледельца выразить простейшей формулой зерно + земля + дождь = урожаю, то в пластике триполья мы найдем отражение всех звеньев этой формулы, выраженных посредством женской фигуры.
Самым убедительным
доказательством связи женских
статуэток с аграрной магией
является установленное С. Н. Бибиковым
наличие зерен и муки в
Женские фигуры различны и многообразны. Они могут изображать и божество плодородия, и жриц этого божества, и участниц аграрно-магических церемоний, и покровительниц того или иного природного явления, способствующего урожаю.
Главным для земледельцев являлся, естественно, процесс созревания урожая. В религиозной сфере эти земледельческие идеи выражались в устойчивой символике: земля – женщина; засеянная нива уподоблялась женщине, созревание зерен – рождению ребенка. Большое внимание уделялось теме дождя, необходимого полям. В символическом выражении это выглядело, как молоко богини.
Связанные с аграрной магией женские фигурки делятся на два хронологически различных типа: ранние изображения (IV тысячелетие) дают нам зрелых матрон с необъятными чреслами, щедро украшенными затейливой татуировкой. Более поздние (III тысячелетие) фигурки изображают юных девушек с тонкой талией, неширокими бедрами и миниатюрными грудями. Однако идея зарождения новой жизни проведена и при изготовлении этих гранильных фигурок: иногда встречаются отпечатки зерен, иногда – беременность юной женщины. Различие между матронами и «девами» настолько велико, что его следует расценивать как серьезное изменение в самих представлениях трипольцев: на раннем этапе существовало стремление отразить плодовитость вообще, и ее выражали посредством фигур массивных зрелых женщин. В более позднее время внимание сосредоточилось на первичном зарождении жизни (девушка становилась женщиной), что возможно истолковать в связи с сезонностью сельскохозяйственных работ: весенняя, еще не вспаханная яровая пашня пахалась в этом году впервые и засевалась семенами.
В трипольском искусстве уделено большое внимание воде как источнику жизни. Для европейского земледелия, не знавшего искусственного орошения полей, единственной формой увлажнения почвы были атмосферные осадки – роса и дождь. В трипольской культуре (поселение в Незвиско) известны статуэтка сидящей женщины, седалище, расписная чара и «черпало»; все это – принадлежности ритуала заклинания воды, моления о дожде, глиняные модели настоящего обряда. Известно большое количество мисок-чар трипольской культуры с различными изображениями на внутренней, предназначенной для воды поверхности. Обращают на себя внимание чары со стилизованными фигурами двух оленей. У оленей изображены ветвистые рога, передние ноги, а их туловища обозначены широкой полосой, как обычно трипольские художники изображали дождевые полосы. Эти дождевые олени как бы мчатся по небосводу в каком-то вихре; под их ногами иногда изображена земля, но сами они летят над землей, не соприкасаются с ней. Иногда в центре чары изображен знак женского пола.
В земледельческом искусстве трипольцев культ змеи занимает видное место. Основу змеиного спирального орнамента составляют, очевидно, не зловредные гадюки, а мирные ужи, почитаемые как покровители дома у многих народов. Змеи, как известно, выползают и активно действуют в дождливое время, и эта связь змеи с желанной небесной влагой и обусловила такое внимание к змеиной теме.
Сложным у древних
земледельцев было
Для трипольской культуры характерны своеобразные керамические изделия с росписью. Часто эту культуру называют «культурой расписной керамики».
В любом трипольском жилище археологи находят от 30 до 200 высокохудожественных керамических изделий - блюдечек, тарелочек, кувшинчиков, кубков, амфор, кратероподобных фруктовниц. Формы посуды, были самыми распространенными: конические и полусферические миски, кубки, биконичные и сфероконичные, грушевидные, кратерообразные сосуды, шлемовидные и конические покрышки, биноклеподобные, зооморфные сосуды.
Качество посуды бесподобное - она тонкая, гладкая, мастерски раскрашенная белой, чёрной и красной краской. Ритмика орнамента совершенна, он насыщен символами и какими-то знаками. Вероятно, эти знаки - первичная магия, обращение к потусторонним силам, просьба о покровительстве, защите и попытка этими силами руководить.
В трипольских поселениях