Трипольская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 00:35, реферат

Краткое описание

Целью работы является систематизация данных о трипольской культуре. Цель достигается путем решения следующих задач: 1. Рассмотрение истории изучения трипольской культуры.
2. Изучения характерных особенностей поселений.
3. Описание хозяйства и видов деятельности носителей данной культуры.
4. Описание инвентаря, скульптуры.
5. Изучение идеологических представлений и верований племен трипольской культуры.

Файлы: 1 файл

все разделы готово.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Трипольским племенам были известны все основные виды домашнего крупного и мелкого рогатого скота и свиньи. Роль скотоводства постепенно возрастала. Рыболовство имело несравненно меньшее значение.

Трипольские поселения возникали в ранний период обычно на первой надпойменной террасе, где были чрезвычайно подходящие почвы для земледелия и луга для выпаса скота. Позднее родовые поселения все чаще и чаще устраивали на возвышенных берегах. Несколько десятков и сотен больших наземных глинобитных построек располагали обычно по кругу или в несколько рядов. Центральное пространство поселка оставалось незастроенным и служило местом для загона скота. С наименее защищенной, обычно напольной стороны поселения окружали иногда одним или двумя рвами, чтобы уберечь скот от нападения зверей. Трипольские жилища, прямоугольные постройки из дерева и глины, разделялись поперечными перегородками на несколько помещений. Интересны приемы строительства таких жилищ. В основу укладывали поперечные деревянные плахи, которые обмазывали толстым слоем глины с растительной примесью (полова, солома). Затем глиняный настил обжигали, вероятнее всего на месте, при сооружении пола дома, с помощью больших костров. Таким образом, создавался прочный керамический фундамент. Отдельные части в доме также делались из обожженной глины, например, различные возвышения, лежанки, печи, ямы-зернохранилища и т.п.

      При раскопках  были найдены фрагменты обмазки  печи и стен, покрашенных в  белый и красный цвета со  следами росписи в виде спиралей. Расписаны стены и на глиняных  моделях жилищ, найденных во многих трипольских поселениях, причем иногда роспись, так же как на сосудах-трехцветная: черная, красная и белая. Округлое окно окаймлено сплошь закрашенными или заштрихованными треугольниками. Судя по моделям, кровля трипольского дома была четырехскатной, возможно, соломенной.

              Трипольцы были не только грамотными  земледельцами, но и талантливыми  ремесленниками. На ранних этапах  большинство их орудий труда  были каменными, но вскоре появились  мастерские по обработке главного неолитического сырья - кремня, который использовался для наконечников стрел, серпов, скребков, топоров и других незаменимых в хозяйстве вещей. Трипольцы достигли больших успехов в гончарном деле и ткачестве. Помимо зерновых и овощей, они выращивали фруктовые сады. Первые вишневые деревья на Украине были выведены именно трипольцами.

     Трипольские племена  также занимались деревообработкой, плетением, выделкой шкур. На поселениях  трипольской культуры часто встречаются  кости диких животных: благородного оленя, косули, лося, бобра и зайца. Однако промыслы и собирательство играли в хозяйстве вспомогательную роль, они уступили место производящему способу производства. Развитие промыслов зависело от конкретных местных условий, в которых находились отдельные поселения. Так, например, люди, жившие на среднем Днестре, больше занимались охотой, чем их соседи на Днепре.

              Были обнаружены  отпечатки желудей, что вызвало большой интерес: подобные материалы ещё не  отмечались в существующей археологической литературе. Они проливают свет и на природу, окружавшую поселения в древности, и на некоторые моменты производственной и бытовой жизни. Поселение, несомненно, располагалось неподалёку от леса, в котором росли дубы. Несомненно также, что желуди наряду с плодами, стеблями и корнями многих диких растений служили предметом лесного собирательства.

     Эта находка показывает, что собранные желуди сушили  в закрытых печах, потом их  растирали на зернотерках и  муку примешивали в тесто при  изготовлении хлеба. Это предположение вполне вероятно, если вспомнить, что древнейшим видом хлеба был именно желудевый хлеб.            

               Трипольцы, несомненно, владели ткацким  мастерством. Об этом говорят  и обозначения одежды на женской  скульптуре и другие находки. Во многих жилищах были найдены глиняные пряслица удлинённо-кубической формы. Это - остатки грузил от ткацкой основы, существование которой, несомненно, следует предполагать в эпоху Триполья. Сами ткани в раскопках до нас не дошли. Однако о них мы отчасти можем судить по отпечаткам ткани, сохранившимся на днищах трипольской посуды. Повидимому, в момент лепки на основание, куда становился сосуд, подкладывался кусок ткани. На сосудах (кроме отпечатков тканей на днищах) постоянно встречается ещё орнаментация из прямо или наискось перевитой верёвочки, что также говорит об искусстве плетения. Все эти данные вместе с существовавшим тогда плетением рыболовных сетей говорят о существовании в эпоху Триполья тканей и примитивного ткацкого станка, который известен в виде натянутой основы из ниток с грузилами на концах. Такие станки были у многих примитивных народов.

                     В раскопках в Поднестровье  нашли новое доказательство тому, что ткани изготовлялись из  растительных волокон. Среди прочих  находок в развалинах трипольского дома были найдены обугленные нитки. Анализ их в специальной лаборатории показал, что это нитки из растительных волокон. На одном из днищ сосудов сохранились следы шерстяного вязания. Видимо, женщины Триполъя ещё пять тысяч лет тому назад умели стричь овец и коз и шерсть домашних животных употребляли для приготовления шерстяных тканей.        

       

                            4.  Идеологические представления и верования

 

                 Переход от охотничьего, присваивающего  хозяйственного комплекса к производящему земледельческо-скотоводческому означал крупнейший переворот во всей жизни человечества, в том числе, естественно, и в сфере религиозной.

        Сюжетное  богатство трипольской росписи  дает нам не только систему  мировоззрения, но и эволюцию ее. На протяжении полутора тысячелетий существования трипольской культуры менялась ее хозяйственная система (или, точнее, соотношение отдельных составных частей), менялась в какой-то мере социальная структура и, как мы видели на отрывочных примерах, соответственно менялась и идеология. Обильный трипольский материал, собранный на пространстве от Нижнего Дуная до Среднего Днепра, можно условно подразделить, с историко-религиозной точки зрения, на три категории: культовые места и сооружения, ритуальная пластика и многообразная орнаментика бытовой и ритуальной посуды, выгодно выделяющая трипольскую культуру из числа других культур крашеной керамики.

         Священным, почитаемым местом в трипольских  жилищах была печь. Около печи  иногда обнаруживают алтари прямоугольной или крестообразной формы, близ которых (порою на специальных возвышениях) располагались глиняные фигурки, чаши на антропоморфных подставках и орнаментированные спиралями сосуды для зерна. Особый интерес представляет святилище, раскопанное в Сабатиновке на Южном Буге. Святилище представляло собой глинобитное турлучное сооружение общей площадью 70 кв. м. Здание внутри делится четко на две половины: первая, ближайшая ко входу, совершенно пуста; здесь нет ни сооружений, ни находок. Это, так сказать, нартекс языческого храма. Удаленная от входа глубинная половина (не отделенная перегородкой) содержит три примечательных элемента: большую печь на круглом постаменте, глинобитный (из обожженной обмазки) прямоугольный алтарь длиной 6 м и близ алтаря и печи, в углу, наиболее удаленном от входа, – большой глиняный «рогатый трон». На алтаре находилось 16 глиняных фигурок, изображавших дебелых, широкобедрых женщин в сидячей позе; есть и модели «рогатого трона», спинки которых как бы имитируют бычьи рога. Одна из женских фигурок держит в руках змею, голова которой приникла к лицу женщины. У алтаря стоял большой сосуд с рельефным изображением четырех женских грудей, предназначавшийся, очевидно, для воды. Около печи стояли разные сосуды: курильница, сосуд с бычьими костями и следами огня. В середине святилища располагались пять жерновков-зернотерок и около каждой из них – по женской фигурке.

Безусловно, правы исследователи, называющие это примечательное сооружение святилищем. Перед нами – своеобразный женский дом, связанный с выпечкой ритуального хлеба. Если сущность мировоззрения первобытного земледельца выразить простейшей формулой зерно + земля + дождь = урожаю, то в пластике триполья мы найдем отражение всех звеньев этой формулы, выраженных посредством женской фигуры.

        Самым убедительным  доказательством связи женских  статуэток с аграрной магией  является установленное С. Н. Бибиковым  наличие зерен и муки в составе  глиняного теста. Значит, когда предполагали  вылепить женскую фигурку, то  в мягкую глину добавляли зерно и муку, сливая воедино аграрное и женское начала!                      В трипольской культуре значительное место принадлежит разнообразным глиняным фигуркам женщин, что связано с устойчивой на протяжении всех последующих тысячелетий идеей отождествления земли с женщиной, уподобления беременности процессу вызревания зерна в почве.

       Женские фигуры  различны и многообразны. Они  могут изображать и божество  плодородия, и жриц этого божества, и участниц аграрно-магических  церемоний, и покровительниц того или иного природного явления, способствующего урожаю.

Главным для земледельцев являлся, естественно, процесс созревания урожая. В религиозной сфере эти земледельческие идеи выражались в устойчивой символике: земля – женщина; засеянная нива уподоблялась женщине, созревание зерен – рождению ребенка. Большое внимание уделялось теме дождя, необходимого полям. В символическом выражении это выглядело, как молоко богини.

Связанные с аграрной магией женские фигурки делятся на два хронологически различных типа: ранние изображения (IV тысячелетие) дают нам зрелых матрон с необъятными чреслами, щедро украшенными затейливой татуировкой. Более поздние (III тысячелетие) фигурки изображают юных девушек с тонкой талией, неширокими бедрами и миниатюрными грудями. Однако идея зарождения новой жизни проведена и при изготовлении этих гранильных фигурок: иногда встречаются отпечатки зерен, иногда – беременность юной женщины. Различие между матронами и «девами» настолько велико, что его следует расценивать как серьезное изменение в самих представлениях трипольцев: на раннем этапе существовало стремление отразить плодовитость вообще, и ее выражали посредством фигур массивных зрелых женщин. В более позднее время внимание сосредоточилось на первичном зарождении жизни (девушка становилась женщиной), что возможно истолковать в связи с сезонностью сельскохозяйственных работ: весенняя, еще не вспаханная яровая пашня пахалась в этом году впервые и засевалась семенами.

         В трипольском  искусстве уделено большое внимание воде как источнику жизни. Для европейского земледелия, не знавшего искусственного орошения полей, единственной формой увлажнения почвы были атмосферные осадки – роса и дождь. В трипольской культуре (поселение в Незвиско) известны статуэтка сидящей женщины, седалище, расписная чара и «черпало»; все это – принадлежности ритуала заклинания воды, моления о дожде, глиняные модели настоящего обряда. Известно большое количество мисок-чар трипольской культуры с различными изображениями на внутренней, предназначенной для воды поверхности. Обращают на себя внимание чары со стилизованными фигурами двух оленей. У оленей изображены ветвистые рога, передние ноги, а их туловища обозначены широкой полосой, как обычно трипольские художники изображали дождевые полосы. Эти дождевые олени как бы мчатся по небосводу в каком-то вихре; под их ногами иногда изображена земля, но сами они летят над землей, не соприкасаются с ней. Иногда в центре чары изображен знак женского пола.       

           В  земледельческом искусстве трипольцев культ змеи занимает видное место. Основу змеиного спирального орнамента составляют, очевидно, не зловредные гадюки, а мирные ужи, почитаемые как покровители дома у многих народов.  Змеи, как известно, выползают и активно действуют в дождливое время, и эта связь змеи с желанной небесной влагой и обусловила такое внимание к змеиной теме.

       Сложным у древних  земледельцев было представление  о жизни и смерти, которое прослеживается  в погребальных памятниках. На  позднем этапе в разных частях ареала распространения трипольцев возникают сразу несколько типов погребального обряда. Как отмечалось выше, именно на этом этапе начинает фиксироваться обряд погребения. О вере в жизнь после смерти свидетельствует то, что в трипольских домах оставляли целой посуду, зернотерки, некоторые орудия труда перед ритуальным сожжением. То есть еще недавно жилые помещения становились культовой достопримечательностью, где продолжали жить души умерших здесь жителей, которым оставлены вещи должны пригодиться в загробном мире. Сжигание же домов указывает на существование культа огня, с помощью которого осуществлялся переход из одного качества в другое. Так же вели себя и с гончарными печами. По наблюдениям исследователей, прежде чем оставить обжиговые камеры, их заполняли специально отобранными сосудами, было своеобразным жертвоприношением не только дань милости божества, которое занималось гончарством, но и с целью дальнейшего обеспечения производства. Этот ритуал был, очевидно, составной частью большого ритуала оставления поселений.

 

                                                         5. Искусство

 

Для трипольской культуры характерны своеобразные керамические изделия с росписью. Часто эту культуру называют «культурой расписной керамики».

В любом трипольском жилище археологи находят от 30 до 200 высокохудожественных керамических изделий - блюдечек, тарелочек, кувшинчиков, кубков, амфор, кратероподобных фруктовниц. Формы посуды, были самыми распространенными: конические и полусферические миски, кубки, биконичные и сфероконичные, грушевидные, кратерообразные сосуды, шлемовидные и конические покрышки, биноклеподобные, зооморфные сосуды.

Качество посуды бесподобное - она тонкая, гладкая, мастерски раскрашенная белой, чёрной и красной краской. Ритмика орнамента совершенна, он насыщен символами и какими-то знаками. Вероятно, эти знаки - первичная магия, обращение к потусторонним силам, просьба о покровительстве, защите и попытка этими силами руководить.

            В трипольских поселениях обнаруживается  множество разнообразных керамических изделий – сосудов, антропоморфных и зооморфных статуэток, игрушек, амулетов и моделей жилищ. Из трипольских керамических изделий следует упомянуть глиняные погремушки яйцевидной формы с глиняными же шариками внутри. Заслуживают внимания миниатюрные глиняные кресла (модели) с рогообразными спинками. На креслах помещались глиняные статуэтки женщин в сидячей или полулежачей позе. У трипольцев по-разному изображены женские статуэтки. Можно предполагать, что женский образ отождествлялся с солнцем, небом, водой и землёй. Вот почему мы находим статуэтки женщин с поднятыми вверх руками, а глиняные статуэтки из Луки-Врублевецкой, найденные недавно археологом С.Н. Бибиковым, были с примесью пшеничных зерён в глиняной массе - символ плодородия земли.        

Информация о работе Трипольская культура