Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:43, реферат
Тоталитаризм сталинской системы осознавался учеными уже в годы его становления. Это отмечал, в частности, еще в 1941 году Вернадский. Более детально концепция тоталитаризма была разработана в 50-х – 60-х годах. Особенно важны в понимании особенностей отечественного тоталитаризма труды М.Джиласа, А.Авторханова, М.Восленского[1], представителей диссидентского движения 60-х – 70-х годов А.Амальрика, А.Сахарова, Ю.Орлова и других[2].
Такой патриотизм вполне оправдан и полезен для укрепления единства общества. Он не исключает критику порой весьма важных персон и крупных ошибок, но только не генеральной линии партии. Р.Баландин и С.Миронов отмечают, что «развитие и расцвет СССР показали в сжатом виде те гигантские потенциальные возможности, которые сопряжены с народовластием и коллективизмом. Но героический подъем сменился застоем и духовным обнищанием, прямо пропорциональным материальному обогащению»[15].
Конечной целью тоталитарного государства был «новый человек». Для этого нужно было сломать традиции недавнего прошлого и вписать людей в новый миф. Народу приписывалась некая историческая миссия, ради достижения которой он должен быть готовым к любым мышлениям. «Миссией народов Российской империи стало «счастье всего человечества», т.е. коммунизм и борьба с «эксплуатацией человека человеком»[16]. Конечно, это может показаться наивным. Но современники Сталина воспринимали происходящее совсем иначе. Для них эти мифы были каждодневной реальностью. Они не могли отменить ее. Кто-то сопротивлялся тоталитарной мифологии, издавая свою собственную, кто-то искал убежища в религии, но большинство так или иначе было включено в тоталитарный миф. Поэтому пропаганда достигла своей цели. Достаточно сказать, что, например, Ленин, возглавив движение «Вся власть - Советам!», смог овладеть этим процессом, а не встать у него на дороге. А овладев процессом, он смог «укротить Советы» и направить их энергию на самопостроение сильного государства»[17]. Эти методы манипуляции массовым сознанием успешно применил и Сталин. Однако понимая, что революционная мифология уже не справляется с задачей мобилизации всех сил и возможностей страны, сумел скрестить революционную и русскую национальную мифологию. В своей речи на параде 7 ноября 1941 года он сказал: «Дух великого Ленина и его победоносное знамя вдохновляют нас теперь на Отечественную войну так же, как и 23 года назад»[18]. Но «духа Ленина» Сталину показалось недостаточно и он апеллировал к национальному сознанию русского народа. Интересно то, что грузин Сталин назвал русских героев «нашими предками». Тем самым он дал понять, что является не только пролетарским вождем, но чем-то выше, вроде русского царя. Общеизвестно, что к мифологии политики обращаются в переломные моменты истории, в годы кризисов и революций. Миф обеспечивает доступ к рычагам управления массовым сознанием в условиях острого дефицита властных ресурсов. Это мы ясно видим в период сложившегося культа личности как в предвоенные годы, так и в годы войны.
Сила сталинского
мифа была еще в том, что он давал
ясный образ будущего. Советские
войска будут гнать Гитлера до
самого Берлина, как гнали Наполеона
до Парижа. «Гитлеровская фашистская
армия также может быть разбита
и будет разбита, как были разбиты
армии Наполеона и Вильгельма»[
Таким образом, формирование и утверждение сталинизма как идеологической основы в последующем определило всю сущность социокультурной и общественно-политической жизни в СССР. Незыблемость сталинских постулатов пронизывала в буквальном смысле слова повседневную жизнь советского народа, определяя их сознание, нравственность, мышление, дела, поступки, формируя основные принципы внутренней и внешней политики СССР как в годы войны, так и в послевоенные годы.
Подводя итог вышеизложенному,
приведу слова Л.Лазарева: «Сталин,
конечно, был очень и очень крупным человеком,
человеком очень большого масштаба. Это
был политик, личность, которую не выбросишь
из истории. Этот человек, в частности,
если говорить о войне, делал и много необходимого,
много такого, что влияло в положительном
смысле на ход дела. Достаточно прочесть
его переписку с Рузвельтом и Черчиллем,
чтобы понять, какого масштаба и какого
политического дарования был этот человек»[22].
[1]Авторханов А. Технология власти. - М., 1991; Джилас М. Лицо тоталитаризма. - М., 1992; Восленский М. Номенклатура. - М., 1991.
[2]Амальрик А. Записки диссидента. - М., 1991; Сахаров А. Тревоги и надежды. - М., 1990; Орлов Ю. Опасные мысли. - М., 1993.
[3]Амальрик А. Записки диссидента. - М., 1991; Сахаров А. Тревоги и надежды. - М., 1990; Орлов Ю. Опасные мысли. - М., 1993.
[4] Ямалов Б. XX век в судьбах Отечества. – Уфа, 1995. - С. 33.
[5]Новый журнал. - 1964. - № 75. - С. 181-182.
[6]Сталин И. Вопросы ленинизма. - 11-е изд. - М., 1945. - С. 106-156.
[7]Сталин И. Соч. - Т. 5. - С. 66.
[8] Сталин И. Соч. - Т. 13. - С. 228.
[9] Волкогонов. Сталин. Кн. 2. - М., 1997. - С. 545.
[10] Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. – 5-е изд., 1950. – С. 118.
[11]Франк. С. Сочинения. - М., 1990. - С. 120
[12] Громов Е. Сталин: искусство и власть. - М., 2003. - С. 43.
[13]Буллок А. Гитлер и Сталин. – Смоленск, 1994. - Т. 2. - С. 260.
[14]Фейхтвангер Л.М., 1937. - С. 62.
[15]Баландин Р., Миронов С. Заговоры и борьба за власть. – М., 2003. - С. 270-271.
[16] Цуладзе А. Политическая мифология. - М., 2003. - С. 219.
[17] Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М., 2000. - С. 612.
[18] О Великой Отечественной войне Советского Союза. - М., 2002. - С. 36.
[19]О Великой Отечественной войне Советского Союза. - М., 2002. - С. 12.
[20]Андреева Л. Религия и власть вРоссии. - М., 2001. - С. 244.
[21] Андреева Л. Религия и власть вРоссии. - М., 2001. - С. 86.
[22]Лазарев Л. Это наша судьба. – М.: Советский писатель, 1983.