Тоталитаризм сталинской системы и его влияние на формирование идеологии в СССР (30-е – 40-е г. ХХ в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:43, реферат

Краткое описание

Тоталитаризм сталинской системы осознавался учеными уже в годы его становления. Это отмечал, в частности, еще в 1941 году Вернадский. Более детально концепция тоталитаризма была разработана в 50-х – 60-х годах. Особенно важны в понимании особенностей отечественного тоталитаризма труды М.Джиласа, А.Авторханова, М.Восленского[1], представителей диссидентского движения 60-х – 70-х годов А.Амальрика, А.Сахарова, Ю.Орлова и других[2].

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.04 Кб (Скачать)

Такой патриотизм вполне оправдан и полезен для укрепления единства общества.  Он не исключает критику порой весьма важных персон и крупных ошибок, но только не генеральной линии партии. Р.Баландин и С.Миронов отмечают, что «развитие и расцвет СССР  показали в сжатом  виде те  гигантские потенциальные возможности, которые сопряжены с народовластием и коллективизмом. Но героический подъем сменился застоем и духовным обнищанием, прямо пропорциональным материальному обогащению»[15].

Конечной целью  тоталитарного государства был  «новый человек». Для этого нужно  было сломать традиции недавнего  прошлого и вписать людей в  новый миф. Народу приписывалась  некая историческая миссия, ради достижения которой он должен быть готовым к  любым мышлениям. «Миссией народов  Российской империи стало «счастье всего человечества», т.е. коммунизм  и борьба с «эксплуатацией человека человеком»[16]. Конечно, это может показаться наивным. Но современники Сталина воспринимали происходящее совсем иначе. Для них эти мифы были каждодневной реальностью. Они не могли отменить ее. Кто-то сопротивлялся тоталитарной мифологии, издавая свою собственную, кто-то искал убежища в религии, но большинство так или иначе было включено в тоталитарный миф. Поэтому пропаганда достигла своей цели. Достаточно сказать,  что, например,  Ленин, возглавив движение «Вся власть - Советам!», смог овладеть этим процессом, а не встать у него на дороге. А овладев процессом, он смог «укротить Советы» и направить их энергию на самопостроение сильного государства»[17]. Эти методы манипуляции массовым сознанием успешно применил и Сталин. Однако понимая, что революционная мифология уже не справляется с задачей мобилизации всех сил и возможностей страны, сумел скрестить революционную и русскую национальную мифологию. В своей речи на параде 7 ноября 1941 года он сказал: «Дух великого Ленина и его победоносное знамя вдохновляют нас теперь на Отечественную войну так же, как и 23 года назад»[18]. Но  «духа Ленина» Сталину показалось недостаточно и он апеллировал к национальному сознанию русского народа. Интересно то, что грузин Сталин назвал русских героев «нашими предками». Тем самым он дал понять, что является не только пролетарским вождем, но чем-то выше, вроде русского царя. Общеизвестно, что к мифологии политики обращаются в  переломные  моменты  истории,  в  годы кризисов и революций. Миф обеспечивает доступ к рычагам управления массовым сознанием в условиях острого дефицита  властных  ресурсов.  Это  мы ясно видим в период сложившегося культа личности как в предвоенные годы, так и в годы войны.

Сила сталинского  мифа была еще в том, что он давал  ясный образ будущего. Советские  войска будут гнать Гитлера до самого Берлина, как гнали Наполеона  до Парижа. «Гитлеровская фашистская армия также может быть разбита  и будет разбита, как были разбиты  армии Наполеона и Вильгельма»[19], - утверждал Сталин в своей речи от 3 июля 1941 года. В 30-х годах создается религиозный культ Сталина, который, «подобно древнегреческим фараонам, по должности, унаследовал божественную природу Ленина, согласно формуле: «Сталин – Ленин сегодня!»[20].Новая власть, проявив незаурядную изворотливость, использовала высвободившуюся религиозную энергию для создания нового культа. Появился знаменитый лозунг: «Могила Ленина -  колыбель  свободы  человечества».  Создав  новый  культ,  большевики  решили многие насущные проблемы своей власти, прежде всего, обеспечив ее легитимность. «Должность главы партии стала сакральной, объединив жреческо-идеологические и властные земные функции…»[21].

Таким образом, формирование и утверждение сталинизма как  идеологической основы в последующем  определило всю сущность социокультурной  и общественно-политической жизни  в СССР. Незыблемость сталинских постулатов пронизывала в буквальном смысле слова повседневную жизнь советского народа, определяя их сознание, нравственность, мышление, дела, поступки, формируя основные принципы внутренней  и  внешней  политики СССР как в годы войны, так и в послевоенные годы.

Подводя итог вышеизложенному, приведу слова Л.Лазарева: «Сталин, конечно,  был  очень  и  очень крупным  человеком,  человеком очень большого масштаба. Это был политик, личность, которую не выбросишь из истории. Этот человек,  в частности,  если говорить о войне,  делал и много  необходимого, много такого, что влияло в положительном смысле на ход дела. Достаточно прочесть его переписку с Рузвельтом и Черчиллем, чтобы понять, какого масштаба и какого политического дарования был этот человек»[22]. 

[1]Авторханов А. Технология власти. - М., 1991; Джилас М. Лицо тоталитаризма. - М., 1992; Восленский М. Номенклатура. - М., 1991.

[2]Амальрик А. Записки диссидента. - М., 1991; Сахаров А. Тревоги и надежды. - М., 1990; Орлов Ю. Опасные мысли. - М., 1993.

[3]Амальрик А. Записки диссидента. - М., 1991; Сахаров А. Тревоги и надежды. - М., 1990; Орлов Ю. Опасные мысли. - М., 1993.

[4] Ямалов Б. XX век в судьбах Отечества. – Уфа, 1995. - С. 33.

[5]Новый  журнал. - 1964. - № 75. - С. 181-182.

[6]Сталин И. Вопросы ленинизма. - 11-е изд. -  М., 1945. - С. 106-156.

[7]Сталин И. Соч. - Т. 5. - С. 66.

[8] Сталин И. Соч. - Т. 13. - С. 228.

[9] Волкогонов. Сталин. Кн. 2. - М., 1997. - С. 545.

[10] Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. – 5-е изд., 1950. – С. 118.

[11]Франк. С. Сочинения. - М., 1990. - С. 120

[12] Громов Е. Сталин: искусство и власть. - М., 2003. - С. 43.

[13]Буллок А. Гитлер и Сталин. – Смоленск, 1994. - Т. 2. - С. 260.

[14]Фейхтвангер Л.М., 1937. - С. 62.

[15]Баландин Р., Миронов С. Заговоры и борьба за власть. – М., 2003. - С. 270-271.

[16] Цуладзе А. Политическая мифология. - М., 2003. - С. 219.

[17] Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М., 2000. - С. 612.

[18] О Великой Отечественной войне Советского Союза. - М., 2002. - С. 36.

[19]О Великой Отечественной войне Советского Союза. - М., 2002. - С. 12.

[20]Андреева Л. Религия и власть вРоссии. - М., 2001. - С. 244.

[21] Андреева Л. Религия и власть вРоссии. - М., 2001. - С. 86.

[22]Лазарев Л. Это наша судьба. – М.: Советский писатель, 1983.

Информация о работе Тоталитаризм сталинской системы и его влияние на формирование идеологии в СССР (30-е – 40-е г. ХХ в.)