Типы и технические характеристики железнодорожных вагонов и контейнеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:37, реферат

Краткое описание

Со времени появления в России первых железных дорог до наших дней отечественное вагоностроение прошло долгий, интересный и сложный путь — от простейших вагонных конструкций до современных большегрузных восьмиосных вагонов и комфортабельных пассажирских, построенных с учетом новейших достижений науки и техники.
Наша отечественная железнодорожная наука может гордиться своими достижениями, в том числе и в области создания и совершенствования новейших конструкций вагонов, а также рядом новых научных направлений в вагоностроении, которые во многом опередили соответствующие исследования зарубежных специалистов.

Оглавление

Введение 3
1. Железнодорожные вагоны 7
1.1. Типы вагонов 7
1.2. Технические характеристики вагонов 13
2. Железнодорожные контейнеры 15
2.1. Типы контейнеров 15
2.2. Технические характеристики контейнеров 16
Заключение 18
Список источников 19

Файлы: 1 файл

Реферат по истории развития ж.д транспорта.docx

— 37.84 Кб (Скачать)

По месту  эксплуатации вагоны подразделяются на общесетевые и промышленного транспорта.

Общесетевые вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог страны.

Вагоны промышленного транспорта, если их конструкции полностью соответствуют нормам для расчетов на прочность и проектирование вагонов магистральных железных дорог и требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), имеют право выхода на пути; вагоны других конструкций, не удовлетворяющие этим требованиям, допускаются для движения только по внутризаводским и другим промышленным путям замкнутого направления.

Конструкция вагонов грузового парка оказывает  влияние на сохранность грузов, скорость выполнения грузовых операций, эффективность  перевозок, безопасность движения поездов, сохранность грузов, максимальное использование  грузоподъемности и вместимости, обеспечение  комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и сокращение простоя вагонов  под грузовыми операциями. Парк грузовых вагонов состоит из универсальных  (крытых, платформ, полувагонов) и специализированных. В универсальных вагонах могут перевозиться практически все грузы, в специализированных - лишь те, для которых они предназначены.

К специализированным вагонам относятся цистерны, изотермические, зерновозы, муковозы, цементовозы, думпкары, хопперы для перевозки цемента, минеральных удобрений, зерна, специальные  цистерны для перевозки цемента, муки, каустической соды, спирта, сжиженных  газов, вязких веществ, двухъярусные платформы  для легковых автомобилей, транспортеры для тяжеловесных грузов и др.

По способу  загрузки вагоны делят на открытые и закрытые. Вагоны открытого типа имеют значительные преимущества перед  крытыми: шире возможность механизации  погрузочно-разгрузочных работ, ниже простой  вагонов ввиду ускорения погрузки и выгрузки, меньше расходы на постройку, ремонт, содержание, возможны перевозки  длинномерных, громоздких грузов.

Одной из важных характеристик грузового вагона является его грузоподъемность, под  которой понимают максимально допускаемую  конструкцией нагрузку вагона, устанавливаемую  МПС с учетом полного обеспечения  безопасности движения поездов. Удельная грузоподъемность вагона - это количество тонн грузоподъемности, приходящееся на 1 м геометрического объема кузова (т/м'). Грузоподъемность и вместимость  вагона могут быть полностью использованы при удельной грузоподъемности, равной плотности груза, т. е. массе 1 м груза  в том виде и состоянии, в которых  его перевозят по железным дорогам. Если плотность груза меньше удельной грузоподъемности вагона, вместимость  вагона используется полностью, а грузоподъемность - не полностью, при большой плотности - наоборот.

При разработке планов перевозок грузов по железным дорогам используют показатели техническая  норма загрузки и статическая  нагрузка вагона. Техническая норма  загрузки вагона - это обязательное количество груза, которое должно быть погружено в данный тип вагона при полном использовании вместимости или грузоподъемности. Эта норма устанавливается для каждого конкретного типа вагона при загрузке его конкретным грузом (для вагонов - в тоннах, для контейнеров в килограммах). Сетевые технические нормы загрузки вагонов разрабатываются и устанавливаются МПС, местные- дорогами погрузки.

Статическая нагрузка вагона - это количество тонн погруженного груза, приходящееся в  среднем на один вагон. Система нумерации  подвижного состава позволила в  восьмизначном номере объединить неповторяющийся  инвентарный номер, присвоенный  данной единице подвижного состава, основную характеристику его и кодовую  защиту достоверности считывания номера.

Первая цифра  характеризует род подвижного состава: 2 - крытые грузовые вагоны, 4 - платформы, 6 - полувагоны, 7 - цистерны, 8 - изотермические вагоны, 3 и 9 - прочие вагоны (специализированные и др.).

Общим для  всех грузовых вагонов (кроме номеров  прочих вагонов, начинающихся с цифры 3) является кодирование осности. Второй знак номера характеризует осность  и основные характеристики вагона. Цифры 0-8 обозначают четырехосные, цифра 9 - восьмиосные вагоны. Все шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к  прочим вагонам, номера которых начинаются с цифры 3 (у шестиосных вторая цифра  номера - 6, у транспортеров - 9). Кроме  осности, вторая цифра определяет: для  крытых вагонов - объем кузова (0 - до 120 м, 1 - более 120 м, 4 - более 120 м с уширенными дверными проемами), для платформ - длину  рамы (0 - до 13,4 м, 2 - 13,4 м и более), для  четырехосных полувагонов- наличие  люков в полу и торцовых дверей (0 - с люками и торцовыми дверями, 4 - с люками без торцовых дверей, 8- с глухим кузовом), для цистерн - специализацию, для рефрижераторных  вагонов и ледников - особенности  конструкции. Четвертый, пятый и  шестой знаки в номере вагона определяют их порядковый номер и характеристик  не содержат. В седьмом знаке цифра 9 свидетельствует о наличии у  вагона (кроме рефрижераторных) переходной площадки. Восьмая цифра - контрольная. С ее помощью проверяется правильность считывания (передачи) номера. Она наносится слитно с остальными цифрами номера.

    1. Технические характеристики вагонов

Одной из важных характеристик грузового вагона является его грузоподъемность, под  которой понимают максимально допускаемую  конструкцией нагрузку вагона, устанавливаемую  МПС с учетом полного обеспечения  безопасности движения поездов.

Удельная  грузоподъемность вагона — это количество тонн грузоподъемности, приходящееся на 1 м' геометрического объема кузова (т/м').

Грузоподъемность  и вместимость вагона могут быть полностью использованы при удельной грузоподъемности, равной плотности  груза, т. е. массе 1 м' груза в том  виде и состоянии, в которых его  перевозят по железным дорогам. Если плотность груза меньше удельной грузоподъемности вагона, вместимость  вагона используется полностью, а грузоподъемность — не полностью, при большой плотности  — наоборот.

При разработке планов перевозок грузов по железным дорогам используют показатели техническая  норма загрузки и статическая  нагрузка вагона.

Техническая норма загрузки вагона — это обязательное количество груза, которое должно быть погружено в данный тип вагона при полном использовании вместимости  или грузоподъемности. Эта норма  устанавливается для каждого  конкретного типа вагона при загрузке его конкретным грузом (для вагонов  — в тоннах, для контейнеров  в килограммах). Сетевые технические  нормы загрузки вагонов разрабатываются  и устанавливаются МПС, местные- дорогами погрузки.

Статическая нагрузка вагона — это количество тонн погруженного груза, приходящееся в среднем на один вагон.

Система нумерации  подвижного состава позволила в  восьмизначном номере объединить неповторяющийся  инвентарный номер, присвоенный  данной единице подвижного состава, основную характеристику его и кодовую  защиту достоверности считывания номера.

Первая цифра  характеризует род подвижного состава: 2 — крытые грузовые вагоны, 4 — платформы, 6 — полувагоны, 7 — цистерны, 8 —  изотермические вагоны, 3 и 9 — прочие вагоны (специализированные и др.).

Общим для  всех грузовых вагонов (помимо номеров  прочих вагонов, начинающихся с цифры 3) является кодирование осности. Второй знак номера характеризует осность  и основные характеристики вагона.

Цифры 0-8 обозначают четырехосные, цифра 9 — восьмиосные  вагоны. Все шестиосные вагоны и  транспортеры отнесены к прочим вагонам, номера которых начинаются с цифры 3 (у шестиосных вторая цифра номера — 6, у транспортеров — 9). Помимо осности, вторая цифра определяет: для  крытых вагонов — объем кузова (0 — до 120 м', 1 — намного более 120 м', 4 — намного более 120 м' с уширенными дверными проемами), для платформ —  длину рамы (0 — до 13,4 м, 2 — 13,4 м  и больше), для четырехосных полувагонов- наличие люков в полу и торцовых дверей (0- с люками и торцовыми  дверями, 4 — с люками без торцовых дверей, 8- с глухим кузовом), для цистерн  — специализацию, для рефрижераторных  вагонов и ледников — особенности  конструкции.

Четвертый, пятый  и шестой знаки в номере вагона определяют их порядковый номер и  характеристик не содержат. В седьмом  знаке цифра 9 свидетельствует о  наличии у вагона (помимо рефрижераторных) переходной площадки. Восьмая цифра  — контрольная. С ее помощью проверяется  правильность считывания (передачи) номера. Она наносится слитно с остальными цифрами номера.

 

 

  1. Железнодорожные контейнеры

    1. Типы контейнеров

В соответствии со стандартом ISO 830 под грузовым контейнером  понимается предмет транспортного  оборудования:

  • имеющий постоянный характер в силу этого достаточно прочный, чтобы быть пригодным для многократного использования;
  • специальной конструкции, позволяющей осуществлять перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перевозки грузов;
  • снабженный приспособлениями, позволяющими осуществлять его перегрузку, в частности передачу с одного вида транспорта на другой;
  • изготовленный таким образом, чтобы максимально облегчить процессы его загрузки-разгрузки.

Контейнеры  классифицируются по четырем основным признакам: назначению, конструкции, величине массы брутто и нетто, сфере обращения.

По назначению – контейнеры подразделяются на универсальные, предназначенные для перевозки тарно-штучных грузов, и специализированные, предназначенные для перевозки сыпучих материалов, жидких, рефрижераторных, газообразных и других грузов.

По конструкции – контейнеры делятся на крытые и открытые, водонепроницаемые и негерметизированные, металлические и из полимерных материалов с металлическим каркасом и т.д.

По величине массы брутто и нетто – контейнеры подразделяются в соответствии с рекомендованными ISO (Международной организацией по стандартизации) фиксированными величинами. Наиболее распространенными являются контейнеры массой 30 и 20т., с неизменной шириной 8 футов (2,438 м). Высота контейнеров различна: 8 футов (2,438 м), 8,5 футов (2,59м), 9 футов (2,74 м) и 9,5 футов (2,896м). В настоящее время в основном эксплуатируются контейнеры высотой 8,5 футов (2,59м) и реже 9,5 футов (2,896м). Для перевозки тяжелых грузов, не подверженных порче при любых погодных условиях, применяются контейнеры без крыши высотой, равной 0,5 стандартной, а также контейнеры-платформы – флеты (flats) – для укладывания на них габаритных грузов. Длина контейнеров: 40, 30, 20 и 10 футов.

По сфере обращения – контейнеры делятся на международные, магистральные, допущенные к перевозке на одном или нескольких видах транспорта внутри одного государства, внутризаводские.

    1. Технические характеристики контейнеров

Под грузовым контейнером для международных (а  также внутренних) перевозок понимается единица транспортного оборудования многократного использования. Конструкция  грузового контейнера обеспечивает сохранную перевозку грузов одним  или несколькими видами транспорта, что достигается достаточной  прочностью контейнера в течение  установленного срока службы.

 Независимо  от назначения все контейнеры  стандартизированы по массе брутто, габаритам, присоединительным размерам, а также по конструкции присоединительных  устройств к подвижному составу  железнодорожного и автомобильного  транспорта и к захватным органам  погрузочно-разгрузочных машин.  Это позволяет осуществлять с  минимальными затратами времени  и труда смешанные перевозки  различными видами транспорта, реализуя  принцип "от двери до двери".(смотрите  также  виды полуприцепов-контейнеровозов)

 Типы и  основные размеры крупнотоннажных  универсальных контейнеров регламентированы  стандартом ИСО 668 «Грузовые контейнеры. Наружные размеры и максимальная  масса брутто» и ГОСТ 18477 «Контейнеры  универсальные. Типы, основные параметры  и размеры». Согласно этому документу  на международных транспортных  линиях используются контейнеры  грузоподъемностью брутто 30 т (типы 1А, 1АА), 25 т (типы 1В, 1ВВ), 20 т (типы 1С, 1СС) и 10 т (тип 1D) с единым поперечным сечением 2 438 х 2 438 мм (для типов 1А, 1В, 1С и 1D) или 2 438 х 2 591 мм (для типов 1АА, 1ВВ, 1СС) и длиной соответственно 12 192, 9 125, 2 991 мм. Их минимальные внутренние размеры определены стандартом ИСО 1894: ширина 2 330 мм (при высоте контейнера 2 197 мм) или 2 250 мм (при высоте 2 591 мм). Среди универсальных крупнотоннажных контейнеров общего назначения наибольшее распространение получили:

 – 20-футовые  стандартные контейнеры (dry freight); –  40-футовые стандартные контейнеры (dry freight); – 40-футовые контейнеры  типа high cube (увеличенной высоты и  вместимости).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На железных дорогах мира находится в обращении  более 5 млн. грузовых вагонов. Конструкция  современного грузового вагона создавалась  в течение длительного периода.

Совершенствование грузовых вагонов происходило по нескольким направлениям. Среди них - повышение грузоподъемности, приспособление конструкций вагонов к перевозкам различных видов грузов, включая  создание лучших условий для погрузочно-разгрузочных работ, оснащение вагонов средствами механизации и автоматизации.

Первые грузовые вагоны были универсальными. Для грузов, боящихся атмосферных осадков, предназначались  крытые вагоны, для других грузов - платформы. Однако быстро выявились преимущества вагонов, специализированных для перевозки отдельных грузов. Доля специализированных вагонов в ряде стран достигает 80-90% вагонного парка.

Еще одно направление  совершенствования грузовых вагонов - развитие отдельных элементов его  конструкции, которое облегчает  выполнение различных операций при  следовании вагонов в составе  поезда и маневровой работы на станциях, - совершенствование сцепных устройств, тормозов, приспособлений для погрузочно-выгрузочных  работ, ходовых частей и кузова.

Информация о работе Типы и технические характеристики железнодорожных вагонов и контейнеров