Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:01, реферат
Социальное программирование - это тоже что и зомбирование (которое то и дело с возмущением улавливают в деятельности разных «сект»), разве что в данном случае оно направленно оно «на пользу обществу» (социуму) - той структуре, которая в нынешней человеческой реальности стоит над индивидуумом, и имеет свои собственные задачи, отличные от задач индивидуальных.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ…………………………………………5
2 ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..20
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ……………
2 ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..20
ВВЕДЕНИЕ
Социальное программирование - это тоже что и зомбирование (которое то и дело с возмущением улавливают в деятельности разных «сект»), разве что в данном случае оно направленно оно «на пользу обществу» (социуму) - той структуре, которая в нынешней человеческой реальности стоит над индивидуумом, и имеет свои собственные задачи, отличные от задач индивидуальных.
Общество формируется из отдельных людей, точнее из «могущих быть отдельными» и оно может рассмотрено в качестве некоего существа, с одной стороны вбирающего в себя свойства отдельного человеческого существа, а с другой - управляющее сознанием каждого своего члена (гражданина).
Как всякое существо,
оно может быть и «больным» и «здоровым»,
переживает свое «рождение», «рост», «старость»
и «смерть» и поскольку в данном случае
рассматривается человеческое
В общем-то, все происходит вполне «автоматически» - ребенок только родился, как тут же оказывается в социально-культурном окружении, и начинается процесс приведения его в соответствие с теми «нормами», что присущи сложившейся с данном месте и в данное время культуре. Дальше процесс такого «бытового» зомбирования продолжается на более широком поле деятельности - люди смотрят одинаковые фильмы, читают одни и те же книги, слушают одну и ту же музыку, одинаковым образом формируют сферу своих интересов.
Можно сказать, что общество (социум) через посредство своих членов вносит в сознание индивидуума определенный набор постулатов, выгодных данному конкретному обществу таким хитрым образом, что человек принимает привнесенные программы, общественные догмы за «собственное мнение», и руководствуется запрограммированным набором так, как будто это его персональные интересы.
С эзотерических позиций
основной набор «людских предрассудков»
рассматривается в разделе
1 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ
Социальное программирование
- это такая форма управленческой деятельности,
которая связана с моделированием будущего,
с оценкой возможных вариантов его
Характеристика
Анализ научных публикаций по данной теме свидетельствует, что чаще всего на роль специальной теории программирования претендует математическая теория управления и прежде всего теория исследования операций. В соответствии с ней ключевыми категориями, раскрывающими суть программной деятельности и процесса программирования, являются такие, как “система”, “операция”, “управление”. Из них выводятся понятия “цель”, “проблема”, “отношение”. При этом отношения трактуются в формально-логическом смысле, как бинарные, трехместные и n-местные связи между элементами системы, обладающие рядом общих свойств, на основе которых проводится анализ поведения системы. Подобным образом определяется и понятие системы. Она характеризуется как целостное множество элементов, связанных между собой указанными отношениями. В свою очередь управление рассматривается исключительно в кибернетическом контексте, без учета социальных аспектов взаимодействия различных субъектов.
На наш взгляд, теория
исследования операций может быть полезной
для социального
Научное осмысление процессов целеполагающей и целереализующей деятельности в обществе возможно только в рамках теории социального развития. Именно она должна стать фундаментом социального программирования. Понятия “социальное изменение”, “цель”, “проблема”, “управленческое решение”, “социальное взаимодействие”, без которых трудно объяснить смыл программной деятельности, нужно рассматривать прежде всего в контексте теории социального развития, а не в контексте общей теории систем, как это предполагается в исследовании операций.
Изучение тенденций,
форм и механизмов социального развития,
анализ социальных изменений составляют
ядро социологии, ибо зарождение самой
науки было продиктовано потребностью
осмысления фундаментальных
Фундаментальные идеи,
касающиеся проблематики социального развития,
а также ключевые понятия соответствующей
теории были сформулированы в классической
социологии. И именно в ее рамках они получили
характер абстрактных теоретических построений,
обобщающих исторических схем и общесоциологических
закономерностей, таких, например, как
концепция “расширяющегося
Классическая социология заложила основы методологии исследования общественного развития, которая до сих пор оказывает существенное влияние на деятельность многих социологов. Прежде всего это касается различения и относительно независимого изучения “структуры” и “функций”, ставших центральными понятиями в анализе устройства и динамики социального организма. Такое деление предполагает, что общество можно рассматривать как некую сущность, отвлекаясь от происходящих в нем изменений, из чего вытекает обособление двух исследовательских процедур: поиска законов сосуществования и законов следования. Данная методология берет начало от О. Конта и находит логическое завершение в теории социальных систем и структурном функционализме. В них для обозначения некой неизменной сущности вводится понятие “система”. Статический аспект анализа предполагает выявления ее устройства и взаимосвязей составляющих ее элементов, а динамический - изменений, происходящих либо с самой системой, либо внутри нее. При этом изучение процессов развития базируется на следующем фундаментальном положении: выявляются различия временных моментов и состояний одной и той же системы. Следовательно, в указанной логической схеме признается эквивалентность прошлого и будущего, что способствует в конечном итоге утверждению принципа равновесности в исследовании социальных изменений, а значит, интерпретации необратимости не более чем следствия “макроскопического характера наших наблюдений.”
В классической социологии
сформировался также образ
Несмотря на определенные
противоречия теоретического осмысления
проблематики социального развития, классическая
социология явила миру три научных парадигмы
Исторически первым в социологии сформировался и впоследствии стал достаточно влиятельным эволюционистский взгляд на развитие общества, которому характерны следующие общие черты:
В эволюционистском подходе к социальному развитию много спорных моментов и положений, которые идут вразрез с эмпирическими исследованиями и в целом с общественной практикой, поэтому не случайно уже к концу XIX века он утрачивает свои господствующие позиции. Так, вполне обоснованной критике подвергаются органическая трактовка общества и характеристика траектории развития как восходящей прямой. Дело в том, что закономерности развития общества не тождественны закономерностям развития органической природы, а история - не есть непрерывное движение по прямой. Мы постоянно встречаемся с кризисами, застоями, провалами, отступлениями назад. Движение истории более сложное и отражает разрывы непрерывности, циклический характер многих процессов, качественную неоднородность человеческих обществ. Не оправдывает себя также положение о том, что социальные изменения осуществляются лишь под воздействием эндогенных причин и механизмов.
Весьма спорным выглядит
и тезис об изменении общества как единой
целостности. Он вступает в противоречие
с фактами, свидетельствующими о росте многообразия
форм жизни, о неравномерности и
В то же время эволюционные
теории способствовали формированию образа
общества, прогрессивно изменяющегося
под воздействием объективных и субъективных
факторов. В них обосновывался целенаправленный,
необратимый, закономерный и непрерывный характер
социальных изменений, обусловленный совместным
действием механизмов антропогенеза и социогенеза.
Эти положения имеют принципиально важное
значение для понимания таких явлений социальной
жизни, как прогнозирование, программирование
и планирование будущего, возникновение которых
Теории исторических циклов подвергают сомнению основные положения классического эволюционизма и прежде идею линейного прогресса. Циклический подход к социальному развитию отличается от эволюционистского тем, что в его основе лежит гипотеза об обратимости и повторяемости исторических процессов. Предполагается, что последние периодически исчерпывают свой потенциал, а следовательно, движение начинается с начала. И если эволюционистские теории исходят из того, что каждая последующая ступень развития не совпадает ни с одной из предыдущих, то в циклических теориях, напротив, признается, что “состояние изменяющейся системы в некоторое более позднее время будет таким же, каким оно было в некоторое более раннее время.” Причем степень совпадения последующего и предыдущего состояний зависит от характера цикла. Так, П. Сорокин выделял полные и относительные циклы. В полных конечная фаза превращается в первую, и цикл повторяется. В относительных такого совпадения нет, и наблюдаются отклонения возобновляемых фаз.
Информация о работе Теория социального развития: эволюция научных азглядов