Теория социального развития: эволюция научных азглядов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:01, реферат

Краткое описание

Социальное программирование - это тоже что и зомбирование (которое то и дело с возмущением улавливают в деятельности разных «сект»), разве что в данном случае оно направленно оно «на пользу обществу» (социуму) - той структуре, которая в нынешней человеческой реальности стоит над индивидуумом, и имеет свои собственные задачи, отличные от задач индивидуальных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ…………………………………………5
2 ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 43.57 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ…………………………………………5

2 ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ………………………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……17

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..20 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социальное программирование - это тоже что и зомбирование (которое то и дело с возмущением улавливают в деятельности разных «сект»), разве что в данном случае оно направленно оно «на пользу обществу» (социуму) - той структуре, которая в нынешней человеческой реальности стоит над индивидуумом, и имеет свои собственные задачи, отличные от задач индивидуальных.

Общество формируется  из отдельных людей, точнее из «могущих быть отдельными» и оно может  рассмотрено в качестве некоего  существа, с одной стороны вбирающего в себя свойства отдельного человеческого существа, а с другой - управляющее сознанием каждого своего члена (гражданина).

Как всякое существо, оно  может быть и «больным» и «здоровым», переживает свое «рождение», «рост», «старость» и «смерть» и поскольку в данном случае рассматривается человеческое общество - умирать оно не торопится. Поэтому обществу приходится заботиться овоспроизводстве ресурсов, в данном случае ресурсов людских, вот и всякое свежеродившееся человеческое существо немедленно подвергается программированию его индивидуального сознания таким образом, чтобы привести его персональное осознание (восприятие, тип мышления и все остальное) в соответствие с «задачами общества». Результатом такого программирования будет «человек общественный», такой, который уже не может обходится без общественного окружения, и не может себя представить вне участия во всяческих людских делах. Другими словами - Человек Нормальный, или просто человеческое существо.

В общем-то, все происходит вполне «автоматически» - ребенок только родился, как тут же оказывается в социально-культурном окружении, и начинается процесс приведения его в соответствие с теми «нормами», что присущи сложившейся с данном месте и в данное время культуре. Дальше процесс такого «бытового» зомбирования продолжается на более широком поле деятельности - люди смотрят одинаковые фильмы, читают одни и те же книги, слушают одну и ту же музыку, одинаковым образом формируют сферу своих интересов.

Можно сказать, что общество (социум) через посредство своих  членов вносит в сознание индивидуума  определенный набор постулатов, выгодных данному конкретному обществу таким хитрым образом, что человек принимает привнесенные программы, общественные догмы за «собственное мнение», и руководствуется запрограммированным набором так, как будто это его персональные интересы.

С эзотерических позиций  основной набор «людских предрассудков» рассматривается в разделе человеческие существа, а здесь больше внимания уделяется социально-психологическим аспектам программирования нынешнего поколения людей, то есть тем моментам, без которых современное общество не могло бы функционировать в существующем виде, стали бы невозможными все многочисленные социальные институты, вся эта «надстройка» в виде власти, религии, бюрократии - всего того, что стоит между человеком и миром. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ

Социальное программирование - это такая форма управленческой деятельности, которая связана с  моделированием будущего, с оценкой  возможных вариантов его осуществления  и выбором наиболее приемлемых в  данной ситуации. Оно предполагает реализацию последовательности совместных, взаимосогласованных действий различных  социальных субъектов для достижения общих результатов и характеризует  структурно-деятельностный аспект человеческой практики. В программировании отражается единство временных модусов общественной жизни: будущего, настоящего и прошлого. Поэтому решающее значение для его  эффективной организации в системе  управления имеет исследование проблематики социального развития. Основанное на знании закономерностей и понимании  механизмов социального развития, программирование органически включается в комплекс технологий социального целеполагания, позволяющих рационализировать  и оптимизировать этот сложный и  многоплановый процесс.

Характеристика программирования как социальной технологии предполагает, что оно строится на базе теоретического социального знания. Однако в действительности это не так. Изучение практики разработки и реализации социальных программ позволяет  заключить, что теоретические основы социального программирования до сих  пор не сформированы. Можно сказать, что оно существует пока лишь как  социальная практика, опирающаяся в  большей мере на опыт и искусство  принятия решений, нежели на научное  социальное знание.

Анализ научных публикаций по данной теме свидетельствует, что  чаще всего на роль специальной теории программирования претендует математическая теория управления и прежде всего  теория исследования операций. В соответствии с ней ключевыми категориями, раскрывающими суть программной деятельности и процесса программирования, являются такие, как “система”, “операция”, “управление”. Из них выводятся понятия “цель”, “проблема”, “отношение”. При этом отношения трактуются в формально-логическом смысле, как бинарные, трехместные и n-местные связи между элементами системы, обладающие рядом общих свойств, на основе которых проводится анализ поведения системы. Подобным образом определяется и понятие системы. Она характеризуется как целостное множество элементов, связанных между собой указанными отношениями. В свою очередь управление рассматривается исключительно в кибернетическом контексте, без учета социальных аспектов взаимодействия различных субъектов.

На наш взгляд, теория исследования операций может быть полезной для социального программирования только в методологическом плане, поскольку  способствует формированию системного мышления, а также вооружает нас  методами математического анализа  и прогнозирования поведения  различных объектов, в том числе  социальных. Но она не может выступать  в качестве теоретической основы социального программирования, так  как абстрагируется от специфики  социальных отношений и социальных процессов. Напротив, социальное программирование будет действенным лишь тогда, когда  будет приниматься в расчет его  социальное содержание, т.е. тенденции, закономерности, особенности социального  целеполагания.

Научное осмысление процессов  целеполагающей и целереализующей  деятельности в обществе возможно только в рамках теории социального развития. Именно она должна стать фундаментом  социального программирования. Понятия  “социальное изменение”, “цель”, “проблема”, “управленческое решение”, “социальное взаимодействие”, без  которых трудно объяснить смыл программной  деятельности, нужно рассматривать  прежде всего в контексте теории социального развития, а не в контексте  общей теории систем, как это предполагается в исследовании операций.

Изучение тенденций, форм и механизмов социального развития, анализ социальных изменений составляют ядро социологии, ибо зарождение самой  науки было продиктовано потребностью осмысления фундаментальных преобразований, глубоко затронувших традиционное общество, его основы. За время своего существования социология выработала достаточно много концепций, претендующих на адекватное объяснение процессов  социального развития. Не все из них прошли проверку временем, в  то же время некоторые являются актуальными  и значимыми по сегодняшний день.

Фундаментальные идеи, касающиеся проблематики социального развития, а также ключевые понятия соответствующей  теории были сформулированы в классической социологии. И именно в ее рамках они получили характер абстрактных  теоретических построений, обобщающих исторических схем и общесоциологических  закономерностей, таких, например, как  концепция “расширяющегося общества”, общественный прогресс, прохождение  одних и тех же фаз исторического  процесса различными обществами и др.

Классическая социология заложила основы методологии исследования общественного развития, которая  до сих пор оказывает существенное влияние на деятельность многих социологов. Прежде всего это касается различения и относительно независимого изучения “структуры” и “функций”, ставших  центральными понятиями в анализе  устройства и динамики социального  организма. Такое деление предполагает, что общество можно рассматривать  как некую сущность, отвлекаясь от происходящих в нем изменений, из чего вытекает обособление двух исследовательских  процедур: поиска законов сосуществования  и законов следования. Данная методология  берет начало от О. Конта и находит  логическое завершение в теории социальных систем и структурном функционализме. В них для обозначения некой  неизменной сущности вводится понятие  “система”. Статический аспект анализа  предполагает выявления ее устройства и взаимосвязей составляющих ее элементов, а динамический - изменений, происходящих либо с самой системой, либо внутри нее. При этом изучение процессов развития базируется на следующем фундаментальном положении: выявляются различия временных моментов и состояний одной и той же системы. Следовательно, в указанной логической схеме признается эквивалентность прошлого и будущего, что способствует в конечном итоге утверждению принципа равновесности в исследовании социальных изменений, а значит, интерпретации необратимости не более чем следствия “макроскопического характера наших наблюдений.”

В классической социологии сформировался также образ объекта, подвергающегося изменению: под  ним чаще всего подразумевается  либо все человечество как единое целое, либо общество как единое целое. В связи с этим исследование отдельных  элементов социальной системы осуществляется через призму оценки их роли в эволюции всей системы. В то же время конкретные антропологические исследования ставят под сомнение гипотезу об эволюции общества как единой целостности, а  конкретные социологические исследования приводят к выводу об отсутствии синхронности в развитии отдельных сфер социальной жизни

Несмотря на определенные противоречия теоретического осмысления проблематики социального развития, классическая социология явила миру три научных парадигмы человеческой истории: эволюционизм, теории исторических цикл и исторический материализм, - которые оказали решающее влияние  на не только на развитие самой науки, на способы изучения социальных изменений, но также на мировоззрение нескольких поколений людей.

Исторически первым в социологии сформировался и впоследствии стал достаточно влиятельным эволюционистский взгляд на развитие общества, которому характерны следующие общие черты:

  • в качестве объекта изменений рассматривается общество как органическая целостность, при этом проводятся аналогии между ним и биологическим организмом;
  • общественные изменения имеют направленный, непрерывный и линейный характер, что находит выражение в идее прогресса, опирающейся на веру в совершенствование общества и улучшение человеческой жизни;
  • человеческой истории присуща единая логика, которая характеризуется движением от примитивных к развитым формам, от гомогенности к гетерогенности, от хаоса к порядку, от простого к сложному и т.п. и которую можно обнаружить, распознать, а следовательно, реконструировать прошлое и спрогнозировать будущее, посему правомерно говорить о всеобщих, универсальных законах общественного развития;
  • развитие общества характеризуется последовательным прохождением вполне определенных фаз, стадий, которые подобно стадиям эволюции живых организмов не могут быть пропущены;
  • эволюция имеет постепенный, непрерывный, кумулятивный характер, что находит отражение в преемственности поколений, в накоплении положительных изменений, а также в колоссальном влиянии традиций на современное состояние общества и его будущее; кроме того, она осуществляется спонтанно;
  • двигателем общественных изменений выступают эндогенные механизмы, т.е. признается наличие внутренних источников и причин самоорганизации, самодвижения общества; так утверждается идея “малой логики” социального развития, которая в наше время вполне обоснованно подвергается критике представителями эколого-социальных концепций развития.

В эволюционистском подходе  к социальному развитию много  спорных моментов и положений, которые  идут вразрез с эмпирическими  исследованиями и в целом с  общественной практикой, поэтому не случайно уже к концу XIX века он утрачивает свои господствующие позиции. Так, вполне обоснованной критике подвергаются органическая трактовка общества и характеристика траектории развития как восходящей прямой. Дело в том, что закономерности развития общества не тождественны закономерностям развития органической природы, а история - не есть непрерывное движение по прямой. Мы постоянно встречаемся с кризисами, застоями, провалами, отступлениями назад. Движение истории более сложное и отражает разрывы непрерывности, циклический характер многих процессов, качественную неоднородность человеческих обществ. Не оправдывает себя также положение о том, что социальные изменения осуществляются лишь под воздействием эндогенных причин и механизмов.

Весьма спорным выглядит и тезис об изменении общества как единой целостности. Он вступает в противоречие с фактами, свидетельствующими о росте многообразия форм жизни, о неравномерности и неодинаковой направленности преобразований в различных  сферах человеческой жизни, в различных  странах и у разных народов. Кстати сказать, в неоклассическом эволюционизме  признается многоплановость и мультилинейный характер эволюции.

В то же время эволюционные теории способствовали формированию образа общества, прогрессивно изменяющегося  под воздействием объективных и  субъективных факторов. В них обосновывался  целенаправленный, необратимый, закономерный и непрерывный характер социальных изменений, обусловленный совместным действием механизмов антропогенеза  и социогенеза. Эти положения  имеют принципиально важное значение для понимания таких явлений  социальной жизни, как прогнозирование, программирование и планирование будущего, возникновение которых объясняется, с одной стороны, исходя из развития материально-предметной деятельности людей, а с другой - из эволюции общественного  сознания.

Теории исторических циклов подвергают сомнению основные положения  классического эволюционизма и  прежде идею линейного прогресса. Циклический  подход к социальному развитию отличается от эволюционистского тем, что в его основе лежит гипотеза об обратимости и повторяемости исторических процессов. Предполагается, что последние периодически исчерпывают свой потенциал, а следовательно, движение начинается с начала. И если эволюционистские теории исходят из того, что каждая последующая ступень развития не совпадает ни с одной из предыдущих, то в циклических теориях, напротив, признается, что “состояние изменяющейся системы в некоторое более позднее время будет таким же, каким оно было в некоторое более раннее время.” Причем степень совпадения последующего и предыдущего состояний зависит от характера цикла. Так, П. Сорокин выделял полные и относительные циклы. В полных конечная фаза превращается в первую, и цикл повторяется. В относительных такого совпадения нет, и наблюдаются отклонения возобновляемых фаз.

Информация о работе Теория социального развития: эволюция научных азглядов