Теория Эволюционизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:09, доклад

Краткое описание

Теория эволюционизма — первая теоретически значимая школа в этнологии — зародилась в конце XVIII века и получила широкое распространение на протяжение XIX века. Формирование эволюционизма было связано с ведущей научной парадигмой, нашедшей свое выражение во всех естественных и общественных науках того времени — а именно, теорией развития.

Файлы: 1 файл

Эволюционисты.docx

— 32.48 Кб (Скачать)

   В теоретических взглядах Бастиана своеобразно сочетались психологизм и биологизация общественных явлений. Решение всех проблем своих исследований он искал в умственной предрасположенности человека, при этом культурное развитие человечества, как он полагал, происходит в ходе активных взаимоотношении с окружающей средой. В этом контексте Бастиан рассматривал мыслительную способность человека как часть его биологической сущности, считая, что духовная жизнь полностью подчинена биологическим законам и с этих позиций должна исследоваться. Как и другие его единомышленники, Бастиан был убежден, что человеческий дух развивается во времени, а порождающие его причины и факторы составляют предмет этнологии, которую он относил к категории естественных наук. 
 
 
 

Льюис Генри Морган (1818—1881) 

   Особое  место среди основоположников эволюционизма в этнологии принадлежит американскому ученому Льюису Генри Моргану (1818—1881). Такой статус определяется вкладом Моргана в этнологию, который превышает все то, что в совокупности внесли его современники.

   В этнологии Морган был ученым-любителем и энтузиастом-исследователем, посвятившим почти сорок лет жизни сначала изучению племен ирокезов, а затем других индейцев Америки и народов разных частей света. Полностью идеи Моргана изложить довольно трудно, так как они очень содержательны и многогранны. Его основные этнические исследования, касающиеся прежде всего таких важных проблем, как место и роль родового строя в истории человечества, история формирования семейно-брачных отношений, периодизация истории человечества, отражены в книгах «Первобытное общество» (1871) и «Древнее общество» (1877).

   Всю историю человечества Морган делит  на два больших периода: первый, ранний, — это организация социальная, основанная на родах, племенах; второй, поздний, — организация политическая, основанная на территории и собственности. В труде «Древнее общество» он писал, что родовая организация  явилась почти универсальной  основой социального строя древних  обществ — азиатского, европейского, африканского, американского, австралийского. Она была тем орудием, посредством  которого общество организовывалось и  сохранялось.

   Морган  подходил к исследованию родовой  организации народов: исторически. Зародышевую форму рода он видел в социальной организации австралийских племен, развитую форму, свойственную более высокой ступени общественного развития, — в организации племен ирокезов. Наконец, позднюю форму рода (отцовскую) он находил у греков и римлян архаической эпохи. В этих концепциях особую ценность для этнологии представляли идеи о превращении Материнского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и передачи ее по наследству.

   Весьма  важное направление научных исследований Моргана — история семьи, также  изложенная в «Древнем обществе». Собрав и систематизировав многочисленные факты, Морган выделил пять форм семьи  в истории человечества:

1) кровно-родственная семья — первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и предполагающая брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми;

2) пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами;

3) парная семья («без исключительного сожительства»);

4) патриархальная, т.е. полигамная, семья; 

5) моногамная  семья современного вида. Из всех  форм семьи, по мнению Моргана,  наиболее устойчивыми и важными  были первая, вторая и пятая,  именно они породили основные  формы родства людей.

   Определяющее  значение для этнологии имело  изучение Морганом общей истории  первобытного строя и его попытка  периодизации первобытной культуры. Он предложил разделить всю историю  человечества на три этапа: дикость, варварство и цивилизация, а первые два этапа, в свою очередь, на ступени (низшую, среднюю и высшую), отметив  для каждой из них специфические  конкретные признаки.

   Предложенная  Морганом периодизация позволила связать  воедино этнографические, исторические и археологические факты и  определить место каждого народа в общем ходе истории, а также  сравнить уровни развития народов. Это  была первая универсальная система  периодизации всемирной истории. 
 

Информация о работе Теория Эволюционизма