Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:09, доклад
Теория эволюционизма — первая теоретически значимая школа в этнологии — зародилась в конце XVIII века и получила широкое распространение на протяжение XIX века. Формирование эволюционизма было связано с ведущей научной парадигмой, нашедшей свое выражение во всех естественных и общественных науках того времени — а именно, теорией развития.
В
теоретических взглядах Бастиана своеобразно
сочетались психологизм и биологизация
общественных явлений. Решение всех проблем
своих исследований он искал в умственной
предрасположенности человека, при этом
культурное развитие человечества, как
он полагал, происходит в ходе активных
взаимоотношении с окружающей средой.
В этом контексте Бастиан рассматривал
мыслительную способность человека как
часть его биологической сущности, считая,
что духовная жизнь полностью подчинена
биологическим законам и с этих позиций
должна исследоваться. Как и другие его
единомышленники, Бастиан был убежден,
что человеческий дух развивается во времени,
а порождающие его причины и факторы составляют
предмет этнологии, которую он относил
к категории естественных наук.
Льюис
Генри Морган (1818—1881)
Особое место среди основоположников эволюционизма в этнологии принадлежит американскому ученому Льюису Генри Моргану (1818—1881). Такой статус определяется вкладом Моргана в этнологию, который превышает все то, что в совокупности внесли его современники.
В этнологии Морган был ученым-любителем и энтузиастом-исследователем, посвятившим почти сорок лет жизни сначала изучению племен ирокезов, а затем других индейцев Америки и народов разных частей света. Полностью идеи Моргана изложить довольно трудно, так как они очень содержательны и многогранны. Его основные этнические исследования, касающиеся прежде всего таких важных проблем, как место и роль родового строя в истории человечества, история формирования семейно-брачных отношений, периодизация истории человечества, отражены в книгах «Первобытное общество» (1871) и «Древнее общество» (1877).
Всю
историю человечества Морган делит
на два больших периода: первый, ранний,
— это организация социальная,
основанная на родах, племенах; второй,
поздний, — организация политическая,
основанная на территории и собственности.
В труде «Древнее общество» он
писал, что родовая организация
явилась почти универсальной
основой социального строя
Морган подходил к исследованию родовой организации народов: исторически. Зародышевую форму рода он видел в социальной организации австралийских племен, развитую форму, свойственную более высокой ступени общественного развития, — в организации племен ирокезов. Наконец, позднюю форму рода (отцовскую) он находил у греков и римлян архаической эпохи. В этих концепциях особую ценность для этнологии представляли идеи о превращении Материнского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и передачи ее по наследству.
Весьма
важное направление научных
1) кровно-родственная семья — первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и предполагающая брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми;
2) пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами;
3) парная семья («без исключительного сожительства»);
4) патриархальная, т.е. полигамная, семья;
5) моногамная
семья современного вида. Из всех
форм семьи, по мнению Моргана,
Определяющее
значение для этнологии имело
изучение Морганом общей истории
первобытного строя и его попытка
периодизации первобытной культуры.
Он предложил разделить всю
Предложенная
Морганом периодизация позволила связать
воедино этнографические, исторические
и археологические факты и
определить место каждого народа
в общем ходе истории, а также
сравнить уровни развития народов. Это
была первая универсальная система
периодизации всемирной истории.