Теория Эволюционизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:09, доклад

Краткое описание

Теория эволюционизма — первая теоретически значимая школа в этнологии — зародилась в конце XVIII века и получила широкое распространение на протяжение XIX века. Формирование эволюционизма было связано с ведущей научной парадигмой, нашедшей свое выражение во всех естественных и общественных науках того времени — а именно, теорией развития.

Файлы: 1 файл

Эволюционисты.docx

— 32.48 Кб (Скачать)

   Теория  эволюционизма — первая теоретически значимая школа в этнологии — зародилась в конце XVIII века и получила широкое распространение на протяжение XIX века. Формирование эволюционизма было связано с ведущей научной парадигмой, нашедшей свое выражение во всех естественных и общественных науках того времени — а именно, теорией развития. Последняя впервые была сформулирована в систематическом виде Л. Окенем в его концепции происхождения всего живого из “первичной слизи”. Его идеи развивал Ж. Ламарк, предположивший, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспособиться к окружающей среде и эти свойства передаются последующим поколениям путем наследования. В классической форме теорию эволюции и естественного отбора изложил Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение видов”, вышедшей в свет в 1859 году. Она и стала основной теоретической базой этнологических исследований.

   В этнологии “одним из старейших представителей этой школы был Г. Клемм, который  опубликовал в 1843 — 1847 гг. свою пятитомную “Общую историю культуры человечества”. В ней он выделил три стадии общеисторического развития человечества. Вслед за Клеммом австрийской юрист и этнолог И. Унгер опубликовал в 1850 году свой основной труд “Брак и его всемирно-историческое развитии”. И наконец, в 1859 г. Т.Вайц публикует свою “Антропологию диких народов”, где делает попытку объединить антропологические, психологические и культурно-исторические точки зрения, ставя перед этой новой наукой... задачу исследовать направления развития догосударственного периода, чтобы тем самым подготовить “естественную основу истории”.

   Г. Клемм, Т.Вайц и И.Унгер могут быть признаны пионерами эволюционистского образа мыслей в этнографии. А их последователям, английским этнологам Эд. Тайлору, Дж. Мак-Леннану и Дж. Лаббоку принадлежит заслуга первыми и почти одновременно представить завершенную эволюционистскую концепцию. “Тайлор делал это опираясь на исследоваия ранних культур человечества, Мак-Леннон ограничивался воссозданием общей истории брака и семьи... Лаббок же, занимавшийся не только этнографией, но и археологией... и естественными науками, как теоретик пошел дальше, поскольку исходил их неизбежности дальнейшего развития...

   В Германии формирование эволюционизма  было связано с именами О. Пешеля, А. Бастиана и И. Липперта. Пешель сделал попытку дальнейшего развития эволюционистского образа мыслей, находя обоснования развития человеческого общества в сравнении с ростом растений...” Бастиан исходил из так называемой клеточной теории, которую он сочетал с концепцией географических провинций. Клетки, (под которыми Бастиан понимал “элементарные идеи”, первичные культурные элементы) в случае одинаковых условий жизни всех людей должны были бы быть идентичными повсюду на Земле. По его мнению, эти “клетки” лежали в основе всех явлений и давали ключ к пониманию исторического развития, которое в реальности проявилось в различных географических провинциях земного шара в виде “этнических идей”, являющихся модификациями “элементарных идей”. Бастиан “надеялся, что таким образом удастся свести все многообразие явлений к нескольким немногочисленным основным элементам, которые в его системе представляли собой своего рода гипотетическую первобытную культуру человечества. ... И наконец, Липперт, поздний представитель эволюционизма, преследовал в своих работах цель создать “прагматическую историю культуры” человечества, причем “основной стимул, господствующий всюду” он видел в “обеспечении жизни”...

   Начало  русскому эволюционизму положил  К.Д. Кавелин, который на десятилетие раньше Тайлора сформулировал теорию пережитков; среди поздних эволюционистов следует упомянуть Л.Я.Штерберга, Н.И.Зибера и М.М.Ковалевского. Особое значение имели работы Ковалевского, рассматривавшего процесс общественного развития”, и издал ряд трудов посвященные патриархальной общине.

   В США эволюционистский образ мыслей распространялся очень медленно. Первой работой, основывавшейся на эволюционистском подходе, стало исследование Л. Моргана  “Системы родства и свойства” (1858)... Особое значение имела монография Моргана  “Древнее общество” Ученый подразделил развитие первобытного общества на три этапа (дикость, варварство и цивилизация), а каждый из первых двух этапов — на три ступени. По этой схеме он прослеживал развитие первобытного общества в таких областях, как изобретения и открытия, формы социальной организации, семья, собственность.” (“Этнография и смежные дисциплины” М., 1994, сс. 125 - 130). 

Основные  положения эволюционизма 

  1. Классическая  эволюционистская теория настаивала на существовании универсального закона развития человеческих культур.
  2. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие культуры на сходных ступенях развития;
  3. В человеческом обществе имеет место непрерывное развитие, то есть прямолинейный процесс перехода от простого к все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции;
  4. Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При этом развитие любой культуры многоступенчатое, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире;
  5. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.
  6. Первобытное общество, с точки зрения эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели. А современные бесписьменные народы рассматривались как пережиток древних времён. Предполагалось, что изучение их культуры ведет к реконструкции культуры первобытного общества в целом.
 

Эдуарда Тайлора (1832—1917) 

   Основоположником  эволюционной школы в этнологии  заслуженно принято считать выдающегося  английского ученого Эдуарда  Тайлора (1832—1917). В 1865 г. он опубликовал книгу «Исследования в области древней истории человечества', в которой изложил свои эволюционистские взгляды, в частности идею о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации; о преемственности и взаимосвязи культур разных пародов; о том, что существующие различия народов не связаны с расовой принадлежностью, а являются лишь разными ступенями развития культуры.

   Наиболее  полно эволюционистская концепция  Тайлора представлена в его книге «Первобытная культура» (1871), получившей мировую известность. Всесторонне анализируя идею прогрессивного развития культур, он противопоставил ее «теории вырождения» Ж. де Местра. Суть последней состоит в следующем: начало культуре положили появившиеся на Земле формирующиеся расы людей, далее ее развитие пошло двумя путями: назад, к обществу дикарей, и вперед, к цивилизованным людям.

   Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культуре в результате исторических и природных катаклизмов, но при этом был твердо убежден, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур.

   В своих рассуждениях он опирался на одну из главных идей эволюционизма: человек — это часть природы, развивающаяся в соответствии с  ее общими закономерностями. Поэтому  все люди одинаковы по своим психологическим  и интеллектуальным задаткам, у них  обнаруживаются одинаковые черты культуры, развитие которых идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Разнообразие же форм культуры Тайлор понимал как стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и, в свою очередь, влияла на будущее. Эти последовательные стадии развития соединяли в один непрерывный ряд все народы и все культуры человечества — от самых отсталых до наиболее цивилизованных.

   Подобно другим эволюционистам, Тайлор пытался изучать явления культуры с помощью естественно-научного метода и — главное — приспособить естественно-научную классификацию к потребностям этиологии. Единицами изучения для него были отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам растений и животных, изучаемых натуралистами.

   В своих книгах и статьях Тайлор неизменно стоял на точке зрения имманентного развития явлений культуры и постоянного прогресса человеческой культуры в целом. При этом прогресс культуры он представлял как устойчивое совершенствование ее явлений. В подтверждение своих взглядов Тайлор приводил огромное количество фактов, расположив их в виде эволюционных рядов — от простого к сложному.

   Из  всех явлении культуры для Тайлора наибольший интерес представляли религиозные верования первобытных народов, исследуя которые он выдвинул анимистическую теорию происхождения религий. Религиозные верования и обряды «дикарей», по его мнению, отнюдь не жалкое смешение различных нелепостей, как считали многие, напротив, они по-своему последовательны и весьма логичны. В их основе лежит вера в духовные существа, т.е. в души и духов. Эту веру в духовные существа Тайлор и обозначил термином «анимизм». Корни анимизма он видел в «философствовании» первобытного «дикаря», вето желании понять причины таких явлений, как сон, сНовндсния. обмороки, болезни, смерть. Первобытные люди полагали, что в каждом человеке есть душа, которая может покидать тело либо временно (сон), либо навсегда (смерть). Эти представления о душе на основе принципа всеобщего подобия развились в более сложные верования. Законы магического мышления вели первобытного человека от признания реальности собственной души к вере в наличие таких же духовных двойнпКОВ v всех без исключения Предметов и явлении окружающего мира. Таким образом, вначале появилась вера в духов животных и природных сил, а затем в загробную жизнь, в великих богов природы и в единого верховного бога.

   Эволюционистские  взгляды Тайлора были существенным шагом вперед в этнологии. Они представляли собой стройную концепцию единства исторического процесса и прогрессивного развития культуры. Однако недостатки эволюционизма, и в частности концепции Тайлора, тогда еще не замечались, ученые обратили внимание на них позже. Идеи Тайлора были восприняты в разных странах и в короткое время стали господствующими в этнологии. 

Герберт Спенсер (1820—1903) 

   Еще один классик эволюционного направления  в этиологии -I английский философ, биолог, психолог и социолог Герберт Спенсер (1820—1903). Им была предложена концепция  эволюции как особого типа последовательных необходимых изменений культурных феноменов от относительно бессвязной гомогенности (однородности) к согласованной  гетерогенности (неоднородности), происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. Свои идеи он наиболее полно изложил в фундаментальном  труде «Основы социологии» (1876— 1896).

           В основе концепции Спенсера лежит идея аналогии между обществом и организмом. Общество и соответственно различные тины культур он понимал как некий сверхорганизм, осуществляющий «надорганическое» развитие под влиянием как внешних (географическая среда, соседние культуры), так и внутренних (физическая природа человека, расовая принадлежность, разнообразие психических качеств) факторов. Спенсер одним из первых высказал гипотезу создания «отсталых» культур людьми физически, умственно и морально неразвитыми. Однако, полагал он, природа человека с ранних стадий его предыстории медленно адаптируется. Под воздействием этих процессов человеческие качества модифицируются и постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь непосредственно и через традицию. В силу различных условий и обстоятельств существования человеческих популяций эти качества оказываются неодинаково развитыми. Однако эти различия не абсолютны и могут быть преодолены благодаря врожденным способностям человека к совершенствованию.

   Анализируя  процесс исторического развития общества, Спенсер выделяет в нем  две основные стороны: дифференциацию и интеграцию. Развитие начинается с количественного роста, увеличения числа составляющих элементов культуры, что, в свою очередь, ведет к функциональной дифференциации целого па отдельные  части. Эти структурные части  становятся все более непохожими и начинают выполнять специализированные функции, требуя некоего механизма  согласованности в виде различных  культурных установок. В этом контексте  Спенсер ввел в научный оборот понятие «структура», «функция», «культурный  институт», что послужило основанием считать его предшественником другого  направления в этнологии —  функционализма. 

Адольф  Бастиан (1826—1905) 

   Основоположник  немецкой этнологии и эволюционизма  — Адольф Бастиан (1826—1905), крупный теоретик и организатор этнологической науки. Популярная в то время теория эволюции и обширный этнографический материал, собранный Бастианом в девяти экспедициях в различные регионы планеты, определили его намерение систематизировать их в форме единой теории. В своем эволюционном учении Бастиан исходит из мысли о закономерном развитии человеческой истории, которая протекает от не совершенного к совершенному. В исследованиях народов он делал акцент на психологию, которая, по его мнению, является краеугольным камнем единого мировоззрения всех людей. Все первобытные люди, по Бастиану, имеют одинаковую психическую структуру, так как обладают самой простой системой адаптации к историко-географическим условиям. Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и обусловливающих тем самым единство человеческой культуры. Каждый народ формирует собственный круг идей, который определяет содержание культуры данного народа. Пока этот народ живет обособленной жизнью, круг его идей остается постоянным, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, стимулирующие развитие культуры. На примере великих культур Бастиан доказывает, что развитие человечества происходит в форме круговорота, цикла, который способен продолжаться, если новые раздражители дают стимул Для этого. Основной вывод из его исторического анализа состоит в том, что, чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвержен историческим изменениям.

Информация о работе Теория Эволюционизма