Теория этноса в российской этнологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:09, реферат

Краткое описание

Распад СССР и связанный с этим отказ от марксистской методологии привел к пересмотру основных положений отечественной гуманитаристики. Не стала исключением и этнология, роль которой в обществе значительно возросла после создания в 1992 г. государственного комитета Российской Федерации по национальной политике, первым главой которого стал директор института Антропологии и этнологии РАН В.А. Тишков. Им была инициирована дискуссия в российской этнологии, целью которой должен был стать пересмотр ключевых теоретических положений науки о народах.

Файлы: 1 файл

этнология.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Основным элементом, поддерживающим единство этноса, с точки зрения Л.Н. Гумилева, является устойчивый стереотип  поведения, проявляющийся в антитезе «мы» – «не мы». Этот стереотип вырабатывается на основе общности культуры, присущей всем членам этноса. В том случае, если частью этноса заимствуется культура другого, несовместимая с культурой большинства, происходит раскол в этносе, выражающийся в утрате прежнего стереотипа. Сам стереотип подвергается значительным изменениям на разных фазах этногенеза и зависит от уровня пассионарности этноса. Этническая идентичность, таким образом, совпадает с культурной, однако определяющим здесь является не культура сама по себе, а ее восприятие членами этноса в качестве «своей»14.

Важнейшее место в  теории этноса Л.Н. Гумилева занимает концепция  этногенеза. Этногенез понимался  им как весь процесс существования  этноса, начиная от его зарождения и до исчезновения. Л.Н. Гумилевым  было введено понятие пассионарности, для которого дается два определения: как характеристики поведения («эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность часто ради иллюзорной цели»15) и как энергии («избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению»16). Однако в своих работах он, как правило, не уточнял о каком именно определении идет речь. Пассионарность представлялась Л.Н. Гумилеву как важный (но далеко не единственный) фактор этногенеза. Всего им было выделено четыре фактора: общественная форма движения материи (рост производительных сил), географическая среда, логика событий и флуктации биосферы (вариации пассионарности)17. Однако в дальнейшем при описании отдельных этногенезов именно пассионарность выступает на передний план и все изменения в этносе происходят из-за ее колебания. По указаниям Л.Н. Гумилева, гипотеза пассионарности возникла в связи с учением В.И. Вернадского о биосфере и гео-биохимической энергии живого вещества биосферы.

Любое изменение этнической системы связывается Л.Н. Гумилевым  с возникновением нового стереотипа поведения, что становится возможным  при изменении уровня пассионарного  напряжения. Для появления нового этноса необходимы «разнообразие»18 (сочетание двух и более ландшафтов, этнические контакты, сочетания различных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций) и пассионарный толчок, природа которого неясна (как правило, речь шла об импульсе из космоса). В результате пассионарного толчка происходит микромутация, приводящая к тому, что в контактирующих этносах появляются люди с новым стереотипом поведения, характеризующиеся повышенной активностью (пассионарии), которые и составляют новый этнос. В дальнейшем эволюция этноса происходит из-за активности пассионариев, колебания в численности которых приводят к колебанию пассионарного напряжения этноса и смене стереотипа поведения. Помимо пассионариев в этносе присутствуют гармоничные личности (обыватели) и субпассионарии, которые, как правило, следуют за пассионариями.

Срок существования  этноса был определен Л.Н. Гумилевым  в 1200-1500 лет, на протяжении которого этнос  проходит следующие стадии: подъем (скрытый – 200 лет и явный – 100 лет), акматическую (300 лет), надлом (150-200 лет), инерционная (300 лет), обскурация (300 лет) и мемориальная или гомеостаз (длящаяся до нового пассионарного толчка или гибели этноса)19.

Описывая межэтнические  контакты, Л.Н. Гумилев, различал взаимодействие этносов внутри одного суперэтноса  и контакты на уровне различных суперэтносов. В первом случае указывается, что «это не вызывает трагических последствий»20, но подробно этот вариант не рассматривается. Для второго случая возможны четыре варианта, зависящие от пассионарного напряжения контактирующих этносов. При взаимодействии слабо и сильно пассионарных этносов чаще всего происходит ассимиляция или вытеснение более слабого этноса. Если оба этноса слабо пассионарны, то они находятся в равновесии, не подавляя друг друга (этот вариант называется Л.Н. Гумилевым «ксенией»). Если оба этноса равно сильно пассионарны, то происходит метисация, ведущая к образованию химер – неустойчивых сочетаний, подверженных аннигиляции. Четвертый вариант является развитием третьего: если происходит новый пассионарный толчок, то метисация приводит к образованию нового этноса21.

Этнология, по Л.Н. Гумилеву, является наукой естественной, тесно  связанной с географией и биологией. Гуманитарные науки оказываются  вспомогательными, предоставляющими конкретный исторический материал для изучения отдельных этногенезов. Концепция пассионарности должна была наделить этнологию прогностическими возможностями, благодаря которым она может использоваться на благо человечества.

Если вопросы этногенеза были изучены гораздо более подробно, чем в теории этноса Ю.В. Бромлея, то остальные моменты были освещены в меньшей степени. Этническая психология и этническое самосознание тесно связывались с изменением стереотипа поведения в результате смены фаз этногенеза. Географическому фактору в жизни этноса предавалось существенно большее значение. Именно географические условия делают возможным или невозможным появление нового этноса, обуславливают направления его развития. В результате этого теория этноса Л.Н. Гумилева в СССР подвергалась упрекам в географизме.

 

Заключение

В современной отечественной этнологии не существует единой оценки теоретических положений, выработанных советской этнографией. Наиболее непримиримую позицию занимает В.А. Тишков, который отвергает необходимость выработки цельной теории этноса. Предлагая отказаться от устоявшихся схем и перейти к прямому наблюдению изменчивой реальности, глава современной этнологии призывает к отказу такого основополагающего понятия как этнос, заменив его на этничность. Будучи лидером российского конструктивизма, он предлагает определение этнической группы «как общности на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальной связи»22. Однако в такой трактовке в качестве этнической группы необходимо принимать любую субкультуру, любую строгую организацию и, в большинстве случаев, социальные слои. В современной этнографии также отсутствует единое понимание феномена этничности. Хотя В.А. Тишковым указывается, что «Большинство современных специалистов придерживается мнения, что “этничность – это форма социальной организации культурных различий”»23, ситуация намного сложнее.

Несмотря на существенные различия между теориями Ю.В. Бромлея  и Л.Н. Гумилева, В.А. Тишков объединяет их в одну группу примордиалистских  учений. С его точки зрения, эти теории роднит восприятие этноса как некоего организма (соответственно социального и биологического), существующего априори. Признавая в целом заслуги Ю.В. Бромлея как выдающегося этнолога, В.А. Тишков и его сторонники отрицают необходимость дальнейшего развития теоретических положений советской этнографии.

Отношение к теории Л.Н. Гумилева среди современных этнологов  остается таким же негативным, как  и среди советских. Помимо обвинений  в географическом детерминизме, теория Л.Н. Гумилева признается ненаучной, поскольку основывается на гипотезе пассионарности. Исследованию феномена пассионарности посвящено несколько работ, в которых прослеживаются корни этой идеи, и выявляется источник пассионарности. Однако до сих пор не доказано ее существование, а потому теория этноса Л.Н. Гумилева оказывается основанной на неподтвержденной гипотезе.

Рядом исследователей (в  основном последователями Л.Н. Гумилева), доказывается близость ключевых положений  теории Ю.В. Бромлея и Л.Н. Гумилева24. Но при этом, концепция Л.Н. Гумилева продолжает считаться маргинальной и не разделяется этнологами. В то же время, она вызывает значительный интерес в среде философов, которые называют ее первым примером междисциплинарных и синергетических исследований в СССР. Несмотря на непринятие научным сообществом, теория Л.Н. Гумилева включается во все новейшие учебники и учебные пособия по этнографии, наряду с теорией Ю.В. Бромлея.

В заключение можно сказать, что в советской этнографии сложилось  два подхода к теории этноса, основанные на разных фундаментах. Если теория Ю.В. Бромлея исходила из социальной природы этносов, то концепция Л.Н. Гумилева опиралась на положение о географической природе. Это обусловило существующие расхождения. В современной этнографии не существует единой оценки этих подходов, хотя теория Ю.В. Бромлея и считается классической, в отличие от маргинального положения концепции Л.Н. Гумилева.

 

Список литературы

  1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 440 с.
  2. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). – М.: Наука, 1981. – 392 с.
  3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М.: Институт ДИ-ДИК, 1997. – 544 с.: ил.
  4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Мишель и К, 1993. – 512 с.
  5. Лавров С.Б. Лев Гумилев. Судьба и идеи. URL: http://gumilevica.kulichki.net/LSB/lsb1130.htm (дата обращения 12.08.2010).
  6. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. – М.: Наука, 2003. – 544 с.

1 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 2008. С. 57-58.

2 Там же. С. 81-82.

3 Там же. С. 123-124.

4 Там же. С. 143.

5 Там же. С. 172.

6 Там же. С. 197.

7 Там же. С. 213.

8 Там же. С. 233-243.

9 Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М., 1981. С. 83-89.

10 Там же. С. 103.

11 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993. С. 499.

12 Он же. Конец и вновь начало. М., 1997. С. 60.

13 Он же. Этногенез и биосфера Земли. С. 108-119.

14 Он же. Конец и вновь начало. С. 195-196.

15 Он же. Этногенез и биосфера Земли. С. 497.

16 Там же.

17 Там же. С. 333-335, 492.

18 Он же. Конец и вновь начало. М., 1997. С. 74.

19 Он же. Этногенез и биосфера Земли. С. 336-346.

20 Там же. С. 312.

21 Там же. С. 315-316.

22 Тишков В.А.  Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003. С. 115.

23 Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. С. 105.

24 См. Лавров С.Б. Лев Гумилев. Судьба и идеи. URL: http://gumilevica.kulichki.net/LSB/lsb1130.htm (дата обращения 12.08.2010).




Информация о работе Теория этноса в российской этнологии