Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:09, реферат
Распад СССР и связанный с этим отказ от марксистской методологии привел к пересмотру основных положений отечественной гуманитаристики. Не стала исключением и этнология, роль которой в обществе значительно возросла после создания в 1992 г. государственного комитета Российской Федерации по национальной политике, первым главой которого стал директор института Антропологии и этнологии РАН В.А. Тишков. Им была инициирована дискуссия в российской этнологии, целью которой должен был стать пересмотр ключевых теоретических положений науки о народах.
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального
образования «Тульский
Контрольная работа
По дисциплине: Этнология
Тема : Теория этноса в российской этнологии
Кашмакова Н.А.
Группа 5А,факультет психологии,з.о.
Проверил: д.и.н., проф. Мартынова Е.П.
Тула-2012
Введение
Распад СССР и связанный с этим отказ от марксистской методологии привел к пересмотру основных положений отечественной гуманитаристики. Не стала исключением и этнология, роль которой в обществе значительно возросла после создания в 1992 г. государственного комитета Российской Федерации по национальной политике, первым главой которого стал директор института Антропологии и этнологии РАН В.А. Тишков. Им была инициирована дискуссия в российской этнологии, целью которой должен был стать пересмотр ключевых теоретических положений науки о народах.
Фундаментальной основой советской этнографии была теория этноса, созданная Ю.В. Бромлеем (1921-1990), который в 1966-1989 гг. возглавлял институт этнографии АН СССР. Теория этноса Ю.В. Бромлея приобрела официальный статус и легла в основу прикладных этнографических исследований. Помимо официальной, в советской этнографии существовала альтернативная теория этноса, выработанная Л.Н. Гумилевым (1912-1992), работавшим в ЛГУ. Теория Л.Н. Гумилева не была признанной в СССР, однако начиная с конца 1980-х гг. начала приобретать все большую популярность. В настоящее время она по-прежнему не признается большинством этнографов, однако активно обсуждается в среде философов.
Следует отметить, что и Ю.В. Бромлей, и Л.Н. Гумилев не были первооткрывателями в теоретической сфере этнографии. Первые разработки отечественной теории этноса начались еще на рубеже XIX-XX вв. и связываются с именами таких исследователей, как Н.М. Могилянский (1871-1933) и С.М. Широкогоров (1887-1939). После революции 1917 г. теоретические изыскания в этнографии оказались свернутыми и возобновились только с 1960-х гг. При обсуждении главных вопросов в современной этнографии, теория этноса неизменно оказывается одной из ключевых тем.
Цель данного реферата заключается в выявлении основных подходов в отечественной теории этноса и освещении оценок этих подходов в современной этнографии. Поставленная цель определяет следующие задачи:
Источниками для реферата послужили теоретические труды Ю.В. Бромлея «Очерки теории этноса» (1983) и «Современные проблемы этнографии» (1981), основополагающие работы Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» (1989) и «Конец и вновь начало» (1990), а также критическое исследование В.А. Тишкова «Реквием по этносу» (2003).
Глава 1 Теория этноса Ю.В. Бромлея
Ю.В. Бромлей (1921-1990) считается одним из самых выдающихся отечественных этнологов. В 1939 г. поступил на физический факультет в МГУ, откуда ушел на фронт в 1941 г. После окончания Великой Отечественной войны в 1945 г. поступил на исторический факультет МГУ, по окончании которого начал работать в Институте славяноведения и балканистики АН СССР. В 1956 г. защитил кандидатскую, а в 1965 г. – докторскую диссертацию. Вскоре после этого, в 1966 г. был назначен на пост директора Института этнографии АН СССР, где и проработал почти до самой своей смерти (до 1989 г.). В 1976 г. был избран академиком АН СССР.
До назначения на пост главы института не занимался теоретическими вопросами этнографии, обратившись к ним только после 1966 г. Основы теории этносы были изложены им в ряде статей и монографий, опубликованных в 1970-1980-х гг. Опираясь на идеи диалектического материализма, Ю.В. Бромлей использовал и наработки дореволюционной этнографии, особенно С.М. Широкогорова, хотя прямо и не ссылался на своих предшественников. Ю.В. Бромлей был не единственным советским исследователем теории этноса, однако именно ему принадлежит заслуга создания единой и стройной концепции. Теория этноса Ю.В. Бромлея включала в себя основные вопросы этнографии, начиная от общих понятий и компонентов этноса до характеристики этнической истории человечества и современных этносоциальных процессов.
Значительное место в теории этноса Ю.В. Бромлея занимали вопросы терминологии. Предметом этнографических исследований, вслед за Н.М. Могилянским и С.М. Широкогоровым, был провозглашен этнос как особая форма человеческой организации. В связи с этим возникла необходимость дать этносу четкое определение. Согласно дефиниции Ю.В. Бромлея, этнос в узком смысле – это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)»1. Синонимом термина «этнос» в узком смысле было понятие «этникос», а в широком – «этносоциальная общность». Именно это определение стало классическим в советской этнографии.
Этнос в широком смысле или этносоциальная
общность имеет три стадиальных
проявления: племя для первобытно-
Ю.В. Бромлеем была предложена иерархия этнических общностей, основанная на уровне выраженности основных этнических свойств. Таким образом выделялись микроэтнические единицы (предел делимости основного этнического подразделения) – субэтнические подразделения (составные части основных этнических единиц, но с меньшей степенью выраженности свойств) – основные этнические подразделения (наибольшая интенсивность основных этнических свойств) – макроэтнические эдиницы (метаэтнические общности) (объединяющие несколько основных этнических подразделений, но с меньшей степенью выраженности свойств)2.
Важное место было уделено проблеме культуры и ее этническим функциям. Обобщая выводы советских этнографов, занимающихся проблемой культурной динамики, культуры как способа жизнедеятельности и т.д. (С.А. Арутюнова, Э.С. Макаряна и др.), Ю.В. Бромлей разделял «этническую культуру» и «культуру этноса в целом». Если первая представляет собой совокупность некоторых компонентов, присущих только данному этносу, то вторая включает еще и межэтнические или интернациональные компоненты3. Специально было подмечено то, что этническая культура может выступать и как коммуникативное средство, так и в качестве средства разобщения людей. Это свойство составляет основу этнических функций культуры4.
Вопросы этнических черт психики и связанной с ними проблемы этнического самосознания также вошли в теорию этноса Ю.В. Бромлея. Рассуждая о правомочности выделения этнических особенностей в психики индивидуумов, Ю.В. Бромлей отмечал их детерминированность принадлежностью человека к тому или иному этносу. В то же время этнические особенности психики являются разновидностью социально-психологических отношений, источником которых являются общественные связи и отношения5. Этнические особенности психики, как и прочие, формируются путем внушения, подражания и других психологических механизмов. Однако этнические черты выражаются не абстрактно, как некоторое «коллективное бессознательное», а проявляются в конкретных индивидах.
Этническое самосознание, т.е. чувство принадлежности человека к определенному этносу, с точки зрения Ю.В. Бромлея, является важнейшим компонентом этноса. Собственно этнос как объединение людей возможно только в том случае, если его члены будут осознавать свою принадлежность к этой специфической общности. На различных этапах существования этноса этническое самосознание не остается неизменным, подвергаясь определенным трансформациям. Ю.В. Бромлеем было выделено три типа этнического самосознания: присущего этносам доклассовых общностей, этносам антагонистических классовых обществ и этносам однородных в классовом отношении социалистических обществ6. Два последних типа этнического самосознания называются национальными, поскольку присущи нациям и национальностям. Подобно этническим чертам психики, этническое самосознание не существует изолированно от индивидов. Одним из механизмов, поддерживающих существование монолитного этнического самосознания, Ю.В. Бромлеем называлась эндогамия.
Исходя из методологической установки, согласно которой этнос признавался социальным явлением, влияние географической среды на него, хотя и признавалось, но не преувеличивалось. Как писал Ю.В. Бромлей: «Было бы, видимо, явным упрощением полностью сбрасывать со счета влияние географической среды на биологические… параметры сопряженных с этносами популяций… Но не менее ошибочно придавать этим факторам независимую и решающую роль в этнических процессах»7. Однако помимо географической, на этнос влияют еще две среды: внеэтническая социальная и собственно этническая. Именно совокупность внешних связей этноса со средами определяет направление и предпосылки этнических процессов.
Исследование этнических процессов заняло одно из важнейших мест в теории этноса Ю.В. Бромлея. Им было выделено два типа этих процессов: этноэволюционные (не приводящие к ломке системы) и этнотрансформационные (переводящие этническую систему в новое состояние). Основными подвидами этнических процессов были названы процессы этнического разделения и этнического объединения. В каждом из этих подвидов выделялось несколько типов. Так, среди разделительных процессов (этническая дивергенция) были названы этническая парциация (распад этноса на несколько частей) и этническая сепарация (выделение из этноса небольшой группы). Этнообъединительные процессы (этническая конвергенция) делились на консолидацию (стирание различий между субэтническими группами или объединение родственных этнических единиц в более крупную), ассимиляцию (растворение небольших этнических групп в более крупных), межэтническую интеграцию (объединение в новую культурную общность несхожих этнических единиц), этногенетическая миксация (появление новой этнической группы в результате объединения несхожих этносов)8.
Отдельное место в теории этноса занимал вопрос соотношения этнографии со смежными науками: историей, социологией и социально-культурной антропологией. Для выявления этого соотношения необходимо было четкое определение предметных областей наук. Для этнографии предметом являются этносы-народы. История изучает прошлое человеческого общества во всем его реальном многообразии, социология – социальные явления в узком значении слова (классово-профессиональное разделение общества)9. Область культурно-социальной антропологии оказывается достаточно неопределенной, но, как правило, в качестве ее называют сферу между примитивными и современными обществами10.
В целом, теория этноса Ю.В. Бромлея
охватывала всю область этнографии.
Именно поэтому она послужила
основой для полевых
Глава 2 Теория этноса Л.Н. Гумилева
Л.Н. Гумилев (1912-1992), сын
поэтов Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой,
является, пожалуй, самой неоднозначной
фигурой в отечественной
Первые работы Л.Н. Гумилева,
посвященные теоретическим
Считая этнос явлением географическим, Л.Н. Гумилев давал ему существенно иное определение, которое в разные годы было различным. Итоговое определение этому термину было дано в 1989 г. и звучало следующим образом: «Этнос – естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем остальным другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности»11. Однако в работе «Конец и вновь начало», вышедшей в 1990 г. под названием «География этноса в исторический период» Л.Н. Гумилев давал такую дефиницию: «этнос – это замкнутая система дискретного типа… как системы такого типа существуют в биосфере природные коллективы людей с общим стереотипом поведения и своеобразной внутренней структурой, противопоставляющие себя («мы») всем другим коллективам («не мы»)»12. Этнос не совпадает ни с одной из существующих биологических группировок – расой или популяцией, но представляет собой явление схожего порядка.
Этносы обладают своей особой иерархической структурой. Выделение структурных единиц происходит в результате саморегуляции этноса, который образует внутри себя отдельные группы. В структуре этноса выделялись: консорции (общность исторической судьбы) и конвиксии (общность быта) – субэтносы (поддерживающие этническое единство) – этносы (основная этническая единица) – суперэтносы (группа этносов, образовавшихся в одно время и на одной территории)13.