Теория этногенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:31, лекция

Краткое описание

1. Развивая теорию В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилев пришел к выводу об энергетической сущности этногенеза. В основе этногенеза как процесса лежит открытая В.И.Вернадским биохимическая энергия живого существа биосферы. Первый биогеохимический принцип Вернадского гласит: «Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Все живое вещество планеты является источником свободной энергии, может производить работу». Планета получает из космоса больше энергии, чем это необходимо для поддержания равновесия биосферы; свободная энергия порождает у животных спазмы активности, а у человека – взрывы этногенеза. Таким образом, по Гумилеву, движущая сила этногенеза – биохимическая энергия, привносимая в организмы из космоса, а способ действия этой силы – взрыв этногенеза (пассионарный толчок).

Файлы: 1 файл

этногенез.docx

— 28.18 Кб (Скачать)

Инерционная фаза – период интенсивного накопления материальных и культурных ценностей. Жить спокойно и хорошо. Предметов  первой и всех последующих степеней необходимости – в достатке. Л.Н.Гумилев  назвал эту фазу «золотой осенью»  этноса.

В этой фазе способность  к расширению ареала снижается. Наступает  пора воздействия на  ландшафт собственной  страны. Растет техносфера – количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари – за счет природных  ресурсов. Этнос теряет связь с  почвой, т.е. жизнью, и наступает неизбежный упадок. Облик этого упадка обманчив: на него надета маска благополучия и процветания, которые современникам  представляются вечными, потому что  они тешат себя иллюзиями о  неисчерпаемости природных богатств. Но это – утешительный самообман, рассеивающийся после того, как наступает  последний, роковой фазовый  переход. 

Люди нетрудолюбивые, нетворческие, но обладающие завышенными  требованиями к жизни, которые в  героические эпохи имеют мало шансов выжить, в мягкое время цивилизации  при общем материальном изобилии начинают размножаться без ограничений, и поскольку являются особями  нового склада, создают свой императив: «Будь таким, как мы», т.е. не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить. Следует переход  к фазе обскурации.

5.Фаза  обскурации.

Завершает пассионарный цикл эпоха так называемой обскурации: отцовское наследие растрачено, таланты  не рождаются, инициатива пропала, этнос  не способен себя защитить. Примером может  служить Западная часть Римской империи. В то время, как Восток бурлил, Запад неуклонно остывал. И в Западной, и в Восточной империях был один социальный строй, одна религия, один противник – варвары, нажимавшие на ту и на другую с равной силой. Но Восток отбился, а Запад пал под их ударами, ибо находился в фазе обскурации.

Субпассионарии  выдвигают императив: «Будь таким, как мы», т.е. живи только для себя. Всякий рост становится явлением одиозным,  трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве  идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в  армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая  им мятежами. Ни на кого нельзя положиться, и правитель вынужден применять  тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать  своих соратников. В обществе господствуют, как и в предшествующих стадиях, группы, только отбор иной – негативный: ценятся не способности, а их отсутствие, не знания, а невежество, не принципы, а беспринципность. Правящая группа не способна ничего ни создать, ни сохранить, она способна только паразитировать, разъедать тело народа, и потому победа субпассионариев ведет их к гибели.  Фаза обскурации ужасна тем, что она является серией резких изменений уровня пассионарности, хотя и незначительных по абсолютной величине. Адаптация запаздывает, и этнос  гибнет как системная целостность. Носители обскурации исчезают, как  дым, и остаются уцелевшие после  всех передряг носители первоначального  статического состояния.  Переход  к мемориальной фазе ознаменован  императивом: «День, да мой».

6.Мемориальная  фаза и дальнейшая  судьба этноса.

После конца  динамических фаз этногенеза уцелевшие  люди отнюдь не становятся хуже, слабее, глупее. Изменяются не люди, а системная  целостность. Пассионарное напряжение столь незначительно, что развитие не идет. Этнос теряет сопротивляемость и стремление к переменам. Идеалом  становится консервация: «Помни, как  было прекрасно». Память о прошлом  переживает инерцию пассионарных импульсов, но удержать ее отдельные люди не в  состоянии. Их усилия не встречают поддержки  у современников, хотя они и не бесплодны. Сочинения поэтов сохраняются  как фольклор, шедевры художников становятся мотивами народного искусства, история подвигов героев превращается в легенду или былину. Если среди  людей этой фазы случайно рождаются  пассионарные особи, они ищут себе применение не на родине, а у соседей.

Дальнейшая судьба потерявшего пассионарность этноса зависит, в первую очередь, от окружения: при отсутствии хищных соседей он может длительное время влачить  жалкое существование как этнос-реликт. Реликтовых этносов довольно много, причем часть из них вымирает, часть  ассимилируется с другими этносами, а часть сохраняет свое самосознание, более или менее стабильную численность  и занимаемую территорию. Это –  этносы, пережившие себя и находящиеся  в стадии гомеостаза (равновесия с  природой). В стадии гомеостаза утрачивается уже и историческая память. Этнография знает довольно много  этносов-изолятов, благодаря географическому положению  не втянутых в общение с другими  этносами или вовлеченных в него только за последние сто лет. Это  – статические народы, у которых  жизненный цикл повторяется в  каждом поколении без изменений. Так называемые «отсталые» или «дикие»  народы – не дети, а старички. Этносы, потерявшие былую пассионарность, могут  существовать за счет пассионарности соседнего этноса, передаваемой даже не половым путем, а через системные  связи (симбиоз). Примером является контакт  пигмеев Центральной Африки с  банту, которые используют их как  проводников и платят за это своими изделиями из железа.

Но когда беззащитный  этнос окружен представителями  других суперэтносов, он обречен на полное истребление: англичане устраивали облавы на тасманийцев; негры банту  ловили бушменов для использования  их на тяжелых работах, а их самих  обращали в рабство буры. Чтобы  отбиваться от беспощадного врага, этносу приходилось тратить остатки  пассионарности: ведь отбивались наиболее энергичные.

 Итак, даже  на финальных фазах этногенеза  необходима пассионарность, хотя  бы заимствованная. И именно поэтому  пассионарные толчки не только  губят, но и спасают этносы, находящиеся в ареале толчка. Такой этнос попадает в горнило  переплавки, и при благоприятных  условиях из нескольких обломков  выплавляется новый этнос, лишь  смутно помнящий о своем происхождении,  так как для него куда важнее  дата его нового рождения.

Смерть этноса – это распад системной целостности, а не поголовное истребление людей, в нее входящих.

Информация о работе Теория этногенеза