Теория этногенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:31, лекция

Краткое описание

1. Развивая теорию В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилев пришел к выводу об энергетической сущности этногенеза. В основе этногенеза как процесса лежит открытая В.И.Вернадским биохимическая энергия живого существа биосферы. Первый биогеохимический принцип Вернадского гласит: «Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Все живое вещество планеты является источником свободной энергии, может производить работу». Планета получает из космоса больше энергии, чем это необходимо для поддержания равновесия биосферы; свободная энергия порождает у животных спазмы активности, а у человека – взрывы этногенеза. Таким образом, по Гумилеву, движущая сила этногенеза – биохимическая энергия, привносимая в организмы из космоса, а способ действия этой силы – взрыв этногенеза (пассионарный толчок).

Файлы: 1 файл

этногенез.docx

— 28.18 Кб (Скачать)

1. Развивая теорию  В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилев пришел  к выводу об энергетической  сущности этногенеза. В основе  этногенеза как процесса лежит   открытая В.И.Вернадским биохимическая  энергия живого существа биосферы. Первый биогеохимический принцип  Вернадского гласит: «Биогенная  миграция  атомов химических элементов  в биосфере всегда стремится  к максимальному своему проявлению. Все живое вещество планеты  является источником свободной  энергии, может производить работу».  Планета получает из космоса  больше энергии, чем это необходимо  для поддержания равновесия биосферы; свободная энергия порождает  у животных спазмы активности, а у человека – взрывы этногенеза. Таким образом, по Гумилеву, движущая  сила этногенеза – биохимическая  энергия, привносимая в организмы  из космоса, а способ действия  этой силы – взрыв этногенеза (пассионарный толчок).

В результате взрыва этногенеза происходит определенного  рода мутация: у части особей возникает  новый признак, который Гумилев  назвал «пассионарностью». Если принять  за эталон импульс врожденного инстинкта  самосохранения (1), то импульс пассионарности (Р) будет иметь обратный знак, ибо  заставляет людей жертвовать собой  и своим потомством. С этой точки  зрения пассионарность – признак  вредный, если не губительный, для своего носителя и его близких.

2.Градации  пассионарности.

По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особей на три основные группы: 1) пассионарии (Р больше 1); 2) гармоничные особи (Р равно 1); 3) субпассионарии (Р меньше 1).

Пассионарии в  полном смысле этого слова – люди, у которых пассионарный импульс (стремление к самопожертвованию) сильнее, чем чувство самосохранения, как  индивидуального, так и видового. Гумилев выдвигает две возможные  гипотезы:  либо пассионарная особь  захватывает больше энергии, чем  нормальная, либо при равном захвате  энергии концентрированно (конечно, бессознательно) направляет ее на достижение конкретной цели. В обоих случаях  результат один: высшая нервная деятельность особи будет более активной, нежели это характерно для особи нормальной.

Варианты пассионарности различны и выражены могут быть ярче и слабее – от пророков и революционеров, идущих на баррикады, до безымянных зодчих и сочинителей сказок. Пассионарии  – это конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересиархи, и инициативные фигуры вроде Цезаря или Наполеона.

Пассионарность  отдельного человека спорягается с  любыми способностями (высокими, средними, малыми); она не зависит от внешних  воздействий, являясь чертой конституции  данного человека. Она не имеет  отношения к этическим нормам, одинаково порождая подвиги и  преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие. Пассионарность не делает человека «героем», ведущим толпу, ибо большинство  пассионариев находится именно в  «толпе», определяя ее потентность  и степень активности на тот или  иной момент.

Но как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. У подавляющего большинства  – гармоничных особей – оба  импульса уравновешены.  Гармоничные  особи – люди работоспособные, полноценные  умственно и физически, уживчивые, но не сверхактивные. Люди этого склада – крайне важный элемент в теле этноса. Они восстанавливают его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже  созданным образцам. Они вполне могут  обходиться без пассионариев, пока не объявится внешний враг.

Третья категория  – люди с «отрицательной» пассионарностью (субпассионарии). Их поступками управляют  импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению. Они плохие солдаты, никакие рабочие; они не умеют регулировать свои вожделения. Они не изменяют мир и не сохраняют  его, а существуют  за его счет. Яркий пример – римский плебс, нагло требующий «хлеба и зрелищ». В силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах  этносов, совершая вместе с пассионариями  завоевания и перевороты. Но если пассионарии  могут проявить себя и без субпассионариев, то последние без пассионариев – ничто, и способны только на нищету или разбой, жертвами которого становится основная масса населения.

Пассионарность  обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что люди гармоничные (а в еще большей степени  – импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести  себя так, как если бы  они были пассионарны. Это обстоятельство без  специального осмысления известно довольно широко и используется, главным образом, в военном деле, где из пассионариев, узнанных интуитивно, формируют ударные  части, либо сознательно распыляют  их в массе мобилизованных, чтобы  поднять «воинский дух».

Пассионарный  толчок – это такой разрыв естественной причинности, который закрыт для научного познания при настоящем уровне развития науки. На сегодняшний день он недоступен проверке опытом, и остается гипотезой.

Пассионарный  толчок знаменует рождение нового организма  – этноса, который проходит в  своем развитии ряд закономерных фаз, подобных различным возрастам  человека. Это следующие фазы: фаза подьема – быстрое увеличение числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации; фаза пассионарного перегрева (акматическая) – когда число пассионариев в  этносе максимально; фаза надлома –  резкое уменьшение числа пассионариев и стеснение их субпассионариями; инерционная фаза – медленное  уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации – полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят  этнос целиком, либо не успевают его  погубить до вторжения иноплеменников извне. Во втором случае остается реликт из гармоничных особей.  Эту этническую эволюцию проделали все этносы, которые  мы считаем примитивными только потому, что их незаписанная история тонет  во мгле веков.

Пассионарность  – обязательный элемент этногенеза, без которого его нет и не может быть. Если пассионарность вынести за скобки, внутри скобок останутся локальные черты тех или иных этносов (предмет изучения этнографии).

Фазы  этногенеза.

1.Фаза  подъема.

Вначале протекает  инкубационный период  формирования нового этноса (в среднем около 100 - 150 лет), обычно не оставляющий заметных следов в истории. Это «пусковой  механизм», не всегда приводящий к возникновению  нового этноса потому, что возможен внезапный обрыв процесса посторонней  силой. В одном-двух поколениях появляется некоторое количество персон, не мирящихся  с ограничениями, которые охотно сносили их  деды. Первые из них  гибнут, если коллектив оказывает  им сопротивление, но если процесс идет с достаточной интенсивностью, этих людей оказывается достаточно, чтобы  сплотиться и навязать свою волю спокойным  людям прежнего склада. В какой-то момент на исторической арене появляется исторически установимая группа людей, или консорция, быстро развивающаяся  и формирующая свое этническое лицо и самосознание. Наконец, она облекается в соответствующую  времени социальную форму и выходит на широкую  историческую арену, часто начиная  территориальную экспансию. Оформление этно-социальной системы знаменует  конец инкубационного периода фазы подьема. Примером могут служить  события на Востоке Римской империи, где в 1-П веках н. э. на стыке  эллинского, древнееврейского и сирийского этносов возникла популяция, равно  близкая и равно чуждая всем перечисленным  выше. Это была христианская община, противопоставлявшая себя «языцем», т.е. всем остальным, и действительно  выделявшаяся среди них по характеру  своего поведения. В середине 1 в. н. э. проповеди апостола Павла положили начало консорциям, еще не выделившим себя из исходных этнических субстратов. В середине П века н. э. благодаря  деятельности Юстина Философа христиане  выделились в особый субэтнос, категорически  размежевавшись с иудаизмом. Поддержав  императора Константина, христиане  доставили ему победу и диадему, удовлетворившись только предоставлением  себе права на легальное существование. И тогда, с 313 г. новый этнос «христиане-ромеи» стал фактом всемирно-исторического значения. Затем из него вырос огромный суперэтнос с культурой, которую мы называем «Византийской».

Как только особи  нового склада создают новую этническую целостность, они выдвигают новый  принцип общежития, новый императив  поведения: «Будь тем, кем ты должен быть». Это означает: по мере сил  исполняй свои общественные обязанности: если ты воин – воюй, если крестьянин – паши.

Ведущая часть  населения толкает всю систему  по пути этнического развития, накапливает  материальные и духовные ценности. Каждый активный строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем  дела предков, к которому он еще что-то добавляет. Каждая прожитая минута воспринимается как приращение к прожитому, которое  живет в человеке. Результатом  такого восприятия времени (пассеизм) являются подвиги героев, добровольно  отдававших жизни за Отечество: царь Леонид и его 300 спартанцев в Фермопилах, Роланд в Ронсевальском ущелье, послушники Сергия Радонежского Пересвет и Ослябя, погибшие на Куликовом поле. Для  них характерно отсутствие личной заинтересованности. Они как будто любили свое дело больше себя. Они чувствовали себя не просто наследниками великих традиций, но и частицами их, и поступали  так согласно своему  нервно-психологическому складу, определявшему вектор и характер их деятельности.

Ведущая роль в  фазе подъема принадлежит пассионариям, но и роль гармоничных особей, исправно несущих свои обязанности, значительна. Субпассионарии не замечаются. Выжить им в эту суровую эпоху трудно.

Фаза подъема, как правило, связана с внешней  экспансией, расширением территории.  Общественная система укрепляется.

2.Акматическая  фаза.

Биохимическая энергия достигает таких значений, что пассионариев в популяции  становится «слишком много» (в этой фазе их – максимум), и они начинают воевать друг с другом. Соподчиненность  элементов структуры этноса нарушается. Господствующий императив меняется: каждый хочет «быть самим собой» и ради этого ломает созданную  организацию, принося интересы этноса в жертву своим собственным. Как  правило, при этом обильно льется кровь. Крестьяне устремляются в  города, а те, кто остается на земле, устраивают «жакерии». Церковь дробится. Бароны учиняют смуты и войны (например, война Алой и Белой  роз в Англии). Новые политические, социальные, религиозные водоразделы  возникают один за другим. Акматическая фаза часто является весьма пестрой  и разнородной по характеру, доминантам и интенсивности протекающих  этнических процессов. По утверждению  Гумилева, если  10% населения страны пассионарно, то это уже революционная  ситуация (1).

При пассионарном перегреве гибнут одна за другой пассионарные особи. Результатом является определенное угасание пассионарности. Возрастает роль гармоничных особей. Переход  к фазе надлома знаменуется новым  императивом: «Мы устали от великих».

3.Фаза  надлома.

Надлом  - переход  от накала акматической фазы к разумному  хозяйничанию инерции. Цели и задачи те же, а силы убывают. Пассионарная энергия неуклонно рассеивается. Процент людей гармоничных и  субпассионарных растет. Субпассионарии формируют кадры исполнителей во время гражданских войн. Снижаются, а то и сводятся на нет усилия персон творческих, которых объявляют  «фанатиками». Именно отсутствие внутренней поддержки «своих» определяет гибель этносов от немногочисленных, но пассионарных противников.

Так, в Западной Европе ХУ-ХУП веков процент субпассионариев  значительно возрос за счет истребления  консервативной части населения  – гармоничных особей – людей  наиболее законопослушных и трудолюбивых.  Система суперэтноса потеряла свою устойчивость, так как отдельные  пассионарии легко могли навербовать  себе бродяг-солдат из числа субпассионариев. Раньше их самовластное поведение наталкивалось  на сопротивление других пассионариев. Теперь же, когда их стало меньше, у каждого появился большой ареал. Поэтому столкновения эпохи Реформации и Контрреформации приобрели  большой размах и стоили еще больших  жертв. В эпоху Возрождения человекоубийство было повседневным занятием обитателей западной Европы, причем имело массовые масштабы. Объектом гонений оказывались  не только философы и поэты (Мигель Сервет, Джордано Бруно), но и большей  частью простые, безобидные люди с воображением. Их сжигали, объявляя колдунами и  ведьмами. Гибли люди честные, гнушавшиеся  доносительством, и талантливые, вызывавшие зависть, а размножались морально нечистоплотные тупицы, породившие поколение европейского обывателя, характерное для Х1Х  века.

Конец фазы надлома  и переход к инерционной фазе знаменует новый императив: «Дайте же жить, гады!».

4.Фаза  инерции.

Отличительной чертой этого периода является сокращение активного элемента и полное довольствие  эмоционально пассивного и трудолюбивого  населения. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Они  уже научились понимать, что индивидуальности, желающие проявиться во всей оригинальности, представляют для соседей наибольшую опасность. Избежать ее можно, изменив  общественный императив. «Будь таким, как я», - девиз инерционной фазы. Так, в Новое время – ХУП-Х1Х  вв. – этот принцип нашел воплощение в образе «джентельмена», которому полагалось подражать по мере сил, а  уклонение от подражания осуждалось общественным мнением. Посредственность становится идеалом. Для людей, не желавших отказаться от своей оригинальности, оставались сферы искусства и  науки, казавшиеся безобидными.

Информация о работе Теория этногенеза