Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:34, реферат
Цель данного реферата изучить сущность образования татарской нации. Татары – второй по численности этнический народ в составе Российской Федерации, они компактно проживают в Поволжье, Приуралье, западной Сибири и дисперсно практически не только во всех областях России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Сиби́рские тата́ры (самоназвание — сибтат. себер татарлар, татарлар, ед. сибтат. себер татар, татар) — коренной этнос Западной и Южной Сибири. Как самоназвание этнонимы себер татар, татар укоренились у тюркского населения Западной Сибири не ранее начала XX в. Как название этноним сибирские татары использовался в научных и документальных целях значительно раньше, вслед за обозначением всех тюркоязычных этносов этнонимом татар. Ранее общего автоэтнонима для обозначения этнической общности сибирские татары, по-видимому, не было, и в качестве самоназвания употреблялись этнонимы конфессионального (муслим, мусульман), территориального и племенного (тубуллык, тугыс и др.) происхождения.
В составе Сибирских татар
можно выделить следующие
По расовым признакам сибирские татары относятся к южносибирскому, среднеазиатскому и западносибирскому расовому типам. Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами. Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных монголоидно-европеоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента. По суммарным антропологическим признакам сибирские татары идентичны суммарной группе населения Хакасии. Заболотные татары чрезвычайно близки к берёзовским ханты. Ялуторовская группа идентична европеоидному населению.
Астраханская этнотерриториальная группа татар.
Астраханские татары— этнотерриториальная группа татар. Разговаривают на диалекте татарского языка. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения.
В XV—XVII вв. астраханские татары, населявшие Астраханское ханство (1459—1556), частично Ногайскую Орду и отдельные ногайские княжества (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев. С XVIII в. усилилось этническое взаимодействие и смешение астраханских татар с волго-уральскими татарами.
Татар Астраханской области подразделяют на местных и пришлых. К местным Астраханским татарам относят юртовских татар и карагашей. Обе эти группы по происхождению относятся к ногайцам. Главное отличие между этими группами заключалось в том, что юртовские татары были полуоседлыми уже во второй половине 16 века, тогда как карагаши выходили на кочевку даже в конце 19 начале 20 века. У юртовцев в прошлом бытовали два эндоэнтонима: юрт – татарлары и нугай. У карагашей этноним звучал как «карагач – нугай».
Субконфэссиональная общность – кряшены.
Кря́шены (тат. керәшен от рус. крещён; крещёные тата́ры, тат. керәшен татарлар, keräşen tatarlar) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие, живут в основном в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии и в Башкортостане.
Согласно традиционной точке зрения на проблему возникновения кряшен, формирование этой этноконфессиональной группы как самостоятельной общности происходило длительное время при участии финно-угорских и тюркских компонентов. В то же время, несмотря на то, что в период Волжской Булгарии и Золотой Орды известны тюркские феодалы и их окружение христианского вероисповедания, и то, что в более поздний период некоторые татарские аристократы переходили в православие, отдельного «кряшенского» этнического образования не было. Решающее же влияние на формирование кряшенов, как отдельной общности оказал процесс христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI-XVII века - начиная с взятием Казани Иваном Грозным в 1552 году (сформировавшаяся в это время группа носит название "старокрещённых татар) и процесс христианизации нерусских народов Поволжья в первой половине XVIII века (новая группа татар, сформировавшаяся в это время, носит название «новокрещённых»). В результате сформировались пять этнографических групп кряшенов, имеющих свои специфические отличия: казанско-татарская, елабужская, молькеевская, чистопольская, нагайбакская (последняя группа нагайбаков выделилась в 2002 году в отдельную национальность).
В 1990-е годы появились альтернативные версии этногенеза кряшен, связанные с тем, что активизировавшаяся кряшенская интеллигенция, дистанцирующаяся от общепринятой точки зрения о насильственном крещении татар в XV—XIX веках, и как следствия этой политики, образования этнической группы кряшен, предприняла попытки научного обоснования положения о добровольном принятии частью булгар христианства.
Одну из таких версий в православных средствах массовой информации выдвигает историк и богослов А. В. Журавский. Согласно его версии крещёные татары не являются крещёнными в 16 веке татарами, а являются потомками тюркских племён, крещёных не позднее 12 века, проживавших в Волго-Камском регионе и ко времени падения Казанского ханства пребывавших в полуязыческом-полухристианском состоянии. Обоснования этой гипотезы А. В. Журавский видит в существовании некоторых фактов связанных с историей христианства в Волжской Булгарии. Так, например, в статье в газете «Татьянин день» Журавский, аргументируя эту точку зрения, отмечает: «Известен, например, христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Известно, что в Булгарах имелась древняя армянская (монофизитская) церковь, руины которой были уничтожены уже в советское время». В то же время, исследователь отмечает, что эти вопросы не представляются актуальными для официальной науки, и потому их обязано изучать церковное краеведение.
Ещё одну версию развивал казанский историк Максим Глухов. Он считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин — татарскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство несторианского толка с Х века. В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом, но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее, при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств большое число кераитов оказались в Крыму и на Средней Волге. Их потомки поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированной виде, как реликт исторической памяти.
Этнографы отмечают, что по особенностям языка и традиционной культуры можно выделить пять этнографических групп кряшен:
Эти названия (кроме нагайбаков) достаточно условные: Казанско-татарская группа относилась к Казанской губернии (в Казанском, Лаишевском и Мамадышском уездах); Самарской; Уфимской; Вятской губерниям, в последней в Малмыжском уезде (это самая многочисленная и древняя группа). Молькеевские кряшены Казанской губернии жили в Тетюшском и Цивильском уездах (сейчас — Апастовский район). Чистопольская группа была сконцентрирована в этой же губернии, в районе Западного Закамья (Чистопольский и Спасский уезды), Елабужская группа относится к Елабужскому уезду (в прошлом Вятская губерния). Нагайбакская группа размещалась на землях Верхне-Уральского и Троицкого уездов.
По основным элементам культуры, кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы кряшен связаны происхождением и с татарами-мишарями. Многие характерные черты традиционного быта кряшенов уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Быт кряшенов испытал сильное воздействие городской культуры. Хотя и сегодня в городах живёт такой уникальный вид искусства, как татарский христианский шамаиль.
В языке кряшен выделяется четыре говора:
Кряшены в основном говорят на среднем диалекте татарского языка. Говор молькеевских кряшен, является исключением, он ближе к западному диалекту татарского языка. Главные отличия языка кряшен — малое количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичных старотатарских слов.
Кряшены пользуются алфавитом Н. И. Ильминского,
который отличается от современного татарского
алфавита. Этот алфавит разрабатывался
начиная с 1862 года и окончательно оформился
к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом,
алфавит Ильминского имел четыре дополнительных
буквы необходимых для передачи звуков
татарского языка. Официальные государственные
инстанции алфавит не утверждали. Считалось,
что печать литературы ведётся на «крещёно-татарском
наречии русскими буквами». В 1930 году,
после введения яналифа, использование
алфавита Ильинского было прекращено
на несколько десятилетий. Возобновлено
использование в начале 90-х годов XX века,
когда на нём начали издаваться богослужебные
книги и издания кряшенских общественных
организаций.
Заключение.
Итак,
первоначальный этноним «татар»
История этнонима не есть история происхождения народа, хотя для выяснения последнего и этимология этнонима имеет определенное значение. Этнонимы могут быть ложными или истинными, они могут меняться и заменяться, может меняться и содержание самих этнонимов. Но для этого не обязательно, чтобы изменился сам носитель этого названия, т. е. этнос. Подмена одного этнонима другим, как правило, приводит к различным трудностям, даже осложнениям. В таких случаях ложно данное имя может привести к прямому искажению истории народа, его происхождения. Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является «булгары». Известный советский историк Л. Н. Гумилев указывает: «Одной из пагубных для научного мышления ошибок являются предвзятые мнения, которые будучи некогда высказаны как гипотезы в дальнейшем принимаются как непререкаемые истины. Сила давности (и традиции.-- А. К.) парализует критику, и ложное мнение укореняется, искажая историческую правду». (Л. Н. Гумилев. Поиски вымышленного царства. М., 1970, с. 279). Что мы и видим в истории названия «татары». Этнический компонент - один из важнейших при изучении истории. До появления государственности история татар во многом сводится к этногенезу. В равной степени и потеря государственности на первый план выводит изучение этнических процессов. Существование государства хотя и отодвигает на второй план этнический фактор, тем не менее сохраняет его относительную самостоятельность как предмета исторического исследования, более того, порой именно этнос выступает государство-образующим фактором и, следовательно, решающим образом отражается на ходе истории.
Список использованной литературы.
1)Татары - Р.К. Уразманова, С.В. Чешко, М., 2001. – 583с.
2) Д.М.Исхаков «Этнографические группы татар Волго-Уральского региона».