Татарский народ: этнотерриториальные группы татар, субэтносы, субконфэссиональные общности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:34, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата изучить сущность образования татарской нации. Татары – второй по численности этнический народ в составе Российской Федерации, они компактно проживают в Поволжье, Приуралье, западной Сибири и дисперсно практически не только во всех областях России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Файлы: 1 файл

реферат татарстан.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

       Сиби́рские тата́ры (самоназвание — сибтат. себер татарлар, татарлар, ед. сибтат. себер татар, татар) — коренной этнос Западной и Южной Сибири. Как самоназвание этнонимы себер татар, татар укоренились у тюркского населения Западной Сибири не ранее начала XX в. Как название этноним сибирские татары использовался в научных и документальных целях значительно раньше, вслед за обозначением всех тюркоязычных этносов этнонимом татар. Ранее общего автоэтнонима для обозначения этнической общности сибирские татары, по-видимому, не было, и в качестве самоназвания употреблялись этнонимы конфессионального (муслим, мусульман), территориального и племенного (тубуллык, тугыс и др.) происхождения.

         В составе Сибирских татар  можно выделить следующие группы: тюменская, тобольская, тарская,  барабинская.  Тюменская группа  связана с Тюменским ханством, сложившимся уже к концу 14 началу 15 века, которое вошло затем в  состав Сибирского ханства. Тобольская группа занимала центральное место в Сибирском ханстве, образуя ядро тюркского населения. Коренная  группа Сибирских татар – тарская. Их некоторые исследователи дробят на две подгруппы: курдакско- сардакскую и саму тарскую. Четвертую группу сибирских татар образуют барабинцы – коренное тюркское население Барабинской степи. Характерная особенность барабинцев их поздняя исламизация.

      Антропологические особенности

     По расовым признакам сибирские татары относятся к южносибирскому, среднеазиатскому и западносибирскому расовому типам. Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами. Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных монголоидно-европеоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента. По суммарным антропологическим признакам сибирские татары идентичны суммарной группе населения Хакасии. Заболотные татары чрезвычайно близки к берёзовским ханты. Ялуторовская группа идентична европеоидному населению.

     Астраханская этнотерриториальная группа татар.

 Астраханские татары— этнотерриториальная группа татар. Разговаривают на диалекте татарского языка.  Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения.

     В XVXVII вв. астраханские татары, населявшие Астраханское ханство (14591556), частично Ногайскую Орду и отдельные ногайские княжества (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев. С XVIII в. усилилось этническое взаимодействие и смешение астраханских татар с волго-уральскими татарами.

       Татар Астраханской области подразделяют на местных и пришлых. К местным Астраханским татарам относят юртовских татар и карагашей. Обе эти группы по происхождению относятся к ногайцам. Главное отличие между этими группами заключалось в том, что юртовские татары были полуоседлыми уже во второй половине 16 века, тогда как карагаши выходили на кочевку даже в конце 19 начале 20 века. У юртовцев в прошлом бытовали два эндоэнтонима: юрт – татарлары и нугай.  У карагашей этноним звучал как «карагач – нугай».

      Субконфэссиональная общность – кряшены.

     Кря́шены (тат. керәшен от рус. крещён; крещёные тата́ры, тат. керәшен татарлар, keräşen tatarlar) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие, живут в основном в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии и в Башкортостане.

    Согласно традиционной точке зрения на проблему возникновения кряшен, формирование этой этноконфессиональной группы как самостоятельной общности происходило длительное время при участии финно-угорских и тюркских компонентов. В то же время, несмотря на то, что в период Волжской Булгарии и Золотой Орды известны тюркские феодалы и их окружение христианского вероисповедания, и то, что в более поздний период некоторые татарские аристократы переходили в православие, отдельного «кряшенского» этнического образования не было. Решающее же влияние на формирование кряшенов, как отдельной общности оказал процесс христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI-XVII века - начиная с взятием Казани Иваном Грозным в 1552 году (сформировавшаяся в это время группа носит название "старокрещённых татар) и процесс христианизации нерусских народов Поволжья в первой половине XVIII века (новая группа татар, сформировавшаяся в это время, носит название «новокрещённых»). В результате сформировались пять этнографических групп кряшенов, имеющих свои специфические отличия: казанско-татарская, елабужская, молькеевская, чистопольская, нагайбакская (последняя группа нагайбаков выделилась в 2002 году в отдельную национальность).

      В 1990-е годы появились альтернативные версии этногенеза кряшен, связанные с тем, что активизировавшаяся кряшенская интеллигенция, дистанцирующаяся от общепринятой точки зрения о насильственном крещении татар в XV—XIX веках, и как следствия этой политики, образования этнической группы кряшен, предприняла попытки научного обоснования положения о добровольном принятии частью булгар христианства.

      Одну из таких версий в православных средствах массовой информации выдвигает историк и богослов А. В. Журавский. Согласно его версии крещёные татары не являются крещёнными в 16 веке татарами, а являются потомками тюркских племён, крещёных не позднее 12 века, проживавших в Волго-Камском регионе и ко времени падения Казанского ханства пребывавших в полуязыческом-полухристианском состоянии. Обоснования этой гипотезы А. В. Журавский видит в существовании некоторых фактов связанных с историей христианства в Волжской Булгарии. Так, например, в статье в газете «Татьянин день» Журавский, аргументируя эту точку зрения, отмечает: «Известен, например, христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Известно, что в Булгарах имелась древняя армянская (монофизитская) церковь, руины которой были уничтожены уже в советское время». В то же время, исследователь отмечает, что эти вопросы не представляются актуальными для официальной науки, и потому их обязано изучать церковное краеведение.

      Ещё одну версию развивал казанский историк Максим Глухов. Он считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин — татарскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство несторианского толка с Х века. В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом, но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее, при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств большое число кераитов оказались в Крыму и на Средней Волге. Их потомки поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированной виде, как реликт исторической памяти.

      Этнографы отмечают, что по особенностям языка и традиционной культуры можно выделить пять этнографических групп кряшен:

  • казанско-татарскую,
  • елабужскую,
  • молькеевскую,
  • чистопольскую и
  • нагайбаков, каждая из которых имеет свои особенности и свою историю формирования.

      Эти названия (кроме нагайбаков) достаточно условные: Казанско-татарская группа относилась к Казанской губернии (в Казанском, Лаишевском и Мамадышском уездах); Самарской; Уфимской; Вятской губерниям, в последней в Малмыжском уезде (это самая многочисленная и древняя группа). Молькеевские кряшены Казанской губернии жили в Тетюшском и Цивильском уездах (сейчас — Апастовский район). Чистопольская группа была сконцентрирована в этой же губернии, в районе Западного Закамья (Чистопольский и Спасский уезды), Елабужская группа относится к Елабужскому уезду (в прошлом Вятская губерния). Нагайбакская группа размещалась на землях Верхне-Уральского и Троицкого уездов.

       По основным элементам культуры, кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы кряшен связаны происхождением и с татарами-мишарями. Многие характерные черты традиционного быта кряшенов уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Быт кряшенов испытал сильное воздействие городской культуры. Хотя и сегодня в городах живёт такой уникальный вид искусства, как татарский христианский шамаиль.

      В языке кряшен выделяется  четыре говора:

  1. говор кряшен Нижнего Прикамья;
  2. говор заказанских кряшен;
  3. говор чистопольских кряшен;
  4. говор молькеевских кряшен.

        Кряшены в основном говорят на среднем диалекте татарского языка. Говор молькеевских кряшен, является исключением, он ближе к западному диалекту татарского языка. Главные отличия языка кряшен — малое количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичных старотатарских слов.

        Кряшены пользуются алфавитом Н. И. Ильминского, который отличается от современного татарского алфавита. Этот алфавит разрабатывался начиная с 1862 года и окончательно оформился к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы необходимых для передачи звуков татарского языка. Официальные государственные инстанции алфавит не утверждали. Считалось, что печать литературы ведётся на «крещёно-татарском наречии русскими буквами». В 1930 году, после введения яналифа, использование алфавита Ильинского было прекращено на несколько десятилетий. Возобновлено использование в начале 90-х годов XX века, когда на нём начали издаваться богослужебные книги и издания кряшенских общественных организаций. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Итак, первоначальный этноним «татар»  - самоназвание группы центрально-азиатских  племен - в 13 в. приобретает социальное  значение. В 13-17 вв. соционим «татар»  в Золотой Орде и образовавшихся  после ее распада татарских  государствах обозначает надплеменную, надэтническую прослойку военно-служилой знати. В результате политики ослабления военно-служилой знати ("татар") Волго-Уральского региона, проводившейся российским правительством во 2-й половине 16 - начале 18 вв., значение социально престижного термина "татар" претерпевает изменения и постепенно вновь принимает черты этнического самоназвания, но уже новой этнической общности - тюрко-мусульманского населения Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья и Сибири.

      История этнонима не есть история происхождения народа, хотя для выяснения последнего и этимология этнонима имеет определенное значение. Этнонимы могут быть ложными или истинными, они могут меняться и заменяться, может меняться и содержание самих этнонимов. Но для этого не обязательно, чтобы изменился сам носитель этого названия, т. е. этнос. Подмена одного этнонима другим, как правило, приводит к различным трудностям, даже осложнениям. В таких случаях ложно данное имя может привести к прямому искажению истории народа, его происхождения. Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является «булгары». Известный советский историк Л. Н. Гумилев указывает: «Одной из пагубных для научного мышления ошибок являются предвзятые мнения, которые будучи некогда высказаны как гипотезы в дальнейшем принимаются как непререкаемые истины. Сила давности (и традиции.-- А. К.) парализует критику, и ложное мнение укореняется, искажая историческую правду». (Л. Н. Гумилев. Поиски вымышленного царства. М., 1970, с. 279). Что мы и видим в истории названия «татары». Этнический компонент - один из важнейших при изучении истории. До появления государственности история татар во многом сводится к этногенезу. В равной степени и потеря государственности на первый план выводит изучение этнических процессов. Существование государства хотя и отодвигает на второй план этнический фактор, тем не менее сохраняет его относительную самостоятельность как предмета исторического исследования, более того, порой именно этнос выступает государство-образующим фактором и, следовательно, решающим образом отражается на ходе истории.

Список  использованной литературы.

1)Татары - Р.К.  Уразманова, С.В. Чешко, М., 2001. – 583с.

2) Д.М.Исхаков  «Этнографические группы татар  Волго-Уральского региона».

Информация о работе Татарский народ: этнотерриториальные группы татар, субэтносы, субконфэссиональные общности