Татаро-монгольское нашествие

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:53, реферат

Краткое описание

Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее своего расцвета в X - начале XI века, в начале XII века распалось на множество княжеств.
Этот распад произошел под влиянием феодального способа производства. В начале 998 года киевский князь Владимир принял христианство из Византии. Вместе с христианством проникло на Русь византийское культурное влияние.

Файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     Еще одной тяжелой повинностью, наложенной победителями на население русских княжеств, была обязанность поставлять воинов в монголо-татарские войска, принимать участие в их военных походах. На русских князьях лежала обязанность являться по первому зову с войсками на помощь своему сюзерену и сражаться за интересы наследников Чингисхана. В летописях разных стран отмечено участие русских отрядов в составе монгольских армий в Китае и на Кавказе, в Польше и на Балканах, во внутренних золотоордынских распрях.

     Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков — руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Поэтому перед поездкой к хану многие русские князья писали завещания.

     Баскачество существовало, тем не менее, сравнительно недолго. Оно и не могло существовать долго, потому что баскак — чиновник, если он начинал свирепствовать, то его убивали рано или поздно, а остатки горожан убегали. А если же он начинал брать взятки, то его, естественно, убивали по приказу хана. Таким образом, эта форма сбора дани оказалась чрезвычайно невыгодной.

     С 1263 г. русские князья стали сами привозить дань в Орду.  Русские не столько сопротивлялись факту выплаты дани и ее размерам, сколько были задеты инонациональным, чужестранным составом сборщиков. Они готовы были платить больше, но "своим" князьям и их администрации. Ханские власти быстро поняли всю выгоду такого решения для Орды: во-первых, отсутствие собственных хлопот,   во-вторых, гарантия прекращения восстаний и полное повиновение русских, в-третьих, наличие конкретных ответственных лиц (князей), которых всегда легко, удобно и даже "законно" можно было привлечь к ответственности, наказать за невзнос дани, а не иметь дело с труднопреодолимыми стихийными народными восстаниями тысяч людей.     

 

Перепись населения

     Для раскладки  дани все население было переписано. Единицей обложения было признано хозяйство (дом, семейство).

     Так в 1257-1259 годах монгольские чиновники – “численники” провели на Руси перепись населения. Народные массы сопротивлялись ордынской политике угнетения. Сильные волнения произошли в Новгородской земле. В 1257 г., когда там начали брать дань, новгородцы  отказались от ее уплаты. Однако, Александр Невский, который считал невозможным открытое столкновение с Ордой, жестоко расправился с восставшими. Впрочем, новгородцы продолжали сопротивление. Они отказывались «даваться в число», записываться при переписи. Положить меньших людей в число удалось только в 1259 г. Но в 1262  г. во многих городах Русской земли, в частности в Ростове, в Суздале, в Ярославле,  в Устюге Великом, во Владимире, прошли народные восстания, многие сборщики дани – баскаки и купцы-мусульмане, которым баскаки передавали сбор дани на откуп, были убиты. Напуганные народным движением, ордынцы решили передать значительную часть сбора дани удельным русским князьям. Таким образом, народное движение заставило Орду пойти если не на полную отмену баскачества, то, по крайней мере, на его ограничение.

Церковь, города и культура завоеванной Руси

     Русская церковь на Руси в период ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой. Церковь с опаской смотрела за попытками некоторых князей договариваться о совместных действиях против монголо-татар с католическими государствами. Церковники боялись, что это приведет к проникновению на русские земли католической веры, что неизбежно повлечет за собой уменьшение влияния православной церкви, а значит, снизит и доходы православных церковников. Из-за всего этого для церковников были желательнее ордынские ханы, которые не мешали церкви обирать свою паству. Примечательно, что церковь объявила власть ордынского хана «полученной от Бога». А ханы, в свою очередь, понимали, что духовенство обладает влиянием на православное население. Логика их была проста: если какому-то богу поклоняется так много народа, то с этим богом портить отношения не следует — типичная языческая психология. 

     Церковь была освобождена от налогов и призыва в монгольскую армию подвластных ей людей.      Золотоордынские ханы  выдавали митрополитам особые ярлыки, подтверждавшие за Русской церковью свободу от дани и других повинностей.    

     Ордынское иго сыграло  роковую роль в развитии русских  городов. Домонгольские города  обладали своими правами и  вольностями и в перспективе  должны были завоевать еще  большую свободу. В период монгольского  господства ордынцы периодически разрушали русские города, иные по нескольку раз. Большинство старых городов Северо-Восточной Руси – Ростов, Суздаль, Владимир – пришли в упадок, уступив свое политическое верховенство окраинным: Твери, Нижнему Новгороду, Москве.  В некоторых разрушенных городах и селах жизнь так и не возродилась.

     Разные  категории населения несли потери  в разной степени. Видимо, крестьянское  население пострадало меньше: в  некоторые находившиеся в густых  лесах села и деревни неприятель  мог даже и не попасть. Горожане гибли чаще: захватчики сжигали города, убивали многих жителей, уводили их в рабство. Под игом татар вырастали целые поколения русского народа и также умирали, не увидев свободной жизни. Много погибло князей и дружинников – профессиональных воинов. Смерть многих дружинников привела, судя по всему, к замедлению темпов социального развития. Физическое истребление профессиональных воинов-феодалов привело к тому, что этот процесс остановился, и светское феодальное землевладение начало возникать заново уже после нашествия.

     Монголо-татарское  нашествие нанесло тяжелый удар  основе городской культуре - ремесленному  производству, потому что разрушения городов сопровождалось массовыми уводами ремесленников в Монголию и Золотую Орду. Вместе с ремесленным населением русского города утрачивали многовековой производственный опыт: мастера уносили с собой свои профессиональные секреты. Надолго исчезли сложные ремесла, их возрождение началось лишь спустя 15 лет. 
Навсегда исчезло древнее мастерство перегородчатой эмали черни, полихромной строительной эмали. Беднее стал внешний вид русских городов. Качество строительства в последствии также сильно понизилось. 

     «Горькой годиной» называли на Руси время нашествия. Немногим странам пришлось пережить такое. Трудно представить, сколько еще несчастий могло бы быть причинено со стороны монголо-татар, если бы не сопротивление русского народа.

 

Южная и Северо-Восточная  Русь

     Чтобы не дать Руси чрезмерно усилиться ордынские ханы решили создать совершенную систему ордынского контроля над политической жизнью всей Руси. Первым пунктом этого плана было почти одновременная расправа над обоими великими князьями. Наибольшее распространение получило сталкивание ведущих князей друг с другом. Орда создает два великих княжения на Руси, чтобы, сталкивая эти два княжества и князей друг с другом, контролировать Южную и Северо-восточную Русь.

     Так как оккупация Северо-восточной Руси фактически была не под силу Орде, несмотря на ее великолепную военную машину, то эти земли были нужны Орде как постоянный и надежный источник доходов в виде дани. И, видя, что на это претендуют другие страны-соседи Руси, прежде всего шведы, на русском престоле посадили сильного и политически гибкого Александра Ярославича, тем не менее, в противовес которому католики выставили Даниила Галицкого, опять же играя на внутренних распрях русских князей. Даниил занял позицию противника Орды, но, не имея достаточно сил, вынужден был сложить оружие. Александр же, понимая, что в военном плане Русь была бессильна перед Ордой, пошел на поклон ханам, давая Северо-восточной Руси необходимое время на восстановление нанесенных Батыем разрушений.

     Даниил, фактически хозяин Южной Руси, как уже говорилось, решился вступить в борьбу с Ордой. В 1257 году он выгнал из Галицких и Волынских городов ордынцев, чем навлек на себя в 1259 году Бурундуеву рать, сопротивляться которой у Даниила сил не было.

     Александр Невский видел для Руси один путь: власть великого владимирского князя должна стать в Северо-восточной Руси единодержавной, хотя и, быть может, на довольно длительное время зависимой от Орды. За мир с Ордой, за спокойствие на Русской земле надо было платить. Александру пришлось оказать содействие ордынским чиновникам в переписи русских земель для регулярного взимания дани. Влияние Орды распространялось как на политические, так и на экономические аспекты жизни Северо-восточной Руси. Но Александр развил очень бурную деятельность. Он добился от татарского хана освобождения всех русских мужчин от обязанности служить в монголо-татарском войске и принимать участие в войнах, которые ведут монголо-татары в других государствах. Из всех повинностей эта была самая страшная.

     Александр Невский умер при очень странных обстоятельствах.  Александр был вызван в Орду и умер на обратном пути — возможно, он был отравлен. Когда-то его отец после путешествия в далекий Каракорум тоже вернулся тяжело больной, и болезнь его носила такой характер, что современные специалисты-химики могли бы говорить, вероятно, об очень медленно действующем яде растительного происхождения. Татары умели сводить счеты с теми, кто им был страшен или неугоден. Орде была выгодна смерть Александра, и политика сталкивания претендентов на великокняжеский престол после его смерти.

     В это время на Северо-восточную Русь стали являться одна за другой ордынские рати: 1273 год - разорение городов Северо-восточной Руси "царевами татарами"; 1275 год - татарская рать погромила на пути из Литвы южные русские города; 1281 год - на Северо-восточную Русь пришли Кавгадай и Алчегей; 1282 год - ордынская рать Турантемира и Алыни опустошила земли вокруг Владимира и Переяславля; 1288 год - рать в Рязанской, Мурманской и Мордовской землях; 1293 год - "Дедюнева рать" опустошила все крупные города, вплоть до Волока-Ламского; 1297 год - еще одна рать.

     Такая массовая агрессия была вызвана, не столько попыткой некоторых русских князей противостоять Орде, сколько политическими процессами в самой Орде, начавшей переживать период распада. Отражением его и было превращение Северо-восточной Руси в своеобразный полигон столкновений внутри ордынских сил. Улусы бывшей империи после переезда в Пекин правителей Каракорума приобрели самостоятельность, что привело за собой усиление их соперничества между собой. Ярким примером этих процессов стал Ногай, бывший тёмник, фактически завладевший устьем Дуная и Галицко-Волынским княжеством. Долгое соперничество Ногая и хана Менту-Темира закончилось только в 1300 году, но еще до этого многим стало ясно, что Орда распадается. Преемник умершего в 1280 году Менту-Темира хан Тахта сделал внешнеполитический курс еще более последовательным в отношении Руси. 

          В истории Руссой земли наступил новый этап, ознаменованный не только длинным противоборством Московского и Тверского княжеств, но и выходом их противоборства на общерусскую политическую арену. В это время в политической тактике Волжской Орды появился новый прием, заключавшийся в использовании противоборства между крупными государствами, в данный момент между Владимирским и Литовско-Русским княжествами. Политическое влияние Орды стало проявляться в постоянной смене и натравливании князей друг на друга, постоянном усилении слабых и ослаблении сильных. Экономика Северной Руси, разрушенная еще при Батые, переживала процесс длительного становления, утяжеленного к тому же постоянными поборами в виде дани и просто разбойничьих набегов. Но, тем не менее, набиравшая в 60-70-х годах политические и военные силы Русь готовилась к схватке с Ордой, всё еще сохранившей свой политический и военный потенциал.

     Неизбежное боевое напряжение усиливало центростремительные тенденции великорусской силы, определило объединение Великороссии вокруг Москвы и самый характер ее политической организации, построенной на подчинении всех общественных сил и всех средств страны властному, неограниченному распоряжению центрального великокняжеского правительства." Московские князья осознавали, что это борьба за усугубление и полное осуществление стародавних притязаний на патриархальную власть.

     В XIV веке в пределах северной Руси, в этнографически великорусской области сложились условия, необходимые для твёрдой реализации политического единства. Население этой области сплотилось под постоянным давлением на западе шведов, ливонских немцев и Литовско-Русского государства; на востоке - татар.

     В начале XIV века продолжались набеги татар: 1318 год - сбор дани Копчей в Костроме и в Ростове; 1320 год - Найдета за данью пришел во Владимир; 1321 год - Таянгар пограбил Кашин; 1322 год - Ахмыл ограбил Ярославль и другие низовые города.

 

Борьба русского народа

     В 1327 году случилось единственное восстание русских людей против ордынского ига, над Русью нависла угроза появления новой карательной рати. Настал час Ивана Калиты. Не имея выбора, ему пришлось вести татарскую рать на оппозиционную тогда Москве, Тверь, во избежание крупных набегов со стороны татар. За эту службу в 1332 году Иван стал великим князем. Уже со времени Ивана от дани стали собирать излишки и сохранять, правда, еще не вполне представляя, что с ними делать.

     В конце 14 столетия Москва заняла главенствующее место среди всех других городов Северо-восточной Руси. Иван Калита сделал очень многое для усиления Москвы и для того, чтобы на Руси больше не появлялись Ордынские баскаки и шайки Ордынских грабителей. Внешне он выражал, полную покорность ордынскому хану, но одновременно создавал и создал материальные предпосылки для укрепления Москвы и возвышения ее. Иван Калита умер в марте 1341. Но, умирая, Калита оставил кроме казны и княжества неразрешенный вопрос с Новгородом, соперничество с литовским княжеством и Ордынское иго. После его смерти на сцену вышли новые правители: Ольгерд Гедеминович и Симеон Иванович Гордый, оба властные и обладающие сильным характером. Сразу после смерти Калиты разгорелся спор за княжение во Владимире, но Орда в противовес Литве вынуждена была оставить у княжения Московский дом во главе с Симеоном, получившим Великое Владимирское княжество. Симеон смог приглушить непрекращающуюся вражду с Тверью и в 1346 году женился на сестре Тверского князя Всеволода Александровича.

     Опасности подстерегали московского князя со стороны Литвы и Орды. Разрешить спор с Литвой было опасно из-за гнева Орды, воевать же с Ордой у Симеона все еще не было сил. Но главной проблемой Симеона был Новгород. В то время как Орда контролировала политическую и экономическую жизнь Северо-восточной Руси, овладевание Новгородом сопрягалось с конфликтом с Литвой, считавшей, что Новгород входит, или должен входить в состав Великого Литовско-Русского княжества. Симеон все-таки привел Новгород к покорности, утвердил на Новгородской земле авторитет великокняжеской власти, но добиться полного подчинения Новгорода Москве даже не пытался. И был прав, так как чрезмерное усиление Москвы за счет Новгорода вызвало бы неудовольствие Орды.

Информация о работе Татаро-монгольское нашествие