Татаро-монгольское нашествие

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:53, реферат

Краткое описание

Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее своего расцвета в X - начале XI века, в начале XII века распалось на множество княжеств.
Этот распад произошел под влиянием феодального способа производства. В начале 998 года киевский князь Владимир принял христианство из Византии. Вместе с христианством проникло на Русь византийское культурное влияние.

Файлы: 1 файл

реферат по истории.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     Далее Батый отправился к "сердцу" Руси - Владимиро-Суздальскому княжеству. По пути монголо-татары сожгли Коломну и Москву. В феврале 1238 г. монголы подошли к столице княжества - Владимиру. Несмотря на героическое сопротивление его защитников, город был захвачен и разграблен. Сам Великий князь Юрий Всеволодович в это время находился на севере - собирал войско для сопротивления. На реке Сити 4 марта развернулось ожесточенное сражение между русскими и монголо-татарскими войсками. Орда взяла верх, владимирское войско было уничтожено, сам Великий князь Владимирский погиб.

     Далее монголо-татары направились к Новгороду Великому. Но началась весенняя распутица, и Батый повернул на юг. Новгородцы согласились выплачивать дань, поэтому их не постигла судьба большинства русских городов. Монгольское войско устало, Батый решил отдохнуть в половецких степях.

     Свой второй поход на Южную Русь Батый совершил в 1239 г. А в 1240 г. был разрушен красивейший русский город Киев. Затем была завоёвана вся Галицкая Русь.

     После разгрома Руси Батый отправился в Европу. Были разорены Польша, Венгрия, Чехия, балканские страны. Монголо-татары подошли к границам Германской империи, но здесь Батый получил известие, что в Каракоруме умер великий хан. Батый хотел участвовать в дележе власти, поэтому    повернул обратно. Таким образом, европейская цивилизация была спасена от разорения кочевниками.

     В 1243 г. основная часть монгольского войска прибыла в прикаспийские земли. Здесь Батый узнал, что в Каракоруме вероятен приход к власти его противника. Поездка в Монголию могла стоить ему жизни. Он решил остановиться на нижней Волге. В 100 км. севернее современной Астрахани он основал г. Сарай - столицу своего государства, которое сами монголо-татары станут называть Золотой Ордой (1243 - 1503 гг.). Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия. Самих монголо-татаров в Золотой Орде было мало - около 50 тыс. чел. 
На Волге они оказались в окружении тюркоязычного населения Волжской Булгарии, имевшего опыт государственного строительства. И тогда ведущую роль в монгольском государстве стали играть другие народы. Монголо-татары растворились в народах, живших на Волге. В первые десятилетия существования Золотой Орды у монголо-татар не было общегосударственной религии. Орда была веротерпимой, но в 1312 г. хан Узбек принял ислам. Ислам стал государственной религией Орды. Расцвет Золотой Орды приходился на правление хана Узбека (1312-1342). Под его руководством Золотая Орда еще более усилила свой гнет на русские земли. Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV столетия она могла выставить 300-тысячное войско. Так же, как и другие средневековые государства, Орда переживала период раздробленности. Уже в XIV в. отделились среднеазиатские владения Золотой Орды, а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское (середина XV в.) и Сибирское (конец XV в.) ханства.

 

 

 

Древняя Русь в системе управления Монгольской  империи

     Русь стала  составной частью Монгольской  империи, а затем Золотой Орды. Между тем, монголо-татары не ставили своей целью уничтожение Руси и её населения. Их целью было использовать материальный потенциал Руси в целях усиления и процветания Монгольской империи и Золотой Орды.

     На 240 лет установилось на Руси монголо-татарское иго - система зависимости Руси от Золотой Орды, которая выражалась в следующих сферах:

     экономической – ежегодно русские люди должны были выплачивать дань; русское золото и серебро составляли важный источник доходов ханской казны;

     политической - монгольские ханы осуществляли жёсткий контроль за деятельностью русских князей, не позволяя им консолидироваться;

     культурной - лучшие русские мастера принудительно использовались для строительства и украшения городов Золотой Орды;

     военной - русские воины должны были участвовать в военных походах монголов.

 

Князья –  вассалы

     Русские земли не вошли в состав Золотой орды. Они попали от нее в вассальную зависимость. Монгольская империя, а позже ее наследник, Золотая Орда, захватив ряд русских княжеств, превратила князей в вассалов-данников. Прежде на Руси Великому князю для того, чтобы добиться передачи стола в пользу желательного для него кандидата, нужно было договориться с будущим наследником, с теми родичами, которых он обходил, добиться согласия своих бояр и, наконец, народного веча. В конце концов, его желание часто по смерти не исполнялось, хотя обещание об исполнении сопровождалось крестным целованием. В период монголо-татарского нашествия крупную перемену претерпел порядок престолонаследия: князь вынужден был получать ханский ярлык. Соблюдая во многих случаях имевшееся на Руси традиции престолонаследия, ордынские ханы, когда это было им нужно, бесцеремонно нарушали их. Хан мог в любое время забрать назад княжеский ярлык, если у него были причины сомневаться в преданности князя. Со временем выдача в Орде ярлыка на то или иное княжество стала сопровождаться беззастенчивым требованием со стороны правящей ордынской знати денежных выплат и ценных подарков.

    Для ордынских властителей раздача ярлыков на княжение стала средством политического давления на русских князей. В качестве верховного сюзерена хан вмешивался в междукняжеские распри и вызывал князей к себе в Орду, где и происходил «велик суд перед князьями ординскими». С помощью раздачи ярлыков ханы перекраивали политическую карту Северо-Восточной Руси, разжигали соперничество и добивались ослабления наиболее опасных князей.  Постоянные княжеские усобицы давали ханам Золотой Орды поводы для вмешательства в русские дела.  Нередко ханы посылали свои войска в помощь одному русскому князю против другого, если они видели в действиях этого другого угрозу своим интересам. Монгольские отряды приходили по прямому приглашению князей, которых использовали в междоусобных войнах. Так русские князья доносили друг на друга в Орду и использовали ордынскую рать для взаимной борьбы. В 1280 г., князь Андрей Александрович «многи дары даде царю и великим князем ордынским, и всех наполни богатством и уговори и уласка всех, и изпроси себе княжение великое Владимерское у царя под братом своим старейшим, великим князем Дмитрием Александровичем» и с ордынской ратью пришел на Русь. Однако он недолго держал княжение в своих руках, Дмитрию Александровичу удалось вернуть себе первенство. Но в 1292 г. Андрей вместе с другими князьями донес в Орду на Дмитрия Александровича, что он утаивает дать. Хан Тохта отправил на Русь своего брата Дюденю. «Дюденева рать» вместе с князьями «взяша Владимер, и церковь Володимерскую разграбиша, и сосуды священыя вся поимаша, и Суздаль, и Юрьев, и Переславль, Дмитров, Москву, Коломну, Можаеск, Углече поле, всех градов взяша 14, и всю землю пусту сътвориша». Таких сообщений встречается в летописях очень много.

     Самым привлекательным ярлыком был ярлык на великое княжение Владимирское, дававший помимо номинального старшинства над князьями Северо-Восточной Руси и ряд вполне ощутимых выгод, включая и Владимирский «домен».

     В 1243 г. первым, явившимся в Орду за ярлыком, был оставшийся главным владимиро-суздальским князем после гибели Юрия, его брат Ярослав. По словам летописи, Батый его «почти великою чести и мужи его» и назначил его старшим из князей: «Буди ты старей всем князьям в русском языце».

     Следом за владимирским князем потянулись и остальные. Таким образом, политическая независимость Руси выразилась в изменении положения князей. Хотя древнерусские нормы наследования продолжали действовать, ордынская власть поставила их под свой контроль.   Доверяя надзор за порядком в Русской земле старшему, великому князю, монголо-татары не вмешивались в дела внутреннего управления княжеств. Отношения князя к населению не подвергались постоянному надзору и регламентации ордынской власти. Следы влияния татар в администрации, во внешних приемах управления невелики. Тем не менее, эпоха ордынского ига оказала особое влияние на характер русской государственной власти.

     После установления монголо-татарского ига русские князья по большей части осознавали могущество Золотой Орды и предпочитали признать верховную власть ордынского хана и пожертвовать в пользу завоевателей часть феодальной ренты, собираемой с зависимого населения, чем рисковать лишиться своих княжений.  Князья старались пока мирно уживаться с завоевателями. В тех условиях это было единственным средством уберечь свой народ, население своего княжества от гибели или угона в рабство.

     Постепенно князья превращались в «служебников» монгольских ханов. Создавалась генерация покорных князей, для которых закон – воля хана. Само же монгольское общество было пронизано отношениями жесткого и жестокого подчинения. Власть Верховного правителя была абсолютной, никем и ничем не ограниченной. Становясь «служебниками» ханов, русские князья впитывали этот дух империи – беспрекословную покорность подданных и безграничную власть правителей.     Вмешательство хана в международные отношения «Русского улуса» ограничивалось теми случаями, когда эти отношения непосредственно затрагивали интересы Золотой Орды. В остальном русским князьям предоставлялась возможность действовать совершенно самостоятельно, заключать договоры и вести войны, с кем они хотели. Зато, эксплуатируя всячески Русь, ханы были крайне заинтересованы в том, чтобы не ослабевала вассальная зависимость от них русских князей, и настойчиво требовали всех внешних выражений этой зависимости. Помимо того, что они должны были беспрекословно являться в Орду, и уклонение от немедленного прихода рассматривалось как государственная измена, так еще в Орде не только княжеские послы, но и сами князья должны были исполнять самые унизительные обряды — кланяться в землю хану, стоять перед ним на коленях.

          Малокультурные татарские феодалы, уверенные в своей силе, не всегда замечали, как под прикрытием подобострастия и покорности, их русские вассалы в самой Орде плели политические козни и сводили собственные счеты, вовлекая самих ханов в эту игру. Русские князья успешно пользовались той феодальной раздробленностью, которая господствовала в Орде. У каждого из них были свои благожелатели среди татарских беков — вассалов хана. Щедрыми подарками хану, его советникам и женам можно было достигнуть очень многого. Политика Золотой Орды, заключавшаяся в том, чтобы не давать одному князю усиливаться за счет другого, открывала простор для широких интриг. Постепенно ханы сами стали попадать в сети искусных в деле дипломатии московских князей. Ханская власть сама измельчала, утратила государственную мудрость и исподволь своими ошибками "воспитала" из Руси своего столь же коварного и осмотрительного врага, каким была сама. Но до этого финала было еще далеко - целых два столетия. А пока Орда вертела русскими князьями и через них всей Русью, как хотела.

    

 

 

Политика русских князей

     Отношения разных князей Руси с Ордой были неодинаковыми. После установления монголо-татарского ига в политике русских князей по отношению к монгольским ханам прослеживаются две линии:

     первая - открытое вооружённое выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости Орды, однако сил свергнуть власть захватчиков было еще недостаточно. Такую политику проводили тверские князья, князья Юго-Западной Руси. Князья, вставшие на пути открытой вооруженной борьбы с монголо-татарами, остались в памяти народной как богатыри, народные герои. Их подвиги воспеты в песнях, былинах, некоторые из них Русской церковью названы святыми. Подобные действия носили героический, но безнадёжный характер. Вооружённое сопротивление русских князей вело к разорению их земель, гибели их самих и тысяч людей;

     вторая - политика лояльности - стремление установить по возможности нормальные отношения с ханами Золотой Орды. Политику лояльности, сотрудничества с монголо-татарами проводил, в частности, Александр Ярославич - внук Всеволода Большое Гнездо, княживший тогда в Новгороде. Политика сотрудничества Александра Ярославича с монголо-татарами подвергалась осуждению, как современниками, так и его потомками. Но следует учитывать, свою политику по отношению к монголо-татарам Александр Ярославич строил с учётом того, что в тот период над Русью нависли две опасности: одна - с Востока, другая - с Запада, со стороны католического Рима, цель которого состояла в захвате - захватить и окатоличить русские земли.

     Новгородский князь Александр Невский, правнук Юрия Долгорукого, основателя Москвы, наоборот, получил ярлык от хана на великое княжение и использовал его покровительство в борьбе со шведскими и немецкими агрессорами. Он взял курс на восстановление и подъем экономики русских земель. Политику Александра Невского поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды.

     Князь Даниил Галицкий был дальше всех от Орды и противился ей как мог. Только в 1260 году монголы разгромили Волынь и Галич, в результате Даниил также стал вассалом Орды. До этого же времени князь Даниил небезуспешно воевал с ордынцами. Так, в середине 50-х годов он захватил даже семь городов, ранее захваченных монголо-татарами.

     Великим князем Владимирским стал Ярослав, сын Всеволода Большое Гнездо, в 1243 году он был вынужден прибыть в ставку Батыя в Сарай – Бату, от которого он получил власть над северной и южной частью Руси.  

     Великому Новгороду и Пскову от хана гарантировалась автономия и свобода торговли, хотя они и были в вассальной зависимости от Золотой Орды.

 

Дань

     Страна была обложена колоссальной данью, или, как ее называли на Руси, «ордынским выходом». Кроме этого осуществлялись и экстренные выплаты – «запросы». Тех, кто не в состоянии был платить, уводили в рабство. Огромные богатства уходили на подарки хану, его родичам и послам, на взятки придворным и подкуп ордынских чиновников.

     Помимо дани, население Руси должно было выполнять ряд натуральных повинностей. Видное место среди них занимал «ям». Русь была включена в общую систему путей сообщения Монгольской империи, заимствованную из Китая. Через определенные расстояния на проезжих путях устанавливались конюшни и постоялые дворы. Служило там, отрабатывая повинность, окрестное население, оно же и поставляло лошадей. Такой пункт назывался «ям», а его служители – «ямчи». Их задачей  было обеспечивать безостановочное передвижение ханских гонцов, послов и чиновников. Русским людям необходимо было принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами, приезжавших на Русь с военными дипломатическими миссиями.

     Кроме регулярной дани, с населения русских княжеств взимались и внеочередные платежи.

     После установления ига огромные ценности уходили из страны в виде "ани" и "запросов". Постоянная утечка серебра и других металлов имела тяжелые последствия для хозяйства. Серебра не хватало для торговли, наблюдался даже "серебряный голод".

Информация о работе Татаро-монгольское нашествие