Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:54, доклад
По имени одного из племен, эти народы называли также татарами. В последствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголотатарами. В 1206 году состоялся съезд монгольской знати - курултай, на котором вождем монгольских племен был избран Тэмуджин, получивший имя Чингисхан (Великий хан).
Победа на Чудском
озере очень высоко подняла авторитет
Александра и вместе с тем усилила
политическое влияние и его отца
- владимирского князя Ярослава. Здесь
нужно заметить, что сразу же после вторжений
Батыя в Северо-восточную и Южную Руси
решающее слово в политической жизни принадлежало
ордынским ханам, так как всякое ослушание
было смерти подобно. Батый сразу же прореагировал
на усиление дома Ярослава. Он позвал его
в Орду вместе с сыном Константином. Установление
связи, в какой-то степени похожей на вассалитет,
позволяло заняться восстановлением порушенного
и сохранить зачатки государственности
Руси. Константин привез на Русь "ярлык"
на княжение Ярослава. Владимир считался
центром притяжения всех русских сил.
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА.
Во второй половине
XIV века продолжалось расширение Московского
княжества. Золотая Орда, напротив,
слабела, истощенная междоусобицами ханов.
С 1360 по 1380 год сменилось 14 правителей
Орды. В русских землях усиливалось народное
сопротивление татаро-монгольскому игу.
В 1374 году в Нижнем Новгороде вспыхнуло
восстание. Жители города перебили послов
ордынского хана и весь их отряд.
С 1359 по 1389 год
в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий
Иванович. Он был талантливым полководцем
мужественным патриотом. Если Иван Калита
золотом добывал у Орды мир для русского
народа, то его внук возглавил народную
борьбу против монгольских завоевателей.
В 1378 году татарский воевода Бегич с большим
войском напал на Рязанское княжество.
Дмитрий Иванович пришел на помощь Рязани.
На берегу реки Вожи, притока Оки его воины
окружили и почти полностью уничтожили
татарские войска.
Золотоордынский
хан Мамай решил расправиться
с непокорной Москвой. Он задумал повторить
Батыево нашествие. Мамай собрал сотни
тысяч воинов, заключил военный союз с
литовским князем Ягайло и в августе 1380
года выступил в поход на Москву. Князь
Дмитрий, узнав о движении татарских войск,
призвал русских князей объединиться
для борьбы за освобождение от татаро-монгольского
ига.
На призыв Дмитрия
в Москву пришли княжеские дружины
и ополчения крестьян и ремесленников
из Владимирского, Ярославского, Ростовского,
Костромского, Муромского и других
княжеств. Собралось около 150 тысяч конных
и пеших воинов.
Разведчики, высланные
князем Дмитрием, установили, что Мамай
стоит у Воронежа дожидается подхода
войск Ягайло. Дмитрий решил помешать
соединению вражеских сил. В ночь
на 8 сентября 1380 года русские войска
переправились через Дон и расположились
на равнине, которая называлась Куликово
поле. В центре Дмитрий поставил большой
полк, перед ним "передовой" полк,
на правом фланге полк правой руки, на
левом - полк левой руки. В лесу укрылся
засадный полк. Позади русских войск были
реки Дон и Непрядва.
Взошло солнце
и разогнало туман. Вдали показались
полчища Мамая. По обычаю бой начался
поединком. Русский воин Пересвет и
татарин Челубей, встретившись на быстрых
конях, пронзили друг друга копьями
и оба пали мертвыми. Татары сплошной
лавиной обрушились на передний полк.
Русские приняли бой, не дрогнув. Вскоре
передний полк был уничтожен. Масса пеших
и конных татар врезалась в большой полк,
которым руководил князь Дмитрий. Татарская
конница ударила по левому флангу русских
войск. Полк левой руки стал отходить.
Татары прорвались в тыл большого полка.
В это время конный засадный полк под командой
серпуховского князя Владимира и волынского
воеводы Дмитрия Боброка вихрем налетел
на врага. Ужас охватил татар. Им казалось,
что на них напали огромные свежие силы.
Конница Мамая обратилась в бегство и
смяла свою пехоту. Мамай наблюдал за ходом
боя с высокого холма. Увидев поражение
своих войск, он бросил богатый шатер и
ускакал. Русские преследовали врага до
реки Красивая Меча.
Звоном колоколов и всеобщим ликованием встретила Москва победителей. За славную победу народ прозвал князя Дмитрия - Дмитрием Донским. Куликовская битва имела большое значение. Русский народ понял, что объединенными силами можно добиться победы над иноземными завоевателями. Еще выше поднялся авторитет Москвы как центра освободительного движения. Ускорился процесс объединения русских земель вокруг Москвы.
ОСВОБОЖДЕНИЕ
ОТ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА.
После присоединения
Новгородской земли Московское княжество
превратилось в большое и сильное государство.
К этому времени Золотая Орда распалась.
От нее отделились Казанское, Астраханское,
Крымское и Сибирское ханства, жившие
в постоянной вражде между собой. заключив
союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, Иван
III начал готовиться к разрыву с Ордой.
В 1478 году Иван III в присутствии московских
бояр и ордынских послов разорвал и растоптал
договор с Ордой, заявив, что больше не
будет подчиняться хану и платить дань.
Ханских послов выгнали из Москвы.
Золотоордынский
хан Ахмат решил воевать с непокорной
Москвой. Летом 1480 года он с большим войском
подошел к реке Угре, впадавшей в Оку недалеко
от Калуги. Польско-литовский король Казимир
IV, недовольный тем, что не удалось овладеть
Новгородом, обещал помочь Ахмату и стал
тоже готовиться к походу на Москву.
Иван III поставил
свои полки на противоположном берегу
Угры, преградив татарам путь к
Москве. Много раз татарские всадники
пытались переправиться через реку,
но русские встречали их дождем стрел
и огнем пушек. Четыре дня продолжался
бой на Угре. Потеряв изрядное число своих
воинов, Ахмат отказался от переправы.
Шли недели, месяцы,
а Ахмат всё ждал помощи от поляков.
Но Казимиру IV было не до него. На южные
земли Польско-Литовского государства
напал крымский хан Гирей, союзник
Ивана III. Ахмат получил известие, что отряды
русских, посланные на судах по Волге Иваном
III, напали на территорию Золотой Орды.
Наступил ноябрь. Начались морозы. Одетые
по-летнему татары стали сильно страдать
от холода. Ахмат ушел со своим войском
на Волгу. Вскоре он был убит своими соперниками.
Так, объединение
русских земель в единое централизованное
государство привело к
КАК ПРИДУМАЛИ
МОНГОЛОТАТАР
История XIII-XV веков
в двух словах сводится к тому, что
Латинская церковь в ходе 4-го
Крестового похода напала на Византийскую,
побила её, а затем сама была изгнана с
Востока мусульманами-турками. При малограмотности
людей того времени и отсутствии печатного
слова неизбежно должно было создаться
о 4-м Крестовом походе две истории.
Одна – западноевропейская,
восхвалительная – не видела в этой войне
ничего, кроме доблести, справедливости
и славы. Другая, греко-славянская, порицательная,
не находила в нападении на себя ничего,
кроме несправедливости, насилия и хищничества.
При этом из-за разницы в языках и неумения
произносить чужие имена должны были создаться
значительные вариации в обеих версиях
одной и той же, по сути своей, истории.
Однако через
несколько поколений, когда католиков
уже не осталось на Востоке, а территория
бывшей православной Византии была почти
целиком под властью мусульман, на этих
последних и перенеслась вражда обеих
прежде враждовавших между собою сторон.
Они получили склонность к унии друг с
другом, к объединению против общего врага.
Уния была провозглашена
на Флорентийском соборе в 1438 году,
за 15 лет до взятия Царьграда турками,
но уже после захвата ими Сербии. В каких
принципиальных вопросах стороны смогли
найти компромисс? Собор признал светскую
власть и церковное главенство папы как
общего заступника, и православные признали
нисхождение Святого духа не от одного
только Бога – отца, но и от Бога – сына.
Греки и славяне согласились также на
католический тезис, что существует где
– то между раем и подземным адом еще и
чистилище для душ не вполне святых, но
и не вполне грешных. Католики в обмен
на это признали за восточным духовенством
право оставаться женатыми и оставили
мирянам славянских стран право запивать
причастный хлеб вином и сохранять национальные
языки в богослужении.
Этот союз Восточной
и Западной христианских церквей, как
и следовало, ожидать, в 1448 году был
проклят христианами Иерусалима, поскольку
страна их проживания была под властью
мусульман. К отказу от унии, конечно, должно
было вскоре присоединиться и все византийское
духовенство, потому что столица их Царьграда
была взята теми же мусульманами (в 1453).
Проиграв в
этих землях, папская курия предприняла,
как это признано историками и
без нас, огромные усилия, чтобы удержать
унию хотя бы в Польше и в юго-западной
Росси. Здесь её сторонниками сделалось
почти все духовенство, в том
числе и киевский митрополит Михаил Рагоза,
подписавший новую унию на Брестском соборе
в 1596 году.
Но стремлению
католиков к унии с православными
сильно препятствовала державшаяся
в славянском мире порицательная
версия сказаний о 4-м Крестовом походе.
Священнослужители, единственные тогда
грамотеи, вполне могли говорить католикам:
«Вы что, хотите возобновить ваше над нами
тартарское, адское иго? »
Ватикану необходимо
было так ил иначе от подобных неудобных
воспоминаний. Ему приходилось только
отрицать, что сообщение славянских летописей
о нашествии, бывшем за двести или даже
триста лет до того, относятся к рыцарским
орденам. Но кому приписать нашествие?
И тут, КАК ПО ЗАКАЗУ, обнаружились «Свидетельство
очевидцев» - Книги путешественников по
Востоку.
Одна из них,
книга «Путешествие Венецианского дворянина
Марко Поло», была написана будто бы 1298
году на старо французском языке, которым
автор не владел, то есть написал ее кто-то
лишь по рассказам М. Поло; а впервые ее
обнародовали на немецком языке через
два столетия, в 1477 году. Полагаем, на самом
деле и написана она перед первым униаткам
Флорентийским собором 1438 году.
Автор книги
«распространил» тартаров по всей Азии,
в доказательство, заставив отрока
Марка искать Великого Хана не в
Римской области, а в Китае, по
пути встречая все новых и новых тартаров;
но само-то слово означает «Адские люди»
по-гречески! Ведь понятно же, что еллинистически
образованные азиатские летописцы называли
этим словам отнюдь не собственное население,
а крестоносцев, мучавших это население.
Вот первая подмена; и только после XV века
стали называть татарами самые разнообразные
племена; крымские, волжские, сибирские
и другие, между которыми даже нет этнической
связи.
Интересно, что
в своих писаниях Марко Поло не
упоминает Великую китайскую стену,
которую никак не мог бы не заметить, если
бы на самом деле посещал Китай; также
не упоминает он важнейший город Иран,
а именно Хоросан и Хузистан, который не
мог бы миновать на своем пути, В тоже время
в его книги немало сведений, почерпнутых
из чужих раскосов, о землях, в которых
сам он явно не был. Чтобы убедиться в этом,
достаточно перечитать его сообщения
о собакоголовых и хвостатых людях.
Современный историк
Френсис Вуд утверждает, что в
книге Марко Поло многие страницы
напоминают отрывки из сочинений Ршид-ад-Дина,
и что в Китае Марко Поло вовсе не был.
Следующий «свидетель»
- черногорский архиепископ Иоанн
де Плано Карпени. Книга его была
опубликована в 1598 году (через два
года после подписания унии на Брестском
соборе); в ней он первым отождествил
крестоносцев с монголами, конечно же,
основываясь, на греческом слове Моголы,
Великие, и зная, что католические авторы
уже до него расселили жутких завоевателей
аж до Китая. При его географической необразованности
нетрудно было посылать русских князей
на поклон к забайкальским ханам.
Ученому-монаху
Рубруку, обладавшему уже лучшими
географическими познаниями, такая
нелепость, надо полагать, показалась
неприемлемой, и он перенес «Золотую
Орду» ближе к Руси. Но прозвать
пришельцев монголами он уже не мог
и воспользовался тем, что русские летописи
называли их татарове (жители страны Татар).
Татарами объявил он безобидных скотоводов
Нижней Волги. Всё за то, что эти книги,
да и многие другие – фальсификация римских
клерикалов XV-XVI веков для устранения возражений
тогдашних славянских грамотеев против
унии церквей, боявшихся, что унией латиняне
хотят восстановить «адское иго».
Географическая
и этническая нестыковка китайской
Монголии с нижневолжской Татарией
требовало объяснений, но средневековые
«путешественники» объяснениями себя
не утруждали, а поздние историки… попросту
«объединили» население мифической Монголии
с населением не менее мифической Татарии,
придумав какой-то несмысленный этнос,
монголотатар
Создатели русской
истории в XVIII-XIX веках оказались в трудном
положении. Им приходилось увязывать концы
с концами, ориентируясь на уже ставшие
традиционными представления о восточном
происхождении пришельцев. Вот что получилось
у С.М. Соловьёва; перед вами ПЕРВЫЙ абзац
главы о нашествии:
«В 1227 году умер
Чингисхан; ему наследовал сын его Угедей,
(Октай); старший сын Чингиса – Джучи, назначенный
владельцем страны, лежащей между Яиком
и Днепром, Кипчака, прежних кочевьев половецких,
умер при жизни отца, и Чингис отдал Кипчак
сыну его Батыю (Бату). Ещё под 1229 годом
наши летописи упоминают, что саксины
и половцы прибежали с низовьев Волги
к болгарам, гонимые татарами…». Кто таков
Чингисхан – ни слово. Где он правил –
тишина. В книге С. М. Соловьёва действуют
только татары; никакие монголы у него
не упоминаются, даже слова такого нет.
Вообще все российские исторические книги
о том периоде наполнены эдакой таинственной
атмосферой, недосказанностью.