Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:29, реферат
Предмет этой работы – культ личности И.В. Сталина.
Культ личности – возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах. Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др. Термин «культ личности» наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам. Наиболее известны культы личности Ленина, Муссолини, Гитлера, Сталина и Мао Цзэдуна.
До сих пор в истории не существует согласованных оценок личности Сталина. Одно ясно – это личность исторического масштаба, как и то явление, которое было с ней связано.
Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1. Формирование культа личности И.В. Сталина……………………….4
1.1 Создание административно-командной системы управления…………….4
1.2. Образ Сталина в политической пропаганде………..…………….………...9
Глава 2. Десталинизация в СССР……………….….…………………………...13
2.1. Начало десталинизации……………………………...……………………..13
2.2. Ресталинизация…………………..………………………………………….17
2.3. Перестройка и второй виток десталинизации…………………………….18
Заключение………………………………………………………………...……..20
Список источников и литературы………………………………………………24
Сталинизм
по сути дискредитировал
Чем большими были привилегии аппаратчиков высшего эшелона власти, тем более реальным становился риск в любую минуту заплатить за них длительным лагерным заключением или даже жизнью. С одной стороны, утверждая себя как орудие политической власти, с другой стороны – социальный аппарат непрерывно увеличивал власть своего Вождя. Однако чем абсолютнее становилась эта власть, тем менее гарантированным было простое существование каждого нового поколения (точнее, призыва, объявляемого после очередной чистки) тоталитарной бюрократии.
Борьба
с «просочившимся» врагом становилась
для Вождя основным средством управления
непомерно разросшимся аппаратом. Ему
ничего не оставалось делать, кроме как
утверждать власть средствами террора,
при возрастающих подачках тем, кто приходил
на место репрессированных.
1.2.
Образ Сталина в политической
пропаганде
Каким
образом партийно-
Образ Сталина – отнюдь не только его личная заслуга, это результат, выражаясь нынешним языком, работы целой команды, в том числе средств массовой информации (газеты, радио, политпросветовская литература).
При
жизни Сталина советская
Кем же предстает Сталин перед своими современниками?
Приведем ряд цитат. Малая Советская энциклопедия 1940 г. характеризует «отца народов» в духе своего времени: «Сталин, наиболее глубокий и до конца последовательный ученик и сподвижник Ленина», «имя Сталина связано с самыми славными победами нашей Красной Армии»1.
Деятельность Сталина описывается предельно положительно. «Сталин последовательно проводил и отстаивал партийную линию и громил… врагов партии», «Сталин доказал, что идейный разгром троцкизма является условием, необходимым для того, чтобы обеспечить дальнейшее победоносное движение к социализму».
Труды Сталина названы в этом издании не более и не менее как гениальными. «С гениальной прозорливостью определяет Сталин перспективу и конкретные пути дальнейшего развития революции». Оказывается, что «ни одна область, ни один вопрос индустриализации не ускользали из поля зрения Сталина».
Образ Сталина многолик. СМИ так или иначе связывают с именем Сталина всё новые производства. «Сталин – инициатор создания новых отраслей промышленности, развития и реконструкции ранее отсталых отраслей. «Сталин – вдохновитель создания угольно-металлургической базы… Сталин – организатор и руководитель социалистических строек». Неудивительно, что советский человек после такого натиска пропаганды связывал благополучие и стабильность в стране с именем Вождя.
За годы правления под именем Сталина было выпущено множество публикаций разного характера – статьи, доклады, монографии. Сочинения Сталина умещаются в 18 объемных томов. Возникает закономерный вопрос, как мог человек одновременно править огромной державой и заниматься научным анализом в самых областях экономики и управления народным хозяйством. Но для советских людей здесь не было никакого противоречия – ведь в народного сознании был закреплен образ Вождя как необыкновенной личности – гениальной, прозорливой, глубоко аналитически мыслящей.
В советском искусстве Сталин представлялся поистине мифологическим героем. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, к этому времени он «просто бредил Сталиным». Гениальному вождю посвящали свои песни такие выдающиеся композиторы как И.Дунаевский, А.В. Александров, М.Фрадкин, а стихи для этих песен сочиняли такие талантливые поэты как М.Исаковский, А. А. Сурков, Е. Долматовский, К. Симонов. Имя Сталина упоминается и в гимне СССР, сочиненном Г. А. Эль-Регистаном и С.Михалковым в 1943 году:
В
cталинскую эпоху советская
Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР. Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.
Сталиниана постоянно присутствовала в первую очередь в советской печати, кинематографии, музыке, живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное, изобразительное и массовое искусство. Прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы. В дни государственных праздников обязательным и широко отражённым в кинематографе стал ритуал поднятия над Москвой на аэростатах огромного портрета Сталина, подсвечиваемого прожекторами. Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграли массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике с его изображением, а также обязательное размещение его портретов во всех государственных и общественных зданиях и помещениях и на транспорте.
Политическая
пропаганда величия личности Сталина
вкупе с искусственно создаваемой
в стране иллюзией обстановки предельной
напряженности, чрезвычайного положения,
необъявленной внутренней и внешней угрозы
не могла не привести к коллапсу, а
в данном случае – к недоумению всего
народа по поводу вопроса, что делать,
если вдруг Сталин покинет наш мир.
Глава 2. Десталинизация
в СССР.
2.1.
Начало десталинизации.
На другой же день после похорон Сталина Г.Маленков на заседании президиума ЦК КПСС отметил, что «у нас были крупные ненормальности, многое шло по линии культа личности», и подчеркнул: «…считаем обязательным прекратить политику культа личности»3.
В 1953 – 1954 гг. имя и образ Сталина постоянно присутствовали в выступлениях руководства партии и государства. Первое время термин «культ личности» не связывался с именем Сталина, он употреблялся только в русле обвинений, направляемых в адрес Берии.
Первым шагом, который возложил вину именно на Сталина, стал доклад Н.С.Хрущева на закрытом заседании XX съезда КПСС. Как говорил Хрущев, из 139 членов и кандидатов в члены ЦК партии, избранных на XVII съезде, 98 человек, т.е. 70%, были арестованы и расстреляны (большинство – в 1937 – 1938 годах). Основной упор в этом докладе был сделан на сведения, собранные комиссией П.Н. Поспелова о репрессиях 30—40-х годов. Ответственность за репрессии была возложена Хрущевым на Сталина. Но при этом руководитель партии остался верен тезису о том, что сталинизм не исказил сущности построенного в СССР социалистического общества, что виновен в репрессиях лично Сталин и его приспешники, что индустриализация, коллективизация, разгром оппозиции были необходимы и благотворны для страны.
Реакция советского общества на доклад Хрущева была неоднозначной. Были и те, кто поддержал критику, причем с огромным энтузиазмом. Была и абсолютно противоположная реакция. Двадцатый съезд посеял в обществе чувство растерянности, ведь то, к чему многие люди привыкли за годы, их идеалы были в один миг разрушены. Очернение Сталина как символа былой эпохи явилось дискредитацией бесчисленных подвигов и достижений миллионов людей во время коллективизации, индустриализации, культурной революции, и Великой Отечественной Войны.
У всех советских людей был один отец — Сталин и понятно, что человек, имеющий великих родителей, чувствует себя в десять раз увереннее, чем человек, родители которого — преступники и убийцы. А теперь десятки миллионов советских людей услышали по радио и прочитали из газет, что долгие годы они служили не своей великой стране и не своему великому вождю – а беспощадному кровопийце.
Подобный факт, перемноженный на количество людей дал парадоксальный, хотя и предсказуемый эффект. Подавляющее большинство граждан было в недоумении и растерянности. Многие, в том числе репрессированные, обрадовались. Многие – огорчились. Известно, что после оглашения доклада на местном, региональном уровне даже произошел ряд самоубийств. Кстати, похожая картина сложилась и в 1991 г., когда после запрета существования КПСС, многие партийные функционеры кончали жизнь самоубийством в себя в кабинетах и вовсе не оттого, что их собирались судить за государственные преступления – а из-за того, что исчез смысл их жизни.
Стали распространяться самые различные мнения о культе личности Сталина. Причинами появления культа называли даже «троцкизм» Сталина – его курс на сверхиндустриализацию и раскулачивание. Другой, второй по важности причиной, называли паранойю Сталина, которая нашла выражение у него в двух формах – величии и мании преследования. При этом, однако, существовали и рациональные мнения: некоторые партийные работники признали целиком свою вину в раздувании культа личности Сталина.
Проводя
политику десталинизации, советское
правительство, прежде всего, имело ввиду
исключение культа личности Сталина, его
имени из всех сфер общественной жизни.
Но при этом имелось ввиду именно имя Сталина,
а не просто культ личности как явление,
характерное для советской системы.
Июньский пленум 1957 года не стал еще одним шагом на пути к критике репрессивного режима. Наоборот. Была сделана попытка отделить имя Сталина от массовых репрессий.
Полностью отсутствовала тема культа личности на XXI съезде КПСС, взявшего курс на построение коммунизма в СССР, кроме того, само это выражение звучало на съезде всего раз. После съезда набирает силу тенденция к восхвалению первого секретаря ЦК КПСС, возрождается система методов сталинского режима, таких, как кампания непомерного восхваления заслуг и вкладов Хрущева. Например, на XXI и XXII съезде КПСС соблюдался ритуал восхваления вождя – в адрес Хрущева звучало: «Близкий друг народов всей страны», «космический отец», «проводник правды, прогресса, жизни и счастья» (естественно, про ехидные народные прозвища Хрущева типа «кукурузный вождь» и «башмачный стукач» газеты не упоминали)4.
30 октября 1962 года XXII съезд КПСС принял решение о выносе гроба с телом Сталина из Мавзолея. Это тоже вызвало раскол общества - часть говорила «так ему и надо, на свалку бы его» и «жаль, что второго прохвоста не вынесли», другая часть отвечала им «не тобой положено, не тобой и взято будет». Среди недовольных этим решением было много фронтовиков, и, как ни странно, тех, кто сидел в ГУЛаге.
Вынос тела Сталина из мавзолея вызвал кощунственное отношение к памятникам Сталину, его портретам (сама могила Сталина у Кремлевской стены долгое время была единственной в ряду могил партийных вождей, не снабженной памятником – бюстом). Так, например, в Тепликском районе Винницкой области памятник Сталину сняли и выбросили в пруд, где на него потом натыкались купающиеся5, а учащиеся школ вырезали из учебников и публично сжигали фотографию Сталина.
В международном коммунистическом движении в связи с курсом советского правительства на десталинизацию наметилась первая трещина. Практически сразу после смерти И.В.Сталина случился кризис в ГДР (июнь 1953 г.). Стабилизировать отношения с «форпостом социализма в Европе» сумели лишь чередой уступок. В апреле 1956 года «Правда» перепечатала без комментариев статью из китайской газеты «Женьминь жибао», где говорилось, что заслуг у Сталина гораздо больше, чем ошибок. В Венгрии и Польше в этом же году вспыхнули недовольства. В итоге ситуацию в Польше удалось уладить мирным путём, а в Венгрии на волне протеста не без участия американской разведки к власти пришло правительство во главе с Имре Надем. По просьбе венгерских коммунистов были введены советские войска. Погибли тысячи венгров и советских воинов. Начался массовый распад коммунистических партий на Западе. Идея советского варианта социализма стремительно теряла опору среди населения западных стран, международный авторитет Советского Союза был серьёзно подорван.