Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:05, контрольная работа
Современный интерес к судебной реформе прошлого века не случаен: и в наши дни принципы судоустройства и процесса, заложенные в судебных уставах, отнюдь не канули в Лету, они являются предметом непосредственного правотворчества и практического применения. Естественно, что буржуазные правовые принципы не могут переноситься прямо в нашу жизнь, но здравое и полезное для общества в них может и должно быть использовано.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Судебная система в конце XVIII-первой половине
XIX века, ее недостатки…………………………………………………………..5
2. Попытки проведения судебной реформы в первой
половине XIX века………………………………………………………………...7
3. Предпосылки и разработка судебной реформы 1864 г………………..8
4. Основные принципы судоустройства по судебным уставам
1864 г……………………………………………………………………………….12
4.1. Учреждение судебных установлений…………………………….12
4.2. Устав уголовного судопроизводства……………………………..14
4.3. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями…………...16
4.4. Устав гражданского судопро-изводства. …………………………23
5. Система судов, их компетенция………………………………………....25
Заключение …………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………….29
Существовали лишь всякого рода ходатаи и поверенные - люди, обычно юридически неподготовленные, а порой и просто неграмотные, ставившие своей целью не помочь правосудию, а всячески запутать дело, чтобы выиграть его любой ценой. Профессия эта была малоуважаемой, непопулярной. В ходе подготовки реформы складывалось решительное мнение об упразднении такого рода судебных представителей. Вместе с тем еще со времен Екатерины II, напуганной Французской революцией, в руководстве которой адвокаты занимали видное место, у российских императоров сложилось резко отрицатель-ное отношение к адвокатуре. Вследствие этого новый проект Блудова надо рассматривать как серьезный поворот в сторону преодоления отрицательного отношения властей к институту адвокатуры.
И все же первым шагом в практическом проведении судебной реформы было преобразование не гражданского процесса и не адвокатуры, а прямо противоположной сферы - следствия. В мае 1860 года Государственный совет принял закон о судебных следователях, санкционированный императо-ром. Проект закона был разработан статс-секретарем Госу-дарственного совета С. И. Зарудным, специально изучившим законодательство и практику европейских государств, куда он был командирован.
Уже в ходе обсуждения в Государственном совете проекта Устава гражданского судопроизводства председатель Совета А. Ф. Орлов пришел к выводу, что, прежде чем принимать подобный устав, следует изменить систему судоустройства. Он изложил эту мысль в специальной записке и направил ее императору. Александр II согласился с Орловым, результатом чего явилось представление в Государственный совет 12 ноября 1859 г. тем же Блудовым проекта Положения о судоустройстве. В проекте содержались определенные свежие идеи, в частности большое внимание уделялось ведению института мировых судей. В конце того же года, 10 декабря, начальник II отделе-ния направил на рассмотрение и проект Устава по преступле-ниям и проступкам, т. е. уголовно-процессуального кодекса. Этот проект исходил из консервативных концепций, прежде всего он стремился сохранить следственный процесс.
Проекты Блудова, розданные для обсуждения заинтересо-ванным чиновникам, подверглись критике как справа, так и слева. Замечания рассматривались соединенными департа-ментами Государственного совета в течение 1860-1861 гг., но в проекты в силу сопротивления Блудова были внесены лишь небольшие изменения. Создавалась определенная кризисная ситуация. Между тем утверждение документов крестьянской реформы делало настоятельным проведение и судебной рефор-мы. Чтобы как-то выйти из положения, подготовка документов о судоустройстве и судопроизводстве из II отделения была передана в Государственную канцелярию.
19 октября 1861 г. Д. Н. Блудов представил императору доклад, в котором подводились итоги работы, описывалось состояние дел на данный момент и высказывались предложе-ния на будущее. Александр II утвердил программу, содержав-шуюся в докладе. Была создана комиссия, в которую вошли виднейшие юристы: сотрудник Государственной канцелярии А. П. Плавский, исполняющие должность статс-секретарей Го-сударственного совета Н. И. Стояновский и С. И. Зарудный, обер-секретарь общего собрания московских департаментов Сената К. П. Победоносцев и др. Фактически возглавлял ее работу С. И. Зарудный. Члены комиссии были не только крупными правоведами, но и широко образованными людьми. Так, С. И. Зарудный и Н. А. Буцковский, обер-прокурор об-щего собрания Московских департаментов Сената, имели высшее математическое образование. Московский губернский прокурор Д. А. Ровинский был ученым, писателем, почетным членом Академии художеств.
Комиссия, состоявшая в основном из единомышленников, пошла по пути, противоположному блудовскому. За основу была взята общая теория буржуазного судоустройства и су-допроизводства и практика западноевропейского законодатель-ства. Конечно, отцы реформы должны были считаться с рос-сийской действительностью и традициями и вводили в свои проекты определенные коррективы, но при этом старались доказать, что буржуазные институты вроде суда присяжных или адвокатуры ни в коей мере не подрывают основы само-державия. Они и действительно предусматривали меры к тому, чтобы оберечь самодержавный строй от возможных посяга-тельств. Так, именно в это время родилась идея замены суда присяжных по государственным преступлениям судом сослов-ных представителей.
Единомыслие членов комиссии не исключало оживленных споров между ними. Определенные дебаты вызвала, например, проблема выборности судей. Было высказано серьезное возра-жение против этого принципа, который ставит судью в зависи-мость от избирателей. Предлагалось ввести назначение, соеди-ненное с несменяемостью судей, что в сочетании с предлагае-мыми высокими должностными окладами сделало бы их в достаточной мере независимыми от внешних влияний.
Результатом работы комиссии стали «Основные положения преобразования судебной части в России», в апреле 1862 года представленные императору. По его повелению документ был передан на рассмотрение соединенных департаментов законов и гражданских дел Государственного совета. «Основные положе-ния» рассматривались с 28 апреля по 30 июля и со 2 по 4 сентября 1862 г. сначала соединенными департаментами, а затем в расширенном заседании Государственного совета.
29 сентября 1862 г. «Основные положения» были утвер-ждены императором. Еще при завершении работы Госу-дарственного совета обсуждался вопрос, следует ли довести до общественности результаты его деятельности. Вопрос непро-стой, поскольку до сих пор в России было принято готовить законопроекты в тайне. Победили сторонники гласности, и Александр II предписал опубликовать «Основные положе-ния» в печати. Таким образом, прогрессивные черты предпола-гаемой реформы были дополнены и новым способом работы над ней.
«Основные положения преобразования судебной части в России» состояли из трех частей, посвященных соответствен-но судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизвод-ству. В них фиксировались такие новые институты, как отделение суда от администрации, выборный мировой суд, притом всесословный, присяжные заседатели в окружном суде, адвокатура, принцип состязательности. Новый статус приобре-ла прокуратура. Ее права ограничивались, но зато прокурор становился стороной в процессе, и не только в уголовном, но и в гражданском.
Прогрессивные идеи пронизывали и процессуальную часть «Основных положений». Закреплялся принцип осуществления правосудия только судом, принцип гласности судебного разби-рательства, отменялась система формальных доказательств, упразднялся институт оставления в подозрении, утверждалась двухинстанционность уголовного процесса и проч. Вместе с тем сохранялись некоторые не вполне демократические институты: особый порядок рассмотрения дел по государственным пре-ступлениям, некоторые элементы сословности при отмене ее в принципе и др.
27 сентября 1862 г. император утвердил доклад государ-ственного секретаря В. П. Буткова, содержавший план даль-нейших работ по судебной реформе. Подготовка проектов должна была вестись теперь Государственной канцелярией, но в комиссию кроме работников канцелярии включались также представители 11 отделения и Министерства юстиции. Буткову было дано право привлекать и других работников, поскольку срок представления проектов был установлен весьма жест-кий - всего полгода. В комиссию вошли авторы «Основных положений» и лучшие юридические умы того времени, притом со всей России. Помимо постоянного состава в ней участвовали различные эксперты - от университетских профессоров до полицейских чиновников. Больше того, комиссия открыто обратилась к общественности с просьбой оказать ей содействие в работе. Руководил деятельностью комиссии практически опять же С. И. Зарудный. Подготовленные проекты рассмат-ривались в Государственном совете в мае - июле 1864 года и были утверждены императором 20 ноября 1864 г.11 Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Судебная реформа. Том. 8. Ред. Виленский Б. В. - М., 1991. С. 5-12.
Подводя итог рассмотрению предпосылок и разработки судебной реформы 1864 года, хотелось бы отметить, что в гражданском судопроизводстве много внимания уделя-лось мировому суду. Перед ним ставились задачи в первую очередь по примирению сторон, благо дела, ему подсудные, были не слишком крупными. Более серьезные иски разбирал окружной суд. В гражданском процессе большое место занимал принцип диспозитивности, хотя в определенных случаях предусматривалось и участие прокурора.
4. Основные принципы судоустройства по судебным уставам 1864 г.
Документы судебной реформы включают в себя четыре закона. Один из них посвящен судоустройству, два - процес-су, гражданскому и уголовному, и один новый, отсутствовав-ший в «Основных положениях», - Устав о наказаниях, налага-емых мировыми судьями - кодекс материального права, содер-жавший нормы о небольших уголовных и административных правонарушениях. В целом же судебные уставы исходили из принципов и идей, заложенных в «Основных положениях».11 Указ. произведение. С. 12-13.
В 1864 г. после длительной подготовки были утверждены следующие документы, составившие в целом судебную реформу:
1) Учреждения судебных установлении;
2) Устав уголовного судопроизводства;
3) Устав гражданского судопроизводства;
4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
4.1. Учреждение судебных установлений.
Новые основания судоустройст-ва, на которых покоилась су-дебная реформа, закреплены в одном из четырех судебных уставов - Учреждении судебных установлении. Провозглаша-ется отделение судебной власти от административной, незави-симость и несменяемость судей. Отменяется сословный принцип построения судебной системы и вводится всесослов-ный суд. Сокращается число судебных инстанций, судебные органы строятся по значимости рассматриваемых уголовных дел: мировая юстиция предназначается для малозначительных дел, общие судебные места - для дел, не ограниченных ни тяжестью преступления, ни ценой гражданского иска. Мировой суд - выборный. Состав общих судебных мест назначается правительством. Для рассмотрения уголовных дел в окружных судах вводится институт присяжных заседателей. Впервые в истории России учреждается адвокатура (присяжные пове-ренные), «без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прений в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся и обвиняемым перед су-дом». Реорганизуется прокуратура, включенная теперь в су-дебное ведомство. Задачи прокуратуры охватывают надзор за единообразным соблюдением законов, возбуждение уголовного преследования, участие в уголовном и гражданском судопро-изводстве в предусмотренных законом случаях. Прокуратура создается как верный страж правительственных интересов, сила, которая должна активно противодействовать всяким попыткам использовать демократические институты судебной реформы в интересах растущего революционного движения. Судебная реформа предусмотрела включение в судебное ве-домство и изъятой у полиции в 1860 году следственной части.
Эти основополагающие принципы судоустройства, провоз-глашенные при принятии судебных уставов, существенно дополняли демократические основания судопроизводства - гласность, состязательность, устность, непосредственность и право на защиту. Вместе с ними они и делали судебную реформу наиболее буржуазной из всех буржуазных реформ второй половины XIX века в России.
Новая система судов сменила ту, что введена была Учреждениями для управления губерний 1775 года и частич-но упрощена в конце XVIII -первой половине XIX века. Дореформенный суд строился по сословному принципу - суды для дворян (уездный суд, верхний земский суд), суды для мещан (городской магистрат, губернский магистрат), суды для государственных крестьян (нижняя расправа, верхняя распра-ва). Кроме того, в Петербурге и Москве для чиновников и дворян, постоянно там проживающих, создавались нижние надворные суды и верхние надворные суды. В губернских городах кроме верхних земских судов, губернских магистратов и верхних расправ создавались еще палаты уголовного и граж-данского суда. Всю судебную пирамиду возглавлял Сенат. Это судоустройство просуществовало до 1797 года, когда были ликвидированы все суды второго звена - верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа и верхний надворный суд, а палаты уголовного суда и палаты граждан-ского суда объединены под общим названием палат суда и расправы. Дальнейшие изменения системы судоустройства произошли в 1801 году, когда указом 9 сентября ликвидирова-лись нижние земские суды, управы благочиния и нижние расправы, палаты суда и расправы переименовываются в пала-ты уголовного и гражданского суда. Эта судебная система - уездные суды для дворян и государственных крестьян, городовые магистраты для мещан, надворные суды в Пе-тербурге и Москве для дворян, постоянно там проживающих, и чиновников, палаты уголовного и гражданского суда и Се-нат - просуществовала вплоть до судебной реформы и была включена в Свод законов. Кроме того, в дореформенный период существовало множество специальных судов - воен-ных, духовных, коммерческих, совестных и проч. Среди них особенно выделялись военные и совестные суды.
Многочисленные попытки реорганизации суда в первой половине XIX века прежде всего касались судоустройства. Как уже говорилось, М. М. Сперанский в 1803 году предложил проект судебных преобразований, касавшихся преимущественно судоустройства; эти же идеи были им развиты во «Введении к уложению государственных законов» 1809 года и в проектах 20-х годов. К проектам Сперанского примкнул В. П. Кочубей, предложивший учредить «мирные суды» для рассмотрения исключительно гражданских дел. В 1827 году появился проект М. А. Балугьянского, содержавший развернутый план создания новой судебной системы. Хотя этот план и сохранял прежний сословный принцип построения судебной системы, он был известным шагом вперед, так как сокращал число судебных инстанций, ратовал за независимость суда от администрации и предлагал ввести пожизненность назначения судей, т. е. не-сменяемость их. Проект был встречен рядом возражений со стороны бюрократического окружения Николая I и его самого, что привело к отклонению документа11 Филиппов М. А. Судебная реформа в России. Т. 1. -Л., 1951. С. 617..
В 1859 году II отделение под руководством Д. Н. Блудова создало свой проект судоустройства. Когда началась непосредственная подготовка судебной реформы и император в октябре 1861 года возвелел разработать «Основные положения преобра-зования судебной части в России», проекты судоустройства занимали здесь одно из главенствующих мест. Поэтому когда в сентябре 1862 года царь утвердил «Основные положения преобразования судебной части в России», содержавшие со-ображения относительно начал предстоящей судебной рефор-мы, «Основные положения судоустройства» имели уже закон-ченную схему создания новых судебных органов в стране. Вместе с «Основными положениями уголовного судопроизвод-ства» и «Основными положениями гражданского судопро-изводства» они и составили основу судебных уставов 20 ноября 1864г.
4.2. Устав уголовного судопроизводства.
Буржуазным принципам судоустройства, введенным су-дебной реформой, соответствовали буржуазные начала судопроизводства. С принятием судебных уставов на смену инквизиционному розыскному процессу приходит процесс состязательный, основанный на свободной оценке судом дока-зательств, рассмотренных в ходе гласного судебного разбира-тельства. По образцу государств, где давно уже утвердились буржуазные основы судопроизводства (в первую очередь Франции), в России была установлена так называемая смешанная форма судопроизводства, при которой уголовное разбирательство осуществляется в две стадии. Первая - предварительное разбирательство, негласное, письменное, не знающее равноправия сторон. Вторая стадия - судебное раз-бирательство, оно основывается на гласности, устности, состя-зательности при свободной оценке доказательств по внутренне-му убеждению судей, разделенных на коронный суд и скамью присяжных заседателей. Только по малозначительным делам, подлежавшим рассмотрению в мировых судах, разделение уголовного судопроизводства на стадии отсутствует.
Разработка проектов нового процессуального законодатель-ства, как основ судоустройства, началась в первой половине XIX века. Закончив работу над Сводом законов, II отделение под руководством М. М. Сперанского приступило к подготовке проекта Устава судопроизводства по преступлениям и проступ-кам, продолженной затем под руководством Д. Н. Блудова. Руководящим принципом для разработчиков служило извест-ное указание Николая I: «Недостаток результатов происходил, главнейше, от того, что всегда обращались к сочинению новых законов, тогда как надо было сперва собрать вполне и привести в порядок те, что уже существуют». Результатом работы П отделения стал Проект о следствии11 Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. - Саратов, 1969. С. 116., разработанный совместно с Министерством юстиции в 1837 году.