Судебная реформа 1864 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

По мнению исследователей, реформой, в которой наиболее полно отразилась буржуазные принципы, явилась судебная. Не случайно была выбрана тема этой курсовой работы- «Судебная реформа 1864 года». Сейчас, когда новое российское государство встает на ноги и делает попытки провести разные демократические реформы, в том числе и судебные, опыт прошлого нашей страны очень важен. Поэтому тема работы актуальна в наше время. Интересен этот опыт не столько с исторической точки зрения, сколько с практической, поскольку как и тогда сейчас Россия должна выбрать по какому пути развития она пойдет, а от этого зависят и ее дальнейшие преобразования, поэтому научно и практически работа нова.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Исторические предпосылки судебной реформы 1864 г. и ее подготовка
1.1. Кризис дореформенной судебной системы и крепостного права….5
1.2 Подготовка судебной реформы 1864г. ………………………….…..11
ГЛАВА 2. Судебная реформа 1864г
2.1 Судебная система по реформе 1864г. ……………………………….16
Глава 3. Итоги судебной реформы 1864г………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ИОГП.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Дела  в мировом суде начинались по жалобе частных лиц,  по  сообщениям полицейских  и  других  административных  органов,  по   усмотрению   самого мирового судьи. Предварительное расследование велось полицией.

     Мировые судьи рассматривали дела  единолично.  Процесс  был  устным  и публичным, допускалось участие поверенных. По судебной реформе 1864 года создавались специальные судебные округа, которые не должны были территориально совпадать с губерниями. Мировые  судьи округа  образовывали   съезд   мировых   судей,   являвшихся   апелляционной инстанцией для участковых мировых судов. Апелляционный  порядок  обжалования судебных приговоров и решений предусматривал рассмотрение  дела  заново,  по существу, с привлечением всех доказательств и вынесением решения.

      В число общих  судебных  органов  входили окружные  суды  и судебные палаты. Первой инстанцией системы общих судов  был  окружной  суд.  Их  было учреждено 106. Окружные суды создавались  в  специальных  судебных  округах, которые обычно  совпадали с территорией губернии, и состояли из  назначаемых императором по представлению министра юстиции  председателя  и  членов.  Для замещения  этих  судебных  должностей  надо  было   отвечать   целому   ряду требований: иметь соответствующее образование, стаж работы,  соответствовать классово-политическим требованиям; как  правило,  председателями  и  членами окружных судов были представители дворянского сословия.

      Окружной  суд  состоял  из  гражданского  и  уголовного  отделений,  а

уголовное отделение  состояло  из  двух  частей  –  коронного  суда  и  суда

присяжных заседателей. В  заседаниях  участвовало  не  менее  трех  коронных судей (председатель и два члена).

      Окружным  судам  были  подсудны  все  (за   некоторыми   исключениями) уголовные дела, изъятые из ведомства мировых судов.  Дела  о  преступлениях, за которые в законе были установлены наказания, соединенные с  лишением  или ограничением прав состояния, рассматривались  окружным  судом  с  присяжными заседателями. Окружным судам были подсудны все иски, не  подлежащие  рассмотрению  в мировых судах (т.е. более 500 руб.).

      Для проведения предварительного  следствия при окружных  судах   имелись судебные следователи, которые должны были действовать  в тесном  контакте  с полицией. Судебный следователь мог поручить полиции  производство  дознания, сбор необходимых сведений. Имущественный  ценз  был  достаточно  велик. Надо было  владеть  землей  не  менее  100  десятин  или  другим  недвижимым имуществом стоимостью от 500 до 2 тыс. руб. или же получать  жалованье  либо доход от 200 до 500 руб. в год. Из крестьян в списки кандидатов в  присяжные заседатели вносились только члены  волостных  судов,  волостные  старшины  и сельские старосты.

      Закон специально оговаривал, что  ни учителя  народных школ,  ни  лица,

находящиеся в услужении у частных лиц (т.е. рабочие  и  др.),  в  списки  не

вносятся.

      Председатель  окружного суда  составлял  сессионный  список  присяжных  заседателей.  Такой  сложный подбор присяжных заседателей обеспечивал участие в суде благонамеренных и в основном состоятельных  людей.  Роль  присяжных  заседателей  была  довольно ограниченной: председатель суда должен был сформулировать и поставить  перед ними вопрос о виновности подсудимого, а присяжные должны  были  ответить  на вопросы коронного суда. Вопрос о наказании решался коронным судом.

      Приговор окружного суда  с   участием  присяжных  заседателей   считался

окончательным и мог быть обжалован (или опротестован  прокурором)  только  в кассационном   порядке   в   Сенат   по   признаку   формального   нарушения процессуального закона.

      В окружном суде  в большей   мере,  нежели  в  других  судебных  местах

России, соблюдались  принципы введенного реформой процесса.

      Следующей судебной инстанцией  была судебная  палата.  Судебные  палаты утверждались по одной на несколько губерний. Всего их  было  образовано  14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов.  Судебные  палаты состояли из двух департаментов – гражданского и уголовного. Представители  и члены судебных  палат  назначались  императором  по  представлению  министра юстиции.

      Судебные палаты были апелляционной  инстанцией для  окружных  судов   по делам, рассмотренным без  присяжных  заседателей,  и  первой  инстанцией  по наиболее  важным  делам,  прежде  всего  по  делам   о   государственных   и должностных преступлениях против  порядка  управления.  К  ведению  судебной палаты были отнесены и  некоторые  преступления  против  веры.  Производство дознания   по   государственным   преступлениям   велось,    как    правило, жандармерией, предварительное следствие – одним из членов  судебной  палаты.

      Над всеми судебными органами России стоял Сенат –  орган, формируемый по указу императора. Сенат являлся верховным кассационным судом для всех  судебных  органов государства, но мог быть и судом первой инстанции по делам  особой  важности (например, по  должностным преступлениям,  совершенным высокопоставленными сановниками). В 1872 г. при Сенате было Учреждено  «Особое  присутствие  для суждения   дел   о   государственных   преступлениях    и    противозаконных сообществах»,  в  состав  которого   кроме   сенаторов   вошли   назначаемые императором  сословные  представители  (предводитель  дворянства,  городской голова и  волостной  старшина).  Для  рассмотрения  дел  о   государственных преступлениях особой  важности  царским  указом  мог  создаваться  Верховный уголовный   суд,   который   состоял    из    председателей    департаментов Государственного совета и членов Сената под  предводительством  председателя Государственного совета.

      Кроме  местных  и  общих   судов  в   России   существовали   духовные, коммерческие и военные суды со специальной  подсудностью.  Судебная  реформа 1864 г. по-новому  определила  систему и права прокуратуры.  Прокуратура, возглавляемая генерал-прокурором, состояла  при  общих  судебных  органах  и Сенате. На нее  возлагались  обязанности  осуществления  надзора  за  судом, следствием и местами заключения, участия  в  качестве  стороны  в  процессе. Прокурорские должности замещались  из  лиц,  отвечающих  требованиям  особой политической благонадежности.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Итоги судебной реформы 1864 года 

     Судебная  реформа 1864 года обычно трактуется в  литературе  как  самая буржуазная из всех реформ того времени. Исследователи  считают  ее  и  самой последовательной. Действительно, в принципах, на которых построена реформа, буржуазная идеология отразилась наиболее полно. Ни в  одной  другой  реформе этого нет, - там охранительный момент, защита интересов дворянства,  царизма выявляются с всею полнотой. Конечно, надо иметь в виду, что суд,  правосудие – системы, с  которыми  гражданин  сталкивается  не  повседневно,  он  может прожить жизнь, ни разу не побывав  в  суде.  В  этом  смысле  для  подданных Российской империи судебная реформа была менее важна, чем другие.  Вместе  с тем в суде сталкиваются не столько межклассовые,  сколько  внутриклассовые отношения. Судебная  реформа  затронула  интересы  всех классов, всех слоев Российского общества. Судебная реформа имела  прогрессивное  значение,  ибо  новая  судебная система  заменила  собой  крайне  раздробленную  систему  судов.

     Однако  значение судебной реформы 1864 года умалялось  рядом  положений судебных уставов: изъятием  некоторых  категорий  дел  из  компетенции  суда присяжных  (в  том  числе  о  государственных  преступлениях),   сохранением системы поощрений судей местными администрациями, которые представляли их   очередным чинам и орденам, неполнотой ее проведения в различных  регионах  и т.д.

      Но и она сохраняла серьезные  пережитки феодальных порядков. Отделение суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный  орган страны,  одновременно  был  и  административным  учреждением.  Местные  суды фактически контролировались  губернаторами. Принцип несменяемости  судей   и судебных  следователей  правительство  также  обходило.   Например,   широко практиковалось  назначение исполняющих  обязанности  судебных  следователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случае на них  не

распространялся   принцип   несменяемости.   Бессословные    по   принципам

организации мировые и общие суды фактически  почти  полностью  состояли   из дворян, так как  высшее образование и необходимый имущественный  ценз  в  те времена имели преимущественно дворяне.

      Сохранены были и чисто сословные  суды – духовные, которые,  кроме  дел духовенства,  рассматривали  и  некоторые  дела  светских   лиц   (например, бракоразводные дела), крестьянские волостные суды, разбиравшие мелкие  тяжбы между крестьянами.13 С 70-х годов в период реакции началось отступление от  провозглашенных

принципов.

     Судебная  реформа была подвергнута коренному  пересмотру  ранее  других реформ 60-х годов, так  как  она  стала  мешать  царской  власти,  поскольку именно эта реформа  давала  слишком  много  свободы.  Поэтому  некоторые  ее положения были пересмотрены. В 1866 г. судебные  чиновники  фактически  были поставлены в зависимость  от  губернаторов:  они  обязаны  были  являться  к губернатору по первому вызову и «подчиняться его  законным  требованиям».  В том же 1866 году из ведения суда присяжных были  изъяты  дела  о печати.  С 1867 года вместо  следователей  стали назначаться «исправляющих должность следователя»,  на  которых   принцип   несменяемости   не   распространялся. Существенным средством давления на судей было право министра  перемещать  их из одного судебного округа в другой.14

     Законом 19 мая 1871 года были утверждены Правила  о  порядке  действия членов корпуса жандармов по исследованию преступлений,  передавшие  дознание по делам о государственных преступлениях в ведение жандармерии. 7 июня  1872 года  была  принята   новая   редакция   раздела   о   судопроизводстве   по государственным   преступлениям   «Устава   уголовного    судопроизводства», закрепившая  создание  Особого  присутствия  правительствующего  Сената   (с участием сословных представителей)  для  рассмотрения  этой  категории  дел. Как правило, такие дела рассматривались  с  нарушением  принципа  гласности. Законом от 9 мая 1878 года «О  временном  изменении  подсудности  и  порядка производства дел по некоторым преступлениям» был резко  сокращен  круг  дел, рассматривавшихся судом присяжных; законами от  9  августа  1878  года  и  8 апреля 1879 года рассмотрение дел о государственных  преступлениях  и  особо опасных  преступлениях  против  порядка  управления  было  передано  военным судам. Принятое  14  августа  1881  года  «Положение  о  мерах  к  охранению государственного порядка и общественного спокойствия»  еще  более  расширило компетенцию военных судов и сузило  круг  процессуальных  гарантий  в  общих судебных установлениях. Завершением судебной «контрреформы» явилась судебно- административная реформа 1889 года.15

     Но  сама основная структура органов  судебной власти и судебная  система с  основными   ее   принципами   сохранилась   до   1917   года,   благодаря эффективности, либеральности и передовым взглядам одной из самых  буржуазных реформ 1864 года. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В связи с вышесказанным, безусловно, судебная реформа  является  одной из важнейших реформ, по своей значимости, второй половины ХIХ века.  На  мой взгляд,  отсутствие  с  древних  времен  демократических  традиций  является особенностью исторического развития Российской империи, что  непосредственно влияет  и  на  становление  судебной  системы  как  одного   из   институтов государства.

      Судебная  реформа  1864  года  явилась   одной   из   последовательных

буржуазных  реформ в России второй половины  ХIХ  века,  однако,  сохранившая немало сословно – феодальных пережитков. Например, оставался  отдельный  суд для духовенства (консистория), военнослужащих (трибунал) и Особый  Верховный суд для высших сановников.  С  1866  года  судебные  чиновники  ставились  в зависимость от губернатора и подчинялись его "законным  требованиям".  С  19 мая 1871 года политические дела вместо суда рассматривались жандармерией.

      Эти выводы свидетельствуют о  том, что судебная  реформа   не  в  полной

мере  установила  демократические  принципы  судопроизводства.  В  связи   с влиянием  феодальных  пережитков,  реформа  претерпела  коренные   изменения (контрреформы), которые вели  к последовательному сокращению  подсудности присяжных  заседателей,  отступление  от  принципов  публичности  заседаний, изменение порядка рассмотрения  дел  и  многие  другие  изменения  –  что  и является недостатком судебной реформы второй половины ХIХ века.

           В указе от 20 ноября 1864 года говорилось, что  судебная  реформа

имеет своей задачей  водворить  в  России  суд скорый,  правый, милостивый, равный для всех подданных, возвысить судебную  власть,  дать  ей  надлежащую самостоятельность и  утвердить  в  народе  уважение  к  закону.  Во  времена советской власти все эти принципы были утеряны, судьи выбирались на 5 лет  и соответственно были зависимы, и  только  в  наше  демократическое  время  мы вспоминаем хорошо забытое старое и  возвращаемся  к  тем  старым  принципам, которые были заложены в реформе 1864 года.

Информация о работе Судебная реформа 1864 г